Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности моделирования процессов деятельности




МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вербальное (словесное) описание среды и особенностей деятельности сначала в виде устных наставлений мастера подмастерью, затем – в виде письменных технологических и должностных инструкций явилось первым шагом к моделированию. Если мы можем описать процесс деятельности так, чтобы его мог понять и воспроизвести в общих чертах другой человек, значит, мы можем создать модель этого процесса, и дальше проблема лишь в выборе аппарата построения модели.

На протяжении столетий модели деятельности, сначала носившие чисто словесный характер, совершенствовались в направлении формализации понятийного аппарата и языковых средств, поскольку живые языки человеческого общения, как литературный, так и бытовой, чрезвычайно избыточны и допускают различные толкования одних и тех же терминов, а для однозначного понимания и воспроизведения процессов деятельности необходимы и адекватные средства их описания, не допускающие различий в толковании. Примерами таких специализированных языков могут служить морской лексикон, сложившийся в эпоху парусного флота, или многочисленные воинские уставы, не потерявшие актуальности и в наши дни. Однако, как правило, вербальные модели деятельности используют специфический лексикон той предметной области, которую они описывают, и поэтому трудно переносятся в другие сферы деятельности, даже если моделируемые процессы сходны.

Следующим уровнем формализации, касающимся производственной деятельности людей можно считать технологические карты и маршруты, т. е. описание определённой последовательности действий по превращению сырья и полуфабрикатов в готовый продукт. Современные технологические карты включают подробную информацию о режимах действия, характеристиках исходного материала, инструмента и результата, требования к квалификации исполнителя, а также нормы расходования различных ресурсов, в т.ч. и времени, как это показано на рис. 4.1.

По мере развития технологий печати изображений, наряду со словесной, всё шире стала использоваться и графическая форма моделирования – сначала в виде наскальных рисунков, затем иллюстраций к тексту, далее – в виде различных мнемосхем. Мощный импульс к унификации языков и средств моделирования деятельности дало появление электронно-вычислительной техники. Программа для ЭВМ – пример строгой и однозначной модели действий вычислительного или управляющего устройства. Классические языки программирования наряду с графическими схемами алгоритмов – пример универсальных средств построения моделей деятельности, «понятных» не только инженеру-программисту, но и ЭВМ. Беда лишь в том, что программист, как правило, не является выдающимся специалистом в конкретной предметной области, где должна действовать разрабатываемая им система, а специалисты этой предметной области далеко не всегда профессионалы в сфере информационных технологий.

 

№ п/п Исходный материал Норма расхода Опе-рация Норма времени Рабо-чий орган (РО) Характеристики РО Инструмент Норма расхо-да Результат Утилизация отхо-дов Испол-нитель Квали-фика-ция
1. Пруток ф20, Ст3 кп 0,6 кг. Обдирка 0,15 мин. ТВ станок 1А62 Точность не ниже 3 кл. Резец проходной 1 на 85 загот. Цилиндр ф18 + 0,05 0,01 кг. Ст3 кп Токарь   2 разряд
2. Пруток ф20, Ст3 кп - Чистовое точение 0,20 мин. ТВ станок 1А62 Точность не ниже 3 кл. Резец проходной 1 на 100 загот. Цилиндр ф17 + 0,01 0,002 кг. Ст3 кп Токарь   2 разряд

 

Рис. 4.1. Пример заполнения технологической карты процесса механической обработки

 

Для преодоления этого барьера за последние четверть века было разработано немало различных технологий и средств моделирования, которые были бы одинаково понятны и тем, и другим. Использование средств автоматизации при построении и особенно верификации моделей, проверке их полноты и непротиворечивости даёт в руки исследователя достаточно мощный и эффективный инструментарий.

Требования к документированию описаний процессов деятельности содержатся в целом ряде различных нормативных документов. Так, стандарт ИСО 9001:2000 определяет обязательным документирование шести процедур управления качеством:

- управление документацией;

- управление записями о качестве;

- внутренние аудиты;

- управление несоответствующей продукцией;

- корректирующие действия;

- предупреждающие действия.

Стандарт предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями:

- входы и результаты процесса четко определяются и измеряются;

- определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;

- устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации;

- устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом;

- при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.

В качестве примера комплексного подхода рассмотрим рекомендации совместного технического отчета ИСО и МЭК (ИСО/МЭК/ТО 15504), который, классифицирует процессы, протекающие в организационных системах, и результаты этих процессов.

Согласно ИСО/МЭК/ТО 15504, все процессы делятся на следующие категории:

- "потребитель - поставщик" – процессы, непосредственно затрагивающие потребителя, поддерживающие разработку и передачу продукта потребителю и обеспечивающие правильные эксплуатацию и использование продукта;

- инженерные процессы, непосредственно специфицирующие (проектирование), реализующие (производство) и сопровождающие (техническая поддержка) продукт;

- вспомогательные процессы, результаты которых могут быть использованы в любых других процессах (включая и другие вспомогательные процессы) на различных этапах жизненного цикла продукта;

- управленческие процессы, содержащие общие действия, которые могут быть использованы теми, кто управляет проектом любого типа или процессом в рамках жизненного цикла продукта;

- организационные процессы определения бизнес-целей системы и разработки процессов, продуктов или развития активов.

Данные категории могут быть сгруппированы по трем основным типам:

- основные процессы - "потребитель - поставщик", инженерные;

- вспомогательные процессы - вспомогательные;

- организационные процессы - управленческие, организационные.

Декомпозиция совокупности процессов, протекающих в системе, может быть выполнена и в соответствии со стандартом ISO/IEC 15288 "Системная инженерия - Процессы жизненного цикла систем", как это показано в главе 1.

При несколько более подробной детализации возникает Тринадцатипроцессная модель деятельности организации (по данным Международной бенчмаркинговой палаты International Benchmarking Clearinghouse). Блок "Производство и поставка продуктов и услуг" в модели обычно разбивается на составляющие: "производство продукции" и "оказание услуг" (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Тринадцатипроцессная модель деятельности организации

 

Название бизнес-процесса Краткое описание бизнес-процесса Результат бизнес-процесса
1. Изучение рынков и потребителей Определение нужд и пожеланий потребителей Измерение удовлетворенности потребителей Мониторинг изменений рынка и ожиданий потребителей Запросы на создание продуктов, удовлетворяющих новые потребности
2. Разработка видения и стратегии Мониторинг внешней среды Разработка концепции и стратегии бизнеса Разработка структуры организации и взаимосвязей между структурными единицами Формулирование и принятие целей системы Стратегия организации
3. Разработка продуктов и услуг Разработка концепций новых продуктов/услуг Проектирование, создание и тестирование прототипов продуктов/услуг Внесение улучшений в существующие продукты/услуги Тестирование эффективности новых или усовершенствованных продуктов/услуг Подготовка к производству Управление процессом разработки продуктов/услуг Техническая документация и порядки, необходимые для производства товаров и услуг
4. Маркетинг и продажи Разработка стратегии маркетинга и продаж Продажа продуктов/услуг Управление заказами потребителей Заказы потребителей
5. Производство и поставка продуктов и услуг (производственные компании) Планирование и приобретение ресурсов Преобразование ресурсов и необходимых компонентов в продукты Транспортировка и доставка материалов и продуктов Управление процессом поставки потребителю Выполненные заказы потребителей
6. Производство и поставка услуг для организаций, ориентированных на услуги Планирование и приобретение необходимых ресурсов Повышение квалификации персонала Предоставление услуги потребителям Обеспечение качества услуги Выполненные заказы потребителей

 

Продолжение табл. 4.1

 

Название бизнес-процесса Краткое описание бизнес-процесса Результат бизнес-процесса
7. Платежные требования потребителям и сервис Выставление платежных требований Предоставление послепродажного сервиса Ответы на запросы потребителей Деньги
8. Профессиональное и карьерное развитие кадров и управление кадрами Создание стратегии работы с персоналом Доведение стратегии до уровня рабочих мест Управление расстановкой персонала Развитие и обучение сотрудников Управление производительностью сотрудников, развитие системы стимулирования Обеспечение комфортного самочувствия и удовлетворенности сотрудников Обеспечение вовлеченности персонала Управление отношениями между менеджерами и сотрудниками Разработка системы информирования кадров Персонал, мотивированный на достижение стратегических целей компании
9. Управление информационными ресурсами (ИР) и технологиями Планирование управления ИР Разработка и развертывание корпоративных систем поддержки Реализация системы безопасности и средств контроля безопасности Управление хранением и выборкой информации Управление функционированием инфраструктуры здания и локальной сетью Управление ИТ обслуживанием Обеспечение возможности коллективного доступа к информации Оценка и аудит качества информации Инфраструктура, готовая для использования внутри компании
10. Управление финансовыми и материальными ресурсами Управление финансовыми ресурсами Обработка финансовых и бухгалтерских транзакций Формирование отчетной информации Проведение внутреннего аудита Управление функцией расчета налогов Управление материальными ресурсами Возможность и право компании продолжать бизнес

 

Окончание табл. 4.1

 

Название бизнес-процесса Краткое описание бизнес-процесса Результат бизнес-процесса
11. Исполнение программы управления охраной внешней среды Формулировка стратегии управления охраной внешней среды Обеспечение соблюдения законодательства Повышение квалификации и обучение сотрудников Реализация программы предотвращения загрязнения внешней среды Управление мероприятиями по снижению опасности загрязнения Реализация программы реагирования на чрезвычайные ситуации Управление отношениями с государственными органами по охране внешней среды и СМИ Возможность компании продолжать бизнес
12. Управление внешними связями Взаимодействие с акционерами Управление взаимодействием с государственными органами Выстраивание отношений с арендодателем Разработка программы связи с общественностью Взаимодействие с Советом директоров Выстраивание отношений с местной общиной Управление юридическими и этическими вопросами Положительный имидж компании
13. Управление улучшениями и изменениями Измерение производительности организации Проведение оценки качества Проведение сопоставительного анализа (бенчмаркинга) производительности Улучшение процессов и систем Реализация принципов TQM Kонкурентоспособность компании на рынке

 

Существует и более компактная восьмипроцессная модель, разработанная и успешно применяемая сотрудниками консалтинговой компании BKG Profit Technology (табл. 4.2).

 

Таблица 4.2

Восьмипроцессная модель деятельности организации

 

Название бизнес-процесса Описание бизнес-процесса Результат бизнес-процесса
1. Выработка согласован-ных условий деятельности Виды деятельности по определению "правил игры", т. е. стратегическое планирование, политика, регламенты деятельности, в том числе организационная структура компании Регламенты системы управления
2. Развитие Виды деятельности по разработке нового продукта, выработке производственных технологий, в том числе требований системы качества. Для небольших бизнес-систем процесс может сливаться с процессом выработки согласованных условий деятельности Производственные регламенты
3. Продажи Виды деятельности, связанные с формированием потока обязательств между бизнес-системой и внешней средой, нацеленные на предоставление внешней среде ценностей, востребованных ею Поток обязательств, в общем виде - дебиторская задолженность и планы предприятия
4. Производ-ство Виды деятельности, связанные с переработкой ресурсов в готовую продукцию в объемах и качестве, которые соответствуют требованиям внешней среды Готовая продукция
5 Воспроиз-водство ресурсов Виды деятельности, направленные на получение из внешней среды производственных ресурсов в количестве и качеством, соответствующим требованиям процесса "производство" Ресурсы (комплек-тующие, материалы, информация и т. д.) в производстве
6. Воспроиз-водство механизмов Виды деятельности, направленные на обеспечение бизнес-системы основными средствами и оборудованием, в количествах и по качеству соответствующих требованиям производства востребуемой внешней средой ценности Работоспособные основные средства в эксплуатации
7. Расчеты Виды деятельности, связанные с обменом готовой продукции на денежные средства, с работой дебиторской и кредиторской задолженностями, распределением денежных средств Чистый денежный поток
8. Воспроиз-водство компетенции Виды деятельности, связанные с обеспечением бизнес-системы необходимыми компетенциями (знаниями, опытом, умениями) и их носителями (персоналом) Персонал, облада-ющий необходимым уровнем компетенции



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.