КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности моделирования процессов деятельности
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вербальное (словесное) описание среды и особенностей деятельности сначала в виде устных наставлений мастера подмастерью, затем – в виде письменных технологических и должностных инструкций явилось первым шагом к моделированию. Если мы можем описать процесс деятельности так, чтобы его мог понять и воспроизвести в общих чертах другой человек, значит, мы можем создать модель этого процесса, и дальше проблема лишь в выборе аппарата построения модели. На протяжении столетий модели деятельности, сначала носившие чисто словесный характер, совершенствовались в направлении формализации понятийного аппарата и языковых средств, поскольку живые языки человеческого общения, как литературный, так и бытовой, чрезвычайно избыточны и допускают различные толкования одних и тех же терминов, а для однозначного понимания и воспроизведения процессов деятельности необходимы и адекватные средства их описания, не допускающие различий в толковании. Примерами таких специализированных языков могут служить морской лексикон, сложившийся в эпоху парусного флота, или многочисленные воинские уставы, не потерявшие актуальности и в наши дни. Однако, как правило, вербальные модели деятельности используют специфический лексикон той предметной области, которую они описывают, и поэтому трудно переносятся в другие сферы деятельности, даже если моделируемые процессы сходны. Следующим уровнем формализации, касающимся производственной деятельности людей можно считать технологические карты и маршруты, т. е. описание определённой последовательности действий по превращению сырья и полуфабрикатов в готовый продукт. Современные технологические карты включают подробную информацию о режимах действия, характеристиках исходного материала, инструмента и результата, требования к квалификации исполнителя, а также нормы расходования различных ресурсов, в т.ч. и времени, как это показано на рис. 4.1. По мере развития технологий печати изображений, наряду со словесной, всё шире стала использоваться и графическая форма моделирования – сначала в виде наскальных рисунков, затем иллюстраций к тексту, далее – в виде различных мнемосхем. Мощный импульс к унификации языков и средств моделирования деятельности дало появление электронно-вычислительной техники. Программа для ЭВМ – пример строгой и однозначной модели действий вычислительного или управляющего устройства. Классические языки программирования наряду с графическими схемами алгоритмов – пример универсальных средств построения моделей деятельности, «понятных» не только инженеру-программисту, но и ЭВМ. Беда лишь в том, что программист, как правило, не является выдающимся специалистом в конкретной предметной области, где должна действовать разрабатываемая им система, а специалисты этой предметной области далеко не всегда профессионалы в сфере информационных технологий.
Рис. 4.1. Пример заполнения технологической карты процесса механической обработки
Для преодоления этого барьера за последние четверть века было разработано немало различных технологий и средств моделирования, которые были бы одинаково понятны и тем, и другим. Использование средств автоматизации при построении и особенно верификации моделей, проверке их полноты и непротиворечивости даёт в руки исследователя достаточно мощный и эффективный инструментарий. Требования к документированию описаний процессов деятельности содержатся в целом ряде различных нормативных документов. Так, стандарт ИСО 9001:2000 определяет обязательным документирование шести процедур управления качеством: - управление документацией; - управление записями о качестве; - внутренние аудиты; - управление несоответствующей продукцией; - корректирующие действия; - предупреждающие действия. Стандарт предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями: - входы и результаты процесса четко определяются и измеряются; - определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса; - устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации; - устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом; - при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение. В качестве примера комплексного подхода рассмотрим рекомендации совместного технического отчета ИСО и МЭК (ИСО/МЭК/ТО 15504), который, классифицирует процессы, протекающие в организационных системах, и результаты этих процессов. Согласно ИСО/МЭК/ТО 15504, все процессы делятся на следующие категории: - "потребитель - поставщик" – процессы, непосредственно затрагивающие потребителя, поддерживающие разработку и передачу продукта потребителю и обеспечивающие правильные эксплуатацию и использование продукта; - инженерные процессы, непосредственно специфицирующие (проектирование), реализующие (производство) и сопровождающие (техническая поддержка) продукт; - вспомогательные процессы, результаты которых могут быть использованы в любых других процессах (включая и другие вспомогательные процессы) на различных этапах жизненного цикла продукта; - управленческие процессы, содержащие общие действия, которые могут быть использованы теми, кто управляет проектом любого типа или процессом в рамках жизненного цикла продукта; - организационные процессы определения бизнес-целей системы и разработки процессов, продуктов или развития активов. Данные категории могут быть сгруппированы по трем основным типам: - основные процессы - "потребитель - поставщик", инженерные; - вспомогательные процессы - вспомогательные; - организационные процессы - управленческие, организационные. Декомпозиция совокупности процессов, протекающих в системе, может быть выполнена и в соответствии со стандартом ISO/IEC 15288 "Системная инженерия - Процессы жизненного цикла систем", как это показано в главе 1. При несколько более подробной детализации возникает Тринадцатипроцессная модель деятельности организации (по данным Международной бенчмаркинговой палаты International Benchmarking Clearinghouse). Блок "Производство и поставка продуктов и услуг" в модели обычно разбивается на составляющие: "производство продукции" и "оказание услуг" (табл. 4.1). Таблица 4.1 Тринадцатипроцессная модель деятельности организации
Продолжение табл. 4.1
Окончание табл. 4.1
Существует и более компактная восьмипроцессная модель, разработанная и успешно применяемая сотрудниками консалтинговой компании BKG Profit Technology (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Восьмипроцессная модель деятельности организации
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |