Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дорогие друзья! Русский язык и культура речи




Русский язык и культура речи

Мищерина Марина Алексеевна

Боброва Светлана Владимировна

 

 

 

 

Учебное пособие для бакалавров

высших учебных заведений

 

 

Москва, 2012

Оглавление

Дорогие друзья! 3

Раздел I. Язык и речь. Текст как продукт речевой деятельности.. 5

Глава 1. Понятие речевой деятельности.. 5

Глава 2. Текст. Типы речи.. 10

Глава 3. Стили речи.. 17

§ 1. Разговорный стиль речи.. 28

§ 2. Научный стиль речи.. 35

§ 3. Официально-деловой стиль речи.. 51

§ 4. Публицистический стиль речи.. 74

§ 5. Стиль художественной литературы.. 85

Раздел II. Культура речи.. 92

Глава 1. Правильность речи.. 93

§ 1. Орфоэпические нормы.. 97

§ 2. Лексические нормы.. 104

§ 3. Морфологические нормы.. 113

§ 4. Синтаксические нормы.. 134

Глава 2. Чистота речи.. 146

Глава 3. Точность речи.. 161

Глава 4. Богатство речи.. 166

Глава 5. Выразительность речи.. 186

Глава 6. Логичность речи.. 205

Глава 7. Уместность речи.. 223

Раздел III. Культура публичного выступления. 234

Глава 1. Законы современной общей риторики. Об ораторе. 235

Глава 2. Этапы подготовки устного выступления. 246

Глава 3. Управление вниманием аудитории и собеседника. 253

Глава 4. Культура и мастерство публичной речи.. 263

Глава 5. Типы речи в ораторском искусстве. Целевые установки речи.. 274

Глава 6. Пять родов красноречия. 286

Глава 7. Основы мастерства беседы. Искусство ведения спора. 294

Итоговый тест. 311

Литература. 324

 

Вашему вниманию предлагается учебное пособие “Русский язык и культура речи”, которое позволяет Вам повысить уровень практического владения современным русским литературным языком.

Методическая система данной учебной книги строится на коммуникативно-деятельностном подходе – такой учебной ситуации, которая предполагает включение Вас, студентов, в учебную и речевую деятельность, осуществляемую в разных позициях: автора высказывания, слушателя/читателя, исследователя речевой ситуации, оппонента, аналитика и критика учебной деятельности. Дидактической единицей на занятиях становится подготовленный заранее текст по данной учебной дисциплине и текст, создаваемый Вами.

Давайте кратко опишем деятельность каждого члена коммуникативной группы. Работа автора (говорящего, пишущего) – это производство речи, речемыслительная деятельность, заключающаяся в “переводе” мыслительной информации во внешнюю речь при помощи языковых средств. Психологической основой этой деятельности является то, что на основе мотива, интенции, возникающей под влиянием окружающих нас предметов и явлений, наших представлений и чувственных переживаний, появляется речевое намерение, которое и создает основу предречевой фразы. По мнению психологов, в интеллекте (а не в языке) создается общий смысловой образ. На этом этапе во внутренней речи происходит сложная умственная деятельность “перекодирования” мысли со своего индивидуального языка во внешнюю речь. Иными словами, на этапе грамматико-семантической реализации смыслового плана говорящий выбирает языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей и оформляет речевое высказывание. В этой деятельностной позиции личность демонстрирует поле своего сознания, в том числе и языкового, степень развитости языковых способностей, полноты лексикона и грамматикона как специальных языковых средств, а также проявляет свои способности речевые – умение формировать и формулировать высказывание для точной передачи мысли.

Деятельность слушающего или читающего – это сложная аналитико-синтетическая деятельность восприятия и понимания высказывания, текста. В филологической герменевтике принято выделять несколько уровней восприятия текста: семантизирующее, когнитивное и распредмечивающее понимание, которые и лежат в основе деятельности адресата субъекта, воспринимающего речь (устную и письменную).

Рассмотрим эти уровни:

1 – семантизирующее понимание, на этом уровне человек, воспринимающий текст, осознает только значения лингвистических единиц. Это имеет место в том случае, если в контексте встречается незнакомое слово и необходимо догадываться о его значении, чтобы понять смысл фразы.

2 – когнитивное понимание, при котором слушающий (читающий) осознает смысл текста, соотнося его с какой-либо ситуацией действительности. Такая ситуация возникает в том случае, когда вам приходится преодолевать трудности, осваивая содержание новой информации.

3 – распредмечивающее понимание, при котором человек пытается по­нять текст автора адекватно его замыслу. Этот тип понимания построен на смыслопорождении того, что имеется в тексте помимо средств номинации, но все же выражено средствами текстопостроения. Эти средства текста позволяют восстановить мотивы создателя текста, некоторые стороны его действования, объективировать часть содержания. Распредмечивание происходит в основном при чтении художественных произведений. Это процесс выявления смыслов, неявно выраженных в тексте, но присущих ему и несущих важную для адекватного понимания информацию. Глубина восприятия текста читателем зависит и от степени развитости Вашей личности.

Таким образом, для восприятия текста на каждом из уровней Вам потребуются умения определять лексико-грамматические значения слов, соотносить полученные в ходе чтения представления с собственным опытом и обладать языковой культурой, оценивать текст в широком социальном и культурном контексте.

В процессе выполнения заданий данного пособия Вы сможете развить свои способности осуществлять первичную (авторскую) и вторичную (слушателя/читателя) коммуникативную деятельность, научитесь осознавать и осмысливать собственную речевую работу, поймете основные свойства русского языка как средства общения, расширите свой кругозор и овладеете основными способами осуществления учебной и речевой деятельности.

Надеемся, Вы научитесь практически применять полученные знания для достижения своих коммуникативных целей.

Удачи Вам!

Раздел I. Язык и речь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.