КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тренируемся. Текст как продукт речевой деятельности
Узнаём Подумаем Текст как продукт речевой деятельности 1. Как вы думаете, одинаковы ли понятия язык и речь? 2. Почему мы говорим о культуре речи, а не о культуре языка? 3. Назовете ли вы текст речью? 4. Что общего и в чем различие между речью устной и письменной? 5. Почему выделяют разные типы текста – описание, повествование, рассуждение? 6. Чем различаются между собой тексты разговорной, официально-деловой, научной и публицистической речи? 7. Как вы думаете, можно ли чтение считать диалогом читателя с автором? Глава 1. Понятие речевой деятельности
Язык – это многоуровневая система знаков, при помощи которых осуществляется речевая деятельность. В самом общем виде систему языка можно представить следующим образом:
Речь – это сложная деятельность человека, связанная с процессом выражения мысли при помощи языковых средств. Как связаны между собой те знания о языке, которые вы получили в школе, и данная нам природой способность к осуществлению речевой деятельности? Язык нужен человеку для познания мира и общения. Человек движется, мыслит, ощущает, испытывает различные чувства к другим людям, вступает с ними в те или иные отношения, воспринимает явления природы, воздействует на окружающие его предметы, познаёт их признаки, качества, связи и отношения. Так, в сознании каждого формируется представление об окружающем пространстве, или собственная картина мира. Жизнь человеческого общества, пропущенная сквозь коллективное человеческое сознание, отражается в языке. Ярким примером может служить выяснение происхождения слова, или его исторический анализ. Давайте попробуем ответить на вопрос, почему человек назвал путь от одного населенного пункта к другому словом дорога. Выделим исторический корень и подберем родственные слова: драть, дерево, деревня. Какая же связь между этими словами? Оказывается, прямая. Племена наших предков селились в лесах, для того, чтобы возделывать землю им приходилось очищать места для пашни: рубить деревья, выдирать (драть) корни из земли. Так и появились поля (слово полый означает “пустой”), пустоши, которые потом обрабатывались и становились пашнями. На этих местах люди стали ставить свои жилища, которые были первоначально, конечно же, из дерева (само это растение получило свое название дерево потому, что люди легко могли с него отдирать, драть кору). Место, где они находились, стало называться деревней. Для сообщения между населенными пунктами в лесах вырубались, выдирались просеки, так стали появляться дороги (от дор – расчищенное место), а для проезда через болото или топкое место делался настил из бревен. Позднее, когда появились города, улицы в них также мостили бревнами, первые дороги на Руси были деревянными. Мы увидели, как в слове воплощается представление об окружающем мире. Если человек вступает в диалог с кем-либо, то его представления, или картина мира, становится содержанием коммуникации. Давайте представим процесс коммуникации упрощенно: есть говорящий/пишущий (отправитель, адресант), который делится своими мыслями или какой-либо информацией со слушающим/читающим (получателем, адресатом). Средством, при помощи которого осуществляется этот процесс, является речь – форма существования человеческого языка. Для того чтобы информация была принята слушающим/читающим, существует определенная система соответствий между элементарными сообщениями и действительностью, известная как отправителю, так и адресату. Такой системой и является язык. Рассмотрим подробнее, в чем заключается деятельность каждого из коммуникантов. Говорящий / пишущий переводит свой замысел в речевые единицы конкретного языка, это происходит на уровне внутренней речи, где образы реальной действительности, возникающие в сознании, становятся единицами смысла. Автор высказывания подбирает необходимые лексические единицы и грамматические конструкции и тем самым оформляет свои мысли в речи. Таким образом, речь представляет собой продукт деятельности говорящего/пишущего, в основе которого лежит процесс словесного описания образов сознания. Деятельность слушающего / читающего заключается в том, чтобы понять мысль автора, т.е. расшифровать те смыслы и образы, которые лежат в основе высказывания. Коммуникация, или речевая деятельность участников диалога, считается состоявшейся в том случае, если передаваемая мысль понята. Это значит, что слушающему/читающему ясна цель автора высказывания. Таким образом, речью называют и процесс речетворчества, и результат этого процесса – высказывание, или текст, являющийся основной единицей высшего уровня языка. № 1. Вспомните самое яркое событие в вашей жизни, расскажите о нем. № 2. Расскажите о том же событии на том иностранном языке, который вы изучали в школе. Проанализируйте свои действия, в какой момент вы испытали затруднения, почему? № 3. Составьте тот же рассказ на языке хинди. Почему у вас ничего не получилось? Какие знания нужны вам, чтобы выполнить это задание? № 4. В чем, на ваш взгляд, разница между языком и речью? № 5. Прочитайте стихотворение И. Бунина. Выполните задания и ответьте на вопросы. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты! 1. Определите значение каждого слова этого текста, для этого используйте прием интерпретации (толкования смысла каждой строчки или предложения) и толковые словари. Для справок: голубец – деревянный крест с двускатной крышей; лубочная иконка – дешевое массовое изображение святых; березовый корец – ковш для черпанья воды; рабство – исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина. 2. Мысленно представьте ту картину, которую рисует автор. Обратите внимание, куда автор обращает взгляд читателя в первом и во втором четверостишии. Как вы думаете, с какой целью он это делает? 3. Что символизирует крест у ручья? Как вы думаете, зачем был кем-то оставлен ковшик у воды? 4. Как вы думаете, каков замысел автора? Что хотел сказать И. Бунин своим собеседникам, нам, читателям? Сформулируйте свою мысль. 5. Оцените собственную речевую деятельность и в позиции читателя, и в позиции автора своего текста. № 6. Прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголь “Старосветские помещики”. Выполните задания и ответьте на вопросы. Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узелков и мешков с семенами, цветочными, огородными, арбузными, висело по стенам. Множество клубков с разноцветною шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала все, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится. 1. Определите значение каждого слова отрывка, используйте прием интерпретации. 2. Представьте себе комнату, которую описывает автор. На что она похожа, по вашему мнению? Хотелось ли вам жить в такой комнате? 3. Как вы думаете, что хотел рассказать читателю автор о своей героине? Нравится вам Пульхерия Ивановна? 4. Какими словами вы бы определили характер героини, ее мировоззрение? 5. С позиции критика оцените собственную речевую деятельность. № 7. Прочитайте отрывок из повести П. Крусанова “Мертвый язык”. Выполните задания и ответьте на вопросы. На Невском, шумно опровергавшем любые соображения о сезонном запустении, возле гостиницы «Редисон САС» Тарарам дождался, когда к остановке подкатит троллейбус, и, деловито подойдя к нему сзади, отвязал от лесенки верёвку, крепившуюся двумя железными кольцами к токоприёмникам. Мимо, производя соответствующий гул, неслись машины. Люди в ожидании посадки толпились у дверей, выпуская пассажиров, – на Рому никто не обращал внимания. Поддёрнув верёвку, Тарарам загнал кольца по штангам вверх, потянул и снял троллейбусные дуги с проводов. Придирчиво оглядев тротуар, Рома выделил идущего в толпе гражданина и с панибратской вежливостью его окликнул: – Любезный, можно вас? Гражданин был средних лет, лысоватый, в очках и с газетой. Некоторое время он колебался, не до конца уверенный, что обращаются именно к нему. – Да? – наконец участливо откликнулся он. – Подержите две минуты. – Рома кивнул на верёвку. – У меня фаза искрит. Надо клемму скинуть, контакт зачистить и гайку подкрутить. Гражданин без энтузиазма взял верёвку в руку. – Только на провода не сажайте, – предупредил Тарарам. – Там шестьсот вольт. Отпустите – я покойник. Подкупленный таким доверием, гражданин ответственно сунул газету под мышку и вцепился в верёвку обеими руками. Рома обошёл троллейбус, нырнул в толпу и, скрытый рекламной тумбой, принялся наблюдать за организованным событием. Пассажиры поднялись в троллейбус, но с места он не трогался. Вскоре из кабины выскочил шофёр в тельняшке под клетчатой рубахой, подозрительно осмотрелся и, зайдя троллейбусу в тыл, уставился на гражданина, который добросовестно держал верёвку, оттягивающую книзу снятые с проводов дуги. Гражданин спокойно выдержал его взгляд. – Ты что делаешь, чудила? – спросил шофёр. Гражданин презрительно отвернулся. Рулевой покраснел, обошёл шутника и снова заглянул ему в лицо. – Отпусти верёвку, придурок, – велел шофёр. – Нельзя, – объяснил гражданин назойливому хаму. – Человека убьёт. – Какого, нах, человека?! – Шофёра. – Какого, нах, шофёра?! Шумы проспекта мешали Роме разбирать слова, но гражданин ещё, наверное, минуту непоколебимо отстаивал Ромину жизнь от посягательств невесть откуда взявшегося мужлана. «Молодец, лысый», – подумал Тарарам удовлетворённо. Когда шофёр всё же вырвал верёвку из рук стойкого очкарика, судьбу которого украсила спонтанная микроистория, и наступил на выроненную им газету, Рома покинул убежище за тумбой и не спеша направился в продовольственный магазин на углу Владимирского и Графского. 1. Вспомните, как обратился к гражданину с газетой Рома по прозвищу Тарарам? Почему он подобрал именно это слово? 2. Перечитайте диалог шофера и гражданина с газетой. Как бы вы охарактеризовали речевое поведение шофера? Что вы можете сказать об этом человеке? 3. В своем обращении к гражданину и Рома, и шофер используют глаголы повелительного наклонения. Найдите эти слова и определите, в чем отличие речи Ромы и речи шофера. Как речь характеризует этих персонажей произведения? 4. Опишите речевое поведение гражданина. Что вы скажете об этом человеке? 5. Как вы думаете, может ли человек контролировать свое речевое поведение?
№ 8. Вспомните, как вы выполняли все задания. Восстановите порядок действий при создании собственного текста и восприятии чужой речи. Работа кого, на ваш взгляд, сложнее, автора, создателя речи, или собеседника, воспринимающего высказывание? № 9. Как речевое ваше поведение характеризует вас лично?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |