КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научный стиль
Узнаём Проверяем себя В. Вот пишут, малая родина… Что же это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? 1. Определите тип связи предложений. 2. Выделите в тексте ключевые слова. 3. Составьте несколько предложений, опираясь на выделенные вами ключевые слова, используйте последовательную связь предложений.
№ 18. Опишите своему другу а) ваш или новый телефон, или компьютер, или какую-нибудь вещь; б) компанию новых друзей или студенческую группу. № 19. Вспомните интересный случай из вашей жизни, расскажите о нем своим сокурсникам. № 20. Есть ли у вас в жизни убеждения? Докажите своим новым приятелям, почему вы придерживаетесь этих принципов.
1. Дайте определение понятию текст. 2. Опишите морфологические и синтаксические особенности повествовательного текста. 3. Каковы грамматические особенности описания? 4. В чем заключаются отличительные черты текста рассуждения? 5. В чем особенность последовательной и параллельной связи предложений в тексте? 6. Каковы особенности развития авторской мысли с точки зрения грамматических категорий наклонения, залога, времени и лица в текстах трех разных типов? Выводы своего исследования изложите письменно.
Глава 3. Стили речи Стилем называется способ словесного выражения мыслей. Использование того или иного стиля речи зависит от определенных условий: в какой сфере происходит общение, какова тема речи, ее назначение и т.п. В зависимости от задач речи (общение, сообщение, воздействие) стили литературного языка делятся на две группы: разговорный и книжные: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный. Каждый стиль обслуживает ту или иную конкретную сферу деятельности людей. Так, разговорный стиль обслуживает сферу бытовой жизни, художественный стиль – искусство, а именно литературу, официально-деловой стиль – право, научный стиль – науку, публицистический стиль – политику и идеологию. Каждая разновидность языка имеет свои стилистические ресурсы и прежде всего лексику и фразеологию, например: конус, периметр (научн.); референдум, идеология, права человека (публиц.); адресат, входящая корреспонденция (офиц.-дел.); вития, стяг, стезя, дерзать (худож.); растяпа, драчун (разг.). Подобной лексике свойственна функционально-речевая окраска, показывающая принадлежность слова к определенному стилю. Подавляющее большинство слов русского языка нельзя отнести к какому-то стилю, эти слова являются межстилевыми. Разговорный стиль. Основная функция разговорного стиля – повседневное общение. Он используется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, в дружеских посланиях и т.д. Разговорная речь по сравнению с другими разновидностями языка имеет существенные особенности. Она не кодифицирована, ее особенности нигде не фиксируются. Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и в грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов. Разговорная речь спонтанна, неподготовленна, она представляет собой неофициальное общение говорящих, реализуемое при их непосредственном участии. Эта речь сопровождается активным использованием неязыковых средств общения (жестов, мимики, взгляда). Основной формой разговорной речи является устная речь, реализующаяся в жанрах беседы, диалога, телефонного разговора. К письменной форме разговорной речи можно отнести частные неофициальные письма, записки, дневниковые записи. Особенности разговорной речи проявляются на всех языковых уровнях. На фонетическом уровне наблюдается более сильная редукция гласных звуков и целых слов, выпадение согласных: универстет, пожалста, Сан Саныч, чэк (человек) и т.д. На уровне морфологии наблюдаются особые формы обращений: Кать, мам-а-мам. В разговорной речи практически отсутствуют причастия и деепричастия, которые являются книжными формами. Наиболее ярко и последовательно особенности разговорной речи проявляются в синтаксисе. Здесь отчетливо прослеживается тенденция к экономии речевых средств, к упрощению языка. Например, в разговорной речи употребляется именительный падеж в тех случаях, когда в кодифицированном языке возможны только косвенные: Следующая / нам выходить; Голубенькая футболка / покажите; У нее шуба песец. В разговорной речи особые способы обозначения предметов, лиц: Дай мне во что завернуть; У меня нет куда книгу положить; Возьми чашки где посуда. В разговорной речи часто употребляются бессоюзные сложные предложения: Зайду в магазин – соль нужна; Смотрю в окно – дождь; Вот такую шляпку хочу – девушка прошла. В разговорной речи частотны неполные предложения, т.е. предложения, в которых опущен тот или другой член предложения. Особенно характерны ситуативно неполные предложения (т.е. понимаемые собеседником только в конкретной ситуации): Остановите на следующей; Закипел / выключи; Два до Рославля; Бери только купе. В разговорной речи используется особая лексика. В русском языке есть много стилистически окрашенных слов и фразеологизмов, которые употребляются чаще всего в бытовом общении, а также в языке художественной литературы. В словаре они обычно снабжены пометами “разг.”, “фамильярн.”, “шутл.”: ушастик, ехидничать, скупердяй, транжира, сластена, препираться, долдонить, занудничать, морочить голову, водить за нос, брать на испуг, ждать у моря погоды и т.д. Среди подобной лексики выделяется просторечная – сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении и допустимая только в художественной литературе, и то лишь в том случае, когда соответствующего эффекта нельзя достичь другими средствами: рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться) и т.д. Подобные слова имеют в словарях пометы “груб.”, “вульг”, “просторечн.” Кроме отдельных разговорных слов, для бытового общения характерна также система собственных способов называния предметов, учреждений: маршрутка, самоволка, читалка, комиссионка, газировка, Ленинка, Третьяковка. В разговорной речи активно употребляются слова с переносным метафорическим значением: ворона, лиса, каркать, используются слова и обороты, придающие личную оценку содержанию речи: потрясающе, гениально, фантастика, круто (жаргонное), чепуха, просто ерунда. Бытовое общение насыщено этикетными формулами приветствия, прощания, удивления, благодарности, сочувствия, просьбы и т.д.: Здравствуйте! Привет! Как дела? До встречи! Пока! В устной бытовой речи допустимы отдельные жаргонизмы: видик, телик, хвост, ди-джей. Таким образом, разговорный стиль представляет собой важную и самую употребительную для конкретного человека разновидность литературного языка. Научный стиль обслуживает сферу научного знания, основная его функция – сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Язык науки – это язык общения специалистов в профессиональной сфере. Научный стиль реализуется как в письменной, так и в устной форме. Используя элементы естественного языка, научный стиль широко привлекает неязыковые средства, включает в термины цифры, символы (Х-лучи, бэта-излучение, N-ый член, Н2О), а также использует рисунки, графики, чертежи. На содержательном уровне язык науки распадается на конкретные профессиональные языки или стили: научный стиль языкознания, научный стиль экономики, психологии, социологии, однако в целом научный стиль обладает определенными общими чертами, прежде всего отвлеченностью и строгой логичностью изложения. Жанры научного стиля разнообразны: к ним относятся аннотация, реферат, рецензия и др. Собственно научный стиль реализуется в жанрах монографии, статьи, доклада. Научно-справочный стиль находит отражение в словаре, справочнике. Учебно-научный стиль используется в учебнике, пособии, лекции как устной форме существования научного текста. Самый доступный неспециалистам стиль – научно-популярный – находит воплощение в очерке, статье, книге, предназначенной для широкого круга читателей. Главным для научного стиля является использование терминологии. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Например, семантика, лексика, синоним, антоним, метафора, стиль – термины лингвистики; инфляция, инвестиция, экспорт, монетаризм, либерализация, автаркия – термины экономики. Это термины конкретных наук, но есть термины, которые используются всеми науками: система, элемент, структура, функция, модель, парадигма, информация, адаптация, метод, фактор и многие другие. От терминов следует отличать профессионализмы – слова, используемые в той или иной профессиональной среде: ляп (опечатка – в речи журналистов, полиграфистов), заболтать (заиграть, переиграть пьесу – в речи пианистов). Профессионализмы часто экспрессивны и противопоставлены точности и стилистической нейтральности терминов. Большое количество профессионализмов (или профессиональных жаргонизмов), созданных на базе английской терминологии, появилось в русском языке в связи с широким внедрением в быт компьютеров: емелька (электронное письмо), винды (программа Windows), сидюшник (CD-ROM-диск), мама – материнская плата, зависнуть, скачать и т.д. Грамматические особенности научного стиля определяются отвлеченностью и логичностью изложения. Обобщенность и отвлеченность подчеркивается использованием наречий и местоимений с соответствующими значениями: обычно, обыкновенно, постоянно, всегда, всякий, каждый. В научном стиле частотны пассивные конструкции, неопределенно-личные предложения: Обычно рассматривают следующие черты объекта...; Результаты социологических опросов анализируются... При этом глаголы употребляются в форме настоящего времени, обозначая действие вневременное, или постоянное. В научной речи чаще используются глаголы несовершенного вида. В научном стиле используются обобщенные формы 3 лица местоимений – он, она, оно. Очень редко используется форма местоимений 1 лица ед. числа, зато употребляется форма авторского мы, подчеркивающая объективность изложения: Мы рассмотрели характерные параметры данного объекта... Отвлеченность и обобщенность научной речи усиливаются употреблением слов среднего рода часто с абстрактным значением: действие, свойство, изменение, значение, влияние и т.д. Синтаксическая организация научной речи сложна: сложные предложения преобладают над простыми, причем чаще представлена союзная, чем бессоюзная связь, используются составные союзы в то время как; если... то; ввиду того, что; вследствие того, что и др. Характерно употребление вводных слов, выражающих отношения между частями высказывания: итак, таким образом, следовательно и т.д. Таким образом, научный стиль – функциональный стиль языка, который обслуживает сферу научного знания. Он использует разветвленную систему специализированных терминов и характеризуется особенностями грамматического оформления речи.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |