Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мегарон. Реконструкция




Акрополь в Микенах.

 

С авторитетом правителя было связано формирование акрополя. В Микенах и Тиринфе за крепостными стенами, возведенными на самом возвышенном месте города – акрополе – обычно укрывали водоем, где собирали дождевую воду, храм, в котором стояла статуя особо почитаемого божества и дворец царя.

 

 

Раскопки на территории микенского акрополя показали, что дворец состоял из небольшого вестибюля с двумя колоннами в выступах стен (антах) и квадратного зала – так называемого мегарона - приемного зала: в центре его располагался круглый очаг, вокруг которого четыре колонны поддерживали кровлю с отверстием в центре. Зал (13 х 12 м) был построен из тесаного камня, имел деревянные перекрытия. Стены внутри мегарона были оштукатурены и расписаны. Декоративные элементы интерьера, форма колонн свидетельствовали о несомненном влиянии на греков критских прототипов, но в самой форме и простоте микенского дворца сохранялось воспоминание о северных краях и суровом климате. Раскопки в Германии позволяют предположить, что дом с очагом в центре был обычной моделью жилища для ариев. Если на Крите образ человека растворялся в затемненном живописном внутреннем пространстве, что было связано с религиозными идеями дворца, то в Микенах и Тиринфе мегарон – приемный зал хозяина – говорил о более простой и рациональной жизни. Суровые условия выживания среди скудной природы и острого соперничества городов особо выделяли человека. Вот почему в отличие от группировавшихся вокруг внутренних дворов критских дворцов, композиции материковых греческих городов имели замкнутые внутренние пространства с могучими цитаделями-крепостями и прочными воротами, а помещения дворца нанизывались на единую ось.

Археологические исследования в Трое II и Полиохни IV, на острове Лемнос, раскопки так называемого «Дома черепиц» в Лерне (Арголида), подтвердили широкое распространение мегаронов в это время. Во всех случаях их возводили на каменном цоколе, толстые стены выкладывали из необожжённого кирпича, проложенного для прочности рядом продольных и поперечных балок; выступы стены завершали рядом вертикальных деревянных балок; а выступы портика возле стены завершали рядом вертикальных деревянных балок, поставленных на особый каменный цоколь. В этой детали можно увидеть прообраз антов — своего рода пилястров, завершающих стены целлы в греческом храме и соответствующих колоннам портика.

Анализируя внутреннее пространство мегарона важно отметить его ритуальное, репрезентативное предназначение. Некоторые исследователи, опираясь на микенскую мифологию, называли дворцы материковой Греции жилищем богини, а позднее её укреплённым убежищем или местом заточения. Унаследовав ритуальное, религиозное значение у древних горных святилищ и пещер, дворец царя, расположенный, как в Микенах, на значительной высоте становился новой формой городского святилища. «Комната хозяина» уже не была обычной жилой комнатой, отапливаемой очагом. Колонны, поддерживавшие кровлю у очага, своего рода прообраз колоннады, разделявшей будущие греческие храмы на отдельные части – нефы – уже были предназначены расширять внутреннее пространство зала, в котором устраивались важные приемы, принимались делегации, заключались договора… перед лицом священного огня, призванного очищать как поступки, так и помыслы смертных.

Вокруг мегарона, так же как на о. Крит, располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Но дворцовые дворы уже не носили характера центра архитектурной композиции, вокруг которого концентрировались более и менее самостоятельные сооружения. Характер крепости придавало дворцам и их расположение в труднодоступной местности, а также тщательно укреплённые подступы, ведущие от крепостных ворот к собственно дворцу. Иногда отсутствие фортификационных сооружений восполнялось выгодным месторасположением (например, в Пилосе). И только за крепостными стенами к дворцу примыкали дома знати, а у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы и ремесленники.

 

9. Сокровищница Атрея – микенская гробница.

Впрочем, о восточных влияниях на микенскую культуру свидетельствуют гробницы, составившие важнейшую главу ее искусства.

В конце XVII-XVI веке до н.э. для умерших микенских владык высекали глубокие прямоугольные могилы в скале - «шахтовые» захоронения. Первый круг таких усыпальниц, окруженный двойным рядом вертикально поставленных плит, был открыт внутри акрополя. Второй круг гробниц был обнаружен за городскими стенами.

С конца XVI века до н.э. началось сооружение купольных гробниц – толосов. Монументальные толосы XV- XIV веков до н.э. не уступали в своей грандиозности дворцам и крепостным стенам.

Наиболее известная из этих гробниц названа «сокровищницей Атрея». Греки верили, что это сооружение – хранилище несметных богатств легендарных царей Пелопса, Атрея и его сына Агамемнона. Гробница была врезана в холм, к ней вел открытый проход – дромос, длиной 36 м и шириной 6 м. Десятиметровой высоты вход перекрывала монолитная глыба, весившая около ста тонн. Когда-то его украшали полуколонны из зеленного камня и облицовка из красного порфира, покрытая спиральными узорами. Вход из дромоса в камеру был устроен также, как в «Львиных воротах», над горизонтальной плитой перекрытия было оставлено свободное пространство – ложный свод, закрытый плитой с рельефами. Внутри гробницы – круглое помещение диаметром в 14,5 м, было перекрыто куполообразным каменным сводом высотой в 13,2 м. Прежде чем воздвигнуть такое перекрытие, строителям пришлось располагать ряды каменной кладки так, чтобы каждый следующий ряд слегка нависал над нижним. Круги кладки, постепенно сужаясь кверху, образовывали ложный свод. Добиваясь более совершенного декоративного эффекта, строители стесали уступы кладки внутри помещения и украсили кровлю бронзовыми позолоченными розетками. «Сокровищница Атрея» оставалась самым большим сводчатым сооружением древности до постройки римского Пантеона (II в.н.э.).

 

10. Акрополь Тиринфа.

Хорошо сохранился и изучен акрополь Тиринфа. Тиринф был расположен на холме, возвышавшемся на 20 м над окружающей местностью. Его стены, сложенные из каменных блоков размерами от 1 до 3 м и массой до 12 тонн, также как в Микенах, имели земляное заполнение между двумя рядами каменной кладки, что объясняло их толщину 7-8 м. Подлинная высота стен неизвестна, сохранившиеся фрагменты достигали 11-17 м. В некоторых местах стены расширялись в бастионы и над ними возвышались башни, охраняющие подступы к крепости. На южной и восточной стороне крепости, внутри циклопических стен, были проложены узкие галереи, крытые ложными стрельчатыми сводами из выступающих один над другим слоёв кладки. В эти галереи выходил ряд камер в виде казематов, служивших, вероятно, местом хранения запасов провианта. Главный вход в город находился на восточной стороне крепости. Здесь, войдя в узкие ворота (ширина их около 3 м), можно было пройти коридором в первый крепостной двор. Далее пропилеи вели на первый парадный двор, откуда вторые пропилеи раскрывали проход во внутренний главный двор, на который выходили приемные и жилые покои базилевса. Второй, запасной, тайный ход размещался на западной стене, под бастионом. Он не имел дверей, но был надежно защищен господствующими над ним башнями, с городом его соединяла длинная и крутая лестница. От этого входа путь к главному помещению дворца — к мегарону— шел через всю крепость.

11. Крепость в Тиринфе. Сводчатая галерея внутри крепостной стены. XIV-XIII вв. до н.э.

 

От первоначального дворцового комплекса сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.

Главным зданием акрополя был мегарон, выходивший своим портиком во двор, окруженный колоннадой. двор был покрыт плитами рыжевато-желтого цвета. Стены двора были побелены, и по ним шел широкий фриз с фресковой живописью в зелено-голубой гамме. Входные колонны большого мегарона тоже были раскрашены. В целом дворцовый ансамбль Тиринфа контрастировал с серо-бурыми стенами акрополя, сливавшимся с цветом скалы, на которой он стоял. В системе вхождения на акрополь, в появлении Больших и Малых пропилей, которые вели к мегаронам, уже намечалась дальнейшая линия развития акрополей, которая была доведена до своего апогея в классический период Древней Греции в Афинах.

Раскопки последнего времени позволили изучить еще один город Арголиды – Пилос, где удалось обнаружить остатки большого дворца. Дворцы микенского типа, а также предметы ремесла из городов Арголиды были обнаружены археологами в других районах Пелопоннеса, на Кикладских островах, на Крите, в южной Италии, на малоазийском побережье, в районе будущего Милета. Другими словами, микенская культура имела широкий ареал распространения, что говорило о ее силе и самобытности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.