Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градостроительство и архитектура периода эллинизма. 3 страница




Итак, в середине IV в. до н.э. театр, становясь независимой постройкой, выходит за пределы святилища. Это значит, что и вся система святилища обмирщается – обмирщается каждый его элемент.

Изменения, затронувшие храмы этого времени, хорошо проявились в реставрации храмов ионийской и малоазийской Греции. Реставрационная и реконструкционная работа – важнейшая для греков в поздней классике – имела свою специфику, поскольку была связана с повторением старого обветшавшего или утраченного образца. С большим размахом отстраиваивается храм Артемиды в Эфесе, на месте сгоревшего в 356 г. до н.э. старого здания. Около 340 г. до н.э. сооружается храм Афины Полиады в Приене, архитектором которого называют Пифея, одного из создателей Галикарнасского мавзолея. Чуть позднее начал возводиться, тоже на месте старого здания, огромный храм Аполлона в Дидимах близ Милета – его строили чуть ли не три столетия. Долго не завершалось и строительство крупнейшего ионийского псевдодиптера – храма Артемиды в Сардах, древней столицы Лидии, начатое после пожара, имевшего место ок.325 г. до н.э. Все эти постройки были выполнены в ионийском ордере, но, поскольку их строительство продолжалось и далее, завершены они были только в эпоху эллинизма.

Огромные размеры, пышность и великолепие декора, диптеральные птероны – двойные наружные колоннады – отличают восточногреческие храмы от прочих. Как и в прежнее время, в этих храмах сохранялись очень глубокие портики и пронаосы, иногда достигавшие половины длины целлы, основания колонн украшались рельефами, как в храме Артемиды в Эфесе, и, новая черта в поздней классике, - в отдельных храмах, как, например, в приенском, отсутствовала фронтонная скульптура.

 

 

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция.

Деструктивные процессы, проявившиеся в греческой жизни со времени Пелопонесской войны, не могли не отразиться в искусстве. Как только полис проявил первые признаки заката – сразу же общественно-значимые ценности начали тесниться частными. Храм утратил свои позиции – гробница подхватила их. Жизнь перестала казаться вечной – на первый план выступила смерть. Материальное начало космоса обнаружило свою недолговечность – духовное набрало силу. В это очень сложное для Греции время, и почти совершенно кризисное для Афин, особую силу приобрело мемориальное искусство.

В конце V - начале IV в. до н.э. в Греции сформировалось такое своеобразное явление, как гробница-храм. Оно свидетельствовало о том, что бог, столь мучительно приобретавший свое бессмертие, стал снова терять его и понадобились новые формы искусства для восстановления божественного статуса. Поэтому и храм, созданный для ритуала возрождения, подвергся переосмыслению.

Новый тип постройки мемориального характера ведет свою историю от афинского Эрехтейона. Он распространяется прежде всего в греко-римских регионах Малой Азии, где всегда было сильно влияние Ближнего Востока. Гробницы-храмы строятся не для очеловеченного бога, а для обожествленного человека. Теперь в храме вновь стало возможно появление могилы, а гробница стала притязать на облик храма.

Один из ранних примеров симбиоза – «Львиная гробница» в Книде, поставленная воинам, павшим в войне 394 г. до н.э. Она представляла собой монументальный памятник, в котором на массивном кубическом цоколе стоял глухой кубический храм с дорийскими полуколоннами. Пирамидальная ступенчатая кровля, очень важный элемент здания, загадочно похожий на шумерский зиккурат, был увенчан статуей льва. Внутри купольное пространство – единое и цельное; план на уровне цоколя имел ульевидную форму, на уровне собственно храма – круглую. В этом памятнике все было замечательным: и ступенчатый базис, и классическая форма антаблемента (архитрав, фриз, карниз), и полное отсутствие скульптурного декора. Лежащие на надгробиях львы, широко известные и на Древнем Востоке, и в Греции, здесь впервые увенчали архитектурное здание. Возникало ощущение, что лев, лежащий на собственном, индивидуализированном и очень греческом постаменте, с хорошо рассчитанными пропорциями и профилями, представлял собой «памятник на памятнике»: вся нижележащая структура воспринималась как богатый постамент для него. Лев, издавна связанный с образом солнечного бога (вспомним Большого сфинкса в Гизе, направленного на восходящее солнце в созвездие Льва), вознесенный над храмом, архитектурно воссоздавал путь своего вертикального восхождения на небо.

Еще один синкретический образ гробницы-храма, самый грандиозный и импозантный, представлял Галикарнасский мавзолей, работы архитекторов Пифея и Сатира, ок. 360-350 гг. до н.э. Памятник предназначался для обожествленного правителя Карии Мавсола и его супруги Артемисии, и был завершен Артемисией уже после смерти Мавсола в 353 г. до н.э. Размеры этого грандиозного монумента - (66 х 75 м), он представлял собой высокое башнеобразное сооружение, с сильно укороченными боковыми сторонами, впрочем, план его не был квадратным: на коротких сторонах было по девять колонн, на длинных – по одиннадцать. Он также стоял на цокольной гробнице, продолжающей расти в высоту и, кроме того, приобретшей ступенчатость; ступени незначительно разнились по ширине и значительно – по высоте: третий ярус был выше всех. Доминанта «зиккуратной» кровли в «Львиной гробнице» была заменена доминантой цоколя: он теперь занимал половину высоты сооружения. Вместе с тем ступенчатость гробницы была знаком того, что она усвоила форму зиккурата: она сама стала образом «мировой горы»: формы множились, ветвились, редуплицировались. Вероятно, многочисленные фризовые пояса, которые были исполнены четырьмя греческими мастерами – Скопасом, Тимофеем, Леохаром и Бриаксидом, дожны были объединить все семь ярусов в единое целое. Венчали гробницу скульптуры Мавсола и Артемисии в квадриге с лошадьми – богов в человеческом облике.

 

 

Мавзолей в Галикарнасе. Реконструкция.

В Галикарнасском мавзолее наглядно был показан вертикальный путь умершего-солнца. В гробнице-цоколе он умирал, в храме совершал «переход», по ступенчатой кровле восходил на небо, где двигался в квадриге (знаке солнечного бога) по небесному пути. Венчание могилы скульптурой возрождало древнюю идею курганов IV-III тыс. до н.э. с их «каменными бабами». Здесь, в Малой Азии, в малоазийско-греческом всплывало догреческое и собирались разные формы из разных традиций, некогда вышедших из единых корней: курганный тип захоронения южноукраинских степей, месопотамский зиккурат как его искусственная форма, башенные гробницы Переднего Востока (с глухим цоколем), греческий периптер и греческая круглая скульптура. Все было составлено и восстановлено в новой форме древней погребальной мысли.

Еще одну характерную для поздней классики форму гробницы-храма представляет героон, открытый в Гёльбаши-Трисе, в Ликии. Памятник местному правителю выразился в идее саркофага, окруженного священным участком, который представлял собой двор неправильной четырехугольной формы (со сторонами от 24,5 до 19,7 м). В самой узкой стене был вход, против которого углом стоял саркофаг. Теменос был огорожен каменной стеной высотой 6,4 м, сплошь украшенной изнутри размещенными в два яруса рельефами на мифические темы.

Неизвестно, находился ли здесь алтарь и отправлялся ли культ в честь героя, как то бы принято в Греции, или же здесь были иные формы почитания покойников. Судя по структуре теменоса, в Трисе, как в прежних храмовых гробницах, предпочитались внешние формы чествования умершего. Замкнутость участка, сплошная украшенность ограды изнутри и несоответствие ее по высоте сравнительно небольшому саркофагу наводят на мысль, что этот особый теменос воспроизводил в увеличенном размере погребальную камеру, со снятой крышей. Камера, захоронение, саркофаг – все отгорожены от земного мира, но открыты небу. Отсюда понятна идея декорации ограды изнутри, тогда как раньше храмы украшались скульптурами снаружи. Такая тнденция проявилась в Афинах конца V в. до н.э. – в храме Ники Аптерос с его знаменитой балюстрадой. Но там балюстрада огораживала храм, здесь же храм окончательно превратился в склеп, в гробницу. Храм, который раннее рассматривался главным образом снаружи, теперь сузился до своего интерьера-лона, выделившегося в особую структуру.

В удаленных от Афин областях возродился и древний погребальный обряд, в котором элементы гробниц и храмов уживались с собственно древними курганными захоронениями. Таковы знаменитые гробницы македонских царей, открытые в Вергине, на месте древних Эг, первой столицы Македонии. Здесь было найдено 11 монументальных сводчатых гробниц местного типа, с погребальными камерами внутри и монументальными фасадами, имитировавшими фасады храмов: в центре их располагалась дверь, обрамленная полуколоннами или другими архитектурными формами, а верхняя часть представляла собой исполненный по всем правилам ордерный антаблемент.

Особый случай гробницы-храма представляет известный Памятник Лисикрата, ок.334 г. до н.э., одно из немногих архитектурных сооружений Афин, до сих пор находящееся в городе. В это время целая серия построек заказывалась частными лицами. Лисикрат был хорегом, на свои средства подготовившим хор мальчиков для выступления на празднике в честь Диониса (обычно драмы ставились на Великих Дионисиях). Хоры состязались между собой, и победитель получал в награду бронзовый треножник. Награды были почетными и выставлялись на всеобщее обозрение, в том числе и в «стационарных» зданиях, каким был Памятник Лисикрата. В Афинах улица Треножников, на которой экспонировались награды такого рода, была одной из центральных – она примыкала к театру Диониса, устроенному на юго-восточном склоне Акрополя.

Треножник Лисикрата, ныне утраченный, венчал собой высокий многоярусный постамент: на кубическом цоколе из тесаного мрамора, шершаво обработанном и увенчанном поверху узкой полоской пестрого гиметтского мрамора, стоит полый цилиндр из пентелийского мрамора, с легкой конической кровлей, на вершине которой и был поставлен треножник. Памятник Лисикрата напоминал малоазийские гробницы-храмы в варианте «Львиной гробницы» книдян, но с более изящными пропорциями, с заменой центрального кубического тела цилиндрическим и с богатым скульптурным декором. Верхняя часть его цилиндра в районе капителей украшена изящным рельефом с изображением парных треножников. На фризе показана дионисийская сцена – фон его полупустой, с разобщенными фигурами. По верху кровли, над богатой порезкой «черепицы» (антаблемент и кровля выполнены кадый из цельного блока камня) вздымаются дельфиньи хвосты, а в центре, по типу сложного ствола канделябра, высится растущая кверху. Почти флоральная форма постамента для треножника. Таким образом, треножник, будучи родстен «вещным» формам типа статуи льва на книдской гробнице или квадриги Мавсола, воспринимается как образ бога в вещном образе. Памятник Лисикрата выступает гробницей, в которой Дионис переходит от смерти к жизни, о чем, собственно, и повествует фриз.

Тип гробницы-храма в варианте чисто экстерьерной постройки выполняет символическую функцию, представляя победу в хорегических состязаниях как вариант победы бога над смертью.

В конце IV в. до н.э. греческое искусство вышло на новый неожиданный уровень. Выдающийся греческий полководец македонский царь Александр замыслил создать новый мир, в котором разные народы жили бы «по согласию сердец». Со своей армией он прошел Грецию, Персию, Египет, Среднюю Азию вплоть до Индии и создал огромную империю.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. колоссальная монархия распалась на несколько областей, которыми управляли сподвижники завоевателя – диадохи. К их числу принадлежали Сирия с центром в Антиохии на Оронте, Египет со столицей Александрией, Пергамское царство с центром в Пергаме. Сама Греция всё больше пустела и постепенно превращалась в провинцию: мастера находили заказы при дворах новых правителей. Однако она оставалась главным средоточием эллинской, греческой художественной системы восприятия мира, запечатленной в творчестве ее великих мастеров. Эпоху, наступившую после Александра Македонского, назвали эллинизмом, потому что местные традиции и школы во многом подражали общепризнанному эллинскому стилю.

В эпоху эллинизма материковая Греция утратила свою ведущую политическую и экономическую роль, уступив ее более сильным державам эллинистического мира. Собственно Греция, входившая в это время в состав Македонского царства, переживала глубокий политический, социальный и экономический кризис. Кризис этот проявлялся в частых восстаниях рабов, государственных переворотах, столкновениях различных политических союзов. Территория Греции стала ареной опустошительных войн, ослаблявших и без того подорванные силы старых греческих полисов и уничтожавших огромные культурные ценности. Должно быть отмечено, что именно Афины, более чем какой-либо другой греческий полис сохранившие демократические традиции, возглавляли борьбу других городов против македонского ига. Но уже в середине II в. до н.э., раздираемые политическими и социальными противоречиями, Греция и Македония, несмотря на попытки упорного сопротивления, сделались добычей более могущественного рабовладельческого государства - республиканского Рима.

Тем не менее, культурное значение материковой Греции и прилегающих к ней островов в течение всего эллинистического периода и далее - в период Римского владычества - было очень велико. Столица Аттики - Афины - осталась одним из важнейших культурных центров эллинистического мира, городом всеобщего почитания, «Элладой Эллады», как говорили в то время. Греческие, а главным образом аттические мастера работали не только у себя на родине - они приглашались в другие страны эллинистического, а затем и римского мира.

Больше всего пострадала от экономического и политического упадка Греции архитектура: в эпоху эллинизма центры нового строительства передвинулись на Восток. Эллинистическое зодчество не оставило в Афинах памятников, которые можно было бы по их художественному значению сопоставить с памятниками классической архитектуры. Сама Аттика не имела материальных возможностей для большого строительства, и большинство сооружений было воздвигнуто на средства покровительствовавших Афинам правителей других государств - главным образом Пергама и государства Селевкидов.

 

 

Храм Зевса в Афинах.

Самым крупным сооружением эллинистических Афин является храм Зевса Олимпийского (так называемый Олимпейон). Строительство храма затянулось на несколько сот лет. Начатый еще в VI в. до н.э., храм строился главным образом в 174 - 163 гг. до н.э. и был закончен только при римском императоре Адриане во II в. н.э. Храм Зевса Олимпийского, принадлежавший к числу самых крупных храмов античного мира, представлял собой диптер размером 41 х 108 м; 20 колонн располагалось по его продольным сторонам, 8 колонн по фасадам. Впервые в греческой архитектуре коринфский ордер, наиболее богатый и нарядный из греческих ордеров, использовавшийся прежде только во внутренних помещениях, был применен в наружной колоннаде. Сохранившиеся от храма до нашего времени 15 гигантских колонн, выполненные из пентелийского мрамора, свидетельствуют о размахе и великолепии этого сооружения, не отличавшегося, однако, чрезмерной пышностью, свойственной обычно эллинистическим постройкам; строители храма в немалой степени еще опирались на традиции классического зодчества.

 

 

Башня ветров в Афинах.

Другая известная афинская постройка эллинистического времени - Башня ветров, сооруженная в середине I в. до н.э., представляет собой небольшую восьмигранную башню высотой 12,1 м, поставленную на трехступенчатое основание. Снаружи на башне были помещены солнечные часы, внутри - механизм для водяных часов - клепсидры. Перед дверьми, ведущими в башню с двух сторон, прежде находились коринфские портики. Башня украшена рельефным фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров; распластанные по стене рельефные фигуры нарушают тектоническую логику архитектурных форм, так как они пересекают линию архитрава. Подобный прием свидетельствует уже об известной утрате понимания логики архитектурной композиции.

Своеобразным сооружением был так называемый Арсинойон на острове Самофраке - храм, выстроенный в 281 г. до н.э. Арсиноей, дочерью египетского царя Птолемея Сотера, и посвященный «великим богам». Храм представлял собой цилиндрическое в плане сооружение диаметром в 19 м. Наружная стена храма членилась на два яруса; нижний ярус был глухим, выложенным из квадров мрамора, второй ярус состоял из 44 столбов, поддерживавших антаблемент и коническую кровлю; промежутки между столбами были заложены мраморными плитами. Это же членение на два яруса сохранялось внутри здания. Арсинойон - один из ранних образцов центрического сооружения с обширным внутренним пространством; новой чертой его архитектуры является также принцип поэтажного членения, примененный внутри и снаружи здания.

Истинный расцвет архитектура переживала за пределами Греции.

Сам Александр Македонский основал около 70 городов, после его смерти диадох Селевк построил 75 новых. Столица Египта Александрия и столица государства Селевкидов Антиохия были населены сотнями тысяч жителей. Александрия считалась важнейшим эллинистическим культурным центром. В Мусейоне, объединявшим научные учреждения, обсерваторию и ботанический сад, работали выдающиеся умы того времени, а в Александрийской библиотеке хранились сотни тысяч рукописных свитков.

Выбор места для основания городов исключал случайные факторы и учитывал как природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных земель), так и характер торговых и стратегических путей. Принципы целесообразности, всегда ставившиеся на первое место, исключали порой даже заманчивые перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города. Так, Александр Македонский отверг лестное для него и восхитившее вначале предложение архитектора Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с огромным городом на ладони левой руки, узнав, что вблизи места нет плодородных почв.

Вместо живописного принципа оформления старых акрополей новые города подчиняли местность регулярной планировке. Широкие от 4 до 10 м, прямые улицы, пересекавшиеся под прямым углом, расположенные в центре площади, украшенные храмами, библиотеками, зданиями общественного назначения,– все это было свойственно большинству городов, даже если они возникали на сложных рельефных участках, на склонах гор, где вводилась террасная планировка районов (Приена, Селевкия).

Особенно процветали в эллинистическую эпоху малоазийские города, служившие центрами оживленной торговли Востока и Запада, средоточием многих ремесел и производств, крупными очагами культуры и искусства. В Приене, Милете, Сардах, Магнезии на Меандре, Пергаме воздвигались в это время многочисленные и величественные сооружения.

Бурное строительство шло и на богатых торговых островах Эгейского моря – Родосе, Делосе, Косе, Самофраке. Грандиозные памятники создавались в построенной Дейнократом Александрии Египетской.

Новая эпоха сначала воплощала идею величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинской культуры, стремилась выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов. Эллинистическое чувство безграничных просторов мира, проявившееся, в частности, в возникновении общегреческого языка койне, нашло яркое выражение в формах архитектуры.

Эллинистические правители стремились прославить мощь своих монархий в архитектурных памятниках, создавали большие города в отдаленных районах античной периферии, куда проникали греческие воины.

В целях защиты эллинистические города не только имели мощные крепостные сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Порой для безопасности сельского населения города обносились дополнительным многокилометровым кольцом крепостных стен. Акрополи располагались обычно на возвышенностях, обеспечивавших возможность обороны, как в Приене и Пергаме.

Строительные материалы использовались в основном те же, что и в классическую эпоху, - мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько чаще привлекался обожженный кирпич. Важно отметить, что инженерно-строительная сущность сооружения начинала отодвигать на второй план архитектурно-художественный образ памятника. Постепенно утрачивались цельность и органичность содержания, свойственные классическим произведениям, зато памятники начинали воздействовать более эмоционально, сильными средствами на большее количество людей. Сохранилась в осоновном ордерная система, в которой, однако, наметилась тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Усложнялись и часто обогащались планы эллинистических сооружений, как гражданских, так и культовых. В архитектуре восточных районов стали использовать арки (клинчатая арка на острове Самофраке) и своды (катакомбы Ком-Эль-Шукафа в Александрии).

Особенно много сооружалось в эти века гражданских зданий: булевтерии и экклезиастерии предназначались для общественных собраний, пританеи для заседаний должностных лиц, гимнасии для обучения юношей. Большое внимание уделялось строительству арсеналов (архитектор Филон), подземных водосборных цистерн (Александрия), морских гаваней, доков (Афины), волнорезов, маяков и других сооружений, необходимых для жизни огромных городов эллинизма.

Высотное сооружение – Фаросский маяк – детище этого полного противоречий и дерзаний периода воспевали многие поэты древности: Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат Дексифанов,

Зодчий из Книда, воздвиг, о, повелитель Протей!

Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте,

Но от земли проведен мол для стоянки судов,

И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,

Всюду за множество верст видная путнику днем,

Ночью же издали видят плывущие морем все время

Свет от большого огня в самом верху маяка,

И хоть от Таврова Рога готовы идти они, зная,

Что покровитель им есть, гостеприимный Протей.

Фаросский маяк. Реконструкция

Маяк, простоявший полторы тысячи лет, считался одним из семи чудес света. Состоявший из трех частей: квадратной мощной крепости, восьмигранной, в соответствии с основными ветрами, башни и хитроумного устойства с факелами и зеркалами, маяк достигал 130 - 140 м в высоту. Его огонь был виден по ночам на расстоянии 50 км. Грандиозный масштаб этого сооружения - характерная черта эллинистической архитектуры.

Эллинистический Египет, где царствовала династия Птолемеев, оказался наиболее прочной из эллинистических держав. Египет пережил меньше потрясений, нежели другие эллинистические государства, и позже всех стран Средиземноморья был завоеван Римом (30 г. до н.э.). Наивысший расцвет эллинистического Египта относится к III в. до н.э., когда Александрия, главный город царства Птолемеев, стала подлинной столицей всего эллинистического мира.

Заложенная Александром Македонским в 332 - 331 гг. до н.э. в дельте Нила, Александрия была построена по единому плану родосским архитектором Дейнократом. Античный географ Страбон отмечал, что ее размеры в окружности составляли 15 миль: «Весь город перерезан улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в 100 (около 30 м), перерезают одна другую под прямым углом. В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства... город наполнен роскошными общественными зданиями и храмами; наилучшее из них - гимнасий с портиками посредине, более обширными, нежели ристалище. В середине города находятся здание суда и роща. Здесь же - искусственная...возвышенность... похожая на скалистый холм. К этой возвышенности ведет извилистая дорога; с вершины ее можно созерцать весь расстилающийся кругом город».

Следуя мечте правителя об идеальном мире, архитектор разбивал земельные наделы для строительства усадеб на примерно равные участки, а улицы города раскрывал навстречу этесиям – ветрам, несшим прохладу с моря. Не случайно, именно с эллинизмом связаны наиболее любопытные примеры жилой архитектуры.

Разбогатевшая аристократия особо интересовалась частной жизнью. Поэтому на смену скромному греческому жилищу пришел более сложный по архитектурному решению перистильный тип жилого дома с богатым внутренним убранством, примером чего служат дома на острове Делосе.

 

План дома на острове Делосе

Ядром делосского дома был перистиль - окруженный колоннадой внутренний дворик, вокруг которого располагались помещения, освещавшиеся через двери, выходившие в перистиль. Расположение этих помещений не отличалось симметрией и носило свободный характер. Посреди перистиля помешался бассейн с цистерной, куда стекала с крыш дождевая вода. Перистильные дома Делоса - Дом на холме, Дом Диониса - были двухэтажными, в соответствии с этим колоннады перистиля были двухъярусными. Дома строились из камня и оштукатуривались снаружи и изнутри, пол был земляной или выкладывался из каменных плит; в богатых домах полы отдельных помещений украшались мозаикой. Стены внутренних помещений декорировались лепкой и цветной штукатуркой, с помощью которых имитировалась кладка из цветных мраморов. В богатых домах применялся настоящий мрамор: из него выполнялись колонны перистиля, а также полы. Перистиль украшался цветами, декоративными растениями, статуэтками. Таким образом, мастера эллинистической архитектуры развивали выработанный веками в условиях средиземноморского климата тип дома с жилыми помещениями, располагавшимися вокруг двора, придавая ему большую цельность и изящество.

Широкое развитие получила архитектура дворцов (Пергам, Пелла) и вилл, иногда плавучих, воздвигавшихся на огромных баржах (корабль Филопатора). Большой известностью в эллинистическую эпоху пользовалась загородная царская резиденция Дафна в столице царства Селевкидов — Антиохии на реке Оронте — огромный комплекс, включавший храмы, святилище, театр, стадион, дворцы, окруженные великолепными садами и парками.

Группа важнейших художественных центров эллинистической эпохи находилась в Малой Азии, где выделялись Пергамское царство и прибрежные греческие города — Эфес, Милет, Магнесия. Эти старые греческие города, занимавшие выгодное положение на торговых путях, в связи с перенесением экономических центров на Восток переживали в раннеэллинистический период свой новый расцвет. В Малой Азии мы находим примеры достижений эллинистической архитектуры, как в плане градостроительства, так и в создании новых типов сооружений.

Типичным примером градостроительства раннего эллинизма является небольшой малоазиатский город Приена, который начал заново отстраиваться во второй половине IV в.. Город располагался вблизи Милета, на крутом склоне горы; и состоял из акрополя, расположенного на отдельной скале, высоко над городом, и укрепленного стенами нижнего города.

Нижний город, распланированный по принципу Гипподама, был разбит на ряд участков, пересекавшихся под прямым углом восемью продольными и шестнадцатью поперечными улицами (средняя ширина их 4,4 м, ширина главной улицы около 7,5 м). Так как город был расположен по склону горы, то он образовывал как бы систему параллельных террас. Поперечные улицы переходили в лестницы или в пандусы. В центральной части города были сосредоточены в едином ансамбле общественные сооружения; для их возведения были сооружены искусственные площадки — террасы.

Шедшая с востока на запад главная улица в центре пересекала рыночную площадь, вокруг которой была расположена значительная часть общественных построек: святилище Асклепия и Афины, священная стоя, булевтерий, пританей, гимнасий и, наконец, несколько выше, на склоне холма акрополя, - театр.

Чрезвычайно характерным произведением эллинистической архитектуры была приенская агора – рыночная площадь. Большая прямоугольная площадь (размером примерно 76 x 46 м) была с трех сторон окружена непрерывным дорическим портиком. С четвертой стороны агора замыкалась двухнефной «священной стоей» - длинной узкой галереей, разделенной на два нефа двумя рядами колонн и задней глухой стеной (обычно стои служили местом прогулок. Сочетание таких галерей, обрамлявших площадь по двум-трем, а изредка и по четырем сторонам, превращало их в характерные для эллинизма перистили. Иногда стои ставились изолированно, например, стои Аттала и Эвмена в Афинах). Наружная колоннада стои была дорического, внутренняя — ионического ордера. Колоннада портика давала укрытие от солнца и непогоды. Снаружи к колоннадам примыкали ряды лавок. Два входа на агору были перекрыты арками (первыми арками из известных нам в греческом зодчестве). В целом агора образовывала ясный и торжественный замкнутый архитектурный ансамбль.

К стое примыкал сооруженный, по-видимому, еще в III в. «экклесиастерий» - здание для собраний общины. Оно было почти квадратным в плане; внутри его находились с одной стороны места для магистратов, с трех других – места для граждан, уступами поднимавшиеся вверх, наподобие зрительских рядов театра (зал был рассчитан на 640 мест), с той разницей, что каждый из рядов образовывал не полукольцо, а шел параллельно трем стенам. Потолок опирался на четырнадцать столбов, проходивших в верхнем ряду сидений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.