КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимость изучения делопроизводства
Любая управленческая деятельность связана с запечатлением информации в документе и любое управленческое решение фиксируется в форме документа. Если создание док-та обычно является функцией руководителей, то их оформление, как правила, поручается секретарю-референту или работникам службы делопроизводства. Таким образом, все работники сферы управления занимаются оформлением документов. Сегодня совершенствование управления производственно- хозяйственными системами, повышение уровня организации управленческого труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлено в организации делопроизводство. Многие руководители фирм не знают делопроизводства. Несмотря на высокие темы компьютеризации в работе предприятий и организаций, их деятельность пока невозможна без огромного количества бумажной документации, циркулирующей в сфере производства или в процессе принятия управленческих решений. И только благодаря четко организованному делопроизводству руководители могут в любое время получить реальную картину деятельности организации. При отсутствии четко установленного порядка работы с документами руководство предприятия не сможет принимать юридически и организационно правильные решения, в результате чего предприятие рано или поздно утратит свои позиции на рынке. Современная организация документационного обеспечения управления не ограничивается только соблюдением правил оформления и контроля исполнения документов, но включает целый комплекс методических, технических, психологических аспектов, знание которых необходимо любому. Успех любого начинания в какой-либо сфере деятельности (бизнес, политика, туризм) зависит от многих факторов, в том числе и от умения надлежащим образом преподнести информацию в письменном виде, то есть правильно составить и оформить документ. Однако это лишь одна из проблем, возникающих перед любой организацией при работе с документами. В ежедневной практической деятельности им приходится решать огромный комплекс вопросов, связанных с регистрацией входящих, исходящих и внутренних документов; формированием их в дела; определением сроков хранения; передачей в архив и др. Вся эта совокупность работы с документами, начиная с момента их создания вплоть до передачи на хранение в архив или уничтожения, определяется понятием "делопроизводство". Без правильной постановки делопроизводства в организации невозможно справиться с потоком документов, оборачивающихся в ней, быстро найти требуемый документ и навести по нему справки, проконтролировать его исполнение и обеспечить сохранность. 1.2. Предмет делопроизводства. Термин "делопроизводство" появился в конце в XVI в. в центральных органах управления Российского государства — приказах. Процесс рассмотрения и решения тех или иных вопросов ("дел") в приказах назывался "производством дел". Поскольку производство дел фиксировалось письменно, документы учреждений по отдельным вопросам получили название "дел", а работу по письменному оформлению производимых дел и совокупность самих дел учреждения до передачи в архив стали называть делопроизводством. В настоящее время содержание понятия "делопроизводство" определяется ГОСТом 16487-83 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Делопроизводство — это деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе управленческих действий. Она включает в себя как все операции по составлению и оформлению документов, так и весь комплекс работ с документами (ведение переписки, исполнение и контроль исполнения, учет документов, их систематизация, хранение, использование, порядок сдачи законченных производством документов в архив учреждения и т.д.). Составной частью делопроизводства является документирование — процесс составления и оформления документов. Исторически документирование развивается по двум направлениям: 1) документирование по общим вопросам управления и 2) документирование специальных сторон управленческой деятельности. Документирование по общим вопросам управления Отдельные специальные стороны деятельности учреждений находят отражение в системах специальной документации (бухгалтерской, статистической, военной, технической, дипломатической и другой). Выделение систем специальной документации было вызвано особенностями содержания документов, входивших в эти системы, и отличными от других правилами их составления и работы с ними. 1.3. Понятие «документ». Общая характеристика документов. Функции документов. Основным объектом изучения в делопроизводстве является документ, а также процессы работы с ним. Документ происходит от лат. documentum —доказательство, свидетельство. Этим словом обозначают любые письменные источники, оформленные соответствующим образом и имеющие юридическую силу. Согласно ГОСТу «Делопроизводство и архивное дело»: документ — это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве. Документ, созданный организацией или должностным лицом и оформленный в установленном порядке, называется официальным (управленческим). В состав каждого документа входит ряд элементов (реквизитов): текст, название вида, автор, адресат, дата, подпись и др. Основным реквизитом документа является его текст — "речевая информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи". Все документы могут быть классифицированы по различным признакам. По происхождению на внутреннюю и внешнюю, служебную (официальную) и личную. По сложности содержания, отраженного в документах, они делятся на простые и сложные, по воспроизведению — на подлинники (оригиналы) и копии. Важной является классификация документов по видам и разновидностям. Вид — это понятие, употребляемое для обозначения группы документов одного названия, например, приказ, акт, записка. Разновидность документа уточняет характер деятельности, документированной данным видом, например, служебная записка, докладная записка, объяснительная записка, пояснительная записка. Все документы образуют многочисленные системы документации. Самая массовая из систем документации, применяемая в каждом учреждении при оформлении распорядительной и исполнительной деятельности — организационно-распорядительная документация (ОРД). В состав организационно-распорядительной документации входят: - организационные документы (устав организации, положение об организации, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении организации, должностная инструкция работнику); - распорядительные документы (приказ, распоряжение, - справочно-информационные документы (протокол, акт, письмо, докладная и объяснительная записки, справка, телеграмма, телефонограмма и др.). 1.4. Функции документов. Знание функций документов имеет существенное значение для выяснения подлинных целей создания документов и заключенной в них информации, для правильного понимания роли документа. Функция документа — это целевое назначение, присущее ему. Следует отметить, что не существует документов, несущих лишь одну строго ограниченную функцию. Документ полифункционален, то есть в одном и том же документе наблюдается переплетение различных функций, и потому разграничить их можно только условно, для удобства их классификации и анализа. 1.Основной функцией документа является информационная. Она присуща всем без исключения документам, так как необходимость фиксировать информацию является причиной появления любого из них. Информационная функция имеет сложную структуру. В ее состав входит фиксация, сохранение и передача информации. Наиболее важной информацией, которую содержит документ, является социальная, то есть информация о процессах, происходящих в обществе. 2.Социальная функция документа состоит в запечатлении, сохранении и передаче именно социальной информации. Социальную функцию выполняет любой документ. Информация может содержаться как в готовом виде, так и в форме, которая позволяет извлечь ее только в результате анализа. Документ является не только продуктом определенных социальных отношений, но и сам может воздействовать на эти отношения, в определенной степени формировать их. Поэтому социальная функция документа определяется местом и ролью документа в данном обществе. Социальная информация — это информация не только об обществе, но и о конкретной личности, ее социальных связях. Следовательно социальная функция документа — это отражение в нем деятельности, места и роли данного человека в обществе. 3. Коммуникативная функция документа. У этой функции есть своя специфика — передача информации во времени и пространстве. По своему содержанию коммуникативная функция — это организация и поддержание информационной связи в обществе между отдельными элементами общественной структуры. В коммуникативной функции можно выделить две подфункции: - документы, ориентированные в определенном направлении: сверху вниз (то есть от законодателя к исполнителю, от руководителя к подчиненному) и снизу вверх (докладные записки, заявления, жалобы); - документы двустороннего действия, взаимосвязанные между собой (деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.). 4. Управленческая функция. В ней документы выступают как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для целей управления и в процессе его реализации. Управленческие документы отражают стадии, звенья, циклы управления и сами оказывают воздействие на сферу управления. В управленческой функции документ выступает прежде всего в нормативной роли, как регулятор различных сторон деятельности общества, государства, учреждения, организации, предприятия. 5. Правовая функция — функция фиксации, закрепления и изменения правовых норм и правоотношений. Выполняя эту функцию, документы устанавливают, закрепляют, изменяют правовые нормы и правоотношения или прекращают их действие. Это, прежде всего, правовые акты органов государственной власти и государственного управления (указы, законы, постановления и др.), акты управления, издаваемые учреждениями, предприятиями, организациями и влекущие за собой определенные юридические последствия (приказы, распоряжения, инструкции и др.). Сюда же можно отнести все договорные документы, фиксирующие договорные отношения. В эту категорию входят имеющие юридическое значение удостоверительные документы (метрические свидетельства, паспорта, дипломы об образовании и др.) и оправдательные финансовые документы (приемные и сдаточные акты, накладные и др.). 6. Функция учета дает не качественную, а количественную характеристику информации. Функция учета — это регистрация и группировка в цифровом выражении информации, связанной с хозяйственными, демографическими и иными социальными процессами с целью их анализа, контроля. В документах, выполняющих функцию учета, отражены и систематизированы прежде всего многообразные проявления хозяйственной деятельности государства и его исполнительно-распорядительных органов. Поэтому документы, наделенные функцией учета, фиксируют в специфической форме широкий спектр информации. Основные виды учета находят отражение в статистических и финансово-экономических документах. 7. Культурная функция. В данной функции документ выступает в качестве средства закрепления и передачи культурной традиции. В этом смысле документ может быть определен как культурный образец, фиксирующий информацию с помощью письменных, печатных, фото-, фоно-и аудиовизуальных способов запечатления. Культурную функцию выполняет крупный комплекс документов (например, научно-техническая документация, произведения искусства). В них находят отражение уровень научного и технического развития общества, художественного творчества. Следовательно, культурная функция документов состоит в фиксации и закреплении полученных знаний, традиций, эстетических норм, систем ценностей, поведения и деятельности, навыков, ритуалов, традиций, выработанных и сохранившихся в обществе. Значение той или иной функции со временем изменяется, так как изменяется и роль самого документа в общественных отношениях, в данной социальной структуре, в процессе управления и т.д.
Глава 2 Требования государственных стандартов к оформлению служебных документов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |