КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристики системы зажигания
Принцип действия контактной (классической) системы зажигания Контактная (классическая) система зажигания
Классическая система батарейного зажигания с одной катушкой и многоискровым механическим распределителем применялась в отечественном автомобилестроении до конца 20-го века. Главным достоинством этой системы является ее простота, обеспечиваемая двойной функцией механизма распределителя: прерывание цепи постоянного тока для генерирования высокого напряжения и синхронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя. Принципиальная схема классической системы зажигания состоит из следующих элементов (рис. 6.4): · источника электроэнергии – аккумуляторной батареи (генератора) 7; · катушки зажигания (индукционной катушки) 5, которая преобразует низкое напряжение в высокое напряжение (между первичной и вторичной обмотками существует трансформаторная связь); · прерывателя 17, содержащего рычажок 6 с подушечкой 7 из · конденсатора первичной цепи 18, подключенного параллельно контактам 8, который является составным элементом колебательного контура в первичной цепи после размыкания контактов; · распределителя 14, включающего в себя бегунок 12, крышку · свечей зажигания 15, число которых равно числу цилиндров · выключателя зажигания 2; · добавочного резистора 3 (Rдоб), который уменьшает тепловые
Рис. 6.4. Принципиальная схема классической системы зажигания
Принцип работы классической системы батарейного зажигания состоит в следующем. При вращении кулачка 16 контакты 8 попеременно замыкаются и размыкаются. После замыкания контактов (в случае замкнутого выключателя 2) через первичную обмотку катушки зажигания 5 протекает ток (рис. 6.4), нарастая от нуля до определенного значения в течение времени нахождения контактов в замкнутом состоянии. При малых частотах вращения валика 9 распределителя 14 ток может нарастать до значения, определенного напряжением аккумуляторной батареи (генератора) и сопротивлением первичной цепи (установившийся ток). Протекание первичного тока вызывает образование магнитного потока и накопление электромагнитной энергии в обмотках катушки зажигания. После размыкания контактов прерывателя в первичной обмотке катушки индуцируется ЭДС самоиндукции, которая препятствует уменьшению тока. Эта ЭДС самоиндукции наводит во вторичной обмотке катушки зажигания ЭДС (вторичное напряжение). Согласно закону индукции вторичное напряжение тем больше, чем больше скорость изменения магнитного потока, созданного током первичной обмотки, больше первичный ток в момент разрыва и больше число витков во вторичной обмотке по сравнению с первичной обмоткой (катушка является трансформатором напряжения). В результате переходного процесса во вторичной обмотке возникнет высокое напряжение, достигающее 15…20 кВ. ЭДС самоиндукции в первичной обмотке катушки зажигания достигает 200…400 В. При отсутствии конденсатора 18 ЭДС самоиндукции вызывает образование между контактами прерывателя во время их размыкания сильной искры, носящий дуговой характер. При наличии конденсатора 18 искрообразование уменьшается, так как ЭДС самоиндукции создает ток, заряжающий конденсатор. В следующий период времени конденсатор разряжается через первичную обмотку катушки и аккумуляторную батарею. Таким образом, конденсатор 18 практически устраняет дугообразование в прерывателе, обеспечивая долговечность контактов и индуцирование во вторичной обмотке высокой ЭДС. Вторичное напряжение подводится к бегунку распределителя, а затем через электроды в крышке и высоковольтные провода поступает к свечам соответствующих цилиндров.
Рис. 6.5. Временные диаграммы тока первичной цепи и вторичного напряжения
Таким образом, рабочий процесс любой батарейной системы зажигания, использующей для получения высокого напряжения индукционную катушку можно разбить на три этапа: 1 этап. Замыкание контактов прерывателя. На этом этапе происходит 2 этап. Размыкание контактов прерывателя. Источник электроэнергии отключается от катушки зажигания. Первичный ток быстро уменьшается, в результате чего накопленная электромагнитная энергия преобразуется в энергию высокого напряжения (ЭДС) во вторичной обмотке. 3 этап. Пробой искрового промежутка свечи. В рабочих условиях при На первом этапе вторичная цепь практически не влияет на процесс нарастания первичного тока. Токи и напряжения во вторичной цепи при относительно малой скорости нарастания первичного тока незначительны. Вторичную цепь можно считать разомкнутой. Первичный конденсатор С1 замкнут накоротко контактами К. Схема замещения для этого рабочего этапа приведена на рис.6.6. Процесс нарастания первичного тока согласно второму закону Кирхгофа описывается дифференциальным уравнением , (6.1) где – напряжение первичного источника питания (аккумулятора или генератора); – индуктивность первичной обмотки; – ток в первичной цепи; – сопротивление первичной цепи. Рис. 6.6. Схема замещения классической системы зажигания после замыкания контактов прерыватели (К – контакты прерывателя, М – взаимоиндукция)
Решением этого уравнения является выражение или , (6.2) где – постоянная времени первичного контура (). На втором этапе контакты размыкаются. Ток разрыва зависит от времени нахождения контактов в замкнутом состояния : . (6.3) где – зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя , числа цилиндров , профиля кулачка (т.е. соотношения между углом замкнутого и разомкнутого состояния контактов); – постоянная времени первичного контура. Частота размыкания контактов для четырехтактного двигателя определяется формулой . (6.4)Время полного периода работы прерывателя , (6.5) где – время разомкнутого состояния контактов. Запасенная электромагнитная энергия в первичной обмотке катушки зажигания . (6.6) Схема замещения для этого рабочего этапа приведена на рис. 6.7.
Рис. 6.7. Упрощенная схема замещения классической системы зажигания после размыкания контактов прерывателя
Согласно этой схеме имеем два магнитосвязанных контура, каждый из которых содержит емкость (С1 – конденсатор первичной цепи; С2 – распределенная емкость вторичной цепи), индуктивность (L1, L2 – индуктивности соответственно первичной и вторичной обмоток катушки зажигания), эквивалентное активное сопротивление (R1, R2 – суммарные активные сопротивления соответственно первичной и вторичной цепей). Во вторичный контур включены шунтирующее сопротивление Rш и сопротивление потерь R п, учитывающее соответственно утечки тока на свече и магнитные потери. В момент размыкания контактов прерывателя электромагнитная энергия, запасенная в катушке, преобразуется в энергию электрического поля конденсаторов С1 и С2 и частично превращается и теплоту. Значение максимального вторичного напряжения можно получить из уравнения электрического баланса в контурах первичной и вторичной цепей, пренебрегая потерями в них: , (6.7) где , – максимальные значения соответственно первичного и вторичного напряжений. Так как , то . (6.8)
Однако это выражение не учитывает потери энергии в сопротивлении нагара, шунтирующего искровой промежуток свечи, магнитные потери в стали, электрические потери в искровом промежутке распределителя и в дуге на контактах прерывателя. Указанные потери приводят к снижению вторичного напряжения. На практике для учета потерь в контурах вводят в виде множителя коэффициент затухания , выражающий уменьшение максимума напряжения из-за потерь энергии: , (6.9) где – коэффициент затухания составляет для контактных систем зажигания 0,75…0,85. Для зажигания рабочей смеси электрическим способом необходимо образование электрического разряда между электродами свечи, которые находятся в камере сгорания. Протекание электрического разряда в газовом промежутке может быть представлено вольтамперной характеристикой (рис. 6.8). Участок Оаb соответствует несамостоятельному разряду. Напряжение возрастает, ток остается практически неизменным и по силе ничтожно мал. При дальнейшем увеличении напряжения скорость движения ионов по направлению к электродам увеличивается. При начальном напряжении Uн, начинается ударная ионизация, т.е. такой разряд, который, однажды возникнув, не требует для своего поддержания воздействия постороннего ионизатора. Если поле равномерное, то процесс ионизации сразу перерастает в пробой газового промежутка. Если поле неравномерное, то вначале возникает местный пробой газа около электродов в местах с наибольшей напряженностью электрического поля, достигшей критического значения. Этот тип разряда называется короной и соответствует устойчивой части вольтамперной характеристики bс. При дальнейшем повышении напряжения корона захватывает новые области межэлектродного пространства, пока не произойдет пробой (точка с), когда между электродами проскакивает искра. Это происходит при достижении напряжением значения пробивного напряжения U пр.
Проскочившая искра создает между электродами сильно нагретый и ионизированный канал. Температура в канале разряда радиусом 0,2…0,6 мм превышает 10 000 К. Сопротивление канала зависит от силы протекающего по нему тока. Дальнейшее протекание процесса зависит от параметров газового промежутка цепи источника энергии. Возможен или тлеющий разряд (участок de), когда токи малы, или дуговой разряд (участок тп), когда токи велики вследствие большой мощности источника тока и малого сопротивления цепи. Оба эти разряда являются самостоятельными и соответствуют устойчивым участкам вольтамперной характеристики. Тлеющий разряд характеризуется токами величиной 10-5…10-1 А и практически неизменным напряжением разряда. Дуговой разряд характеризуется большими токами при относительно низких напряжениях на электродах. Пробивное напряжение ниже максимального вторичного напряжения , развиваемого системой зажигания, и поэтому, как только возрастающее напряжение достигает значения , в свече происходит искровой разряд, и колебательный процесс обрывается (рис. 6.5 и 6.9). Электрический разряд имеет две составляющие; емкостную и индуктивную. Емкостная составляющая искрового разряда представляет собой разряд энергии, накопленной во вторичной цепи, обусловленной ее емкостью С2. Емкостный разряд характеризуется резким падением напряжения и резкими всплесками токов, по своей силе достигающих десятков ампер (рис. 6.9). Несмотря на незначительную энергию емкостной искры (), мощность, развиваемая искрой, благодаря кратковременности (высокой скорости) процесса может достигать десятков и даже сотен киловатт. Емкостная искра имеет яркий голубоватый цвет и сопровождается специфическим треском. Высокочастотные колебания (106…107 Гц) и большой ток емкостного разряда вызывают сильные радиопомехи и эрозию электродов свечи. Для уменьшения эрозии электродов свечи (а в неэкранированных системах и для уменьшения радиопомех) во вторичную цепь (в крышку распределителя, бегунок, наконечники свечей, в провода) включается помехоподавляющие резисторы. Поскольку искровой разряд происходит раньше, чем вторичное напряжение достигает своего максимального значения , а именно при напряжении , на емкостный разряд расходуется лишь небольшая часть магнитной энергии, накопленной в сердечнике катушки зажигания. Оставшаяся часть энергии выделяется в виде индуктивного разряда. При условиях, свойственных работе распределителей и разрядников, и при обычных параметрах катушек зажигания индуктивный разряд всегда происходит на устойчивой части вольтамперной характеристики, соответствующей тлеющему разряду. Ток индуктивного разряда составляет 20…40 мА. Напряжение между электродами свечи сильно понижается до величины 220…330 В.
Рис. 6.9. Изменение напряжения и тока искрового разряда: а и б – соответственно емкостная и индуктивная фазы разряда; – время индуктивной составляющей разряда; – амплитудное значение тока индуктивной фазы разряда; – напряжение индуктивной фазы разряда
Продолжительность индуктивной составляющей разряда на 2…3 порядка выше емкостной и достигает в зависимости от типа катушки зажигания, зазора между электродами свечи и режима работы двигателя (пробивного напряжения) 1…1,5 мс. Искра имеет бледный фиолетово-желтый цвет. Эта часть разряда получила название хвоста искры. За время индуктивного разряда в искровом промежутке свечи выделяется энергия, которая может быть определена аналитически:
. (6.10)
На практике широко используется приближенная формула для подсчета энергии искрового разряда:
. (6.11) Расчеты и эксперименты показывают, что при низких частотах вращения двигателя энергия индуктивного разряда Wир = 15…20 мДж для обычных классических автомобильных систем зажигания.
Максимальное вторичное напряжение, развиваемое системой зажигания U2m. Аналитические выражения для вторичного напряжения (6.8) и (6.9) показывают, что значение U2m зависит от силы тока разрыва Iр и, следовательно, определяется режимом работы и типом двигателя (n и z), работой прерывателя (tз или τз), параметрами первичной цепи (L1, R1, С1, UGB, а также зависит от параметров вторичного контура и внешней нагрузки (С2, , сопротивления слоя нагара Rш на изоляторе свечи, шунтирующего воздушный зазор свечи). Зависимость U2m от частоты вращения вала и числа цилиндров двигателя. Время замкнутого состояния контактов определяется выражением
, (6.12)
где – угол замкнутого состояния контактов; – частота вращения валика распределителя. Из выражения (6.12) видно, что с возрастанием частоты вращения валика время уменьшается и ток разрыва (6.3) становится меньше. Уменьшение тока разрыва влечет за собой снижение напряжения U2m. Увеличение числа цилиндров двигателя при всех прочих равных условиях и параметрах системы зажигания также уменьшает время замкнутого состояния контактов и снижает вторичное U2m. На рис. 6.7 приведены характеристики максимального вторичного напряжения в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и числа цилиндров двигателя. Характеристики носят монотонный убывающий характер, причем закон убывания жестко детерминирован параметрами первичной цепи () и углом замкнутого состояния контактов . Уменьшение напряжения U2m на низких частотах вращения связано с дугообразованием на контактах прерывателя. Увеличения тока разрыва можно добиться за счет увеличения угла замкнутого состояния контактов, что достигается соответствующим профилированием кулачка. Однако по механическим соображениям увеличить время замкнутого состояния контактов прерывателя больше чем до 60…65% времени полного периода ( = 0,60…0,65) практически невозможно. На некоторых зарубежных двигателях применяют две независимые схемы с двумя прерывателями и катушкой, работающими на один распределитель. При этом относительная замкнутость может достигать 0,85.
Рис. 6.7. Типовые рабочие характеристики классической системы зажигания для четырех- и шестицилиндровых двигателей
Первичный ток и скорость его нарастания зависят от постоянной нремени первичного контура (рис. 6.8). Чем меньше этот показатель, тем быстрее нарастает ток до установившегося значения. Скорость нарастания тока из выражения обратно пропорциональна индуктивности L1:
и при . (6.13) Однако уменьшение индуктивности целесообразно лишь до определенного значения, ниже которого начинает уменьшаться запас электромагнитной энергии, определяющий вторичное напряжение. При неизменной индуктивности первичной цепи сила тока разрыва увеличивается с уменьшением сопротивления R1 так как увеличивается установившееся значение тока. При различных значениях сопротивления первичной цепи скорость нарастания тока в начальный момент одинакова, т.е. . (6.14) Однако чем меньше сопротивление R1, тем выше идет кривая тока (рис. 6.9). , A
Рис. 6.8. Кривые нарастания первичного тока при различных значениях индуктивности первичной цепи ().
Рис. 6.9. Кривые нарастания первичного тока при различных значениях сопротивления первичной цепи
Таким образом, для увеличения максимального вторичного напряжения необходимо уменьшать сопротивление первичной цепи. Однако чрезмерное уменьшение R1 приводит к увеличению установившегося тока, что ухудшает работу контактов при низких частотах вращения и приводит к перегреву катушки. Зависимость U2m от емкости первичного конденсатора С1. Из выражения (6.8) видно, что с уменьшением емкости конденсатора С1 вторичное напряжение должно увеличиваться, и при С1 = 0 оно достигает максимального значения. Такой характер изменения U2m возможен лишь при больших значениях С1. В диапазоне малых емкостей по мере их уменьшения вторичное напряжение также уменьшается. Это явление объясняется тем, что при малой емкости не устраняется дугообразование на контактах, вызывающее значительные потери энергии. Характер зависимости вторичного напряжения от емкости конденсатора первичной цепи (рис. 6.10) показывает, что существует оптимальное значение С1, определяемое условиями гашения дуги на контактах. На практике С1 выбирают в пределах 0,15…0,35 мкФ. Рис. 6.10. Зависимость вторичного напряжения от емкости конденсатора в первичной цепи
Зависимость U2m от вторичной емкости С2 . Значение максимального вторичного напряжения также зависит от емкости вторичных проводов, емкости свечи зажигания, собственной емкости вторичной обмотки катушки зажигания и практически не может быть меньше 40…75 пФ. В случае экранирования системы зажигания емкость вторичной цепи увеличивается до 150 пФ. Следовательно, экранирование, применяемое для существенного снижения радиопомех, значительно уменьшает значение вторичного напряжения. Зависимость U2m от шунтирующего сопротивления Rш. В процессе работы двигателя изолятор свечи нередко покрывается нагаром, который создает проводящий мостик между электродами свечи. Этот проводящий слой нагара можно представить в виде резистора Rш, шунтирующего воздушный зазор. Из-за наличия Rш нарастающее после размыкания контактов вторичное напряжение создает во вторичной цепи ток, называемый током утечки, который циркулируя во вторичной цепи до пробоя искрового промежутка, вызывает падение напряжения во вторичной обмотке и уменьшение подводимого к свече напряжения. При малом шунтирующем сопротивлении ток утечки возрастает и вторичное напряжение может понизиться до значения меньшего пробивного напряжения, т. е. искра не возникнет (рис. 6.11). Зависимость U2m от коэффициента трансформации. В случае отсутствия утечек напряжение U2m при прочих равных параметрах возрастает с увеличением коэффициента трансформации катушки , стремясь к своему пределу: . (6.15)
При бесконечно большом сопротивлении нагара вся электромагнитная энергия трансформируется в электростатическую энергию вторичной цепи. Однако если ≠ ∞, то каждому значению шунтирующего сопротивления соответствует оптимальный коэффициент трансформации, при котором напряжение вторичной цепи максимально (рис. 6.11). Оптимальным для существующих систем зажигания при индуктивности первичной обмотки 6,5…9,5 мГн является отношение = 55…95. Рис. 6.11. Зависимость вторичного напряжения от коэффициента трансформации катушки зажигания.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |