Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список учебной литературы




ПЛАН И СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНТЕНСИВНОЙ ФОРМЕ

ВВЕДЕНИЕ (2 часа).

 

Эпизод 1: Самоопределение студентов в комплексе наук о человеке

Эпизод 2: Воспоминание содержания пройденных курсов: “Общая психология есть методология практики» - Л.С.Выготский.

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа).

Эпизод 1: Понятие образования человека. Формулирование и отстаивание основных положений теории образования: Групповое обоснование собственной концепции”

Эпизод 2: Современная педагогика: “Новая великая дидактика?

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СОЗНАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОБРАЗОВАНИЕ (6 ЧАСОВ)

 

Три эпизода: Развитие души и три предмета комплексной психологии: “Можно ли, изучая отдельно личность, сознание и деятельность получить достоверные знания о развитии детской души - вопросы и ответы психолога-педагога».- круглый стол зачетной сессии.

 

 

1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии - Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, М., 1981.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,!968.

3. Возрастная и педагогическая психология - Под ред. А.В. Петровского - 2-е изд. М., 1979.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., Педагогика, 1986.

5. Ильясов И.И. Структура и процесс учения - М., Педагогика, 1976.

6. Голосовкер. Я.Э. Логика мифа, “Наука”, Москва 1987, с.114-164.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский цент Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.

9. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. (Экспериментальное исследование). М., «Просвещение», 1967.

10.Мухина В.С. Возрастная психология (от рождения до старости). – М., 1995.

11.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения. – М.: Издательский цент «Академия», 2000.

12.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.

13.Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2000.

14.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

15.Комплексная программа Минобразования России “Помощь”. - Ред.изд. центр “Помощь”, М., 1995. - Ред. А.А. Тюков.

16.Кон И.С. Социология личности. М., 1969.

17.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., “Политиздат”, 1975.

18.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3, с. 48.

19. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М., 1990.

20.Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987, с.36.

21. Тюков А.А. Общая и социальная антропология. – Изд-во ГУУ, М., 2002, www\ circle.ru\персоналии\тюков.

22.Тюков А.А. Основы новой психологии. - Изд. КВШУ, Калининград, 1998. (Электронный вариант – Компьютерный класс, кафедра - Сеть..окр \Мои док. \TЮКОВ \Основы).

23.Тюков А.А. Человек как проблема комплексного изучения. - “Мысль”, Книга Социальное познание в современном мире, М, 1992, Глава 2.

24.Тюков А.А. Категориальные основания антропологии. - “Касталь”, Журнал Вопросы методологии, 1994, № 3-4.

25. Тюков А.А. Методологический принцип нового психологизма. - “Касталь”, Журнал Вопросы методологии, 1996, № 1-2.

26.Тюков А.А. Фундаментальные законы образования человека. - Изд. “Эксперимент”, Рига, 1998.

27.Тюков А.А. Трехступенчатая система высшего образования. - Изд. ГПИ г. Набережные Челны, 1992.

28. Тюков А.А. Критерии оценки деятельности школы. - Изд. ТИРО, Журнал Тульская школа, 1995, № 1.

29.Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе// Избранное.
М., 1991. С. 23-154.

30. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. -

Дополнительная:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди... - СПб., 1992.

2. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов решения. - М., 1994.

3. Блонский П.П. Память и мышление - Избр. Соч.; В 2 т. М.. 1979.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология

5. Гальперин П.Я. психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.,1966, с.236-277.

6. Печчеи А. Человеческие качества. Исследование глобальных проблем Римским клубом. - М., 1980.

7. Толстой Л.Н. Исповедь. - В чем моя вера? - Л., 1991.

8. Tyukov Anatoly A. They, We, I. // The 2nd internationalcongress for reserch on activity theory. Finland, 1990. P.134-135.

9. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности - “Наука”, СО АН СССР, Сб.: Игровое моделирование. Методология и практика, Новосибирск, 1987.

10. Тюков А.А. Теоретические проблемы исследования процессов принятия решений в организационно-управленческой деятельности. - Журнал “Вопросы психологии”, «Педагогика”, М., № 1, 1981.

11. Тюков А.А. Квалификационный анализ ценностных конфликтов - “Наука”, Психологический журнал, 1993, № 3.

12. Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии. - “Наука”, СО АН СССР, Сб.: Проблемы рефлексии, Новосибирск, 1987.

13. Тюков А.А. Организация учебных задач в условиях коллективного сотрудничества студентов. - Изд. МГПИИЯ им. М. Тореза, Сб. Научных трудов. Психологические основы интенсификации обучения ИЯ в вузе, Москва, 1887, вып. 283.

14. Тюков А.А. Учебное сотрудничество студентов - понятие и организация. - Изд. МГПИИЯ им. М. Тореза, Сб. Научных трудов. Учебное сотрудничество, М., 1886, вып. 281.

15. Тюков А.А. Коммуникация в межпрофессиональном взаимодействии. Удачная игра. -“Логос”, Альманах Кентавр, 1998, № 20.

16. Тюков А.А. Образование и дизайн: пространство взаимодействия. - Изд. ВНИИТЭ, Журнал Техническая эстетика, М., 1994, № 1.

17.Тюков А.А. Концепция создания системы радиологического просвещения и сферы просвещения в целом. - Изд. КИСИ, Сб.: Развитие социологических и экологических исследований, Калуга, 1993.

18. Тюков А. А. Дедовщина с первого класса. //Газета “Первое сентября”, 1990, № 2.

19. Уотсон Дж. Б. Психологи как наука о поведении. М.-Л., 1926. С.1Х.

20. Швейцер А. Культура и этика. М., 1969. С.300.

21.Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного - Вопросы философии. 1988, № 1.

 

 

Список ключевых понятий (семиотека)

 

1. ИСХОДНАЯ ОНТОЛОГИЯ -Категориальное представление сущности изучаемого объекта. Образ объекта “как он есть на самом деле”, выраженный в форме абстрактно-всеобщей идеальной модели. Модельный идеальный архетип предмета науки.

2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ -Описание объекта изучения как системы, состоящей из четырех слоев: процессы, функциональные структуры, морфология, материал. Системный анализ требует взаимнорефлексивного отображения в описании всех четырех слоев (Г.П.Щедровицкий, 1975).

3. КАРТЕЗИАНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ -Евклидово пространство в интерпретации субстанции протяженности, процесса и пространственности Декарта. Пространство, где в качестве образующих векторов вводятся категории натурфилософии (предельные или объяснительные категории, М.Вебер, Э.Юдин).

4. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД - Методологическая парадигма, где в качестве онтологических оснований используются трехкатегориальные определения сущности (действительности) изучаемых предметов. Методология, становящаяся следующей ступенью в развитии онтологии, гносеологии и логики в сравнении с системным подходом.

5. ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ -Картезианское пространство классификации типов и видов человеческой деятельности. Типологическая система комплексирования предметных, дисциплинарных, профессиональных "точек зрения" и позиций человеческой деятельности.

Примечание: П-М - практико-методические знания; И-К - инженерно-конструктивные знания; Е-Н - естественнонаучные знания.

 

 

6. СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Структура взаимосвязи представлений о цели, индивиде с его интериоризованными способностями, средствами-орудиями, исходным материалом, конечным продуктом, алгоритмом процедур и результатом.

 

СТРУКТУРА АКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7. КОММУНИКАЦИЯ МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ -Взаимодействие дисциплинарных позиций в условиях типодеятельностного самопределения профессионалов в пространстве комплексного подхода.

a,b,c - дистанции межпрофессионального понимания.

 

8. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРЕДМЕТА -(По Г.П.Щедровицкому, 1997, стр. 438).

Предмет науки как создаваемая на основаниях выбранной исходной онтологии деятель­ностью ученого действительность “объекта изучения”, с целью решения проблем, установления механизмов сущест­вова­ния “объекта” и формулирования законов.

 

Механизм реализации про­цес­сов исследования, связы­вающий проблемы, задачи, онто­ло­гические картины, теорети­ческие модели и языки опе­рирования, эмпирический мате­риал и экспериментальные про­цедуры верифицируемых парамет­рических измерений. Система формирования научных фактов.

9. СТРУКТУРА РАЗДЕЛА НАУКИ -(По А.И. Липкину, 2000.) а.и.Г.П.Щедровицкому, 1997, стр. 438).

Раздел науки, представляющий связь Первичной идеальной модели и оперативного языка описания в теоретической части (математики). Связь приготовления и процедур измерения в эмпирической части. История науки как процесс развертывания идеальных моделей.

 

10. МАКРОСОЦИОЛОГИЯ -Наука о механизмах и законах взаимодействия сфер деятельности в социуме как наци­онально-государственных объеди­нениях процессов общественного производства и социо-культур­ного развития.

Макросоциология изучает процессы взаимосвязи в структурах вос­производства деятельности и тран­сляции культуры, а также системную организацию социальных процес­сов в пространствах общест­вен­ного функционирования социаль­ных инс­ти­­тутов и институтов пространства культуры.

 

11. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Общественная, профессиональная социотехническая система деятельности (искусственно-естественная система). Отношение управляющей системы деятельности к управляемой. Сфера деятельности - это относительно независимая по критериям функ­ционирования и развития социо­техническая система в целом социума. Границами социума являются национально-государственные объединания.

Схема общественной профессиональной сферы политики - управление общественным развитием. Обеспечение развития национально-государствен­ной системы в совокупности двух форм политической деятельности:

· политическая борьба за мандат власти;

· государственное управление как реализация программы общественного развития

 

12. РАЗВИТИЕ -Система управленческих воздействий с целью правового, орга­низационного, финан­сового, технического, кадрового, научного и информационного обес­пе­чения как процесс сужения стихийных эволюций в направ­лении модели потреб­ного будущего. Непрерывное програм­мирование жизне­деятельности.

Развитие как социокультурное движение по обеспечению “част­ной перспективы”.

 

 

13. НОВАЯ ПСИХО­ЛОГИЯ - Наука об изучении душевного развития человека (его субъективности), сущест­вующей в пространстве, детерминированном разви­тием личности, сознания и деятельности.

 

Три основных предмета новой психологии:

психометрия прост­ран­ства развития личности, сознания, деятельности

 

 

 

14. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ОБРАЗОВАНИЯ. – « Образование – это всеобщая общественная форма развития человека» - В.В.Давыдов, 1986 г.

 

эпоха период, этап ступень образования
младенчество 1. Новорожденный  
  2. Младенец опека раннего
раннее детство 3. Ребенок детства
  4.Младший дошкольник  
дошкольное 5.Средний дошкольник дошкольное
детство 6. Предшкольник образование
  7. Младший школьник начальная школа
отрочество 8. Младший подросток  
(подростничество) 9. Средний подросток среднее
  10. Старший подросток образование
юность 11. Старшеклассник (ранняя юность) старшая школа (профилир. образ.)
  12. Юноша-студент трехступенчатое
  13. Взрослый высшее
зрелость 14. Зрелый образование
  15. Пресенильный мудрость
старость 16. Старик опыта

13. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ (ВТОРОЙ ЗАКОН ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА) – Эпохи, э тапы, периоды развития имеют конкретные культурно-исторически определенные возрастные рубежи. В совре­менной эв­ро­­по­­центристской ку­ль­туре сло­жились и подтвер­ждаются фактами наблю­дений и экспери­ментов следующие возрастные рубежи по годам: 0 - 1 - 3 - 7 - 10 - 15 - 17 - 21 -23 - 36 - 45(60) - 65.

14 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ (СФЕРА ПОЛИТИКИ) - Обеспечение развития национально-государствен­ной системы в совокупности двух форм политической деятельности:

· политическая борьба за мандат власти;

· государственное управление как реализация программы общественного развития

 

15. КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ – «душевный переворот» - переход доминанты ведущей развитие «образующей» пространства субъективности (души). Смена эпох развития. «Фокусировка линий развития личности, сознания, деятельности в переходный период от доминанты одной из трех образующих (сознание, личность. Деятельность) к другой.

 

16. ВОСПИТАНИЕ – педагогическая деятельность по созданию пространства гармонического развития поступков личности в гармонии свободы, самостоятельности и ответственности. Свобода, самостоятельность и ответственность – это фундаментальные человеческие качества, определяющие развитие личности в ее поступках.

 

 

17. ДУХОВЕСТИЕ – Педагогическая деятельность по формированию сознания. Основным законом духовестия является закон плюрализма сознаний, согласно которому в духовестии необходимо исходить из принципа безусловного принятия сознания «другого». Формой духовестия может быть только диалог, вне зависимости от возраста субъекта, «жаждущего духа».

 

18. МЕХАНИЗМ РЕФЛЕКСИИ -Целостная структура механизма рефлексии включает в себя взаимосвязь шести элементов: 1. рефлексивный выход; 2. интенция и интенциональность; 3. первичная категоризация;4. конструирование системы мыслительных средств; 5, схематизация рефлектируемого содержания; 6. объективация рефлексивного представления. Структура может рассматриваться как технология управления рефлексивными процессами и этапами формирования. Вместе с тем она может рассматриваться как исследуемая структура в рамках квалификационного анализа.

19. СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - Педагогическая деятельность с целью освоения и интериоризации исторически выработанных способов взаимодействия людей в социально-производственных системах деятельности и превращения их в индивидуальные способности.

Пространство существования со-бытия - предмет конкретной социологии и социальной психологии

 

20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. – Система педагогического взаимодействия, состоящая из четырех подсистем.

 

21. НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ – технология социального проектирования. Наи­более развитый способ прое­ктирования чело­­ве­ческого су­ще­­ствования.

Кор­ректировка плана определяет границы полуцикла.

Стру­к­тура целей – границы циклов.

Смена цен­ностей ведет к пе­репрог­рам­ми­­­­рованию.

 


[1] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И.Т. и др. М.: Политиздат, 1989. С. 14.

[2] Щедровицкий Г.П. Смысл оппозиции натуралистического и деятельностного подходов. Избранные труды. М., 1995. С 152-153.

[3] Г.П. Щедровицкий. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. - Избранные труды. М., 1995. С. 143.

[4] Тюков А.А. Методологический принцип нового психологизма. - “Касталь”, Журнал Вопросы методологии, 1996, № 1-2.

[5] Человек как проблема комплексного изучения. - “Мысль”, Книга Социальное познание в современном мире, Москва, 1992, Глава 2.

 

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3, с. 48.

* Уотсон Дж. Б. Психологи как наука о поведении. М.-Л., 1926. С.1Х.

[7] Голосовкер. Я.Э. Логика мифа, “Наука”, Москва 1987, с.114-164.

[8] Щедровицкий Г.П. Два понятия системы. - Труды международного конгресса по истории науки и техники. М., 1974. С.28-33;

Тюков А.А. Психологи в ММК - журнал “КЕНТАВР”, 1993, № 1, с.32.

[9] Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий. - В кн. “Языковые Универсалии и лингвистическая типология” М., 1969, с.47.

[10] Тюков А.А. Организационные игры как метод и форма активного социального обучения. - В кн. “Активные методы обучения педагогическому общению”, М. АПН СССР, 1983 с.73-80.

Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности. - В кн. “Игровое моделирование. Методология и практика”, Новосибирск, “Наука”, 1987, с.48-61.

[11] Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., 1967

[12] Гальперин П.Я. психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.,1966, с.236-277.

[13] Тюков А.А. Квалификационный анализ ценностных конфликтов - “Психологический журнал” - Наука, 1993, №3.

[14] Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.,1966. С.236-277.

[15] Швейцер А. Культура и этика. М., 1969. С.300.

[16] Тюков А.А. Исследования организационно-управленческой деятельности и понятия руководства, организации, управления // Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии: Сборник научных трудов. М., 1980. С. 57-76.

[17] Тюков А.А. Образование и дизайн: пространство взаимодействия. - Журнал “техническая эстетика” - М., 1994, №1, с.32-38.

Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск, “Наука”, 1987, С.73

[18] Тюков А.А. Организация учебных задач в условиях учебного сотрудничества студентов // Психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам. Сборник научных трудов МГИИЯ им.М.Торез.Вып.283.М.,1987. С.88-98.

Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. С.48-61

[19] В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения. - М., Педагогика, 1986.

 

[20] В этом разделе мы не приводим подробного анализа проблем педагогической деятельности социального обучения. Логика определения и анализа организационных форм обучения представлена нами в разделе психоанализа.

[21] Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе// Избранное. М., 1991. С. 23-154.

[22] Тюков А. А. Квалификационный анализ в организационной психологии // Проблемы экспериментальной психологии. Львов., 1983. С. 64-69.3.

[23] Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., Стройиздат, 1975. С. 23-45.

 

[24] Мы намеренно опускаем слово совместная в словосочетании: "совместная деятельность", так как по очень точному замечанию В.И.Слободчикова никакой другой деятельности не бывает и понятие индивидуальной деятельности это фантом, выдуманный психологами. А.Н.Леонтьев утверждал в своей книге: "Деятельность, сознание, личность", что процессы деятельности - это процессы открыто коллективные. Индивидуальное поведение с этой точки зрения является ничем иным, как внешне наблюдаемой редукцией и "превращенной формой" общественной деятельности.

[25] Tyukov Anatoly A. They, We, I. // The 2nd internationalcongress for reserch on activity theory. Finland, 1990. P.134-135.

 

[26] Тюков А. А. Дедовщина с первого класса. - Газета “Первое сентября”, 1990, № 2.

 

[27] Тюков А.А. Организация учебных задач в условиях учебного сотрудничества студентов. // Психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам. Сборник научных трудов МГИИЯ им. М. Тореза, Вып. 283, М.,1987. С.88-98.

[28] Комплексная программа Минобразования России “Помощь”. Под ред. - Ред. изд. центр “Помощь”, Москва, 1995.

[29] Тюков А.А. Исследования организационно-управленческой деятельности и понятия руководства, организации, управления. - Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии: Сборник научных трудов. М., 1980. С. 57-76.

[30] Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., Стройиздат, 1975. С. 23-45.

[31] Тюков А.А. Образование и дизайн: пространство взаимодействия. - Журнал “техническая эстетика” - М., 1994, №1, с.32-38.

 

[32] Тюков А.А. Организационные игры как метод и форма активного социального обучения.- В кн. “Активные методы обучения педагогическому общению”, М. АПН СССР, 1983 с.73-80.

 

[33] Тюков А.А. Квалификационный анализ ценностных конфликтов - “Психологический журнал” - Наука, 1993, №3.

[34] Следует обратить внимание на исторический факт появления программ как культурных форм публикации социальных проектов именно в сфере управления общественным развитием, то есть в сфере политики. Программы - это исторически, прежде всего, политические программы. Этот исторический факт подтверждает наше утверждение о приоритетности метода программирования в делах управления общественным развитием.

[35] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., “Политиздат”, 1975

[36] В качестве примера следует обратить внимание на Координационный план Комплексной программы Минобразования России “ПОМОЩЬ”, так как этот способ планирования был принят в этой программе и успешно реализовался до 1996 года, до смены руководства Программой, происшедшей после реорганизации Министерства образования Российской Федерации. Дело в том, что конкретность Плана, то есть наличие характеристик работ по всем графам полностью определяет эффективность оперативного контроля выполнения. Контроль в свою очередь позволяет вовремя и своевременно управлять развитием программы, корректируя план, цели работ или даже пересматривая основные направления деятельности и по-новому формулируя проблемы.

[37] В данном случае мы подчеркиваем слово “студентов”, а не употребляем привычного “слушателей”. Студент - это человек изучающий предмет и осваивающий профессию. Слушатель - традиционно принудительно присылаемый и безответственный за результаты своего обучения субъект.

[38] В сноске мы обращаем внимание на это единственное место, где уместно говорить о коллективе и его сформированности. Коллектив, конечно не высшая форма развития группового взаимодействия людей, как бы на этом не настаивал А.В. Петровский (Президент РАО). Коллектив не может предоставить личности свободу. Однако, если мы хотим достигнуть конкретной цели, выполняя каждый свои обязанности, то коллектив необходим - ибо только коллектив может подчинить волю отдельной личности общей для всех цели, не уничтожая личность. Это можно понять, если обратиться ко всей системе современного научного обеспечения управления развитием социально-производственных систем (А. Тюков, 1995).

[39] Неверкович С.Д., Тюков А.А. Теоретические проблемы изучения организационно-управленческой деятельности. - Журнал "Вопросы психологии", 1981, №1.

[40] Тюков А.А. Организационные игры как метод и форма активного социального обучения - В кн. “Активные методы оптимизации и обучения педагогическому общению”, М. АПН СССР, 1983 с.73-80.

[41] В данном случае следует заметить, что мы не употребляем слова кооперация в том понятийном значении, которое вводилось в общей теории деятельности (Г.Щедровицкий, В.Дубровский, С.Якобсон, А.Тюков). Здесь подразумевается только общая смысловая установка на сотрудничество. Поэтому, говорить о кооперации позиций некорректно в понятиях о кооперации как особой формы человеческого взаимодействия. Однако, о духе сотрудничества, о кооперации в оппозиции к конкуренции, как предлагал различать игры Р.Спектор, конечно же можно. Но только в этом смысле.

[42] Мы не обсуждаем ситуаций выделения в группе явного лидера и остальных ведомых. Ситуация на наш взгляд скучная для методологического анализа, если исключить психоаналитический интерес. Вместе с тем, именно на этот интерес обращал наше внимание Р.Спектор. Борьба команд на игровом поле за “предмет обладания”, пришедшая из спортивных игр и из войн, психологически соблазнительна. Так и оказалось. Вместо понимания различий в позициях выяснения “кого надо бить”, “кто враг”, “надо найти прием” и прочая борцовская чушь. В наших наблюдениях ОДИ после 1983 года мы часто фиксировали симптомы феноменов “победить, во что бы то не стало”. Создавалось такое впечатление, что молодые методологи актуализируют генетическую память о временах борьбы Щедровицкого и “Щедроветят” на конференциях в Томске, Новосибирске, Горьком, или острейшую борьбу с уже взрослыми методологами, провоцируемую самим Г.П., на внутренних совещаниях в Подольске и на понедельничных семинарах. Такая конкуренция на наш взгляд очень эффективна в деле отвоевывания места на ярмарке тщеславий, но не более того. Это отступление, связанное с наличием духа конкуренции, нам необходимо было сделать для большей основательности объяснения появления в наших играх феноменов ролевого поведения. Поэтому вернемся к основному рассуждению.

[43] В сноске мы хотим обратить внимание на точность русского языка: играть роль - иметь значение, представляться, играть заглавную роль, стать первым, главным - все это сцены ярмарки человеческих тщеславий.

[44] Тюков А.А. Исследования организационно-управленческой деятельности и понятия руководства, организации, управления. // Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии: Сборник научных трудов. М., 1980. С. 57-76. Тюков А.А. Организация учебных задач в условиях учебного сотрудничества студентов. // Психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам. Сборник научных трудов МГИИЯ им. М.Тореза, Вып. 283, М.,1987. С.88-98.

[45] Кон И.С. Социология личности. М., 1969.

[46] Большинство наблюдаемых нами деловых игр, на наш взгляд, неудовлетворительны, именно из-за отсутствия на них хорошо организованного позиционного взаимодействия. Они сводятся к исполнению ролей, заранее придуманных организаторами, но почему-то не написанных в сценарии, а значит, практически неуправляемых в ходе их исполнения. В результате игра редуцируется в лучшем случае до театра одного талантливого актера, а в худшем - до "базара" и "свары" перманентных ролевых конфликтов, причем, как правило латентных, вызывающих психологическую усталость и раздражение, маскируемых игровой эйфорией.

[47] Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности. - В кн. “Игровое моделирование. Методология и практика”, Новосибирск, “Наука”, 1987, с.48-61.

[48] На наш взгляд довольно неуклюжая речевая формула “мыследеятельность” появилась во многом отсюда. Дело в том, что даже сидя или полулежа на третьей полке купе, мы пытались действовать осмысленно - то есть используя соответствующие мыслительные и логические средства. Методологи “старики” и “молодые” (а молодых было больше половины) старались мыслить, а значит быть строгими и логичными, старались действовать, а значит прогнозировать предстоящую общественную ситуацию, старались коммуницировать, а значит понимать друг друга. Методологи жили в деятельности, коммуникации и мышлении. Оказывается это очень трудно делать одновременно. Для этого нужно обладать высоким рангом рефлексии. Боле того, никто до этого не собирал всего этого вместе в рациональных “теоретических” представлениях. Может быть в этом заключается причина появления речевых монстров, а ля: речемыследеятельность, мыслекоммуникация, системомыследеятельность и т.д. и т.п. - необходимо отличить методологический подход к проблемам антропологии от всех других.

[49] Снова мы ставим слово в кавычки, так как здесь слово рефлексия употребляется как обозначение особого режима работы в рамках дневного цикла игры. Совсем не обязательно, что в этом игровом эпизоде под названием “рефлексия”, она - рефлексия осуществиться как сознательный мыслительный процесс. Коммуникация - очень противоречивый слой человеческих взаимодействий и постоянно присутствует опасность либо перейти в вышестоящий слой и начать оценивать друг друга в системе межличностных отношений, либо “провалиться” в слой исполнения ролей и даже статусных отношений. Это во многом зависит от организаторов игры, но полностью определяется составом участников.

[50] Комплексная программа Минобразования России ПОМОЩЬ. // Ред. Тюков А.А., Издательский центр “ПОМОШЬ”, М., 1995.

[51] Здесь мы не приводим развернутого описания техники квалификационного анализа, так как она опубликована (см.: главу «анализ»). Тюков А.А. Квалификационный анализ ценностных конфликтов - “Психологический журнал” - Наука, 1993, №3.; Куликов Г.П. «Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофессионального взаимодействия», Автореф. канд. дисс. М., 1997.

[52] Дело в том, что в соответствии с концепцией «новой психологии» личность как категория - это энергетическая образующая души. «Четвертое взаимодействие«(по Тюкову), «Либидо» (по Фрейду) - это все разные названия особому виду энергии, для которой наука пока не придумала сколько-нибудь удовлетворительного объяснения (возможно, это вообще не под силу науке). Однако мы выдвигаем гипотезу об особом типе взаимодействия, так как наблюдаемых случаев проявления действительности, которую мы не можем никак онтологически представить, бесчисленное множество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.