КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Линейное построение кадра
Линейная схема кадра - это некий воображаемый скелет, в соответствии с которым расположены элементы кадра. Пытаясь в двухмерном пространстве кадра передать некое определенное содержание, т е. «что», вместе с теммы решаем вопрос и «как». И здесь на помощь нам, как уже отмечалось выше, как раз и приходят схема или план изображения, состоящий из линий и форм. Мы уже говорили, что одним из способов создания совершенной композиции является мысленное представление объектов независимо от их реального вида: в виде треугольника, овала, линии т.д. Тогда их проще расположить в определенном порядке. Так же в кадре, из множества разнонаправленных линий могут наглядно выделяться горизонтальные, вертикальные, диагональные или круговые линии. Границы объектов на изображении формируются из этих линий. И, поскольку, наши глаза имеют свойство следить взглядом вдоль линий, пересекающих кадр, мы можем использовать эти линии для того, чтобы привлечь внимание зрителей к тем частям кадра, которые необходимо подчеркнуть, и особенно к тем, которые представляют главный интерес. Назовем их ведущими, поскольку они то и ведут внимание зрителя в кадре, к сюжетному или смысловому центру.
Кроме того, объекты, сформированные этими линиями, могут нести определённое значение, точнее производить на зрителя нужные впечатления. Если в качества фона кадра используется высотная застройка, тогда главными линиями будут вертикальные. Так, например, прямые вертикальные линии предполагают высоту, достоинство, силу, мощность. Следует отметить, что несколько поперечных линий в виде улиц - не нарушают общую композицию, а иногда даже подчеркивают её (рис. 20).
Рис. 20
Горизонтальное строение кадра осуществляется с помощью объектов, которые простираются по горизонтали. Это может быть река, дорога, мост, движение пешеходов и транспорта (рис. 21).
Рис. 21
Если мы хотим передать стремительность движения: преодоление препятствий, допустим, подъем автомобиля на горку или спуск с нее; прыжок горнолыжника с трамплина и т.п., - тогда лучше прибегнуть к диагональному построению кадра. А в случае, если необходимо передать движение, например, людей идущих в хороводе или автомобилей, движущихся по кольцу, - главными линиями будут круговые или овальные. Наш взгляд, направляемый камерой, движется по сцене, как раз благодаря визуальным линиям композиции. Эти линии и создает так называемые линии действия, называемые еще линиями перехода. Взгляд зрителя улавливает их и, таким образом, следит за действием, помогая к тому же переходу в следующий кадр. Предположим, что требуется выполнить анимацию двух детских персонажей, которые решили поиграть в снежки. Для этого были подготовлены два кадра съемки средним планом каждого из детей: одного — в левой части кадра, бросающего снежки вправо, а другого — в правой части кадра, бросающего снежки влево. Линия действия обоих детских персонажей остается неизменной, а горизонтальная линия, пересекающая кадр, позволяет зрителю воспринимать быстрые монтажные переходы между этими кадрами, поскольку высота бросания снежков остается на одном и том же уровне. В связи с этим примером можно сделать следующий вывод: горизонтальные линии подходят для сходных кадров съемки, которые не должны противопоставляться друг другу. Горизонтальные линии предполагают устойчивость и открытость. Диагональные линии могут производить динамическое и возбуждающее впечатление. Изогнутые линии предполагают грацию, красоту, элегантность, движение, и чувственность. Извилистая, кривая, допустим, способна помочь с изяществом вывести взгляд на центр интереса (рис. 22).
Рис. 22
А в отличие от изогнутых линий, острые зубчатые линиивызывают в нас жестокость или разрушение. Разбитые, чем-нибудь, прерывистые линии - предполагают неоднородность в восприятии. Определенного эффекта в композиции можно еще достигнуть путем количества основных объектов в кадр. Как это не странно: нечётное количество главных объектов в пространстве кадра воспринимается гораздо интереснее, привлекательнее, чем четное.Четное число одинаковых по содержанию, точнее облику объектов воспринимается, как очень уровновешанная композиция. Добавленный такой же третий - улучшает общий вид. Но если поместить в кадр ещё один подобный же объект, композиция опять окажется малопривлекательной (рис. 23).
Рис. 23
Очень выразительно смотрятся композиции, в которых мы можем разбить или каким либо образом пересечь главные линии при помощи некоторых элементов сцены, поскольку порой главные линии берут на себя ненужное деление картины на части. Допустим линию горизонта можно перекрыть при помощи какого-либо объекта на переднем плане (рис. 24).
Рис. 24
На этом примере, хотя линия горизонта и делит кадр по центру, что не совсем грамотно, но мачты кораблей разбивают её, предотвращая этим разделение кадра на две половины. Вертикальная линия может быть разорвана (прервана) чем-то простым, горизонтальным, например, веткой дерева. Движение объектов или персонажей в кадре, чисто композиционно, так же может подсказать зрителю нечто, связанное с настроением, помимо сюжетного наполнения. Вот почему для достижения желаемого эффекта, важным является то - куда и откуда происходит движение в кадре. Допустим, движение, происходящее от тёмных областей к более светлым, в какой то мере, придает содержанию некое освобождение или эмоциональный подъём. Движение слева - направо, почему–то, привлекает наше внимание больше, чем движение справа - налево. Возможно, в арабском мире, где чтение происходит не как у европейцев слева - направо, а наоборот - и движение подобное этому будет выглядеть более привлекательным (рис. 25).
Рис. 25
Восходящее движение - например, даже если один человек встаёт со стула - захватывает внимание, потому как это предполагает некий прогресс, продвижение. Нисходящее движение зачастую несёт противоположную эмоциональную окраску (например, когда человек садится в кресло).
Движение или какое–либо действие, направленное в сторону камеры, имеет большую силу, заставляет нас более эмоционально его воспринимать,чем действие, которое направлено от камеры. Но более всего привлекает внимание диагональное движение, особенно если оно происходит с нижнего левого угла картины в верхний правый угол (рис. 26). Рис. 26 Еще раз повторим, что вышеприведенные композиционные схемы - это всего лишь условные характеристики наиболее часто встречающихся композиционных решений. Построение кадра, в первую очередь, должно определяться его содержанием и смыслом, так как тупая подгонка строения кадра под стандартные композиционные схемы - приводит к созданию эффекта его видимой искусственности.
Итак, визуальные линии, как уже говорилось, могут представлять собой определенное сочетание вертикальных, горизонтальных, прямых, кривых или контурных линий. Единственный важный и существенный момент заключается в том, что линии композиции не должны разделять изображение на равные части, а создавать определенное равновесие в кадре, иначе оно окажется негармоничным и неуравновешенным. Опять таки, следует помнить о принципе золотого сечения (рис. 27).
Рис. 27
Композиция этого кадра неудачна. Создается впечатление, что изображение как будто застыло и разделено на два отдельных кадра, вместо того, чтобы составлять единое целое (рис. 28).
Рис. 28
То же дерево в иной композиции позволяют воспринимать кадр более уравновешенным и гармоничным.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |