КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правило третей
Давно замечено, что кадр смотрится лучше, если поделить его на неравные части путем расположения линии горизонта сверху или снизу относительно линии, делящей кадр пополам. Такое построение композиции отвечает «правилу третей», основанном все на том же, только упрощенном «принципе золотого сечения». При определении зрительных центров кадра, так же, было замечено, что и вертикальное деление пополам, то есть, равноудаленное расположение элементов изображения от вертикальной лини, проходящей по центру кадра, не лучшим образом сказывается на восприятии (рис. 38).
Рис. 38
В этой связи гораздо предпочтительней смотрится композиция кадра, когда он делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3. То есть, мы делим кадр на три равные части (трети) по горизонтали и вертикали. Несмотря на заметное отличие положения центров внимания, полученных по правилу третей от золотого сечения, технологическая простота и наглядность сделали эту схему композиции популярной. Разбив изображение на трети по горизонтали и по вертикали, в результате получили 9 фрагментов. Пересечения линий сетки образуют четыре точки (рис 39).
Рис. 39
Правило третей гласит, что главный объект и объекты, являющиеся сопутствующими должны располагаться как можно ближе к точкам пересечения линий разделяющих кадр на три равные части по горизонтали и вертикали. Это вызвано психологией восприятия изображений нашим глазом. Бегая по изображению и рассматривая детали, он хочет удобства. А удобство – это порядок, баланс, гармония… Еще одно важное обстоятельство, связанное с «правилом третей» и касающееся именно динамической композиции - пространственное расположение элемента в кадре определяется характеристиками фактического или подразумеваемого (т. е. обусловленного направлением взгляда) движения объекта. Когда объект смещен относительно точек пересечения линий, ограничивающих третьи части изображения, композиционный баланс может быть достигнут, если направление движения объекта четко угадывается. Наиболее динамичное и противоречивое построение получается при смещенном относительно центра объекте, который движется по направлению к ближайшей границе кадра. Обычно строго центрированная композиция, как уже отмечалось, делает кадр неинтересным, если только между границами изображения и объектом не существует напряженных динамических отношений. С другой стороны, для позиционирования объекта совсем близко к границе кадра также должны существовать веские причины. Когда персонаж или какой-то объект движется в определённом направлении, например слева направо снизу вверх или наоборот, то для него в кадре необходимо предоставить место, в которое он может переместиться (рис. 40).
Рис. 40
То же относится к взгляду персонажа – нельзя, что бы лицо, смотрящего в кадре персонажа, упиралось в сторону рамки кадра, куда направлен его взгляд (рис. 41).
Рис. 41
Не следует забывать, что речь шла о правиле, а не о законе «третей». Правило третей - это только принцип - возможность (наряду с другими принципами), которую следует учитывать при создании сцены. Необходимо помнить, что это любое правило – не догма, но для того, чтобы нарушать определенные правила, их надо, как минимум, знать. Обычно, с опытом приходит подсознательное чувство равновесия.
Рассмотрев наиболее принципиальные аспекты, способствующие композиционному построению кадра, указанию тех или иных планов, обратимся к проблеме – в чем же собственно заключается «работа самой камеры», для того, что бы завершить рассмотрение соответствующей графы режиссерского сценария.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |