Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение прямо на камеру и от камеры




Движение поперек экрана

Такой вид движения самый элементарный, чаще всего встречающийся в практике кино. Это самый прямолинейный, с точки зpeния художественного выражения, вид движения, самое простое и в целом ряде случаев почти примитивное режиссерское действие, если оно преднамеренно не подчеркивает какой-то ход событий или прямолинейность характера героев.

В одном случае, движения в кадре осуществляется статично, стоящей камерой, которая фиксирует персонаж или объект, движущийся перпендикулярно оси объектива, а, следовательно, по­перек кадра.

В другом - создать движение можно камерой: объект или персонаж стоит на месте, как ему полага­ется, а камера движется справа нале­во (или слева направо) в противоположном направлении по отношению к движению.

Иногда такое прямолинейное решением движения используют в эксцентрических комедиях для того, что бы подчеркнуть глупость или примитивность решения персонажей. Вспоминается мультфильм А. Хржановского «Жил – был Козявин», где преимущественно таким видом движения в кадре режиссер и решал основную идею фильма – высмеивания бездумного, казенного отношения к порученному делу. Фильм вышел на экраны в 60-годы. И тогда, в эпоху расцвета физики как науки, среди ученых эффект прямолинейного движения стали в шутку называть «эффектом козявина».

Движе­ние поперек кадра - это еще и способ показать максимальную скорость пере­мещения персонажа или объекта на экране. Один момент, возможно и спорный, но, тем не менее, важный, и который следует учитывать, при использовании такого рода действия: замечено, что движение слева направо воспринимается легче и более благоприятно, чем справа налево. Возможно, это свойственно, нам европейцам, наша психофизика устроена таким образом. Мы, допустим, пишем и читаем слева направо, и рассматриваем, скажем, картину или обозреваем пейзаж, заметьте, так же. У народов арабского мира – письменность сложилась таким образом, что они пишут и читают справа налево, очевидно, что и восприятие движения поперек кадра у них будет отличным от нашего.

Существуют три возможности осуществления таких движений:

а) перемещения объекта при ста­тичном аппарате;

б) наезд камеры на объект или отъезд от объекта;

в) так называемый «ложный» наезд путем использования трансфокатора.

 

Рассмотрим первый случай, когда объект приближается к ка­мере или удаляется, он всегда выполняет чью-то волю. Это может быть как собствен­ное желание героя, так и выполне­ние приказа. Но такое движение в кадре — всегда результат развития действия, сюжетное событие. Например, приход героя, уход героя. Приближение объекта, допустим поезда или его удаление. На эк­ране фон неподвижен, а перемеща­ется только объект. По существу, этот случай не имеет отношения к проблеме движения камеры. Мы приводим его лишь для того, чтобы была понятна разница в движении, осуществляемом самим объектом и камерой.

 

Во втором случае – если аппарат наезжает, придвигается к объекту, то на экране возникает движение, которое вызывает ощущение приближения к предмету интереса. На экране происходит сужение поля зрения с одновременным укрупнением объекта без искажения перспективы пространства. Это прием так и называется — наезд.

НАЕЗД - движение киноаппарата на снимаемый объект, что способствует увеличению крупности плана. Внимание зрителя при наезде сосредотачивается на объекте съемки или на детали в соответствии с замыслом.

Обратное впечатление у зрителей появится, если применить отъезд камеры. Пространство кадра как бы раскрывается. Все больше объектов и персонажей попадает в кадр. План становится все общее и общее. Это прием называется — отъездом.

 

ОТЪЕЗД - движение камеры от объекта, в результате чего план становится более общим и открывает зрителю обстановку, в которой происходит действие.

Но совсем иное дело, когда мы осуществляем «наезд» или «отъезд» с помощью трансфокатора.

Трансфокатором называется приспособление в объективе камеры, с помощью которого меняется его фокусное расстояние. Если в кинокамерах прошлого, чтобы изменить фокусное расстояние, необходимо было выкрутить объектив с одним фокусным расстоянием и на его место поставить другой. То в новейших кино-видеокамерах, достаточно сдвинуть рычажок управлением трансфокации в ту или иную сторону и соответствующие линзы в объективе, начнут двигаться относительно друг друга, изменяя угол съемки, то есть - приближая или удаляя объект. На экране за счет изменения фокусного расстояния объектива непосредственно на наших глазах проис­ходит не только укрупнение или обобщение объекта, но и измене­ние перспективы, трансформация пространства, его искажение, что неизбежно ска­зывается на ощущениях зрителей. Так трансфокаторный наездпроизводит впечатление притягиваниягероя или объекта к зрителю. А отъезд, наоборот, — отталкиваниеперсонажа или предмета. Согласитесь, это не одно и тоже, что дает наезд камерой на объект или отъезд камерой от него, поскольку производит разное воздействие на зрителя. Это легко проверить опытным путем, проведя съемку движением самой камеры и трансфокацией.

Давайте посмотрим: какую же формальную за дачу можно решить, прибегая к, тому или иному, «отъезду» или «наезду». Именно, формальную, поскольку эмоциональное и смысловое содержание съемки выполненной тем или иным способом, несет главным образом сюжет и поведение героя.

Но для того, чтобы подчеркнуть, допустим, уверенность героя, его решительность, либо заинтересованность в каком-то объекте, чтобы усилить для зрителя такое его эмоциональное состояние, вполне обоснованно будет использовать движения героя на камеру.

Но несколько другое ощущение передаст в таком же случае нам зрителям «наезд» камеры на героя: он позволит разглядеть черты лица, его мимику; сосредоточит наше внимание на переживаниях героя в эти мгновения, убирая из кадра все лишнее, отвлекающее внимание. Делая наезд камерой, мы, зрители приближаемся к персонажу, мы, как бы с разрешения автора можем подсмотреть едва уловимые движения его души. То же самое, когда мы делаем наезд субъективной камерой – только в этом случае мы приближаемся к объекту «глазами» персонажа.

Наезд камеры создаст на экране ощущение сужения про­странства, впечатление, что слова, произнесенные, допустим персонажем только собеседнику, стали доступными и нам, зрителям. Укрупнение в результате наезда камеры делает негромкое произнесение персонажем реплик естественным.

Наезд может быть медленным или резким. Все зависит от содержания и задачи, которую вы решаете в каждой конкретной сцене. И, тем не менее, вне зависимости от скорости, «наезд» всегда представляет собой акцент. Резкий или мягкий, но акцент. Допустим для акцентирования какой-то важной детали события рез­кий, быстрый акцент лучше выполнить «трансфо­каторным наездом».

Совсем иные чувства мы испытываем, когда герой или объект удаляется от камеры. Подспудно возникает чувство грусти. От нас зрителей уходит, полюбившийся герой или его увозит от нас поезд, а мы остаемся. Возникает некое ощущение завершенности действия. И совсем по иному будет восприниматься отъезд камеры от героя или объекта - в этом случае персонаж ли, объект - остаются на месте, их жизнь продолжиться, но уже без нас – поскольку это мы покидаем их и это место.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.