КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Движение прямо на камеру и от камеры
Движение поперек экрана Такой вид движения самый элементарный, чаще всего встречающийся в практике кино. Это самый прямолинейный, с точки зpeния художественного выражения, вид движения, самое простое и в целом ряде случаев почти примитивное режиссерское действие, если оно преднамеренно не подчеркивает какой-то ход событий или прямолинейность характера героев. В одном случае, движения в кадре осуществляется статично, стоящей камерой, которая фиксирует персонаж или объект, движущийся перпендикулярно оси объектива, а, следовательно, поперек кадра. В другом - создать движение можно камерой: объект или персонаж стоит на месте, как ему полагается, а камера движется справа налево (или слева направо) в противоположном направлении по отношению к движению. Иногда такое прямолинейное решением движения используют в эксцентрических комедиях для того, что бы подчеркнуть глупость или примитивность решения персонажей. Вспоминается мультфильм А. Хржановского «Жил – был Козявин», где преимущественно таким видом движения в кадре режиссер и решал основную идею фильма – высмеивания бездумного, казенного отношения к порученному делу. Фильм вышел на экраны в 60-годы. И тогда, в эпоху расцвета физики как науки, среди ученых эффект прямолинейного движения стали в шутку называть «эффектом козявина». Движение поперек кадра - это еще и способ показать максимальную скорость перемещения персонажа или объекта на экране. Один момент, возможно и спорный, но, тем не менее, важный, и который следует учитывать, при использовании такого рода действия: замечено, что движение слева направо воспринимается легче и более благоприятно, чем справа налево. Возможно, это свойственно, нам европейцам, наша психофизика устроена таким образом. Мы, допустим, пишем и читаем слева направо, и рассматриваем, скажем, картину или обозреваем пейзаж, заметьте, так же. У народов арабского мира – письменность сложилась таким образом, что они пишут и читают справа налево, очевидно, что и восприятие движения поперек кадра у них будет отличным от нашего. Существуют три возможности осуществления таких движений: а) перемещения объекта при статичном аппарате; б) наезд камеры на объект или отъезд от объекта; в) так называемый «ложный» наезд путем использования трансфокатора.
Рассмотрим первый случай, когда объект приближается к камере или удаляется, он всегда выполняет чью-то волю. Это может быть как собственное желание героя, так и выполнение приказа. Но такое движение в кадре — всегда результат развития действия, сюжетное событие. Например, приход героя, уход героя. Приближение объекта, допустим поезда или его удаление. На экране фон неподвижен, а перемещается только объект. По существу, этот случай не имеет отношения к проблеме движения камеры. Мы приводим его лишь для того, чтобы была понятна разница в движении, осуществляемом самим объектом и камерой.
Во втором случае – если аппарат наезжает, придвигается к объекту, то на экране возникает движение, которое вызывает ощущение приближения к предмету интереса. На экране происходит сужение поля зрения с одновременным укрупнением объекта без искажения перспективы пространства. Это прием так и называется — наезд. НАЕЗД - движение киноаппарата на снимаемый объект, что способствует увеличению крупности плана. Внимание зрителя при наезде сосредотачивается на объекте съемки или на детали в соответствии с замыслом. Обратное впечатление у зрителей появится, если применить отъезд камеры. Пространство кадра как бы раскрывается. Все больше объектов и персонажей попадает в кадр. План становится все общее и общее. Это прием называется — отъездом.
ОТЪЕЗД - движение камеры от объекта, в результате чего план становится более общим и открывает зрителю обстановку, в которой происходит действие. Но совсем иное дело, когда мы осуществляем «наезд» или «отъезд» с помощью трансфокатора. Трансфокатором называется приспособление в объективе камеры, с помощью которого меняется его фокусное расстояние. Если в кинокамерах прошлого, чтобы изменить фокусное расстояние, необходимо было выкрутить объектив с одним фокусным расстоянием и на его место поставить другой. То в новейших кино-видеокамерах, достаточно сдвинуть рычажок управлением трансфокации в ту или иную сторону и соответствующие линзы в объективе, начнут двигаться относительно друг друга, изменяя угол съемки, то есть - приближая или удаляя объект. На экране за счет изменения фокусного расстояния объектива непосредственно на наших глазах происходит не только укрупнение или обобщение объекта, но и изменение перспективы, трансформация пространства, его искажение, что неизбежно сказывается на ощущениях зрителей. Так трансфокаторный наездпроизводит впечатление притягиваниягероя или объекта к зрителю. А отъезд, наоборот, — отталкиваниеперсонажа или предмета. Согласитесь, это не одно и тоже, что дает наезд камерой на объект или отъезд камерой от него, поскольку производит разное воздействие на зрителя. Это легко проверить опытным путем, проведя съемку движением самой камеры и трансфокацией. Давайте посмотрим: какую же формальную за дачу можно решить, прибегая к, тому или иному, «отъезду» или «наезду». Именно, формальную, поскольку эмоциональное и смысловое содержание съемки выполненной тем или иным способом, несет главным образом сюжет и поведение героя. Но для того, чтобы подчеркнуть, допустим, уверенность героя, его решительность, либо заинтересованность в каком-то объекте, чтобы усилить для зрителя такое его эмоциональное состояние, вполне обоснованно будет использовать движения героя на камеру. Но несколько другое ощущение передаст в таком же случае нам зрителям «наезд» камеры на героя: он позволит разглядеть черты лица, его мимику; сосредоточит наше внимание на переживаниях героя в эти мгновения, убирая из кадра все лишнее, отвлекающее внимание. Делая наезд камерой, мы, зрители приближаемся к персонажу, мы, как бы с разрешения автора можем подсмотреть едва уловимые движения его души. То же самое, когда мы делаем наезд субъективной камерой – только в этом случае мы приближаемся к объекту «глазами» персонажа. Наезд камеры создаст на экране ощущение сужения пространства, впечатление, что слова, произнесенные, допустим персонажем только собеседнику, стали доступными и нам, зрителям. Укрупнение в результате наезда камеры делает негромкое произнесение персонажем реплик естественным. Наезд может быть медленным или резким. Все зависит от содержания и задачи, которую вы решаете в каждой конкретной сцене. И, тем не менее, вне зависимости от скорости, «наезд» всегда представляет собой акцент. Резкий или мягкий, но акцент. Допустим для акцентирования какой-то важной детали события резкий, быстрый акцент лучше выполнить «трансфокаторным наездом». Совсем иные чувства мы испытываем, когда герой или объект удаляется от камеры. Подспудно возникает чувство грусти. От нас зрителей уходит, полюбившийся герой или его увозит от нас поезд, а мы остаемся. Возникает некое ощущение завершенности действия. И совсем по иному будет восприниматься отъезд камеры от героя или объекта - в этом случае персонаж ли, объект - остаются на месте, их жизнь продолжиться, но уже без нас – поскольку это мы покидаем их и это место.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |