Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение линии горизонта и объектов в кадре




Существует и еще одна «линия», на которой следует задержать наше внимание - линия горизонта. Эта линия, где поверхность земли встречается с небом. Безусловно, это зрительная иллюзия, поскольку на самом деле они не встречаются. Наиболее явственно эта линия наблюдается на море или в пустыне. Но и в пространстве города, улицы или жилища мы так же можем ее наметить в воображении, иллюзорно (рис. 29).

Рис. 29

 

Дом, стоящий к нам фронтально, выглядит плоско. Мы бы сказали – визуально статично, поскольку его облик образован большим количеством горизонтальных линий.

Сместив точку зрения, таким образом, чтобы стали видны две стороны здания, мы горизонтальные линии преобразовали в диагональные. Создали, таким образом, потенциал движения. А нами уже отмечалось, что композиция, построенная на диагоналях, несет в себе более активное начало (рис. 30).

Рис. 30

Поиск ракурса проводится через определенное соотношения линий, ограничивающих стены, крышу, окна, двери и т. п. Контролируя углы схождения линий, мы видим, что они сходятся в одной удаленной точке, и эта точка будет находиться на линии горизонта. Тем самым появляется перспектива, и изображение становится более привлекательным.

Возникает парадокс: параллельные линии, «зрительные лучи», перпендикулярные плоскости картины, вне зависимости от направления, сходятся к одной точке, нередко называемой "точкой исчезновения". Это подметили еще художники Возрождения, для них линейная перспектива была средством, помогающим изобразить подобие мира, создавая, иллюзию прорыва плоскости.

Теоретики Ренессанса рассматривали картину как своеобразное "окно", через которое зритель должен "считать себя глядящим в пространство." Так, например, Леон Баттиста Альберти в трактате "Три книги о живописи» строит теоретическое обоснование линейной перспективы – как реалистическое изображение на плоскости трехмерного пространства и объемной фигуры. Эта теория опиралась на математику, геометрию и оптику того времени.Проще говоря, перспектива - это способ изображения предметов и пространства на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями размеров и изменений очертаний окружающих тел, которые зритель наблюдает в реальном мире.

В теории Альберти главнейшую роль играет линия горизонта. В определенную точку на этой линии сходятся все прямоугольники, то есть параллельные линии. Эта точка называется точкой схода линий на горизонте

Обратимся опять, к примеру, из изобразительного искусства. Внимательно посмотрим на уже приводимую нами «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи (рис. 31).

Рис. 31

 

Мысленно продолжив линии образованные потолочными балками и боковыми панелями, с очевидностью, обнаружим, что Леонардо выбрал центральную точку головой Христа и точка эта находится на линии горизонта. И, если бы Леонардо захотел, он мог линию горизонта показать на картине, дав ее в окнах, рассоложенных позади сидящих за столом. Тем не менее, даже иллюзорным схождением линий перспективы в точке на горизонте художник акцентировал внимание на главном композиционном и сюжетном центре картины – образе Христа, точнее его глазах. Другими словами точка на горизонте, где сходятся в нашем воображении линии, продолженные балками потолка и боковыми нишами, указывает или подсказывает нашему взгляду притяжение внимания. Этот пример подсказывает нам, что нахождение точки схода линий на горизонте значительно влияет на композицию кадра.

 

Реальная съемка может продемонстрировать нам значение линии горизонта в формировании композиции кадра.

Попробуем установить камеру в центре улицы, таким образом, что бы оптическая ось ее была направлена вдоль улицы, а объектив нацелен на середину высоты дома, линия горизонта будет и делить кадр пополам. Изображение будет представлять собой слишком централизованную композицию. Согласитесь, что мы получили слишком уравновешенную, скучную картинку. Такая композиция годится в качестве учебного пособия для передачи планировки застройки, но не в художественных целях. Слишком мало в подобной композиции элементов, привлекающих наше внимание (рис. 32).

 

Рис. 32

Теперь сдвинем камеру вправо. Точка схода линий на горизонте сместиться к левой границе кадра. Согласитесь, что кадр стал более привлекательным. Во всяком случае, ушло, слишком подчеркнутое, равновесие правой и левой сторон застройки. Вот только линия горизонта, по - прежнему, деля кадр ровно пополам, оставляет впечатление некоторой монотонности и заданности. Исправить положение можно, подняв линию горизонта вверх или опустив вниз кадра. Для этого необходимо, переместив камеру вправо или влево, еще и изменить наклон камеры, вверх или вниз (рис. 33).

Рис. 33

 

Если двигать камеру вверх, то линия горизонта сдвинется вниз, ипроизойдет изменение соотношений сходящихся линий, так что верхниелинии будут расположены под более острым углом, чем нижние.

Если опускать камеру вниз, то линия горизонта поднимется вверх, и получится обратный эффект.

 

Можно еще более заострить внимание, построив композицию таким образом, что бы линия горизонта, вообще оказалась вне кадра. Особенно такой способ работает, когда нам необходимо привлечь внимание к какому то объекту съемки, другими словами – основному элементу кадра, допустим, к персонажу. Сходящиеся линии приковывают внимание зрителя к основному субъекту съемки (рис. 34).

Рис. 34

Сделаем некоторые обобщения.

1. Любой объект (персонаж), находящийся между объективом и воображаемой точкой схода линий на горизонте, будет пересекаться линией горизонта на том же уровне, на котором находится объектив, при условии горизонтально выровненной камеры.

Ориентировав объектив камеры на уровне глаз персонажа, воображаемая линия горизонта (если она вообще попадает в кадр) будет проходить за актером на уровне глаз. Таким образом, мы сделаем акцент на лице героя, точнее, на наиболее выразительном слагаемом — глазах.

Кстати, это широко принятый прием в практике в кинопроизводства.

Камера устанавливается на уровне глаз, и независимо от того стоят или сидят герои, воображаемая линия горизонта фокусирует наше внимание на их лице (рис. 35).

Рис. 35

 

Можно сместить линию горизонта относительно фигуры персонажа вниз и тогда он станет как бы больше, займет доминирующее положение в кадре. Тем самым, мы дадим почувствовать его превосходство над остальными. Он будет подавлять нас своим масштабом (рис. 36).

 

Рис. 36

.

И наоборот, подняв линию горизонта выше персонажа, мы как бы приземлим его. Теперь мы, зрители будем доминировать над пространством кадра, мы будем смотреть на него свысока, пренебрежительно, а персонаж окажется в положении подобострастном относительно окружающих (рис. 37).

Рис. 37

 

Низко расположенный объектив камеры, когда линия горизонта в самом низу кадра, делает как бы незначительными все те предметы, которые находятся на уровне пола или земли, отвлекая внимание от деталей и, наоборот, концентрирует наше внимание на все, что находится выше линии горизонта.

К тому же низко расположенная в кадре линия горизонта

помогает уравновесить темную массу земли или предмет на переднем плане, так как зрительное внимание будет приковано к освещенному основным светом небу.

 

Соответственно, завышенная линия горизонта снимает наше внимание даже с вертикальных объектов, находящихся выше ее, давая взгляду, тем самым, подробнее рассматривать все, что расположено внизу кадра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.