КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции философии 3 страница
— философы-правители, представляющие ум государства; — воины-стражи, представляющие душу, волю государства, подчиненную уму; — третье сословие - земледельцы, ремесленники, торговцы и другие представители неблагородных профессий, представляющие тело государства. Основной добродетелью идеального государства является соблюдение принципа справедливости: то есть каждый член общества должен заниматься своим делом в соответствии с природными способностями. Благодаря воплощению этого принципа будет соблюдаться космическая справедливость: упорядоченность, структурированность, гармоничность, каждый предмет будет занимать положенное ему от природы место. Платон предлагает ряд мероприятий, касающихся экономики, образования, религии. Особое внимание он уделяет классу воинов: они не должны иметь частной собственности, все должно быть общим, включая женщин и детей, правители должны проходить длительную подготовку. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо, так называемые, нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди, а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор <...> государствам не избавиться от зол».
▲ Аристотель ( 384–322 до н. э.) - ученик Платона, проведший двадцать лет в платоновской Академии является автором ряда оригинальных идей в онтологии, гносеологии, этике, политике и других областях знаний, оказавших влияние на последующее развитие философской мысли и науки. Аристотель создал первую классификацию наук. Науки он разделил на следующие части: - теоретические - философия, физика, математика; - практические - этика, экономика, политика; - творческие или «пойетические» - поэтика, риторика. ■ Логика в учении Аристотеля представляла необходимую подготовку (пропедевтику) ко всем наукам. ■ Исходной проблемой теоретических наук являлась проблема бытия. Бытие прежде всего выступало в учении философа как то, что можно видеть, слышать, осязать и т. д., т. е. как совокупность «отдельных вещей», бытие отдельных вещей. Это бытие изучает физика. Кроме того, существует «сверхчувственное» бытие, которое изучает философия. Аристотель критиковал концепцию Платона. Как нельзя представить себе существование красоты без отдельных красивых вещей, так нельзя представить и общее без отдельного. ■ Сверхчувственное бытие как предмет философии, по Аристотелю, — это есть всеобщее, существующее в отдельном. ■ Всеобщее выражается в категориях: категории— это и общее в самом бытии, и понятия об объективно существующих общих родах бытия. ■ Аристотель перечисляет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В них могут быть включены все возможные явления бытия. ■ Центральная категория — сущность; несмотря на ее многоаспектность, подчеркивается основной — сущность есть всех основа вещей, это - субстанция. ■ Понятие субстанции включает в себя материю, форму и их композицию; материя — некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определенными вещами, предметами. ■ Вещи возникают благодаря наложению на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей. Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы — активны. ■ Существование каждой вещи причинно обусловлено четырьмя видами причин: 1) материальной (из чего?), 2) формальной (что это есть?), 3) движущей (откуда начало движения?) и 4) целевой (ради чего?). ■ Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель использует понятие «энтелехия», которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления. ■ В философии Аристотеля присутствует Бог. Бог — тот фактор, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи; Бог — вечный двигатель, он «притягивает» вещи к цели, совершенству. Сам Бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно поставить вопрос об источнике движения Бога, что недопустимо. ■ В натурфилософии Аристотель, отрицая существование актуальной бесконечности, принимает понятие потенциальной бесконечности, не допускает существования пустоты, говорит о парадоксальности времени, рисует картину мира в виде некоторого шара с Землей в центре и т. д. Аристотель изучает животный мир, говорит о «лестнице живых существ», эволюции моментов жизни (вегетативный, чувственно-моторный и интеллектуальный). ■ В гносеологии Аристотель исходит из концепции отражения. Познание идет от чувственного восприятия отдельных предметов к познанию общих свойств, причин. ■ Аристотель является основателем логики как науки о мышлении, его формах и законах. ■ Философ определяет истину как соответствие суждений реальности. ■ Развивая этическое учение, Аристотель утверждает, что «добродетель не дается нам от природы». Нравственность связана со свободным выбором поступков. Следует, избегая излишнего, находить средний путь между крайностями. ■ Политические установки Аристотеля основываются на утверждении, что человек по своей сути существо общественное. Проявление общественной сущности человека приводит к образованию семьи, селения и государства. Аристотель анализирует различные формы государства, подразделяет их на правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия). Лучшая из форм — полития, правление зажиточного образованного среднего класса. Аристотель при этом считает, что наилучшая форма собственности — «собственность средней величины». ■ В эстетике Аристотель считает, что важная особенность искусства — подражание (мимесис). И это не простое натуралистическое воспроизведение, а обобщение, выделение существенного и создание образа того, какой должна быть действительность. ■ Главный предмет художественного творчества — образы людей. Особая роль искусства — очищение («катарсис»), освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного. В этом человеку может помочь трагедия и музыка.
2.4. Средневековая философия. Патристика и схоластика, номинализм и реализм. На историческую арену во второй половине I в. н. э. выступило христианство. В IV векеучение, появившееся на периферии огромной Римской империи, становится ее государственной религией. В христианский канон вошли еврейский Ветхий Завет и Новый Завет (Евангелие), в котором рассказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый Завет образовали Библию. На соборах новой церкви была определена христианская догматика (символ веры, учение о трехипостасном божестве и др.). ■ По мере формирования христианского вероучения складывалась христианская философия. Ее основоположники были, как правило, «отцами» и «учителями» христианской церкви. Поэтому первый период христианской философии (до VIII в.) называют периодом патристики (лат. patris — отцы). В этот период формируется основная проблематика христианской философии: проблема определения сущности Бога, отношение человека к Богу, мир и его устройство, цель истории, соотношение философии и теологии и т.д. ■ Христианская философия начиналась с идеи о том, что для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний. Филон Александрийский (до середины I в.) говорит, что в Писании есть два смысла: буквальный и сокровенный; последний можно понять, используя аллегорический метод (экзегетику). Так, например, историю о том, что облако следовало за Израилем в пустыне, можно понимать как премудрость; праздник Пасхи, с одной стороны, знаменует освобождение от египетского плена, а более глубокий смысл заключается в освобождении души от страстей. ■ Ранний этап патристики называется апологетикой. Апологии — сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработкa единой мировоззренческой позиции. ■ Апологет Юстин не отрицал в целом античную философию, но по сравнению с христианством считал ее мудростью низшего порядка. Татиан же резко выступал против античной философии, обвиняя ее в безнравственности. Теофил говорил, что всякое знание должно начинаться с веры; понимание этого дается только христианской религией. ■ Видный представитель патристики Климент Александрийский (150–215) выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Он говорил о том, что философия служит подготовкой к теологии, философия — союзница веры. ■ Ориген Александрийский (185–254) развивал учение о Боге, его лицах, предложил идею о сотворенности материального мира «из ничего». (Заметим, что в античной философии говорилось о творении мира, космоса из некоторой материи.) ■ Тертуллиан (160–220) утверждал, что христианская вера содержит в себе истину в готовом виде, истину, которая не нуждается в доказательстве или проверке. Спор о скрытом смысле Библии — бесцельное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижимым и невозможным, тем более в это нужно верить. Тертуллиану приписывается тезис: «Верую, ибо абсурдно», что полностью соответствует его взглядам. ■ Начиная со II века в христианстве возникают ереси — гностицизм, манихейство, арианство: в них говорилось о том, что мир лежит во зле, создан злонамеренным Демиургом. Истинная жизнь человека — в ином мире, но попасть в него могут только те, кто обладает «гносисом», неким особым знанием. ▲ Одним из самых авторитетных представителей патристики был Аврелий Августин (354–430). Он продолжил обоснование идеи о сотворении мира «из ничего», много внимания уделял проблеме времени, говорил о творении человека, способностях души, проблеме веры и знания и др. Итогом формирования патристики стали идеи, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией, и, прежде всего: · теоцентризм (источником всякого бытия, блага и красоты является Бог); · креационизм (мир сотворен Богом «из ничего»); · персонализм (человек создан по образу и подобию Бога); · провиденциализм (Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми); · сотериологизм (от лат. soter — спаситель; жизнь человека должна быть направлена на спасение души); · ревеляционизм ( от лат. revelation — откровение; познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию); Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования: школы создавались в основном при монастырях, в них складывалась педагогическая система, получившая название «схоластика», т. е. школьная ученость. ▲ У истоков схоластики стоял Боэций (480–524), которого позднее называли «отцом схоластики». Он предложил систему обучения, включавшую две группы наук: тривиум («трехпутье»), в который входили грамматика, риторика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики (музыки) и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он, изучению теологии. Важной проблемой схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. В ранней схоластике сформировались два противоположных направления: · реализм; · номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) являются духовными сущностям и и существуют реально, вещи же есть не более чем обман органов чувств. Приверженцы номинализма (от лат. nomen — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее это только имена, слова; оно не имеет никакого значения вне языка. ▲ Видный представитель номинализма в ранней схоластике — Росцелин (1050–1110) утверждал, что действительным, реальным существованием обладают только единичные вещи: общее есть лишь понятие, слово. Умеренный номинализм (концептуализм) был представлен Абеляром (1079–1142), который считал, что универсалии не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов. В то же время Абеляр отмечал, что универсалии не существуют до и независимо от единичных предметов. Известным представителем номинализма был Дунс Скот (1261–1308), который утверждал, что реально существуют только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип индивидуализации, делающий одну вещь не похожей ни на какие другие. Оппозиция реализма и номинализма получила отклик в последующей философии Философские споры между реалистами и номиналистами могли поставить под сомнение догмат о едином Боге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе настороженное внимание Церкви. ▲ Одним из приверженцев реализма в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (810 –877). Он развивал учение о том, что изначально существует: · не сотворенная, но творящая природа — Бог; · вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая — порожденная Богом совокупность первообразов, идей всех вещей; · третья природа — сотворенная и не творящая — мир чувственных предметов и явлений. ▲ В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский (1226–1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: · в божественном уме; · в вещах; · в человеческом уме. В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для единичных вещей. Таблица 14
Доказательства существования Бога в средневековой традиции. Еще в патристике утверждалось, что философия — «служанка теологии». Представитель ранней схоластики Ансельм Кентерберийский (ок. 1033–1109) видел основную задачу философии в оправдании веры в Бога (доказательство бытия Бога) средствами человеческого разума. Доказательства бытия Бога подразделялись на два вида. Первый — так называемое апостериорное доказательство (т. е. идущее от следствия к причине; от лат. a posteriori — после опыта, на основании опыта). Например, мы видим различные вещи, а у них есть ненаблюдаемая сущность, их причиной является Бог. Особое внимание Ансельм уделил второму виду доказательства — априорному доказательству (от лат. a priori — до опыта, независимо от опыта). Он предложил так называемое онтологическое доказательство, в котором бытие Бога выводится из самого понятия Бога. Доказательствостроится таким образом: ◘ Бог есть наибольший объект мысли, какой только возможен. Если мы о некотором объекте скажем, что он не существует, то мы уменьшим его содержание. Поскольку — наиболее полное понятие; сказать, что Он не существует, — противоречит самому понятию Бога. Другой вариант доказательства: ◘ Бог есть совершеннейшее существо. Отсюда следует, что Он существует, потому что, если бы у Него не было бытия, Его нельзя было бы считать совершенным. Современник Ансельма Гаунило выступил против онтологического доказательства, проводя аналогию: можно составить понятие о совершеннейшем острове, однако отсюда не следует, что он существует. В поздней схоластике Фома Аквинский отвергает онтологическое доказательство, говоря, что из того, что мы думаем о Боге, еще не следует, что Он существует. Доказательства существования Бога естественным разумом могут быть только апостериорными: о существовании Бога мы можем заключить из его творений. Фома предлагает пять видов доказательства существования Бога. 1. Доказательство, основывающееся на факте движения. Один предмет движим другим, другой — предшествующим и т. д. Но цепь двигателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого «двигателя», за ним второго и т. д., и вообще не было бы движения. Нужно признать существование первого двигателя — Бога. 2. Подобно тому, как не может быть бесконечной цепь движений, не может быть бесконечной и цепь движущих причин. Нужно признать первичную производящую причину. 3. Есть понятия необходимости и случайности как взаимосвязанные понятия. Единичные вещи могут существовать либо не существовать, т. е. имеют случайный характер. Но случайные явления предполагают наличие необходимости. Следовательно, нужно принять некую необходимую сущность. 4. В вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. Но о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным, следовательно, должно существовать нечто, обладающее наивысшей степенью совершенства. 5. В вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Эта целесообразность особенно заметна в живых существах. Все это не случайно, кто-то должен целенаправленно руководить миром. Фома в явлениях материального мира отыскивает следствие деятельности Бога. Бог — действующая и конечная причина мира. Создав мир, Бог им непосредственно управляет, Он «есть всеобщий распорядитель всего сущего». В настоящее время доказательства бытия Бога Аквината приняты в неотомизме – одном из направлений современной религиозной философии.
2.5. Философия эпохи Возрождения Период перехода от Средневековья к Новому времени занимает эпоха Возрождения (XIV-XVI) (хронологически лежит в рамках эпохи Средневековья). Понятие «Возрождение», или «Ренессанс» (от франц. renaissance – возрождение) был введен Дж. Вазари – известным живописцем, архитектором, историком искусства – для обозначения периода итальянского искусства как времени возрождения античности, античной культуры. К XIV веку государства Европы превратились в сильные королевства, политическая стабильность предоставила людям возможность и стимул для творчества и открытий, как на практике, так и в теории. Возрождение, благодаря небывалому взлету творчества человеческого гения на основе опытного познания, стало поворотной точкой в истории Европы. В эту эпоху была создана возможность перехода от религиозной картины мира к научной. Философские школы, оказавшие влияние на средневековую философию, а именно неоплатонизм, аристотелевская схоластика и религиозная философия, продолжали влиять на философию и культуру эпохи Возрождения. Однако в старых идеях античной традиции были расставлены новые акценты. Неоплатоники Ренессанса – Франческо Петрарка, Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Николай Кузанский – своими работами оказали огромное влияние на мир и европейское общество в целом. Представителей новой светской интеллигенции - поэтов, живописцев, скульпторов, дипломатов – называли гуманистами (от лат.«humanus» - человеческий, человечный). Они, подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, рассматривали сущность человека не с точки зрения его грехопадения, а с точки зрения возможности совершенствования его личных качеств для достижения истинно человеческого состояния. Следует отметить, что в культуре и в философии эпохи Возрождения наблюдался отказ от многих (но не всех) важнейших установок средневекового мировосприятия. Основным принципом философии и культуры эпохи Возрождения стал принцип антропоцентризма -абсолютизации человеческой личности.
▲ Ф. Петрарка считал, что самой важной темой в философии должна быть тема человека, его природы, жизни и смерти, ценности человеческой культуры, а также человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Средневековый религиозный аскетизм, презрение ко всему земному (мир – это несовершенное отражение идеальной реальности), интерес к «потустороннему миру духов» сменился в эту эпоху интересом к настоящему, реальному, действительно материальному миру, к полнокровной земной жизни человека. Человек увидел красоту и величие природы, которая, являясь творением Бога, выражением творческой силы и благой воли Его, прекрасна сама по себе. ▲ Один из основателей итальянского гуманизма Данте Алигьери, в своей «Божественной комедии» впервые говорит о двойном предназначении человека, о самоценности земной жизни, человеческом достоинстве, о том, что человеческое существование должно быть основано на разуме; разум проявляется и в практической деятельности - человек есть продукт реализации собственного разума. Данте, как и Петрарка, считает, что успех культуры, а также воспитание нового типа человека зависит, прежде всего, от степени развития гуманитарных и словесных наук: философии, поэзии, риторики, литературы, этики, эстетики, нравственно и духовно совершенствущих человека. В позднем Возрождении появляются идеи скептицизма, возникшие еще в античности. ▲ Мишель Монтень (1533–1592 гг.), критикуя схоластику, считал, что истоки подлинно разумного философствования — лежат в классической древности: ей была свойственна «свобода мыслей». Монтень призывал к развитию ума, личной убежденности. Ø Другим основополагающим принципом явился принцип гуманизма, в основе которого было идеализированное представление о человеке как о свободном совершенном существе, разумном и чувственном, с неограниченными творческими способностями и возможностями (в виду того, что человек сотворен Богомпо своему образу и подобию). Ø Люди обладают творческими способностями, поскольку в них содержатся все составные части реальности. Согласно этой точке зрения, человек – это «микрокосм большого макрокосма», а так как человек – это Личность, то все, что он создает, все его творения в какой-то степени являются воплощением замыслов Бога.Вера в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины поставила под сомнение первенство богословия перед наукой. ▲ Лидером христианского гуманизма в XVI в. стал Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.). Большой резонанс имела его книга «Похвала глупости» (1504 г.), в которой, в частности, говорилось о необходимости радикальной реформы церкви. В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для нее в целом характерны следующие черты: • пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога; • идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком; • гилозоизм, убеждение в «оживленности» и даже одушевленности всего бытия; • идея самодеятельности материи. Представители натурфилософии эпохи Возрождения высказывают оригинальные идеи. ▲ Николай Кузанский (1401–1464 гг.) говорит о том, что нет никакого центра мира. ▲ Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) утверждает, что научное познание должно основываться на опыте и исходя из опыта выявлять причинные связи явлений. ▲ Бернардино Телезио (1509–1588 гг.) считает, что началом вещей служит материя, которая сама по себе пассивна. Кроме нее есть еще активные силы — тепло и холод. Материя придает вещам телесность, тепло и холод дают им свойства и формы.
▲ Джордано Бруно (1548–1600 гг.) утверждает вечность Вселенной, говорит о самодвижении материи, которая содержит в себе формы. Завершает натурфилософию эпохи Возрождения и, с другой стороны, является одним из основоположников естествознания Нового времени ▲ Галилео Галилей (1564–1642 гг.). Он разработал принципы механики, сделал ряд важных астрономических открытий. Галилей отказался от органистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геометрически-механических. Он говорил о необходимости сочетания в научном исследовании анализа и синтеза. ▲ В XVI веке в конце эпохи Возрождения развернулось реформаторское движения, инициированное Мартином Лютером (1483–1546), выступившем против ряда догматов и элементов культа Римско-католической церкви. Речь шла не об отказе от религии вообще, а реформе ее. В основу нового христианского вероучения был положен догмат о достижении «небесного спасения» посредством личной веры, а не путем подчинения авторитету Церкви и различных приношений служителям культа. В результате Реформации появился ряд протестантских конфесси й, тем самым разрушилась духовная диктатура Римско-католической церкви, началось развитие буржуазной светской культуры на основе нового мировоззрения.
▲ Томас Мор (1478–1535) в книге «Утопия» предложил идеал общественного устройства. Причину всех народных бедствий он видел в существовании частной собственности. Правильное общество должно основываться на общественной собственности. ▲ В эпоху Возрождения формируются новые социально-политические концепции. Никколо Макиавелли (1469–1527) разрабатывает новую концепцию государства в противоположность господствующей до этого теократической. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий — интерес. Проявления его многообразны, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственност ь. Сохранение ее лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Но тогда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей нужно ограничить. И тогда возникает государство для самозащиты людей друг от друга, а не от божественней воли, как это утверждалось в теократической концепции государства. Макиавелли дает советы политикам и фактически в качестве принципа государственной морали предлагает правило: «Цель оправдывает средства». Правда, он имел в виду не личный интерес правителя, а «общее благо», но об этом впоследствии часто забывали.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |