Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции философии 3 страница




философы-правители, представляющие ум государства;

воины-стражи, представляющие душу, волю государства, подчиненную уму;

третье сословие - земледельцы, ре­месленники, торговцы и другие представители неблагородных профессий, представляющие тело государства.

Основной добродетелью идеального госу­дарства является соблюдение принципа справедливости: то есть каждый член общества должен заниматься своим делом в соответствии с природными способностями. Благодаря воплощению этого принципа будет соблюдаться космическая справедливость: упорядоченность, структурированность, гармоничность, каждый предмет будет занимать положенное ему от природы место. Платон пред­лагает ряд мероприятий, касающихся экономики, образо­вания, религии. Особое внимание он уделяет классу вои­нов: они не должны иметь частной собственности, все должно быть общим, включая женщин и детей, прави­тели должны проходить длительную подготовку. «Пока в государствах не будут царствовать филосо­фы, либо, так называемые, нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино — государственная власть и филосо­фия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди, а их много, которые ныне стремятся порознь ли­бо к власти, либо к философии, до тех пор <...> государст­вам не избавиться от зол».

 

Аристотель ( 384–322 до н. э.) - ученик Платона, проведший двадцать лет в платоновской Академии является автором ряда оригинальных идей в онтологии, гносеологии, этике, политике и других областях знаний, оказавших влияние на последующее развитие философской мыс­ли и науки.

Аристотель создал первую классификацию наук. Науки он разделил на следующие части:

- теоретические - философия, физика, математика;

- практические - этика, экономика, политика;

- творческие или «пойетические» - поэтика, риторика.

Логика в учении Аристотеля представляла необходимую подготовку (пропедевтику) ко всем наукам.

■ Исходной проблемой теоретических наук являлась проблема бытия.

Бытие прежде всего выступало в учении философа как то, что можно видеть, слышать, осязать и т. д., т. е. как совокупность «отдельных вещей», бытие отдельных вещей. Это бытие изучает физика. Кроме того, существу­ет «сверхчувственное» бытие, которое изучает философия.

Аристотель критиковал концепцию Платона. Как нельзя представить себе существование красоты без отдельных красивых вещей, так нельзя представить и общее без отдельного.

■ Сверхчувственное бытие как предмет философии, по Аристотелю, — это есть всеобщее, существующее в отдельном.

Всеобщее выражается в категориях: кате­гории— это и общее в самом бытии, и поня­тия об объективно существующих общих родах бытия.

■ Аристотель перечисляет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В них могут быть включены все воз­можные явления бытия.

■ Центральная категория — сущность; несмотря на ее многоаспектность, подчеркивается основной — сущность есть всех основа вещей, это - субстан­ция.

■ Понятие субстанции включает в себя материю, фор­му и их композицию; материя — некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определенными вещами, предметами.

Вещи возникают благодаря наложе­нию на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей. Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы — активны.

■ Существование каждой вещи причинно обусловлено четырьмя видами причин:

1) матери­альной (из чего?), 2) формальной (что это есть?), 3) движу­щей (откуда начало движения?) и 4) целевой (ради чего?).

■ Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, нахо­дится в движении и стремится к какой-то цели. Аристо­тель использует понятие «энтелехия», которое означает стрем­ление вещи к своей цели и осуществление этого стремле­ния.

■ В философии Аристотеля присутствует Бог. Бог — тот фактор, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи; Бог — вечный двигатель, он «притягивает» вещи к цели, со­вершенству. Сам Бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно по­ставить вопрос об источнике движения Бога, что недопус­тимо.

■ В натурфилософии Аристотель, отрицая существование актуальной бесконечности, принимает понятие потенци­альной бесконечности, не допускает существования пус­тоты, говорит о парадоксальности времени, рисует карти­ну мира в виде некоторого шара с Землей в центре и т. д. Аристотель изучает животный мир, говорит о «лестнице живых существ», эволюции моментов жизни (вегетатив­ный, чувственно-моторный и интеллектуальный).

■ В гносеологии Аристотель исходит из концепции от­ражения. Познание идет от чувственного восприятия от­дельных предметов к познанию общих свойств, причин.

■ Аристотель является основателем логики как науки о мышлении, его формах и законах.

■ Философ определяет истину как соответствие суждений реальности.

■ Развивая этическое учение, Аристотель утверждает, что «добродетель не дается нам от природы». Нравственность связана со сво­бодным выбором поступков. Следует, избегая излишнего, находить средний путь между крайностями.

Политические установки Аристотеля основываются на утверждении, что человек по своей сути существо общественное. Прояв­ление общественной сущности человека приводит к обра­зованию семьи, селения и государства. Аристотель анали­зирует различные формы государства, подразделяет их на правильные (монархия, аристократия, полития) и непра­вильные (тирания, олигархия, демократия). Лучшая из форм — полития, правление зажиточного образованного среднего класса. Аристотель при этом считает, что наилуч­шая форма собственности — «собственность средней вели­чины».

■ В эстетике Аристотель считает, что важная особен­ность искусства — подражание (мимесис). И это не простое натуралистическое воспроизведение, а обобщение, выде­ление существенного и создание образа того, какой долж­на быть действительность.

■ Главный предмет художествен­ного творчества — образы людей. Особая роль искусства — очищениекатарсис»), освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного. В этом человеку может помочь трагедия и музыка.

 

2.4. Средневековая философия. Патристика и схоластика, номинализм и реализм.

На историческую арену во вто­рой половине I в. н. э. выступило христианство. В IV векеучение, появившееся на периферии ог­ромной Римской империи, становится ее государственной религией.

В христианский канон вошли еврейский Ветхий Завет и Новый Завет (Евангелие), в котором рас­сказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый Завет образовали Библию. На соборах новой церк­ви была определена христианская догматика (символ ве­ры, учение о трехипостасном божестве и др.).

■ По мере формирования христианского вероучения скла­дывалась христианская философия. Ее основоположники были, как правило, «отцами» и «учителями» христиан­ской церкви. Поэтому первый период христианской фило­софии (до VIII в.) называют периодом патристики (лат. patris — отцы). В этот период формируется основная про­блематика христианской философии: проблема определения сущности Бога, от­ношение человека к Богу, мир и его устройство, цель исто­рии, соотношение философии и теологии и т.д.

■ Христианская философия начиналась с идеи о том, что для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний. Филон Александрийский (до сере­дины I в.) говорит, что в Писании есть два смысла: букваль­ный и сокровенный; последний можно понять, используя аллегорический метод (экзегетику). Так, например, исто­рию о том, что облако следовало за Израилем в пустыне, можно понимать как премудрость; праздник Пасхи, с од­ной стороны, знаменует освобождение от египетского пле­на, а более глубокий смысл заключается в освобождении души от страстей.

■ Ранний этап патристики называется апологети­кой. Апологии — сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработкa единой мировоззренческой позиции.

■ Апологет Юстин не отрицал в целом античную философию, но по сравне­нию с христианством считал ее мудростью низшего поряд­ка. Татиан же резко выступал против античной филосо­фии, обвиняя ее в безнравственности. Теофил говорил, что всякое знание должно начинаться с веры; понимание этого дается только христианской религией.

■ Видный представитель патристики Климент Алексан­дрийский (150–215) выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Он говорил о том, что философия служит подго­товкой к теологии, философия — союзница веры.

Ориген Александрийский (185–254) развивал учение о Боге, его лицах, предложил идею о сотворенности мате­риального мира «из ничего». (Заметим, что в античной фи­лософии говорилось о творении мира, космоса из некото­рой материи.)

Тертуллиан (160–220) утверждал, что христианская ве­ра содержит в себе истину в готовом виде, истину, которая не нуждается в доказательстве или проверке. Спор о скры­том смысле Библии — бесцельное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижи­мым и невозможным, тем более в это нужно верить. Тертуллиану приписывается тезис: «Верую, ибо абсурдно», что полностью соответствует его взглядам.

■ Начиная со II века в христианстве возникают ереси — гно­стицизм, манихейство, арианство: в них гово­рилось о том, что мир лежит во зле, создан злонамерен­ным Демиургом. Истинная жизнь человека — в ином мире, но попасть в него могут только те, кто обладает «гносисом», неким особым знанием.

▲ Одним из самых авторитетных представителей патри­стики был Аврелий Августин (354–430). Он продолжил обоснование идеи о сотворении мира «из ничего», много внимания уделял проблеме времени, говорил о творении человека, способностях души, проблеме веры и знания и др.

Итогом формирования патристики стали идеи, которые бы­ли восприняты и продолжены последующей христианской философией, и, прежде всего:

· теоцентризм (источником всякого бытия, блага и кра­соты является Бог);

· креационизм (мир сотворен Богом «из ничего»);

· персонализм (человек создан по образу и подобию Бога);

· провиденциализм (Бог правит созданным им миром, че­ловеческой историей и людьми);

· сотериологизм (от лат. soter — спаситель; жизнь че­ловека должна быть направлена на спасение души);

· ревеляционизм ( от лат. revelation — откровение; по­знание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию);

Средневековые философы, писатели, ученые в большин­стве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования: школы создавались в основном при монастырях, в них складывалась педагогиче­ская система, получившая название «схо­ластика», т. е. школьная ученость.

▲ У истоков схоластики стоял Боэций (480–524), которого позднее называли «отцом схоластики». Он предло­жил систему обучения, включавшую две группы наук: три­виум («трехпутье»), в который входили грамматика, рито­рика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики (музыки) и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он, изучению теологии.

Важной проблемой схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного.

В ранней схоластике сформировались два противоположных направления:

· реализм;

· номинализм.

Сторонни­ки реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) яв­ляются духовными сущностям и и существуют реально, вещи же есть не более чем обман органов чувств.

Приверженцы номинализма (от лат. nomen — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее это только имена, слова; оно не име­ет никакого значения вне языка.

▲ Видный представитель номинализма в ранней схоласти­ке — Росцелин (1050–1110) утверждал, что дейст­вительным, реальным существованием обладают только единичные вещи: общее есть лишь понятие, слово.

Умеренный номинализм (концептуализм) был пред­ставлен Абеляром (1079–1142), который считал, что уни­версалии не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов. В то же время Абеляр отмечал, что универсалии не существуют до и независимо от еди­ничных предметов. Известным представителем номи­нализма был Дунс Скот (1261–1308), который утверждал, что реально существуют только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип индивидуализации, делающий одну вещь не похожей ни на какие другие. Оппозиция реализма и номинализма получила отклик в последующей философии

Философские споры между реалистами и номинали­стами могли поставить под сомнение догмат о едином Бо­ге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе насто­роженное внимание Церкви.

▲ Одним из приверженцев реализма в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (810 –877). Он развивал учение о том, что изначально существует:

· не сотворенная, но творя­щая природа — Бог;

· вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая — порожденная Богом совокуп­ность первообразов, идей всех вещей;

· тре­тья природасотворенная и не творящая — мир чувст­венных предметов и явлений.

▲ В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский (1226–1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование:

· в божественном уме; · в вещах; · в человеческом уме.

В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для еди­ничных вещей.

Таблица 14

Учения Философские идеи Средних веков
Теология Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм
Онтология Креационизм — творение из «ничего». Дуализм бытия: божественный мир и природный мир
Антропология Креационизм — творение из «ничего». Человек: дух + душа + тело. Идея бессмертия как приобщение души к духу. Открытие самосознания
Гносеология Откровение. Вера выше знания. «Философия – служанка богословия»
Этика Моральные заповеди Бога
Философия истории Провиденциализм. Направленность истории ко «Второму пришествию»
Социальная философия Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия, подобная небесной

Доказательства существования Бога в средневековой традиции.

Еще в патристике утверждалось, что философия — «служанка теологии». Представитель ранней схоластики Ансельм Кентерберийский (ок. 1033–1109) видел основную задачу философии в оправдании веры в Бога (доказательство бытия Бога) средствами человеческого разума. Доказательства бы­тия Бога подразделялись на два вида. Первый — так на­зываемое апостериорное доказательство (т. е. идущее от следствия к причине; от лат. a posteriori — после опыта, на основании опыта). Например, мы видим различные вещи, а у них есть ненаблюдаемая сущность, их причиной является Бог.

Особое внимание Ансельм уделил второму виду доказательства — априорному доказательству (от лат. a priori — до опыта, независимо от опыта).

Он предложил так называемое онтологическое доказательство, в котором бытие Бога выводится из самого понятия Бога.

Доказатель­ствостроится таким образом:

◘ Бог есть наибольший объект мысли, какой только возможен. Если мы о некотором объ­екте скажем, что он не существует, то мы уменьшим его содержание. Поскольку — наиболее полное понятие; сказать, что Он не существует, — противоречит самому по­нятию Бога.

Другой вариант доказательства:

◘ Бог есть совершеннейшее существо. Отсюда следует, что Он существует, потому что, если бы у Него не было бытия, Его нельзя было бы считать совершенным.

Современник Ансельма Гаунило выступил против онтоло­гического доказательства, проводя аналогию: можно соста­вить понятие о совершеннейшем острове, однако отсюда не следует, что он существует.

В поздней схоластике Фома Аквинский отвергает он­тологическое доказательство, говоря, что из того, что мы думаем о Боге, еще не следует, что Он существует. Доказа­тельства существования Бога естественным разумом мо­гут быть только апостериорными: о существовании Бога мы можем заключить из его творений.

Фома предлагает пять видов доказательства существования Бога.

1. Доказательство, основывающееся на факте движения. Один предмет движим другим, другой — предшеству­ющим и т. д. Но цепь двигателей не может быть беско­нечной, ибо в таком случае не было бы первого «дви­гателя», за ним второго и т. д., и вообще не было бы движения. Нужно признать существование первого дви­гателя — Бога.

2. Подобно тому, как не может быть бесконечной цепь дви­жений, не может быть бесконечной и цепь движущих причин. Нужно признать первичную производящую причину.

3. Есть понятия необходимости и случайности как взаи­мосвязанные понятия. Единичные вещи могут сущест­вовать либо не существовать, т. е. имеют случайный ха­рактер. Но случайные явления предполагают наличие необходимости. Следовательно, нужно принять некую необходимую сущность.

4. В вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. Но о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным, следовательно, должно существовать нечто, обладающее наивысшей степенью совершенства.

5. В вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Эта целесообразность особенно заметна в живых существах. Все это не случайно, кто-то должен целенаправленно руководить миром. Фома в явлениях материального мира отыскивает следствие деятельности Бога. Бог — действующая и конечная причина мира. Создав мир, Бог им непосредственно управляет, Он «есть всеобщий распорядитель всего сущего». В настоящее время доказа­тельства бытия Бога Аквината приняты в неотомизме – одном из направлений современной религиозной фи­лософии.

 

 

2.5. Философия эпохи Возрождения

Период перехода от Средневековья к Новому времени занимает эпоха Возрождения (XIV-XVI) (хронологически лежит в рамках эпохи Средневековья). Понятие «Возрождение», или «Ренессанс» (от франц. renaissance – возрождение) был введен Дж. Вазари – известным живописцем, архитектором, историком искусства – для обозначения периода итальянского искусства как времени возрождения античности, античной культуры.

К XIV веку государства Европы превратились в сильные королевства, политическая стабильность предоставила людям возможность и стимул для творчества и открытий, как на практике, так и в теории. Возрождение, благодаря небывалому взлету творчества человеческого гения на основе опытного познания, стало поворотной точкой в истории Европы. В эту эпоху была создана возможность перехода от религиозной картины мира к научной.

Философские школы, оказавшие влияние на средневековую философию, а именно неоплатонизм, аристотелевская схоластика и религиозная философия, продолжали влиять на философию и культуру эпохи Возрождения. Однако в старых идеях античной традиции были расставлены новые акценты. Неоплатоники Ренессанса – Франческо Петрарка, Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Николай Кузанский – своими работами оказали огромное влияние на мир и европейское общество в целом. Представителей новой светской интеллигенции - поэтов, живописцев, скульпторов, дипломатов – называли гуманистами (от лат.«humanus» - человеческий, человечный). Они, подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, рассматривали сущность человека не с точки зрения его грехопадения, а с точки зрения возможности совершенствования его личных качеств для достижения истинно человеческого состояния.

Следует отметить, что в культуре и в философии эпохи Возрождения наблюдался отказ от многих (но не всех) важнейших установок средневекового мировосприятия.

Основным принципом философии и культуры эпохи Возрождения стал принцип антропоцентризма -абсолютизации человеческой личности.

 

Ф. Петрарка считал, что самой важной темой в философии должна быть тема человека, его природы, жизни и смерти, ценности человеческой культуры, а также человеческого знания, способного изменить мир к лучшему.

Средневековый религиозный аскетизм, презрение ко всему земному (мир – это несовершенное отражение идеальной реальности), интерес к «потустороннему миру духов» сменился в эту эпоху интересом к настоящему, реальному, действительно материальному миру, к полнокровной земной жизни человека. Человек увидел красоту и величие природы, которая, являясь творением Бога, выражением творческой силы и благой воли Его, прекрасна сама по себе.

▲ Один из основателей итальянского гуманизма Данте Алигьери, в своей «Божественной комедии» впервые говорит о двойном предназначении человека, о самоценности земной жизни, человеческом достоинстве, о том, что человеческое существование должно быть основано на разуме; разум проявляется и в практической деятельности - человек есть продукт реализации собственного разума.

Данте, как и Петрарка, считает, что успех культуры, а также воспитание нового типа человека зависит, прежде всего, от степени развития гуманитарных и словесных наук: философии, поэзии, риторики, литературы, этики, эстетики, нравственно и духовно совершенствущих человека.

В позднем Возрождении появляются идеи скеп­тицизма, возникшие еще в античности.

Мишель Монтень (1533–1592 гг.), критикуя схо­ластику, считал, что истоки подлинно разумного фило­софствования — лежат в классической древности: ей была свойственна «свобода мыслей». Монтень призывал к раз­витию ума, личной убежденности.

Ø Другим основополагающим принципом явился принцип гуманизма, в основе которого было идеализированное представление о человеке как о свободном совершенном существе, разумном и чувственном, с неограниченными творческими способностями и возможностями (в виду того, что человек сотворен Богомпо своему образу и подобию).

Ø Люди обладают творческими способностями, поскольку в них содержатся все составные части реальности.

Согласно этой точке зрения, человек – это «микрокосм большого макрокосма», а так как человек – это Личность, то все, что он создает, все его творения в какой-то степени являются воплощением замыслов Бога.Вера в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины поставила под сомнение первенство богословия перед наукой.

▲ Лидером христианского гуманизма в XVI в. стал Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.). Большой резонанс имела его книга «Похвала глупости» (1504 г.), в которой, в част­ности, говорилось о необходимости радикальной рефор­мы церкви.

В эпоху Возрождения складывается новая натурфило­софия, для нее в целом характерны следующие черты:

• пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога;

• идея тождества микро- и макромира и вследствие это­го своеобразное органистическое мировоззрение, трак­тующее природу по аналогии с человеком;

гилозоизм, убеждение в «оживленности» и даже одушев­ленности всего бытия;

• идея самодеятельности материи.

Представите­ли натурфилософии эпохи Возрождения высказывают оригинальные идеи.

▲ Николай Кузанский (1401–1464 гг.) говорит о том, что нет никакого центра мира.

Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) утверждает, что научное познание должно основываться на опыте и исходя из опыта выявлять причинные связи явлений.

Бернардино Телезио (1509–1588 гг.) считает, что началом вещей служит материя, которая сама по себе пас­сивна. Кроме нее есть еще активные силы — тепло и хо­лод. Материя придает вещам телесность, тепло и холод да­ют им свойства и формы.

 

Джордано Бруно (1548–1600 гг.) утверждает вечность Вселенной, говорит о самодвижении материи, которая содержит в себе формы. Завершает на­турфилософию эпохи Возрождения и, с другой стороны, является одним из основоположников естествознания Но­вого времениГалилео Галилей (1564–1642 гг.). Он разработал принципы механики, сделал ряд важных астроно­мических открытий. Галилей отказался от органистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геометрически-механических. Он говорил о необходимо­сти сочетания в научном исследовании анализа и синтеза.

▲ В XVI веке в конце эпохи Возрождения развернулось реформа­торское движения, инициированное Мартином Лютером (1483–1546), выступившем против ряда догматов и элементов культа Римско-католической церкви. Речь шла не об отказе от религии вообще, а реформе ее. В ос­нову нового христианского вероучения был положен догмат о дос­тижении «небесного спасения» посредством личной веры, а не путем подчинения авторитету Церкви и различных приноше­ний служителям культа.

В результате Реформации появился ряд протестантских конфесси й, тем самым разрушилась духовная диктатура Рим­ско-католической церкви, началось развитие буржуазной светской культуры на основе нового мировоззрения.

 

Томас Мор (1478–1535) в книге «Утопия» предложил идеал общественного устройства. Причину всех народных бедствий он видел в существовании частной собственно­сти. Правильное общество должно основываться на обще­ственной собственности.

▲ В эпоху Возрождения формируются новые социально-политические концепции. Никколо Макиавелли (1469–1527) разрабатывает новую концепцию государства в про­тивоположность господствующей до этого теократической. Он исходит из того, что самый мощный стимул человече­ских действий — интерес. Проявления его многообразны, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственност ь. Сохранение ее лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Но то­гда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей нужно ограничить. И тогда возникает госу­дарство для самозащиты людей друг от друга, а не от бо­жественней воли, как это утверждалось в теократической концепции государства. Макиавелли дает советы полити­кам и фактически в качестве принципа государственной морали предлагает правило: «Цель оправдывает средст­ва». Правда, он имел в виду не личный интерес правителя, а «общее благо», но об этом впоследствии часто забывали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.