Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция идет в неорганической и органической природе, она есть в самом начале мироздания




Анри Бергсон (1859–1941) также говорит о некоем об­щем потоке жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда у него трактуется как сверхсознание.

Эволюция есть творчество, «творческий порыв». На основе эволюции появляется жизнь. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интеллект. Но интеллект ограничен, он не в состоянии познать жизнь, познать жизнь возможно лишь посредством интуиции.

Таблица 18

Основные понятия, представители и направления иррационалистической западной философии XIX–XX века
Вместо понятия «разум» на первый план выдвигаются понятия:
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
«Воля к жизни» А. Шопенгауэр «Воля к власти» Ф. Ницше «Жизненный порыв», «интуиция», «полнота переживания жизни» А. Бергсон, В.Дильтей «Жизнь», «смерть», «страх», «вина» С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс
ПСИХОАНАЛИЗ
«Бессознательное», «инстинкты» З. Фрейд Архетипы коллективного бессознательного К.Г. Юнг
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
«Ощущения» Э.Мах, Р. Авенариус

 

2.9. Философия марксизма

Одним из главных направлений в философии XIX–XX века являлась марксистская философия. Ее основоположники, Карл Маркс (1818–1883) Фридрих Энгельс (1820–1895), создавая новое революционное мировоззрение, критически ис­пользовали то ценное, что содержалось:

- в предшествую­щей философской мысли;

- в социальных учениях: в области политической экономии, утопического социализма;

- в со­временном им естествознании.

1. Марксизм выражал интересы и потребности пролетариата, авангарда рабочего класса, международ­ного рабочего движения.

2. Философской нова­цией, заслугой марксизма является создание новой фор­мы материализма — диалектического материализма, а так­же материалистического понимания истории общества.

3. В предшествующей философской традиции материализм и диалек­тика часто противопоставлялись друг другу: материализм был в основном метафизиче­ским, а диалектика - идеалистиче­ской, то есть диалектика идеи.

Маркс и Энгельс, преодолев это противопоставление,представляют диалектику как науку о связях явлений и наиболее общих законах дви­жения и развития природы, общества и мышления. В результате получается, что объ­ективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления есть лишь отражение объективной диалек­тики.

4. Философия марксизма провозгласила материальное един­ство мира.

5. Идеальное сознание — высший продукт разви­тия материи.

6. Марксистская философия отрицает сущест­вование каких-либо неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений.

7. Основные формы существования материи — пространство и время.

8. Движение — способ существования материи, оно абсолют­но, несотворимо и неуничтожимо, вечно.

9. Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпрета­цию законов и категорий диалектики, раскрыли их методо­логическую роль (например, ими были проанализированы различные формы противоречий и способы их разреше­ния, взаимосвязь явления и сущности, необходимости и случайности и др.).

10. В марксистской философии по-ново­му понимается процесс познания. Маркс и Энгельс указа­ли на социальную обусловленность познания: обществен­ная практика образует его основу и является критерием истины.

11. До Маркса и Энгельса все мыслители –– как идеалисты, так и материалисты –– полагали, что в развитии общества решающая роль принадлежит сознанию людей. Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание ис­тории.

Классики марксизма исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство. «Способ производства <...> обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс).

12. Исторический процесс, будучи результатом деятельно­сти людей, в то же время объективен, закономерен. Зако­ны общества («законы-тенденции») определяют в общих чертах тенденции развития общества.

Одним из этих за­конов является закон соответствия производственных от­ношений характеру и состоянию производительных сил общества. Действие этого закона определяет специфику и смену общественно-экономических формаций.

13. Маркс и Энгельс являются основоположниками теории классо­вой борьбы, теории государства, социальной революции: они утверждают обусловленность морали в классовом обще­стве ее классовым характером, материальной обусловленностью.

14. Маркс и Энгельс по-новому поставили вопрос о функ­циях философии.

Если раньше философы видели свою за­дачу главным образом в том, чтобы нарисовать картину мира, то Маркс подчеркивал, что философия должна стать активной социальной силой. «Философы лишь различ­ным объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы из­менить его».

Чтобы философия стала действующей силой, она должна овладеть массами и стать миро­воззрением передового, прогрессивного, революционно­го класса, заинтересованного в изменении существу­ющего общественного строя и способного повести за собой трудящиеся классы.

Таким классом, по мнению Маркса и Энгельса, является пролетариат. Марксизм прямо и от­крыто признавал классовый характер своей идеологии, провозглашал служение пролетариату и его партии своим высшим принципом.

Философию марксизма продолжали и развивали со­ратники и последователи Маркса и Энгельса — И. Дицген, П. Лафарг, А. Лабриола, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.

 

2.10. Постклассическая западная философия XIX–XX века

Таблица 19

Школы и течения западной постклассической философии (XIX–начало XX в.)
Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)
Позитивизм Первый позитивизм (Конт, Спенсер, Милль)
Второй позитивизм – эмпириокритицизм, махизм (Мах, Авенариус)
Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел, Витгенштейн)
Неотомизм (Жильсон, Маритэн)
Экзистенциализм (Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер)
Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм)
Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи, Хук)
Персонализм (Бердяев, Шестов, Ройс, Мунье, Лакруа)
Феноменология (Гуссерль)
Философская антропология (Шелер, Гелен, Плесснер)
Неокантианская школа (Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт)
Неогегельянская (Брэдли, Ройс)
Марксизм (Маркс, Энгельс, Ленин)

Одно из основных течений в философии XIX–XX века – позитивизм. В истории позитивизма выделяют:

▪ первый позитивизм;

▪ второй позити­визм – эмпириокритицизм, махизм;

▪ неопозитивизм;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.