КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фейербах, критикуя Гегеля, отказывается от идеализма, считая, что в основу философии нужно положить не абстрактную идею, а «реальное действительное бытие»
2. В основе учения Фейербаха - критика религии. Он считал, что недостаточно видеть основы религии в невежестве и страхе людей. Источник религии заключается в «природе человека», в условиях его жизни. Человек всегда стремился удовлетворить свои потребности. При этом он на протяжении всей истории человечества чувствовал свою зависимость от природы, которая была полна опасностей. Таким образом, в основе религии лежит чувство зависимости человека — сначала от природы, а затем от других людей. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом обожествления. Могущественные силы, от которых зависит жизнь и смерть человека, его счастье и несчастье, здоровье и болезнь превращаются во властителей человеческой судьбы, богов. Поэтому наряду с действительным миром в религии возникает мир фантастический, и он начинает господствовать. 3. Фейербах – противник религиозной веры, так как видит главный вред ее в том, что она призывает страдать, терпеть, надеяться на Царствие Небесное. 4. Для того, чтобы избавиться от религии, необходимо приобрести чувство независимости, осознание того, что судьба человека зависит только от него самого, человек должен сам стремиться устранить несправедливость и бедствия. Если же нужна духовная взаимосвязь людей, о которой говорит религия, то пусть это будет особая религия, без Бога, в центре которой находился бы человек. «Человек человеку Бог» — таково основоположение новой религии. 5. Фейербах, считая неестественной связь философии с религией, приходит к выводу о необходимости связи философии и естествознания. Для этого необходима необходима реформа философии. В центре философии должен быть человек, таким образом новая философия станет антропоцентричной. Человек же должен рассматриваться в тесной связи с природой как своей основой. 6. Фейербах утверждает несотворимость и неуничтожимость материи, природы, а также объективность движения, пространства и времени. 7. Антропологическая философия должна рассматривать человека в единстве тела и души. Фейербах подчеркивает связь чувственности и разума. Мышление существует как отражение бытия, копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мышления все более совершенствуется. Фейербах говорит, что человек всегда включен в систему общения с другими людьми, только в общении человек развивается в физическом и духовном смысле. 8. Фейербах негативно оценивает диалектику Гегеля: противоречия, как он считает, могут существовать в только мышлении, и, как и другие диалектические законы, они не существуют в природе. 9. В этике Фейербах стоит на позиции эвдемонизма — обоснования нравственности стремлением к счастью. Несмотря на то, что люди по-разному понимают счастье, в нем есть нечто общее: во-первых, счастье предполагает хорошее здоровье, во-вторых, настоящая мораль не знает изолированного, обособленного от других людей счастья. Счастье можно достичь только в обществе, оно может быть лишь совместным.
2.8. Иррационалистическая традиция в западной философии XIX–XX вв. Иррационализм формируется как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителей предшествующего периода, на рационалистическую традицию (прежде всего традицию немецкой классической философии). В рамках иррационализма была предложена так называемая философия жизни. ▲ Первым из философов XIX века, провозгласившем иррационалистический принцип, был Артур Шопенгауэр (1788–1860). Шопенгауэр, утверждал, что в основе мира лежит воля. Она — «вещь в себе», она не может быть выражена в рациональных понятиях, в формах и законах, что-то о ней говорит лишь иррациональная интуиция. 1. Шопенгауэр истолковывал волю как некое «слепое влечение», «темный, глухой порыв», «голая и голодная агрессивность». 2. Воля объективируется в идеях, явлениях природы, человеке. Объективации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, разладе. 3. Жизнь человека — это страдания, постоянная суета. Причина этого — «воля к жизни», поэтому нужно «успокоить» свою волю и не бояться смерти. ▲ Серен Кьеркегор (1813–1855) размышлял о человеческой личности и ее судьбе. Человек для Кьеркегора сложнейшая проблема, его существование (экзистенция) — тайна, раскрыть которую научными методами невозможно. Существование не может быть выражено с помощью понятий. Существование дается человеку в переживании, в чувстве, в жизни. Смысл существования становится понятным, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость в выборе («или-или»). Кьеркегор говорит, что есть три вида существования, три стадии жизни: эстетическая, этическая и религиозная. Эстетическая — чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся эротизмом и цинизмом, хаотичностью и случайностью. На этической стадии господствует чувство долга. Высшая стадия — религиозная, на которой человек вступает в общение с божеством. Кьеркегор считает, что обычно человек ведет неистинное существование (ведет дела, копит деньги и т. д.). От этого нужно отказаться в пользу «вечного блаженства».
▲ Фридрих Ницше (1844–1900), как и Шопенгауэр, за основу всего принимает волю, но не какую-то единую, а множество их, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир — это хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо закономерностей. Если этот мир хаоса сил кажется нам логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о человеке как о какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль сознания, выступает против стремления к истине. Нужно произвести переоценку ценностей, отказаться от общепринятой христианской морали. Ницше утверждает, что существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. К высшим относится человек такого типа, который обладает хорошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энергично пульсирует воля к власти. Это — арийцы, «белокурая бестия». Люди высшей расы станут носителями нового мирового порядка, покончат с «декадансом» XIX века, под которым Ницше понимает науку, либеральный и социалистический образ мышления, демократию, эмансипацию женщин. Ницше выдвигает идею сверхчеловека. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет представлять собой наиболее совершенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого следствиями. ▲ Вильгельм Дильтей (1833–1911) утверждал, что разум недостаточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из «полноты переживания жизни». Исходное понятие этой концепции — «жизнь как некая интуитивно постигаемая реальность, нечто и начальное, не тождественное ни материи, ни духу». Сначала нужно понять жизнь «из нее самой», а затем мир может быть объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждениями, научными методами, ее познание возможно на основе переживания, понимания, интуиции, веры, любви.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |