КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономической основой государства должна быть мелкая частная собственность при личном труде в земледелии и ремесле
Руссо выдвигает идею народного суверенитета - власть в государстве всегда и везде должна принадлежать народу. Правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то заслуживает насильственного свержения. Руссо выдвигает мысль о первоначальном естественном состоянии людей, когда была нормальная жизнь. Рост народонаселения, изобретение орудий, увеличивающих эффективность труда, переход к оседлой жизни и т. д. привели к введению частной собственности, к имущественному неравенству. 2. Частная собственность стала предпосылкой государства. 3. Государство возникло путем общественного договора (то же самое утверждал Гоббс). Если государство развивается от правомерной к деспотической власти, то народ имеет право выступить против деспотизма. 5. Политический идеал Руссо — республика. 7. Руссо выдвинул идею естественного воспитания: следует способствовать развитию натуры человека (человек по природе своей добр), готовить человека к самостоятельности, активности, честности, изолируя его от дурных влияний. ▲ Дени Дидро (1713–1784 гг.) – философ-энциклопедист - привлек к созданию знаменитой «Энциклопедии» многих мыслителей того времени: Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и других. Следует отметить, что идеи французского Просвещения приобрели международное значение, они распространились в Англии, Германии, России, Польше, Америке.
1.9. Немецкая классическая философия конца XVIII - середины XIX века
Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких выдающихся мыслителей, как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Задачей немецкой классической философии стал: - поиск путей преодоления противоречий философии Нового времени: крайностей как эмпиризма, так и рационализма, неоправданный оптимизм эпохи Просвещения; - критика естественнонаучной ориентации философии; -возрождение интереса к искусству, мифологии, истории, к проблеме человека. Значительную роль в становлении немецкой классической философии сыграла Реформация и, как ее следствие, протестантизм. Таблица 17
▲ Иммануил Кант (1724–1804) является основоположником немецкой классической философии. В творчестве Канта различают два периода: - «докритический (главным было изучение природы); - «критический» (критическое исследование познавательных способностей человека). ■ В критическом исследовании познавательных способностей человека Кантом рассматриваются вопросы: - Как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения в математике? - Как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения теоретическом естествознании? - Как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения в метафизике? ■ Исследование возможности априорных синтетических суждений в математике, теоретическом естествознании и метафизике Кант называет трансцендентальным, а свою философию – трансцендентальным идеализмом. ■ Кант утверждает, что познание есть суждение, но не всякое суждение есть познание. Познание дает такие суждения, в которых предикат утверждает то, чего нет в субъекте, и эти суждения имеют общий, необходимый характер (синтетические априорные суждения). Подобные суждения есть в математике- арифметике и геометрии, так как пространство и время есть априорные формы чувственности. Какие-то внешние воздействия испытывает субъект, воздействия созерцаются и упорядочиваются благодаря априорным формам чувственности - пространству и времени. . ■ Кроме чувственности как способности восприятия, существует рассудок как мыслящая способность. Рассудок на базе чувственных созерцаний создает понятия. Образование понятий возможно потому, что существуют категории как априорные формы рассудка на основе мышления. Например, мы созерцаем освещенный солнцем камень и ощущаем его тепло. Мы связываем эти чувственные данные в суждении об их причинной связи; для этого у нас есть категория причинности. Кант указывает на 12 категорий рассудка. . ■ Над рассудком возвышается разум. Он стремится систематизировать познание, дать принципы для рассудка. Разум создает идеи и идеалы, стремится познать «умопостигаемые вещи», находящиеся вне опыта (мир как целое, Бог, душа). ■ Разум, желая познать мир как целое, впадает в антиномии (антиномия – противоречие, состоящее в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения (тезиса): тезис - А и антитезис – не-А). Например, Кант приводит доказательства того, что мир конечен и бесконечен в пространстве и времени, что в мире есть нечто простое и все должно делиться до бесконечности и т. д. Нельзя, таким образом, доказать ни того, что Бог есть, ни того, что Бога нет; нельзя доказать ни смертность, ни бессмертие души. Все это означает непознаваемость мира, Бога и души; они оказываются «вещами в себе». В то же время Кант говорит, что они принимаются «практическим разумом». Например, слабые люди укрепляются в морали благодаря религиозной вере. Если при помощи разума нельзя познать мир, Бога и душу, то в практической жизни следует верить в них. Если «вещи в себе» непознаваемы, то познаваемы явления, «вещи для нас». Мир явлений включает в себя материальные явления и человеческие поступки. ■ Говоря о морали, Кант утверждает ее «а втономност ь» — независимость от религии. ■ Человеческий разум устанавливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима — это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы говорят, что поступать определенным образом — хорошо. Главным императивом у Канта является «категорический императив: «Я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон». Кант считает, что в душе присущи три способности — рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения человек может применить как к искусству, так и к оценке целесообразности в мире. В последние годы жизни Кант, размышляя над социально-политическими проблемами, пришел к выводу, что к оптимальному состоянию общество придет через антагонизм государства и народа. Апофеозом истории станет формирование всесторонне развитого человека, формирование свободы и установление вечного мира на земле.
▲ Философия Иоганна Готлиба Фихте относится к субъективно-идеалистической, хотя сам он предпочитал называть ее «учением о науке» (наукоучением). Одним из важнейших вопросов – гносеологический вопрос – «Как возможно научное знание» - рассматривается в его одноименной работе. Критикуя Канта, он пришел к выводу, что понятие «вещь в себе» есть пережиток догматического мышления. Для того, чтобы научное знание было достоверным, оно должно опираться на достоверную основу – на человеческое самосознание или, другими словами, осознание своего бытия «Я есть Я». Это основоположение в то же время есть выражение свободы воли автономного, независимого субъекта. Акт самосознания диалектичен: в нем происходит объединение субъекта и объекта. Субъект воспринимает себя как объект, объект осознает свою автономную субъективность. Поэтому «Абсолютное Я» - абстрактный трансцендентный субъект, абсолютное, высшее начало всего бытия, - Фихте ставит в центр своей системы. Объективная реальность, то есть природа, не принадлежащая к субъективной сфере «Абсолютного Я», обозначается им как «Не-Я» и относится к второстепенному. Несмотря на умозрительность построений, интерес представляют следующие выводы философа: 1. природа существует с определенной целью – противостояние «Абсолютному Я» - провозглашение неотделимости субъекта и объекта друг от друга и в указании на то, что последовательное развитие критического идеализма должно привести к критическому солипсизму.- В области практической философии чрезвычайно важна связь, установленная Фихте между этикой и социализмом: он первый понял и доказал, что экономический вопрос тесно связан с этическим.
Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Не следует, однако, думать, чтобы эти системы вовсе не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органически, как бы порождая новые отпрыски из одного главного ствола. Переходя от исследования одной области к другой, Шеллинг обыкновенно заботился о приведении этих различных отделов в гармоническое, освобожденное от противоречий единство. Тем не менее различные основные принципы, получившие преобладающее значение в отдельные периоды его творчества, а также те новые проблемы и области, разработке которых он отдавался, полагали между этими периодами весьма заметные грани. Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы об основном принципе познания и возможности познания с точки зрения видоизмененного Фихте критицизма. Здесь Шеллинг не отклоняется в общем от пути, намеченного Фихте. Главной задачей второго периода является конструирование природы, как саморазвивающегося духовного организма. Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного, как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного. В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по читанным Шеллингом лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия, является в то же время философией мифологии и религии.
▲ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) завершает развитие идеализма в немецкой классической философии. ■ Исходное понятие его философии — Абсолютная Идея. Абсолютная Идея — это разум, мышление, но не отдельных людей; она «подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного», «выходит за пределы всех их и составляет основание всего». Абсолютная Идея деятельна, стремится к истине. ■ Истина постигается в процессе деятельности, поэтому «идея существенно есть процесс». ■ Деятельность Идеи возможна потому, что ей присуще диалектическое противоречие, отрицание самой себя, развитие. В своем существовании и развитии Абсолютная Идея проходит три этапа: 1. внутреннее саморазвитие Идеи; 2. самообъективирование ее в природу и человека; 3. самопознание через человека и общество. Соответственно этому система Гегеля включает в себя три части: ● Логику; ● философию природы; ● философию Духа. ■ Логика — наука о категориях, в которых выражается абсолютная идея. Гегель выстраивает систему категорий. Первая группа категорий — категории бытия. 1. В начале системы категорий — понятие чистого бытия, которое фиксирует только факт существования идеи. Следующая категория — становление. Здесь идея начинает приобретать содержание. Результат становления — категория наличного бытия. Наличное бытие далее характеризуется категориями качества, количества и меры. 2. За категориями бытия лежат глубинные связи, отражаемые категориями сущности. Сущность прежде всего включает в себя аспекты тождества, различия, противоположности и противоречия. Противоречивость сущности разрешается в категориях основания и следствия, а основание представляет собой единство категорий содержания и формы. 3. Гегель рассматривает сущность в ее взаимосвязи с бытием. Сущность существует в явлениях, сущность как основание явлений — закон. Единство сущности и явления далее выступает как действительность, которая характеризуется категориями возможности и необходимости. В то же время необходимость имеет своей противоположностью случайность. Блок категорий сущности завершается категориями причинности и взаимодействия. 4. За сущностью скрываются категории понятия. Философ исследует понятия, суждения и умозаключения, категории субъективного и объективного, истину. Категорией истины завершается саморазвитие Идеи. ■ После внутреннего саморазвития, Идея, превращаясь в природу, «опредмечивает» себя в виде конечных, телесных единичностей, в том числе и человека. Идея создает природу, как инобытие идеи. Философия природы включает механику, физику и органическую физику. Здесь говорится о пространстве, времени, движении, функциональных системах. В целом эта часть системы Гегеля весьма архаична, содержит много спекулятивных построений, не всегда достигает уровня современного Гегелю естествознания. ■ Завершает систему Гегеля философия Духа. 1. Достигнув ступени Духа, Идея через человека приступает к самопознанию. Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном Духе, т. е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании. 2. Учение о субъективном духе состоит из антропологии, феноменологии и психологии. Речь идет об индивидуальном сознании, самосознании, формах знания и т. д. 3. На уровне объективного духа развитие идеи получает свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода. Гегель верит в неодолимость общественного прогресса, говорит о своеобразной хитрости разума в истории, когда идея побуждает людей-эгоистов своей деятельностью способствовать целям идеи. В учении об объективном духе рассматривается право, нравственность, семья, гражданское общество, государство. 4. Финал системы Гегеля — учение об Абсолютном Духе. Здесь речь идет об искусстве, религии и философии. В этих формах абсолютная идея занимается самопознанием. В искусстве она сознает себя в чувственных образах, в религии — в самоуглубленных представлениях, в философии идея мыслит себя в научных понятиях. Философии становится «конечным пунктом» развития идеи. Учение Гегеля оказало огромное влияние на последующих мыслителей, прежде всего диалектическими идеями, учением о категориях. . ▲ Завершает становление немецкой классической философии антропологический материализм Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |