Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постпозитивизм




▲ Основатель позитивизма — Огюст Конт (1798–1857) - впервые призвал к преодолению противо­положности материализма и идеализма.

Позитивисты ут­верждали, что знания о мире, человеке и обществе, необходимые в практической жизни, предоставля­ют лишь специальные (естественные) науки. Это знание («позитивное знание») противопоставлялось традиционной философии как «ме­тафизике».

Конт высказал тезис о том, что наука заменила собой традиционную философию. В то же время отмечалось, что наука должна в ограничиваться описанием внешней структуры явлений, отвечать на вопрос о том, как протекают явления, а не о том, какова их сущ­ность (последнее – прерогатива «ненужной метафизики»). Описание явлений позволяет вывести законы, определить функцио­нальные (не причинные) отношения между элементами данной структуры.

Конт отмечает, что человечество в своем умственном развитии последовательно пользовалось тремя методами по­знания:

теологическим (явления объяснялись сверхъестественными факторами);

- метафизическим (использовались некие философские абстракции — Абсо­лют, Идея и т. п.);

- позитивным (познание действительных законов, лежащих в основе природных явлений). Позитивная стадия должна полностью сменить обе предыдущие.

Конт считал своей заслугой создание социологии как науки; сам термин «социология» был введен Контом. Его социология вклю­чала:

- «социальную статику» (учение об условиях существования общества);

- «социальную динамику» (учение об изменении соци­альных систем);

- «социальную политику» (программу социаль­ного действия).

В социологии в целом Конт исходил из тезиса о том, что «миром управляют и двигают идеи».

 

▲ Герберт Спенсер (1820–1903) считал, что задача нау­ки состоит в познании сосуществования и последовательности яв­лений. Он допускал, что существует некая единая «Си­ла» или «Мощ ь», но они — тайна, в принципе непознава­емая человеческим разумом.

Задача философии –– систематизировать научные зна­ния. Наиболее общими истинами, к которым приводит анализ действительности являются понятия вещества, движения, силы, эволюции.

Спенсер уделял особое внимание эволюции, которую он характеризовал как высший закон всего суще­ствующего. В эволюции Спенсер выделял следующие мо­менты:

• интеграцию (переход от бессвязности к связности);

• дифференциацию (переход от однородного к разнород­ному);

• возрастание порядка (переход от неопределенности к определенности).

Спенсер считал, что эволюция имеет предел — равнове­сие системы, когда уравновешиваются все противодейст­вующие силы, в частности, в обществе — консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменя­ется разложением под влиянием внешних сил, затем воз­можно новое равновесие и т. д.

▲ Лидерами «второго позитивизма» были Эрнст Мах (1838–1916) и Рихард Авенариус (1843–1896).

Мах вы­ступал против понимания материи как объективной ре­альности. Все существующее — совокупность ощущений, «комплексы ощущений образуют тела». Махисты исполь­зовали понятие «элементы мира». Их они хотели предста­вить как нечто «нейтральное» по отношению к материи и сознанию, утверждая, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими, а в другом — психически­ми.

Махисты утверждали, что между физическими и пси­хическими «элементами» существует неразрывная связь, одни не могут быть без других.

Авенариус заявлял также о «принципиальной координации» нашего Я и среды (не-Я). Сознание человека — центральный член, внешний мир — противоположен ему, в то же время они неразрывно связаны друг с другом. Это положение можно охарактеризовать как субъективный идеализм.

 

 

С точки зрения неопозитивизма предметом философии является анализ языковых форм созна­ния. Становлению и развитию неопо­зитивизма способствовал Бертран Рассел (1872–1970), считавший, что все «подлинно философские» проблемы сводятся к проблемам логики. Задача философии заключается не в открытии фактов или их обобщении, а логическом анализе высказываний науки, с целью прояснения знаний. При этом следует создать на основе логики искусственный язык.

В неопозитивизме сложились два направления: ло­гический позитивизм и лингвистическая философия.

▲ Рудольф Карнап (1891–1970),основатель ло­гического позитивизма, выступил против традиционной философии. Задачу он усматривал в анализе языка науки. Он утверждал, что пред­ложения (суждения), из которых состоят философские учения, не являются подлинными (научными) предложениями: они лишены научного смысла, так как них входят «псевдопонятия» которым ничто не соответствует в реальности, например, «дух», «вещь в себе» и т. п.

По мере развития логического позитивизма на первый план выдвигались концепции верификации, физикализма и конвенционализма.

Верификация — это метод, позволяющий установить осмысленность, истинность или ложность предложений на основе сопоставления их с чувственным опытом субъекта.

В 1930-е годы была предпринята попытка создать универсальный язык (язык математической физики) и на этой основе объединить все науки. Сторонники данного направления, при построении аксиоматических теорий на основе формализованных языков, придерживались утверждения, что аксиомы — это предмет согла­шения (конвенции).

Однако оказалось, что многие научные утверждения нельзя свести только к чувственным данным; невозможно также исключить фило­софские положения из сферы научного познания и т. д. Тем самым логический позитивизм сам себя исчерпал.

Сторонники другого неопозитивистского направления, а именно, лингвистической фило­софии, обращаясь к обыденному, естественному языку, сделали основной упор на прагматический аспект языка.

▲ Людвиг Вит­генштейн (1889–1951), один из основателей лингвистической философии, считал задачей философии — прояснение употребления слов и выражений в различных контекстах. Он сравнивал язык с играми по определенным правилам. «Правила языко­вой игры», то есть правила употребления языка, устанавливаются и изме­няются людьми, причем в разных «языковых играх» одно и то же слово может иметь различный смысл, а играющие могут считать, что «игра» у них общая.

В лингвистической философии разрабатывалась теория о том, что образ мыслей человека определяет язык, что люди, говоря­щие на разных языках, с разной грамматической структу­рой, по-иному воспринимают и постигают мир (гипотеза лингвистической относительности). Сторонники данной теории предлагали реформировать язык, например, ограничить использование общих понятий.

В 60-е годы 20 века сформировалось направление, которое назвали постпозитивизмом. Наиболее важными для него оказались проблемы развития научного знания.

Карл Поппер (1902–1994), один из основателей данного направления, считал, что философия для развития науки играет позитивную роль. При этом по-новому была поста­влена проблема разграничения научного и ненаучного зна­ния. Поппер ввел принцип фальсификации, согласно ко­торому теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию (опровержение).

▲ Томас Кун (1922–1996) ввел понятие парадиг­мы, которое означало способ деятельности, стиль мышления, критерии научности и рациональности определенного на­учного сообщества. Кун предложил концепцию истории науки, включавшую следующие этапы:

1. этап «нор­мальной науки» (период господства определенной пара­дигмы);

2. этап «научной революции» (распад данной парадигмы, конкуренция между новыми парадигмами, победа одной из них);

3. снова этап «нормальной науки».

▲ Имре Лакатос (1922–1974) стал основателем концепции науки, основанной на научно-исследовательских программах. Историю науки – это смена научно-исследовательских программ.

 

 

Таблица 20

 

Направления в позитивизме   Представители направления (основатели)   Основное содержание направления (учения)    
  1.«Первый позитивизм»     Огюст Конт       - преодоление противо­положности материализма и идеализма; - «позитивное знание» предоставляют естественные науки; - наука заменяет собой традиционную философию; - создание социологии как науки.
    Герберт Спенсер     - Задача нау­ки – познание порядка существования яв­лений; - задача философии –– систематизация научных зна­ний.
2.«Второй позитивизм»     3.Неопозитивизм   А) ло­гический позитивизм     Б)лингвистическая философия     4.Постпозити визм Эрнст Мах     Рихард Авенариус     - Отрицание существования материи как объективной ре­альности; - утверждение существующего лишь в качестве совокупности ощущений; - поиск «элементов мира» и утверждение их как нечто «нейтрального» по отношению к материи и сознанию; - физические и пси­хические «элементами мира» неразрывно связаны.   - Положение о «принципиальной координации» и взаимосвязи Я и «Не-Я» (среды); - внешний мир проявляется лишь в ощущениях человека.
Бертран Рассел     Рудольф Карнап     Людвиг Витгенштейн   Карл Поппер     Томас Кун   Имре Лакатос - Предмет философии - анализ языковых форм созна­ния. - сведение философских проблем к проблемам логики; - задача философии - прояснение знаний путем логического анализа высказываний.   - Задача философии – анализ языка науки; - утверждение неподлинности философских высказываний в виду наличия в них псевдопонятий; - разработка концепцийверификации,физикализма,конвенционализма   - Задача философии — прояснение смысла слов и выражений; - рассмотрение «правил языко­вой игры»; - разработка теории о влиянии мировоззрения человека на язык. - выдвижение гипотезы «лингвистической относительности».   - Философия для развития науки играет позитивную роль; - поста­новка проблемы разграничения научного и ненаучного зна­ния. - введение принципа фальсификации.   - Введение понятия «парадигмы» как способа деятельности, стиля мышления, критерия научности и рациональности определенного на­учного сообщества; - разработка концепции истории науки на основе господства определенной парадигмы мышления; - определение критерия «нормальной науки».   - Разработка концепции науки, основанной на научно-исследовательских программах; - история науки есть смена научно-исследовательских программ.    

 

 

Название философского учения «прагматизм» происходит от гре­ческого слова «прагма» — дело, действие. Прагматизм воз­ник в 70-х годах 19 века в США.

Основатели прагматизма- Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи – заявили о необходимости реконструировать философию: философия должна стать общим методом ре­шения проблем, возникающих перед людьми в процессе их практи­ческой деятельности, а не быть раз­мышлением о первых началах бытия и познания.

▲ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) рассматривал мыш­ление как вид адаптационной деятельности организма, на­правленной на регулирование отношений организма и сре­ды. Мышление принимается за работу тогда, когда возникает сомнение, препятствующее действию. Мышление должно восстановить веру и готов­ность действовать, преодолев сомнение. В силу различных обстоятельств со­стояние веры может смениться состоянием сомнения, что становится рав­нозначным приостановке действия.

Процесс познания Пирс понимал как переход от сомнения к вере (верованию). Вера не является истиной. Че­ловек (в том числе и ученый) стремится не к истине, а к устойчивому верованию. А чтобы верование было устой­чивым, его по возможности должны разделять все члены общества. Для этого часто применяется метод авторитета, когда некоторая организация предписывает людям сово­купность обязательных для них верований, преследуя и на­казывая инакомыслящих.

▲ Уильям Джеймс (1842–1910) стремился разрешить противоречие между наукой и религией. Он считал, что человеческая жизнь невозможна без религии. Религия нуж­на человеку для того, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселен­ной. При этом сам Джеймс не утверждал существование Бога. Однако поскольку вера в Бога имеет важные последствия для человеческой жизни, люди вправе считать объект ве­ры реальным.

Джеймс отмечал, что наша жизнь зависит от нас самих, от нашей веры в возможность ее улучшения. Следует ве­рить в успех и действовать; чем сильнее вера, тем больше шансов на успех. Джеймс понимал истину как успешность или работоспособность некоторой идеи, ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и, к осуще­ствлению которой, стремится человек. Можно отметить, что согласно Джеймсу, функция мышления состоит преимущественно в выборе средств для осуществления наших планов и намерений.

▲ Джон Дьюи (1859–1952) отмечал, что основная задача философии, науки и научного метода заключается в наи­лучшем приспособлении человека к среде, в обеспечении успешного человеческого действия. Теории, идеи при­знаются истинными в той мере, в какой они оказываются успешными. Мерилом истинности теории является ее практиче­ская эффективность. Истина определяется как полезность.

 

Создателем психоаналитического учения о структуречеловеческой психики, движущих мотивах деятельности людей, культурных и социальных аспектах бытия человекаявился Зигмунд Фрейд (1856–1939). Фрейд считал необходимым осмыслить внутренний мир человека, движущие силы, которые изнутри определяют человеческое развитие. Фрейд пришел к следующим выводам:

1. Существует особая, бессознательная область человеческой психики. Первостепенную роль в жизнедеятельности человека играет половое влечение. Фрейд считал, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания.

2. Фрейд предложил модель человеческой пcихики, включающую:

● бессознательное - «Оно» –– унаследованный человеком глу­бинный слой, в котором находятся скрытые влечения;

● сознательное - «Я» –– посредник между «Оно» и внешним ми­ром;

«сверх-Я» –– некая инстанция, содержащая императивы долженствования, запреты морального, социокультур­ного и семейного происхождения.

В основе деятельности человека, по Фрейду, лежат «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Пер­вый — это бессознательные влечения, направле­нные на получение максимального удовольствия, второй представляет собой комплекс защитных механизмов, предохраняющих человека от различных психических по­трясений и перегрузок, от негативного воздействия событий, внешней реаль­ности.

3. Фрейд считал, что между сознательным и бессозна­тельным возникают конфликты, поэтому в нашей психи­ке сформировались механизмы для снятия, подавления внутренних конфлик­тов (вытеснение, образование противоположной реакции, сублим ация и др.). Однако желания, вытесненные в бессознательное, могут стать причиной невротических заболеваний.

4. Фрейд считает, что лучший выход из положения — мобилизация человеком своих сил с целью сознательного, а не бессозна­тельного разрешения конфликтов. Для этого нужно осо­знать свои бессознательные влечения. С этой целью исполь­зуются методы психоанализа — через анализ сновидений, навязчивых идей, обмолвок и т. д.

В 1920-е гг. Фрейд несколько видоизменяет свое учение, так как приходит к выводу, что в бессознательном присутствуют две составляющие: Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (ин­стинкт разрушения, смерти), а развитие человека и культуры в целом можно рассматривать как противоборство Эроса и Танатоса.

▲ Альфред Адлер (1870–1937) – один из представителей психоаналитической традиции, считал, что в роли руководящего начала вместо принци­па удовольствия выступает «воля к власти». Личность развивается лишь в борьбе между «комплексом неполноценности», идущим от жизненных неудач и желанием добиться успеха.

 

▲ Карл Густав Юнг (1875–1961) полагал, что компонентами психики человека являются: сознание, личное бессознательное и коллек­тивное бессознательное. Последнее — это скрытые следы памяти человеческого прошлого. Эти следы Юнг называет понятием «архетип». К архетипическим образам относятся, например, некие образы от­ца или матери, добра и зла (в виде «мессии-спасителя» или «дьявола-искусителя») и т. д.

▲ Карен Хорни (1885–1952 гг.) основным побудительным мотивом человеческой деятельности считала стремление к безопасности.

▲ Эрих Фромм (1900–1980) пришел к выводу, что биологически нормальна у человека биофилия, любовь к жизни и живо­му, ориентация на доброе и т. д. Но специфические условия жизни могут породить феномен психической патологии. Только с изменением соци­альных условий может исчезнуть агрессия.

 

  Представители психоаналитической традиции   Суть психоаналитического учения    
    Зигмунд Фрейд       ● Структура психики человека состоит из: - «Я» - сознание; - «Оно» - бессознательное; - Сверх-Я» - внутриличностная совесть, критик, цензура, посредник между «Я» и «Оно»; ● «Оно» - бессознательное есть центральное звено в психике; ● задача психоанализа – перевод психического материала (переживаний) из бессознательной сферы в сознание; ● основой бессознательного являются «первичные сексуальные влечения»; ● понятие «первичные сексуальные влечения» заменяется понятием «либидо», означающее весь спектр человеческой любви; ● культура есть результат сублимации, она способствует приглушению агрессивных, деструктивных инстинктов в человеке; ● культура есть следствие противоборства Эроса и Танатоса.  
  Карл Густав Юнг   ● Приходит к выводу, что символика является составной частью психики; ● либидо – проявление бессознательной и сознательной жизни личности; ● архетип коллективного бессознательного и архетип индивидуального бессознательного являются ядром психики человека; ● создает теорию комплексов на основе находящихся в сфере бессознательного комплексов индивидуального прошлого; ● вводит абстрактные образы, представляющие архетипы - «Персона», «Анима», «Анимус», «Тень», «Самость».  
  Вильгельм Райх   ● Создает теорию происхождения неврозов на основе синтеза марксизма и фрейдизма; ● считает, что общество порождает деструктивную психическую энергию, препядствующую реализации естественных инстинктов.
  Альфред Адлер     ● В основе бессознательного лежит врожденное «стремление к власти»; ● причиной развития индивида является стремление преодолеть чувство «неполноценности»; ● в психике человека формируются механизмы компенсации и сверхкомпенсации; ● конечной целью развития индивида является стремление к совершенству, к достижению «Самости».

 

▲ Экзистенциализм (от лат. existentiae — существование) как философское направление сформировался в первой половине XX века.

Ввиду происходивших это время серьезных изменений в общест­венном сознании он стал к середине века заметным явлением в духовной жизни общества. Войны, революции и контрреволюции, тоталитарные режимы и концлагеря, разочарование в сущест­вующих ценностях, — все это порождало настроения неуверенности, тревоги, подавленности. Экзистенциа­лизм как отражение настроения эпохи поставил задачу отобразить внутренний мир лично­сти в кризис­ной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.