КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постпозитивизм
▲ Основатель позитивизма — Огюст Конт (1798–1857) - впервые призвал к преодолению противоположности материализма и идеализма. Позитивисты утверждали, что знания о мире, человеке и обществе, необходимые в практической жизни, предоставляют лишь специальные (естественные) науки. Это знание («позитивное знание») противопоставлялось традиционной философии как «метафизике». Конт высказал тезис о том, что наука заменила собой традиционную философию. В то же время отмечалось, что наука должна в ограничиваться описанием внешней структуры явлений, отвечать на вопрос о том, как протекают явления, а не о том, какова их сущность (последнее – прерогатива «ненужной метафизики»). Описание явлений позволяет вывести законы, определить функциональные (не причинные) отношения между элементами данной структуры. Конт отмечает, что человечество в своем умственном развитии последовательно пользовалось тремя методами познания: — теологическим (явления объяснялись сверхъестественными факторами); - метафизическим (использовались некие философские абстракции — Абсолют, Идея и т. п.); - позитивным (познание действительных законов, лежащих в основе природных явлений). Позитивная стадия должна полностью сменить обе предыдущие. Конт считал своей заслугой создание социологии как науки; сам термин «социология» был введен Контом. Его социология включала: - «социальную статику» (учение об условиях существования общества); - «социальную динамику» (учение об изменении социальных систем); - «социальную политику» (программу социального действия). В социологии в целом Конт исходил из тезиса о том, что «миром управляют и двигают идеи».
▲ Герберт Спенсер (1820–1903) считал, что задача науки состоит в познании сосуществования и последовательности явлений. Он допускал, что существует некая единая «Сила» или «Мощ ь», но они — тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом. Задача философии –– систематизировать научные знания. Наиболее общими истинами, к которым приводит анализ действительности являются понятия вещества, движения, силы, эволюции. Спенсер уделял особое внимание эволюции, которую он характеризовал как высший закон всего существующего. В эволюции Спенсер выделял следующие моменты: • интеграцию (переход от бессвязности к связности); • дифференциацию (переход от однородного к разнородному); • возрастание порядка (переход от неопределенности к определенности). Спенсер считал, что эволюция имеет предел — равновесие системы, когда уравновешиваются все противодействующие силы, в частности, в обществе — консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменяется разложением под влиянием внешних сил, затем возможно новое равновесие и т. д. ▲ Лидерами «второго позитивизма» были Эрнст Мах (1838–1916) и Рихард Авенариус (1843–1896). Мах выступал против понимания материи как объективной реальности. Все существующее — совокупность ощущений, «комплексы ощущений образуют тела». Махисты использовали понятие «элементы мира». Их они хотели представить как нечто «нейтральное» по отношению к материи и сознанию, утверждая, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими, а в другом — психическими. Махисты утверждали, что между физическими и психическими «элементами» существует неразрывная связь, одни не могут быть без других. Авенариус заявлял также о «принципиальной координации» нашего Я и среды (не-Я). Сознание человека — центральный член, внешний мир — противоположен ему, в то же время они неразрывно связаны друг с другом. Это положение можно охарактеризовать как субъективный идеализм.
▲ С точки зрения неопозитивизма предметом философии является анализ языковых форм сознания. Становлению и развитию неопозитивизма способствовал Бертран Рассел (1872–1970), считавший, что все «подлинно философские» проблемы сводятся к проблемам логики. Задача философии заключается не в открытии фактов или их обобщении, а логическом анализе высказываний науки, с целью прояснения знаний. При этом следует создать на основе логики искусственный язык. В неопозитивизме сложились два направления: логический позитивизм и лингвистическая философия. ▲ Рудольф Карнап (1891–1970),основатель логического позитивизма, выступил против традиционной философии. Задачу он усматривал в анализе языка науки. Он утверждал, что предложения (суждения), из которых состоят философские учения, не являются подлинными (научными) предложениями: они лишены научного смысла, так как них входят «псевдопонятия» которым ничто не соответствует в реальности, например, «дух», «вещь в себе» и т. п. По мере развития логического позитивизма на первый план выдвигались концепции верификации, физикализма и конвенционализма. Верификация — это метод, позволяющий установить осмысленность, истинность или ложность предложений на основе сопоставления их с чувственным опытом субъекта. В 1930-е годы была предпринята попытка создать универсальный язык (язык математической физики) и на этой основе объединить все науки. Сторонники данного направления, при построении аксиоматических теорий на основе формализованных языков, придерживались утверждения, что аксиомы — это предмет соглашения (конвенции). Однако оказалось, что многие научные утверждения нельзя свести только к чувственным данным; невозможно также исключить философские положения из сферы научного познания и т. д. Тем самым логический позитивизм сам себя исчерпал. Сторонники другого неопозитивистского направления, а именно, лингвистической философии, обращаясь к обыденному, естественному языку, сделали основной упор на прагматический аспект языка. ▲ Людвиг Витгенштейн (1889–1951), один из основателей лингвистической философии, считал задачей философии — прояснение употребления слов и выражений в различных контекстах. Он сравнивал язык с играми по определенным правилам. «Правила языковой игры», то есть правила употребления языка, устанавливаются и изменяются людьми, причем в разных «языковых играх» одно и то же слово может иметь различный смысл, а играющие могут считать, что «игра» у них общая.
В лингвистической философии разрабатывалась теория о том, что образ мыслей человека определяет язык, что люди, говорящие на разных языках, с разной грамматической структурой, по-иному воспринимают и постигают мир (гипотеза лингвистической относительности). Сторонники данной теории предлагали реформировать язык, например, ограничить использование общих понятий. В 60-е годы 20 века сформировалось направление, которое назвали постпозитивизмом. Наиболее важными для него оказались проблемы развития научного знания. ▲ Карл Поппер (1902–1994), один из основателей данного направления, считал, что философия для развития науки играет позитивную роль. При этом по-новому была поставлена проблема разграничения научного и ненаучного знания. Поппер ввел принцип фальсификации, согласно которому теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию (опровержение). ▲ Томас Кун (1922–1996) ввел понятие парадигмы, которое означало способ деятельности, стиль мышления, критерии научности и рациональности определенного научного сообщества. Кун предложил концепцию истории науки, включавшую следующие этапы: 1. этап «нормальной науки» (период господства определенной парадигмы); 2. этап «научной революции» (распад данной парадигмы, конкуренция между новыми парадигмами, победа одной из них); 3. снова этап «нормальной науки». ▲ Имре Лакатос (1922–1974) стал основателем концепции науки, основанной на научно-исследовательских программах. Историю науки – это смена научно-исследовательских программ.
Таблица 20
▲ Название философского учения «прагматизм» происходит от греческого слова «прагма» — дело, действие. Прагматизм возник в 70-х годах 19 века в США. Основатели прагматизма- Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи – заявили о необходимости реконструировать философию: философия должна стать общим методом решения проблем, возникающих перед людьми в процессе их практической деятельности, а не быть размышлением о первых началах бытия и познания. ▲ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) рассматривал мышление как вид адаптационной деятельности организма, направленной на регулирование отношений организма и среды. Мышление принимается за работу тогда, когда возникает сомнение, препятствующее действию. Мышление должно восстановить веру и готовность действовать, преодолев сомнение. В силу различных обстоятельств состояние веры может смениться состоянием сомнения, что становится равнозначным приостановке действия. Процесс познания Пирс понимал как переход от сомнения к вере (верованию). Вера не является истиной. Человек (в том числе и ученый) стремится не к истине, а к устойчивому верованию. А чтобы верование было устойчивым, его по возможности должны разделять все члены общества. Для этого часто применяется метод авторитета, когда некоторая организация предписывает людям совокупность обязательных для них верований, преследуя и наказывая инакомыслящих. ▲ Уильям Джеймс (1842–1910) стремился разрешить противоречие между наукой и религией. Он считал, что человеческая жизнь невозможна без религии. Религия нужна человеку для того, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной. При этом сам Джеймс не утверждал существование Бога. Однако поскольку вера в Бога имеет важные последствия для человеческой жизни, люди вправе считать объект веры реальным. Джеймс отмечал, что наша жизнь зависит от нас самих, от нашей веры в возможность ее улучшения. Следует верить в успех и действовать; чем сильнее вера, тем больше шансов на успех. Джеймс понимал истину как успешность или работоспособность некоторой идеи, ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и, к осуществлению которой, стремится человек. Можно отметить, что согласно Джеймсу, функция мышления состоит преимущественно в выборе средств для осуществления наших планов и намерений. ▲ Джон Дьюи (1859–1952) отмечал, что основная задача философии, науки и научного метода заключается в наилучшем приспособлении человека к среде, в обеспечении успешного человеческого действия. Теории, идеи признаются истинными в той мере, в какой они оказываются успешными. Мерилом истинности теории является ее практическая эффективность. Истина определяется как полезность.
▲ Создателем психоаналитического учения о структуречеловеческой психики, движущих мотивах деятельности людей, культурных и социальных аспектах бытия человекаявился Зигмунд Фрейд (1856–1939). Фрейд считал необходимым осмыслить внутренний мир человека, движущие силы, которые изнутри определяют человеческое развитие. Фрейд пришел к следующим выводам: 1. Существует особая, бессознательная область человеческой психики. Первостепенную роль в жизнедеятельности человека играет половое влечение. Фрейд считал, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. 2. Фрейд предложил модель человеческой пcихики, включающую: ● бессознательное - «Оно» –– унаследованный человеком глубинный слой, в котором находятся скрытые влечения; ● сознательное - «Я» –– посредник между «Оно» и внешним миром; ● «сверх-Я» –– некая инстанция, содержащая императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и семейного происхождения. В основе деятельности человека, по Фрейду, лежат «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Первый — это бессознательные влечения, направленные на получение максимального удовольствия, второй представляет собой комплекс защитных механизмов, предохраняющих человека от различных психических потрясений и перегрузок, от негативного воздействия событий, внешней реальности. 3. Фрейд считал, что между сознательным и бессознательным возникают конфликты, поэтому в нашей психике сформировались механизмы для снятия, подавления внутренних конфликтов (вытеснение, образование противоположной реакции, сублим ация и др.). Однако желания, вытесненные в бессознательное, могут стать причиной невротических заболеваний. 4. Фрейд считает, что лучший выход из положения — мобилизация человеком своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрешения конфликтов. Для этого нужно осознать свои бессознательные влечения. С этой целью используются методы психоанализа — через анализ сновидений, навязчивых идей, обмолвок и т. д. В 1920-е гг. Фрейд несколько видоизменяет свое учение, так как приходит к выводу, что в бессознательном присутствуют две составляющие: Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт разрушения, смерти), а развитие человека и культуры в целом можно рассматривать как противоборство Эроса и Танатоса. ▲ Альфред Адлер (1870–1937) – один из представителей психоаналитической традиции, считал, что в роли руководящего начала вместо принципа удовольствия выступает «воля к власти». Личность развивается лишь в борьбе между «комплексом неполноценности», идущим от жизненных неудач и желанием добиться успеха.
▲ Карл Густав Юнг (1875–1961) полагал, что компонентами психики человека являются: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Последнее — это скрытые следы памяти человеческого прошлого. Эти следы Юнг называет понятием «архетип». К архетипическим образам относятся, например, некие образы отца или матери, добра и зла (в виде «мессии-спасителя» или «дьявола-искусителя») и т. д. ▲ Карен Хорни (1885–1952 гг.) основным побудительным мотивом человеческой деятельности считала стремление к безопасности. ▲ Эрих Фромм (1900–1980) пришел к выводу, что биологически нормальна у человека биофилия, любовь к жизни и живому, ориентация на доброе и т. д. Но специфические условия жизни могут породить феномен психической патологии. Только с изменением социальных условий может исчезнуть агрессия.
▲ Экзистенциализм (от лат. existentiae — существование) как философское направление сформировался в первой половине XX века. Ввиду происходивших это время серьезных изменений в общественном сознании он стал к середине века заметным явлением в духовной жизни общества. Войны, революции и контрреволюции, тоталитарные режимы и концлагеря, разочарование в существующих ценностях, — все это порождало настроения неуверенности, тревоги, подавленности. Экзистенциализм как отражение настроения эпохи поставил задачу отобразить внутренний мир личности в кризисной ситуации.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |