КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В XVII веке в европейской философии сформировались два направления: эмпирическое и рационалистическое
▲ Родоначальником эмпирической традиции в Англии стал Френсис Бэкон (1561–1626). Впервые в истории философии им ставится цель: - изучение природы, - выработки нового взгляда на науку; - классификации наук; - определение цели и метода исследования. Для того, чтобы эти цели реализовать, необходимо выявить причины, задерживающие развитие науки. К ним Ф.Бэкон относил разного рода предрассудки, которым подвержен человеческий ум (так называемых «идолов», «призраков»). К предрассудкам относятся: ♦ присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода»), ♦ индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры»), ♦влияние особенностей социальной жизни на человека («идолы площади»), ♦склонность к вере в авторитеты («идолы театра»). Ф. Бэкон критиковал средневековую схоластику, отмечал, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и т. п. 1. Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения. 2. В основу научного познания должно быть положено изучение отдельных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, организованного опыта, на базе чувственных данных. 3. Необходимо использовать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом является индукция. Бэкон свое понимание индуктивного метода демонстрирует на примере отыскания природы, «формы» теплоты. Когда собраны и анализируются конкретные факты присутствия и отсутствия теплоты, ее различные степени у вещей, то на основе этого делается обобщающий вывод о том, что «формой» теплоты является движение. ▲ Рене Декарт (1596–1650 гг.) явился основоположником рационалистической философии и методологии. Р. Декарт считает, что нельзя преувеличивать роль чувственного опыта в познании: человек познает сущность вещей иным путем. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, простых понятий и идет ко все более сложным. 1. Интуиция и дедукция — основные компоненты метода Декарта. Интуиция и врожденные идеи не зависят от чувственности. К врожденным идеям Декарт относит идеи Бога, субстанции, движения, аксиомы типа «две величины, равные третьей, равны между собой» и т. д. 2. Одним из важных методологических принципов в учении Р. Декарта является принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что предполагает исключить возможность принятия поспешных заключений. Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого интуитивно ясного представления: таковым является — соgito («я мыслю»). В акте мышления уверен каждый. Если в этом кто-либо усомниться, то само его сомнение — есть акт мышления. Поэтому можно прийти к выводу: cogito, ergo sum - «Я мыслю, следовательно, существую». 3. С точки зрения Декарта, человек имеет представление о вещах вне его самого, однако нельзя с уверенностью утверждать, что вещи достоверны или иллюзорны. Декарт аппелирует к Богу, Бог не способен на обман, он — основа истинности познания. 4. Декарт выстроил дуалистическую систему, в которой выделил две качественно различные субстанции: - природу с ее каузальностью и - людей, обладающих свободой воли. Для первой субстанции характерна в качестве атрибута протяженность, для второй — мышление.
▲ Сенсуалистическую традицию продолжил Томас Гоббс (1588–1679 гг.) и Джон Локк (1632–1704 гг.). ▲ 1. В своем учении Т.Гоббс полагал, что процесс познания начинается с чувственного опыта. 2. Причина ощущений — вне нас, так как внешние предметы оказывают воздействие на органы чувств, вследствие чего в мозгу возникают их образы. 3. Гоббс утверждал, что в человеческом разуме все понятия, формируются на основе ощущений, которые первоначально порождаются органами чувств. На чувственном опыте основано мышление и язык, теоретические утверждения, наука. 4. Важной составной частью философии Гоббса является его социально-политическая концепция, где рассматриваются два состояния человеческого общества — естественное и государственное. В естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями. Каждому человеку хочется сохранить не только свою свободу, но приобрести господство над другими. В результате возникает «война всех против всех» («человек человеку волк»). Страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, государственному. Путем общественного договора создается государственная власть, с тем, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех. ▲ Джон Локк подверг критике концепцию «врожденных идей», при этом он исходил из трех основных положений: • «врожденных идей» не существует, так как все знания у человека рождаются посредством опыта и в опыте; • «душа» (или разум) человека при рождении есть «tabula rasa» «чистая дощечка»; • в разуме не существует ничего, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. Локк показывал, каким образом идет формирование более сложных идей. ▲ Рационалистическую традицию продолжил Барух Бенедикт Спиноза (1632–1677 гг.). 1. Спиноза, невысоко оценивая чувственный опыт, в котором много субъективного, неясного предпочтение отдавал рациональному познанию, образцом которого, как он считал, является математико-геометрическое знание, лишенное субъективизма. Однако логический вывод предполагает признание некоторых интуитивных положений в качестве исходных истин. 2. Интуиция дает нам в качестве исходного - понятие субстанции, которая представляет собой causa sui, т. е. причину самой себя. 3. При этом субстанция оказывается своеобразным тождеством природы и Бога. 4. Содержание субстанции выражается в ее атрибутах — существенных и всеобщих свойствах - атрибутах протяжения и мышления. 5. К понятиям субстанции и атрибутов присоединяется понятие модуса — того, что обусловлено чем-то другим. Для атрибута протяженности отдельный модус — конкретная протяженная вещь, для атрибута мышления — отдельная мысль человека. 6. Спиноза полагал, что поскольку все определяется субстанцией, то в мире нет ничего случайного; само понятие случайности следует отнести к несовершенству нашего знания. ▲ Философия Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716 гг.) относится к рационалистической. ▪ По Лейбницу, в основе мира лежит субстанция, которая понимается как множество монад. ▪ Монада — некоторое духовное образование, «духовный атом», созданный Богом. Бог сотворил монады, дал им необходимые силы и предоставил им самостоятельно действовать. Монады развиваются. ▪ Кроме монад Бог сотворил и материю как внешнюю оболочку монад. ▪ Между монадами есть изначальное согласование, «предустановленная гармония». ▪ В человеке есть господствующая монада, то, что называют душой. В душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду знания. ▪ Лейбниц как рационалист полагал, что главное в познании не эмпирические, а рациональные истины — всеобщие и необходимые. Их содержание дается интуитивно и опирается на законы логики.
Таблица 16
Во второй четверти XVIII века во Франции сформировалось антифеодальное общественно-политическое движение — Просвещение, объединившее прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, философов, представителей искусства, науки, юристов и других. Просветители были убеждены в том, что люди заблуждаются, и поэтому знание и просвещение должны сыграть особую, решающую роль в социальном развитии. Просветители высоко ценивали здравый смысл, умение человека самостоятельно мыслить, принимать решения. Особую роль они отводили разуму по отношению к вере, выступали против засилья церкви, абсолютизма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества. Деятели Просвещения склонялись к деизму — принимая идею о божественном творении мира, считали, что далее созданный мир самостоятельно существует и изменяется.
Основоположниками французского Просвещения, заложившими его мировоззренческие основы, были Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694–1778 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.). Вольтер продолжает линию сенсуализма: ● выступает против субъективного идеализма Беркли, «предустановленной гармонии» монад Лейбница; ● утверждает союз философии с естествознанием; ● принимает атомистическую концепцию; важнейшие характеристики природных явлений — протяженность, плотность, тяготение, закономерность, причинность; ● выступает за принцип активной деятельности человека по улучшению условий своей жизни; ● считает возможным преобразование Франции в «царство разума» мирным путем. Монархи не делают этого потому, что их ум засорен ложными идеями о верховной власти, а главный источник ложных идей — Церковь; именно она внушила монархам ложную мысль о том, что они получают свою власть от Бога, ответственны только перед ним, а потому игнорируют ответственность перед людьми; ● предпринимает атаку на христианский клерикализм. При этом он видит и положительный момент в религии – она является опорой морали, поскольку выполняет функцию «обуздывания» страстей; ▲ Монтескье критикует деспотизм, королевскую власть и католическую церковь; ● считает, что справедливая жизнь в обществе должна основываться на разуме и законах; ● будучи приверженцем географического детерминизма, в своих работах показывает влияние природных условий на общественную жизнь; ● считает, что на общество влияет разум законодателей. Законодатель не должен действовать по своему произволу, ему следует учитывать условия, при которых складывалась историческая жизнь народа, и сообразно им устанавливать наиболее мудрые законы. ▲ Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) рассматривает прежде всего волнующую его проблему — проблему источника зла, происхождения неравенства обществе.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |