Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В XVII веке в европейской философии сформировались два направления: эмпирическое и рационали­стическое




Родоначальником эмпирической тради­ции в Англии стал Френсис Бэкон (1561–1626). Впервые в истории философии им ставится цель:

- изучение природы,

- выработки нового взгляда на науку;

- классификации наук;

- определение цели и метода исследования.

Для того, чтобы эти цели реализовать, необходимо выявить причины, задержива­ющие развитие науки. К ним Ф.Бэкон относил разно­го рода предрассудки, кото­рым подвержен человеческий ум (так называемых «идолов», «призраков»). К предрассудкам относятся:

♦ при­сущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода»),

♦ индивидуальные недостатки людей («идо­лы пещеры»),

♦влияние особенностей социальной жизни на человека («идолы площади»),

♦склонность к вере в авто­ритеты («идолы театра»).

Ф. Бэкон критиковал средневековую схоластику, отмечал, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и т. п.

1. Реаль­но существуют лишь отдельные предметы и их отноше­ния.

2. В основу научного познания должно быть положено изучение отдельных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, организованного опы­та, на базе чувственных данных.

3. Необходимо использовать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом является индукция.

Бэкон свое по­нимание индуктивного метода демонстрирует на приме­ре отыскания природы, «формы» теплоты. Когда собраны и анализируются конкретные факты присутствия и отсут­ствия теплоты, ее различные степени у вещей, то на основе этого делается обобщающий вывод о том, что «формой» теплоты является движение.

▲ Рене Декарт (1596–1650 гг.) явился основоположником рационалистической философии и методологии. Р. Декарт считает, что нельзя преувеличивать роль чувственного опыта в познании: человек познает сущность вещей иным путем. Путь к истине начинается с интуи­тивно ясных, простых понятий и идет ко все более слож­ным.

1. Интуиция и дедукция — основные компоненты мето­да Декарта. Интуиция и врожденные идеи не зависят от чувственности. К врожденным идеям Декарт относит идеи Бога, субстан­ции, движения, аксиомы типа «две величины, равные третьей, равны между собой» и т. д.

2. Одним из важных методологических принципов в учении Р. Декарта является принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что предполагает исключить возможность принятия поспешных заключений.

Систематическое из­ложение философии должно начаться с некоторого ин­туитивно ясного представления: таковым является — соgito («я мыслю»). В акте мышления уверен каждый. Если в этом кто-либо усомниться, то само его сомнение — есть акт мышления. Поэтому можно прийти к выводу: cogito, ergo sum - «Я мыс­лю, следовательно, существую».

3. С точки зрения Декарта, человек имеет представление о вещах вне его самого, однако нельзя с уверенностью утверждать, что вещи достоверны или иллюзорны. Декарт аппелирует к Богу, Бог не способен на обман, он — основа истин­ности познания.

4. Декарт выстроил дуали­стическую систему, в которой выделил две качественно различные субстанции:

- природу с ее каузальностью и

- людей, обладающих свободой воли.

Для первой субстан­ции характерна в качестве атрибута протяженность, для второй — мышление.

 

Сенсуалистическую традицию продолжил Томас Гоббс (1588–1679 гг.) и Джон Локк (1632–1704 гг.).

1. В своем учении Т.Гоббс полагал, что процесс познания начинается с чувственного опыта.

2. Причина ощу­щений — вне нас, так как внешние предметы оказывают воздействие на органы чувств, вследствие чего в мозгу возникают их об­разы.

3. Гоббс утверждал, что в человеческом разуме все понятия, формируются на основе ощущений, которые первоначально порождаются органами чувств. На чувственном опыте основано мыш­ление и язык, теоретические утверждения, наука.

4. Важной составной частью философии Гоббса является его социально-политическая концепция, где рассматриваются два состояния человеческого общества — естественное и государственное.

В естественном состоя­нии человек живет своими чувствами, желаниями, стра­стями. Каждому человеку хочется сохранить не только свою свободу, но приобрести господство над други­ми. В результате возникает «война всех против всех» («человек человеку волк»).

Страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естествен­ного состояния к гражданскому, государственному. Путем общественного договора создается государственная власть, с тем, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех.

▲ Джон Локк подверг критике концепцию «врожденных идей», при этом он исходил из трех основных положе­ний:

• «врожденных идей» не существует, так как все знания у человека рождаются посредством опыта и в опыте;

• «душа» (или разум) человека при рождении есть «tabula rasa» «чистая дощечка»;

• в разуме не существует ничего, чего не было бы раньше в ощуще­ниях, чувствах. Локк показывал, каким образом идет формирование более сложных идей.

▲ Рационалистическую традицию продолжил Барух Бенедикт Спино­за (1632–1677 гг.).

1. Спино­за, невысоко оценивая чувственный опыт, в котором много субъективного, неясного предпочтение отдавал рациональному познанию, образцом которого, как он считал, является математико-геоме­трическое знание, лишенное субъективизма. Однако логический вывод предполагает признание некоторых интуитивных положений в качестве исходных истин. 2. Интуиция дает нам в качестве исходного - по­нятие субстанции, которая представляет собой causa sui, т. е. причину самой себя.

3. При этом субстанция оказывает­ся своеобразным тождеством природы и Бога.

4. Содержание субстанции выражается в ее атрибутах — существенных и всеобщих свойствах - атрибутах протяжения и мышления.

5. К понятиям субстанции и атрибутов присоединяется понятие моду­са — того, что обусловлено чем-то другим. Для атрибу­та протяженности отдельный модус — конкретная протя­женная вещь, для атрибута мышления — отдельная мысль человека.

6. Спиноза полагал, что поскольку все определяет­ся субстанцией, то в мире нет ничего случайного; само по­нятие случайности следует отнести к несовершенству на­шего знания.

▲ Философия Готфрида Вильгельма Лейб­ница (1646–1716 гг.) относится к рационалистической.

▪ По Лейбницу, в основе мира лежит суб­станция, которая понимается как множество монад.

Мо­нада — некоторое духовное образование, «духовный атом», созданный Богом. Бог сотворил монады, дал им необходи­мые силы и предоставил им самостоятельно действовать. Монады разви­ваются.

▪ Кроме монад Бог сотворил и материю как внешнюю обо­лочку монад.

▪ Между монадами есть изначальное согла­сование, «предустановленная гармония».

▪ В человеке есть господствующая монада, то, что называют душой. В душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду знания.

▪ Лейбниц как рационалист полагал, что главное в познании не эмпирические, а ра­циональные истины — всеобщие и необходимые. Их со­держание дается интуитивно и опирается на законы логики.

 

 

Таблица 16

Учения Основные черты философии Нового времени
Онтология Механицизм. Материализм. Диалектика
Теология Деизм. Атеизм
Антропология Механицизм. Дуализм: тело – душа. Материализм: отрицание бессмертия души
Гносеология Рационализм и эмпиризм (сенсуализм). Иррационализм: критика научного разума
Логика Диалектика и ее законы
Этика Гуманизм. Свобода. Утверждение неотъемлемых прав человека. Обоснование ценности личности

 

Социальная философия Теория «Общественного договора». Теория разделения властей. Критика традиционной культуры. Революционная идеология
Философия истории Идеализм: история как развитие Абсолютной Идеи. Материализм: история как развитие материальных отношений (способа производства и распределения)

 

Во второй четверти XVIII века во Франции сформировалось антифеодальное общественно-политиче­ское движение — Просвещение, объединившее прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, философов, представителей искус­ства, науки, юристов и других. Просветители были убеждены в том, что люди заблуждаются, и по­этому знание и просвещение должны сыграть особую, решающую роль в социальном развитии. Просветители высоко ценива­ли здравый смысл, умение человека самостоятельно мыс­лить, принимать решения. Особую роль они отводили разуму по отношению к вере, выступали против засилья церкви, абсолютизма, за свободу научного и фило­софского мышления, художественного творчества. Деяте­ли Просвещения склонялись к деизму — принимая идею о божественном творении мира, считали, что далее созданный мир самостоятельно существует и изменяется.

 

Основоположниками французского Просвещения, заложивши­ми его мировоззренческие основы, были Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694–1778 гг.) и Шарль Луи Мон­тескье (1689–1755 гг.). Вольтер продол­жает линию сенсуализма:

● выступает против субъективно­го идеализма Беркли, «предустановленной гармонии» монад Лейбница;

● утверждает союз философии с естест­вознанием;

● принимает атомистическую концепцию; важ­нейшие характеристики природных явлений — протяжен­ность, плотность, тяготение, закономерность, причинность;

● выступает за принцип активной деятельности человека по улучшению условий своей жизни;

● считает возможным преобразование Франции в «царство разума» мирным путем. Монархи не делают этого потому, что их ум засорен ложными идеями о верховной власти, а глав­ный источник ложных идей — Церковь; именно она вну­шила монархам ложную мысль о том, что они получают свою власть от Бога, ответственны только перед ним, а по­тому игнорируют ответственность перед людьми;

● предпринимает атаку на христианский клерикализм. При этом он видит и положительный момент в ре­лигии – она является опорой морали, поскольку выполняет функцию «обуздывания» страстей;

▲ Монтескье критикует дес­потизм, королевскую власть и католическую церковь;

● считает, что справедливая жизнь в обществе должна основываться на разуме и законах;

● будучи приверженцем географического детерминизма, в своих работах показывает влияние природных условий на общественную жизнь;

● считает, что на общест­во влияет разум законодателей. Законодатель не должен действовать по своему произволу, ему следует учитывать условия, при которых складывалась историческая жизнь народа, и сообразно им устанавливать наиболее мудрые законы.

▲ Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) рассматривает прежде всего волнующую его проблему — проблему источника зла, происхождения нера­венства обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.