Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы информационной безопасности страны




Страны

Системная защита информационной безопасности

Этот вопрос мы изложим двумя компонентами: (1) изучение созданной системы и (2) возможный вариант создания такой системы. При это вторая компонента обязательна для уяснения первой.

1. Изучение созданной системы (природной, социальной, политической, экономической, технической и т.д.), как было уже рассказано в первом разделе этого пособия, требует анализа и описания ее «базового» процесса. Того процесса, развитие которого и дает описание системы в целом. Словом, речь идет о «базовой», главной, основной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ системы.

Все остальные процессы, происходящие в системе, являются вспомогательными, т.е. они могут главный процесс приостановить, ускорить или даже обратить вспять. Но они не могут изменить его «базовое» влияние на систему в целом.

Отметим, что для искусственно созданной системы (например, модели экономической или технической) первичное изучение начинается с того, что исследуются цели деятельности, цели того «базового» процесса функционирования системы, ради которой она создана. Это и дает нам описание системы в целом. Это - первый этап системного анализа любой модели обустройства чего-то (например, семьи, организации, региона, госаппарата, страны, экономики, научной деятельности и т.д.), любой реально существующей организации.

Понятно, что социальные системы имеют главными целями свое выживание и развитие. Но все в этом мире конечно. И у любой системы есть фаза угасания, гибели. Поэтому нам важно установить, как в этих целях созданной системы обеспечивается реализация (1) четырех основных функций, присущих любым социальным системам, (2) насколько сами цели безопасны для системы и корректны (по ресурсам, времени, способам достижения цели и т.д.). Это – второй этап анализа такой системы. Он включает и описание ситуаций, признаков, при которых система начинает свой пут к своему закату, гибели.

Третий этап: анализ задач созданной системы, реализация которых должна приводить к достижению заявленных целей. Соответствие задач целям системы - весьма важный этап анализа.

Четвертый этап: анализ способов, методов, технологий, с помощью которых решаются эти задачи, их оптимальности, эффективности и т.д.

Разумеется, когда речь идет о действующей, реальной системе, то исследуется фактическое соответствие этих задач заявленным целям. Приводит ли реализация этих задач именно этими способами к сохранению и развитию «базовой» деятельности системы, а, следовательно, к достижению целей, ради которой она создана?

Пятый этап: соответствие элементов (компонентов) системы тем задачам, которые обеспечивают «базовый» процесс. Элементы системы должны органически «вырастать» из этих задач.

А вспомогательные элементы – обслуживать (административно, законодательно и т.п.) эти главные элементы, обеспечивающие «базовую» деятельность системы. Если наблюдается иное, то это тоже говорит о том, что модель (или созданная система) не будет функционировать и развиваться во имя заявленных целей.

Шестой этап – характер взаимосвязей-взаимоотношений создаваемой системы, который должен «интегрировать», сплачивать элементы системы в одно целое в процессе «базовой» деятельности.

В то целое, что и дает системе право называться системой и отличает эту систему от всех иных. Есть такой набор взаимосвязей-взаимоотношений – есть и система. Нет его – нет и системы, а существует просто произвольный набор каких-то элементов (но совсем не то, что создает интегральное качество всей совокупности элементов, т.е. саму систему).

Отсюда и вытекает чрезвычайно важная для анализа значимость взаимосвязей-взаимоотношений любой системы, которые возникают, уже существуют (или только планируются) в процессе «базовой» деятельности основных элементов системы и деятельности вспомогательных ее элементов (компонентов).

2. Возможный вариант создания такой системы. Для того, чтобы крайне схематично, но наглядно представить процесс создания Системы информационной безопасности и укрупнено описать саму эту Системы, напомним некоторые системные закономерности и принципы.

При создании организации-системы необходим проект такого организационного дизайна (структуры организации, взаимосвязей элементов модели) Системы, который (а) отвечает задачам достижения поставленных целей и (б) стимулирует самоорганизацию системы.

И здесь существует закономерная связь между целями и ресурсами организации:какие бы цели не ставились перед организацией, но если для их реализации у нее нет ресурсов, то необходимо либо изменять цели, либо предоставлять (изыскивать) организации ресурсы, соответствующие целям.

Словом, создавая организацию-систему важно помнить общую системную закономерность (о ней мы говорили ранее): создаваемая нами система-организация не будет функционировать в соответствии с заданными критериями, если не будет обеспечено:

(1) специфическое взаимодействие (взаимосвязи-взаимоотношения) ее элементов;

(2) определенное необходимое и достаточное число элементов системы для ее функционирования в соответствии с поставленными целями;

(3) определенный тип составляющих систему элементов;

(4)общее управление системой.

В самых общих чертах представление о создаваемой системе исходит из логики системного анализа: (1) цели – (2) функции – (3) задачи – (4) элементы – (5) структура (взаимосвязи элементов, т.е. их прямые и обратные связи). И может быть представлен уже знакомым нам рисунком (см. рис. 2).

Заметим, что, во-первых, общий подход к созданию системы безопасности был изложен нами ранее и именно он должен быть использован и в этом случае.

Во-вторых, напомним, что «управление в социальной сфере» есть вытекающее из объективного закона самоорганизации-саморазвития материи свойство организованных социальных систем (и биологических и технических тоже), которое включает в себя:

(1) обеспечение реализации основных функций системы путем выполнение требований функции целедостижения;

(2) направление деятельности системы на достижения конечных целей путем реализации ее программ, решения задач и разрешения возникающих проблем и

(3)постоянное поддержание процесса этой целенаправленной деятельности.

С учетом изложенного, системная защита информационной безопасности страны может быть реализована Системой-организацией информационной безопасности России, «строительство» которой в самом общем виде обеспечивается:

1. Созданием единого органа – «Центра» (Генеральной дирекции, управленческой подсистемы) управления Системой информационной безопасности страны. Управления «политического» (стратегического), решающего задачи постоянного обеспечения сохранения структуры (основных взаимосвязей-взаимоотношений) системы «страна», ее интегративного качества и структурно важных компонент для выживания и развития страны в условиях информационной войны против общества и госаппарата России.

И управления политико-административного и технологического, решающего задачи оперативного и тактического управления Системой.

Полномочия «центра» и состав Системы информационной безопасности страны определяются, в первую очередь:

(а) системными требованиями к целеполаганию (см. далее);

(б) целями и задачами, методами и масштабами информационно-психологической войны против народа и госслужащих страны;

(в) степенью и глубиной поражения, нанесенного стране за минувшие десятилетия этой войны;

(г) целями и задачами создаваемой Системы и прогнозами на будущее;

(д) ресурсами страны, которые могут быть выделены на обеспечение деятельности этой Системы для ее постоянного действия в масштабах всех страны.

2. Созданием и подчинением прямо и постоянно (или временно, в соответствующее опасное время) этому «Центру» СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ необходимых элементов, компонент Системы.

Речь идет о научных, инженерно-технических, финансовых, информационных и иных организаций (НИИ, КБ, производств, образовательно-воспитательных учреждений, специальных служб, подразделений защиты информации, включая и социокультурной, и т.д.).

3. Взаимосвязями системы, которые должны основываться на:

3.1. Едином для всех ее компонент федеральном законе, ведомственных нормативных актах (уставах, положениях, инструкциях и т.д.) и представляют собой жесткие командно-административные взаимосвязи-взаимоотношения с эффективными механизмами контроля «сверху» и обратной связи.

3.2. Защищенных системах связи, коммуникаций и т.п.

4. Осуществлением «Центром» и его компонентами (элементами системы) постоянного политико-административного (оперативного) и «технологического» (тактического, повседневного) управления системой информационной безопасности, ее подразделениями для своевременного:

4.1. Выявления реальных внутренних и внешних информационных угроз выживанию и развитию страны (общества и госаппарата), т.е. разведывательные задачи.

4.2. Информирования руководства страны и общества об этих информационных угрозах.

4.3. Предотвращения реализации этих информационных угроз против страны (или минимизация этой реализации).

4.4. Локализации (ограничении) распространения информационных угроз в стране.

4.5.Устранения в стране последствий реализации этих информационных угроз.

4.6.. Разработки и применения мер упреждающего атакующего воздействия на субъекты, объекты – источники информационных угроз.

4.7. Анализа состояния подсистем системы «страна» и ее внутренних и внешних взаимосвязей-взаимоотношений, ее внешней и внутренней среды с целью выявления потенциально возможных угроз и условий превращения их в реальные.

В самом приблизительном виде эта Система может представлена рис.6

Рис. 6

Президент

Совет безопасности

 

 

1. Главная дирекция

 

2. Координационный комитет 3. Штабная (административная,

руководителей дирекций, научных кадровая, финансовая, планирующая,

и производственных подразделений координирующая, информ-архивная)

служба

 

4.Дирекция 5.Дирекция 6.Дирекция

системы исследований системы исследований и системы исследований и

и защиты аппаратной защиты социокультурной защиты метаинформации

информации информации

 

7. Научные, поисково-разведывательные, производственные, образовательные,

оперативно-реагирующие, вспомогательные подразделения дирекций

 

(кооперационные

взаимосвязи)

 

Научные и образовательные, конструкторские, производственные и т.д.

организации страны

 

Примечание: 1) все элементы Системы указаны условно;

2) например, вместо дирекций могут быть Институты со своей научной, образовательной, опытно-конструкторской и производственной базами и необходимыми для системы иными подразделениями и т.д.;

3) здесь не показаны механизмы прямой и обратной связи между элементами (компонентами) системы; нет обозначений взаимосвязей самих компонент…

Укажем, что возможные направления деятельности Дирекции (Института) системы исследований и защиты социокультурной информации изложены нами в заключении этой работы (см. «Заключение. Итоговые суждения о сущности и содержании понятия «гуманитарные аспекты информационной безопасности»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.