Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманитарные аспекты, социальные системы и общество




Теперь нам предстоит наполнить это понятие конкретикой, уточнениями основных целей, направлений и задач. С учетом уже добытых логикой знаний.

Напомним содержание первого, рабочего понятия, давшего название нашей дисциплины: «гуманитарные аспекты информационной безопасности» есть дисциплина: (1) выявляющая и изучающая информационные угрозы социокультурному потенциалу нации и закономерности переформатирования информационным агрессором сознания и подсознания членов нации в целях ее самоликвидации, (2) прогнозирующая опасные последствия реализации различных информационных угроз, (3) вырабатывающая практические рекомендации по предотвращению, локализации и устранению ущерба, причиненного этой информационной агрессией, и (4) формулирующая цели, содержание, средства, результат активного информационного и иного воздействия на информационного агрессора и тех групп населения, которые попали под его влияние

Итак, «аспект» -точка зрения, взгляд на что-то, кого-то. Если речь идет о гуманитарном взгляде на какую-то проблему, то, очевидно, что этот взгляд должен базироваться на науках, изучающих культуру и историю народов, т.е. на гуманитарных науках.

Вновь напомним, что в сферу интересов гуманитарных наук входят уже добытые (объективные законы, закономерности, вытекающие из них принципы практической деятельности, научные рекомендации) и добываемые (гипотезы) знания о человечестве, странах, государствах, народах, об «человеческих» объектах и субъектах, о социальных процессах, различных предметах и феноменах видимого и невидимого Мира, присущих людям, и о самом человеке (его интересах, правах, обязанностях, выживании, благосостоянии, безопасности и т.д.).

И когда речь идет о культуре народов, то под этим подразумевается какой-то уровень социального и духовного (морального и интеллектуального) развития, т.е. уровень развития самого общества, его моральных ценностей и интеллектуальных (рациональных и научных) знаний.

При этом есть еще понятие, которое похоже на это, но описывает преимущественно иной компонент социальной системы – «цивилизация»: ступень развития общества и материальной культуры (техники, технологий и их производных ), характерная для той или иной социально-политической формации.

Очень близко по своим предметам и целям к гуманитарным наукам примыкают науки общественные, социальные. И логичность введения нами операционального понятия «социокультурный» может быть, помимо уже изложенного ранее, объяснено и содержанием понятия «социальный».

«Социальный» - общественный, относящийся к жизни людей и их взаимоотношениям в обществе. Понятие возникло вместе с появление «обществоведения» - наук об обществе, со своими терминами и понятийным аппаратом.

Сам термин проникает в России в ее феодальную эпоху и получает свое расширенное толкование в эпоху промышленного, буржуазного развития. Заметим, что и характеристики феодальной и буржуазной стадии развития России весьма отличны от западноевропейских. Классического феодализма и капитализма в России не было.

С системной точки зрения все социальные системы могут быть названы «био-социо-культурными системами». И в этом случае гуманитарные науки должны включать в себя и общественные (социальные) науки (совокупность наук об обществе) и не могут обойтись в своих исследованиях без данных естественных наук (о Природе).

По русской традиции «общество», как уже отмечалось, есть социальная система, общая для всех людей страны (элементы системы), взаимосвязанная общей территорией (землей с ее границами, путями сообщений, системами связи), общим управлением (государство и его законодательство), общим языком и не включает тех людей, которые служат государству.

При этом неделимые элементы (люди) этой системы входят в какие-то свои этносоциальные «особенные» подсистемы (народы, нации, народности, племена, сословии, кланы, касты) этой общей для них социальной системы. И в любом случае общество состоит из членов тех или иных народов, народностей, племен. И, следовательно, именно народы и являются главной целью информационных агрессоров.

В русской культуре народ есть та часть населения страны, которая объединена общей территорией, управлением, историей и образом жизни и имеет общий психологический склад, культуру и действует, опираясь на свое историческое прошлое и ответственность за свое будущее, во имя своего выживания и развития (и реализации своей исторической миссии).

По качеству (характеру взаимосвязей-взаимоотношений) социальные системы (общество той или иной страны, народ) могут быть оценены по показаниям на шкале: организованные (сплоченные) – неорганизованные («атомарные», дезорганизованные).

Поскольку в основе взаимоотношений в социальных системах лежат духовные системы моральных ценностей (что есть Добро и Зло; справедливо и несправедливо, честно и бесчестно и т.д. для данной системы) и ценностных ориентаций (как следует действовать в соответствии с этими ценностями), постольку положение на этой шкале может быть оценено тем количеством «человеческих» элементов, разделяющих и практикующих в своей деятельности эти моральные ценности и ценностные ориентации.

Интересно, что у русских понятие «общественная безопасность» означало «порядок полицейский, от правительства». При этом сам «порядок» понимался следующим образом: устройство, вид расстановки, образ расположения, способ размещения; вообще последовательность в деле, заранее обдуманный ход и действия; правильное устройство, соблюденье стройности, чередного хода дел, определенного расположения вещей, противоположность беспорядку, расстройству, запущению, бестолочи, хаосу; «порядочный человек» - любитель порядка, или ведущий, держащий себя изрядно, прилично, как должно в соответствии с обычаем, традициями (моралью) и законами. «Полицейский порядок» – устройство дела, хода дел, отношений между людьми по законам государства. Но, отмечал русский народ, «излишние порядки те же беспорядки (доводят до беспорядков)».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.