Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы знаний по теории и методике физической культуры 1 страница




ЗА 9 КЛАСС.

Вопрос 1. Что понимается под физической

культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?

Физическая культура — составная часть культуры, об­ласть социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, созда­ваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенст­вования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федера­ции», глава 1, ст. 2.).

К материальным ценностям физической культуры от­носятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицин­ские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др. Их количество в отношении к численности населения — важный показатель развития физической культуры.

К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области фи­зической культуры и спорта, произведения искусства, по­священные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры.

Регулярные занятия физической культурой благоприят­но влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причем в различные возрастные периоды эти занятия пре­следуют разные цели. В молодом возрасте занятия физиче­ской культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду, службе в Армии. Занятия также способствуют про­филактике заболеваний, которые могут развиться в стар­шем возрасте.

В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболе­ваний, повышения общей и профессиональной работоспо­собности, удлинения трудового периода жизни, преду­преждения преждевременного старения.

В преклонном возрасте занятия физической культурой позволяют сохранять здоровья и активное долголетие, за­медляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные ослож­нения.

Основными средствами физического воспитания в моло­дом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения. Физические упражнения — это двигательные действия, используемые для физического совершенствования

человека.

Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической по­следовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, фор­мируют и совершенствуют двигательные навыки, содейст­вуют духовному развитию.

Во все времена была известна польза физической куль­туры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты.

Проблема движения и здоровья имела достаточную ак­туальность еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.) не только ши­роко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он пи­сал: «Гармония функций является результатом правильно­го отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Гален (ок. 130 — ок. 200 гг.) в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным по­средством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «... движение как таковое может за­менить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Приведем еще ряд высказываний великих людей о пользе движения и физических упражнений.

Авиценна (Абу-Али Ибн Сина, ок. 980-1037 гг.) — уче­ный, философ, врач: «Если заниматься физическими уп­ражнениями, нет никакой нужды в употреблении ле­карств», «Умеренно и своевременно занимающийся физи­ческими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни».

Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полно­ценную и радостную жизнь».

Гораций (65—81 гг. до н.э.): «Если не бегаешь, пока здо­ров, придется побегать, когда заболеешь».

Джон Локк (1632—1704 гг.) — английский философ-ма­териалист: «Гимнастика удлиняет молодость человека».

Плутарх (ок. 45 — ок. 127 гг.) — древнеримский писа­тель и историк: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоро­вье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и че­ловек, думающий молчанием усовершенствовать свой го­лос».

В современных условиях развития нашего общества на­блюдается резкое ухудшение состояния здоровья населе­ния и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10 % молодежи име­ют нормальный уровень физического состояния и здоро­вья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производственный потенциал общества.

Сегодня человек меньше двигается, а значит его мыш­цы, система дыхания и система кровообращения мало ак­тивны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухуд­шающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в ре­зультате человека начинают преследовать различные бо­лезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое «культура»?

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, разви­тие) _ совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

2. Почему физические упражнения являются основным средством физического воспитания?

Потому что они позволяют решать все задачи физического воспита­ния, а именно: 1) оптимально развивать физические качества; 2) укреп­лять и сохранять здоровье; 3) совершенствовать телосложение и раз­вивать физиологические функции; 4) сохранять высокий уровень об­щей работоспособности на протяжении многих лет; 5) формировать различные жизненно важные двигательные умения, навыки и др.

3. Что относится к вспомогательным средствам физическо­го воспитания?

Вспомогательные средства физического воспитания — это оздо­ровительные силы природы и гигиенические факторы.

В процессе физического воспитания оздоровительные силы при­роды (солнце, воздух и вода) используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благопри­ятные условия, в которых осуществляется процесс физического вос­питания. Они дополняют эффект воздействия физических упражне­ний на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановительных процессов в организме.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоро­вья, повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы не об-ладают такими возможностями, как физические упражнения, по этому они называются вспомогательными средствами физического вос­питания.

 

 

Вопрос 2. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?

Физическое развитие — процесс становления, формиро­вания и последующего изменения на протяжении индиви­дуальной жизни, естественных морфо-функциональных свойств человеческого организма.

О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональ­ным возможностям дыхания и кровообращения, показате­лям физической работоспособности.

Основными показателями физического развития чело­века являются:

1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биоло­гические формы (морфологию) человека.

2. Показатели развития физических качеств человека: силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в боль шей мере отражают функции мышечной системы человека.

3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье чело века оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пи­щеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Для человека типичной является следующая кривая процесса физического развития.

Примерно до 25 лет большинство морфологических по­казателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 40-50 лет физическое разви­тие стабилизировано, т.е. остается на определенном уров­не. В дальнейшем по мере старения функциональная дея­тельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Физическое развитие каждого человека во многом зави­сит от таких факторов, как наследственность, среда и дви­гательная активность.

Наследственность обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты фи­зического развития. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потен­циальные возможности и предпосылки хорошего или пло­хого физического развития. Конечный же уровень разви­тия форм и функций организма будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существен­ным образом зависит от условий жизни человека. К ним, прежде всего, относятся социальные условия. Условия бы­та, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность, сбалансированность) в значительной мере влияют на физическое состояние че­ловека и определяют развитие и изменение форм и функ­ций организма.

Определенное влияние на физическое развитие челове­ка оказывает климатогеографическая среда, а также эко­логические условия проживания.

Большое значение для управления физическим разви­тием в процессе физического воспитания имеют: биологи­ческий закон упражняемое™ (повторяемости действий) и закон единства форм и функций организма в его деятель­ности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта, которым он занимается, в значитель­ной степени влияют на многие морфофункциональные по­казатели физического развития. Так например, в баскетбо­ле, волейболе, прыжках в высоту и т.п. рост тела в длину ус­коряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой — замедлятся.

Под влиянием систематических тренировочных заня­тий человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устра­нять средствами физической культуры различные недо­статки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др.

Рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную ем­кость легких, силу мышц измеряют с помощью специаль­ных приборов.

Рост (длина тела) измеряется антропометром (ростоме­ром), вес (масса тела) определяется на медицинских весах с точностью до 50 г через 2—3 ч после еды при максималь­ном обнажении человека, окружность грудной клетки — сантиметровой лентой, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — водным или сухим спирометром, сила мышц — динамо­метрами. С помощью динамометров определяют силу мышц — сгибателей кисти и пальцев (кистевая динамоме­трия), а также силу мышц-разгибателей позвоночного столба (становая динамометрия).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое «физические качества»?

Под физическими качествами понимаются определенные соци­ально обусловленные совокупности биологических и психологичес­ких свойств человека, выражающих его физическую готовность осу­ществлять активную двигательную деятельность.

2. Что такое «физическое воспитание»?

Физическое воспитание — педагогический процесс, направлен­ный на формирование здорового, физически и духовно совершенно­го, морально стойкого подрастающего поколения, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», гл. 1, ст. 1).

Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными зна­ниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

3. Что мы вкладываем в понятие «двигательная активность»?

Двигательная активность — это количество движений, выполняе­мых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год). Нормой ежедневной двигательной активности школьника принято считать 15-30 тыс. шагов. В оздоровительных целях школьник должен актив­но двигаться 14-21 ч в неделю.

 

Вопрос 3. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их дозирования.

Под физическими упражнениями понимаются двигатель­ные действия, которые развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность чело­века.

Слово «физические» отражает характер совершаемой ра­боты (в отличие от умственной). Физическая работа внеш­не проявляется в виде перемещений тела человека и его ча­стей в пространстве и во времени.

Слово «упражнения» обозначает направленную повто­ряемость действий с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматрива­ется, с одной стороны, как конкретное двигательное дейст­вие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержанием. Внутреннее со­держание — это совокупность физиологических, психоло­гических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражне­ния (физиологические сдвиги в организме, степень прояв­ления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например пры­жок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталкивание, полет, приземление.

Физические упражнения обязательно должны дозиро­ваться по величине нагрузки и продолжительности выпол­нения.

Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. До­за нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая

параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагруз­ку — значит строго регламентировать ее объем и интен­сивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполнен­ных упражнений, затратами времени на занятие, километ­ражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физичес­ких упражнений представляет собой обратно пропорцио­нальную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот.

Воздействие нагрузки определяется по реакции орга­низма на выполненную работу. Показателями реакции ор­ганизма являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся (измене­ние цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыха­ния и др.).

Наиболее информативным, объективным и широко ис­пользуемым в физической культуре и спорте показателем реакции организма на физическую нагрузку является час­тота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сер­дечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диа­пазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.

Регулирование физической нагрузки достигается следу­ющими способами:

— изменением количества повторений одного и того же упражнения;

— изменением суммарного количества физических уп­ражнений;

— изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;

— увеличением или уменьшением амплитуды дви­жений;

— варьированием величин внешних отягощений (это может быть вес собственного тела, штанга, гантели, набив­ные мячи и т.п.);

— выполнением упражнений в усложненных или облег­ченных условиях (например бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т.д.);

— изменением исходных положений (например выпры­гивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разги­бание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гим­настической скамейке и т.д.);

— изменением длины дистанций в беге, плавании, в бе­ге на лыжах;

— проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

— увеличением или уменьшением времени (интерва­лов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

Основное, что определяет величину нагрузки и продол­жительность выполнения упражнений, — это возраст, пол занимающихся, уровень их физической подготовленнос­ти, состояние здоровья, а также поставленные перед уро­ком физической культуры или тренировочным занятием цели.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова роль физических упражнений в формировании личности человека?

Физические упражнения требуют зачастую неординарного про­явления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физи­ческими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудо­любие, решительность и др.). Физические упражнения могут содей­ствовать эстетическому воспитанию, развивать чувство прекрасно­го. Это особенно характерно для видов упражнений, граничащих с искусством (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

2. Как классифицируются физические упражнения по их анатомическому признаку?

По анатомическому признаку все физические упражнения груп­пируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса,

спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различ­ные комплексы упражнений (утренняя гимнастика, атлетическая гим­настика, разминка и т.п.).

3. Как классифицируются физические упражнения по при­знаку физиологических зон мощности?

По этому признаку различают упражнения максимальной, суб­максимальной, большой и умеренной мощности. Для упражнений с нагрузкой максимальной мощности характерна мышечная работа такой интенсивности, которую человек может выполнять не более 20 с. Упражнения с нагрузкой субмаксимальной мощности могут продолжаться от 20 с до 5 мин. Упражнения с большой мощностью можно выполнять в пределах от 5 до 30 мин. К упражнениям умерен ной интенсивности относятся такие, которые могут продолжаться свыше 30 мин.

 

Вопрос 4. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники)?

Под техникой физических упражнений понимают спо­собы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. Например, при передвижении на' лыжах по пересеченной местности равнинные участки преодолеваются попеременным двухшажным ходом, пологие спуски (движение под уклон) — одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые склоны (подъемы на лыжах в гору) — способами «лесенка» и «елочка». Из данного примера видно, что тех­ника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности, что приводит к наиболее целесообраз­ному и эффективному прохождению лыжной дистанции.

В любом физическом упражнении (двигательном дейст­вии) выделяют основу, ведущее (главное) звено и детали техники.

Основа техники — это состав и последовательность дви­жений и элементов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из че­тырех элементов: разбег — отталкивание — полет (преодо­ление планки)-приземление.

Ведущее (главное) звено техники — это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное дей­ствие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно.

Детали техники — это отдельные элементы и особенно­сти выполнения целостного двигательного действия, кото­рые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью лю­ди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом воемя, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым (А.П. Мат­веев, 1998).

В практике физического воспитания используются сле­дующие критерии оценки эффективности техники физиче­ских упражнений:

1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2) разница между реальным результатом и возможным;

3) параметры эталонной техники, когда сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталон­ной техники.

 

Вопрос 5. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека.

Здоровье — это состояние полного физического, душев­ного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Физическое благополучие — это когда все органы челове­ческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом.

Духовное (душевное или психическое) благополучие пред­полагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упаднического настроения, вызывающего от­рицательные эмоции и даже депрессию.

Социальное благополучие предполагает устойчивое поло­жение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Доказано, что здоровье человека только на 8—10 % за­висит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18—22 % — от генетических факторов, на 17—20 % — от со­стояния окружающей среды и на 49-53 % — от условий и образа жизни людей.

Регулярные и правильно дозируемые физические уп­ражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, приво­дят к повышению скорости окислительно-восстановитель­ных процессов, способствуют увеличению общей приспо­собляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так например, у физически тренирован­ных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увели­чиваются работоспособность сердца, содержание гемогло­бина и количество эритроцитов в крови, повышается фаго­цитарная (защитная) функция крови.

Американский врач-кардиолог Вильгельм Рааб иссле­довал состояние сердца у физически активных (спортсме­ны, солдаты, рабочие на фермах) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малопо­движный образ жизни, уже в 17—35 лет наблюдались при­знаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому что он вершит большие дела, а бездельника, так как при этом не затрачивает больших мышечных усилий.

Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает в аорту 50— 70 мл крови, в минуту при 70—80 сокращениях 3,5—5 л. Си­стематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90—110 мл в покое, а при очень больших физических нагрузках до 150 и даже до 200 мл. Частота сердечных сокращений при этом увеличивается до 200 уд./мин и более, минутный объ­ем кровотока (т.е. количество крови, выбрасываемое серд­цем в минуту) соответственно до 25 л, а иногда и 40 л!

На увеличение минутного объема кровотока оказывает влияние активное сокращение мышц при физической ра­боте и сжатие в них вен (механизм мышечного насоса), что ведет к увеличению оттока венозной крови из мышц ног и усиленному притоку крови к правому желудочку сердца.

Усиление кровотока у спортсменов происходит главным образом благодаря увеличению ударного объема крови (ко­личество крови, выбрасываемое сердцем в аорту за одно сокращение), в то время как у нетренированных — пре­имущественно за счет учащения сердцебиения. Из этого следует, что сердечная мышца нетренированных людей ра­ботает менее экономно, скорее устает, быстрее изнашива­ется. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встре­чаются гораздо чаще у тех, кто не занимается физической культурой.

Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека на 20 % выше, чем у тренированного В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72-84 уд./мин, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна брадикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицирован­ных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36— 38 уд./мин.

Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце со­вершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.

При легкой нагрузке сердце нетренированного челове­ка увеличивает количество сокращений, а сердце спортс­мена повышает ударный выброс крови, т.е. работает эко­номичнее.

При большой физической нагрузке возрастает объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1—1,5 л, достигая в целом 5—6 л. Пополнение поступает из кровя­ных «депо» — своеобразных резервных емкостей, находя­щихся главным образом в печени, селезенке и легких. Со­ответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец — эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.

Итак, объем циркулирующей крови способен возрас­тать благодаря работе сердца-насоса и транспортных арте­рий с 3—5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток кро­ви обеспечивает кислородом и энергией возросшие по­требности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсив­ность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз!

В организме человека почти 160 миллиардов капилля­ров, длина их примерно 100 000 км. Когда мышца находит­ся в состоянии покоя, то работает лишь 10 % капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждает­ся в большем количестве питательных веществ, поступаю­щих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты рас­пада, так как во сколько раз увеличивается приток артери­альной крови, во столько возрастает отток венозной.

В процессе физической тренировки кровеносные сосуды становятся более эластичными, артериальное давление дер­жится в пределах нормы. Нередко у пожилых людей, систе­матически занимающихся физкультурой, кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодым.

Приведенные цифры свидетельствуют о больших анато­мических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематиче­ской тренировке.

При систематических занятиях физическими упражне­ниями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыха­тельные мышцы, увеличивается жизненная емкость лег­ких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают чис­ло альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхатель­ный аппарат и увеличивая его резервы.

Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. Эта величина, определяемая с по­мощью спирометра, характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см3, у женщин — 2000-2500 см3, у мужчин и жен­щин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000 и 3500-4500 см3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.