КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы знаний по теории и методике физической культуры 1 страница
ЗА 9 КЛАСС. Вопрос 1. Что понимается под физической культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека? Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», глава 1, ст. 2.). К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др. Их количество в отношении к численности населения — важный показатель развития физической культуры. К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры. Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причем в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду, службе в Армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте. В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения. В преклонном возрасте занятия физической культурой позволяют сохранять здоровья и активное долголетие, замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные осложнения. Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения. Физические упражнения — это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека. Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию. Во все времена была известна польза физической культуры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты. Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Гален (ок. 130 — ок. 200 гг.) в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «... движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения». Приведем еще ряд высказываний великих людей о пользе движения и физических упражнений. Авиценна (Абу-Али Ибн Сина, ок. 980-1037 гг.) — ученый, философ, врач: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств», «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни». Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гораций (65—81 гг. до н.э.): «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь». Джон Локк (1632—1704 гг.) — английский философ-материалист: «Гимнастика удлиняет молодость человека». Плутарх (ок. 45 — ок. 127 гг.) — древнеримский писатель и историк: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос». В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производственный потенциал общества. Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое «культура»? Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие) _ совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. 2. Почему физические упражнения являются основным средством физического воспитания? Потому что они позволяют решать все задачи физического воспитания, а именно: 1) оптимально развивать физические качества; 2) укреплять и сохранять здоровье; 3) совершенствовать телосложение и развивать физиологические функции; 4) сохранять высокий уровень общей работоспособности на протяжении многих лет; 5) формировать различные жизненно важные двигательные умения, навыки и др. 3. Что относится к вспомогательным средствам физического воспитания? Вспомогательные средства физического воспитания — это оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. В процессе физического воспитания оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) используют по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановительных процессов в организме. К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья, повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы не об-ладают такими возможностями, как физические упражнения, по этому они называются вспомогательными средствами физического воспитания.
Вопрос 2. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)? Физическое развитие — процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни, естественных морфо-функциональных свойств человеческого организма. О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональным возможностям дыхания и кровообращения, показателям физической работоспособности. Основными показателями физического развития человека являются: 1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биологические формы (морфологию) человека. 2. Показатели развития физических качеств человека: силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в боль шей мере отражают функции мышечной системы человека. 3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье чело века оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. Для человека типичной является следующая кривая процесса физического развития. Примерно до 25 лет большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 40-50 лет физическое развитие стабилизировано, т.е. остается на определенном уровне. В дальнейшем по мере старения функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п. Физическое развитие каждого человека во многом зависит от таких факторов, как наследственность, среда и двигательная активность. Наследственность обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты физического развития. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потенциальные возможности и предпосылки хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности. Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К ним, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность, сбалансированность) в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Определенное влияние на физическое развитие человека оказывает климатогеографическая среда, а также экологические условия проживания. Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют: биологический закон упражняемое™ (повторяемости действий) и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта, которым он занимается, в значительной степени влияют на многие морфофункциональные показатели физического развития. Так например, в баскетболе, волейболе, прыжках в высоту и т.п. рост тела в длину ускоряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой — замедлятся. Под влиянием систематических тренировочных занятий человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устранять средствами физической культуры различные недостатки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др. Рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу мышц измеряют с помощью специальных приборов. Рост (длина тела) измеряется антропометром (ростомером), вес (масса тела) определяется на медицинских весах с точностью до 50 г через 2—3 ч после еды при максимальном обнажении человека, окружность грудной клетки — сантиметровой лентой, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — водным или сухим спирометром, сила мышц — динамометрами. С помощью динамометров определяют силу мышц — сгибателей кисти и пальцев (кистевая динамометрия), а также силу мышц-разгибателей позвоночного столба (становая динамометрия).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое «физические качества»? Под физическими качествами понимаются определенные социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. 2. Что такое «физическое воспитание»? Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», гл. 1, ст. 1). Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. 3. Что мы вкладываем в понятие «двигательная активность»? Двигательная активность — это количество движений, выполняемых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год). Нормой ежедневной двигательной активности школьника принято считать 15-30 тыс. шагов. В оздоровительных целях школьник должен активно двигаться 14-21 ч в неделю.
Вопрос 3. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их дозирования. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, которые развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность человека. Слово «физические» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной). Физическая работа внешне проявляется в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово «упражнения» обозначает направленную повторяемость действий с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия. Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения. Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержанием. Внутреннее содержание — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например прыжок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталкивание, полет, приземление. Физические упражнения обязательно должны дозироваться по величине нагрузки и продолжительности выполнения. Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность. Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями. Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др. Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот. Воздействие нагрузки определяется по реакции организма на выполненную работу. Показателями реакции организма являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.). Наиболее информативным, объективным и широко используемым в физической культуре и спорте показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин. Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами: — изменением количества повторений одного и того же упражнения; — изменением суммарного количества физических упражнений; — изменением скорости выполнения одного и того же упражнения; — увеличением или уменьшением амплитуды движений; — варьированием величин внешних отягощений (это может быть вес собственного тела, штанга, гантели, набивные мячи и т.п.); — выполнением упражнений в усложненных или облегченных условиях (например бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т.д.); — изменением исходных положений (например выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.); — изменением длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах; — проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх); — увеличением или уменьшением времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений. Основное, что определяет величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений, — это возраст, пол занимающихся, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, а также поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием цели.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какова роль физических упражнений в формировании личности человека? Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). Физические упражнения могут содействовать эстетическому воспитанию, развивать чувство прекрасного. Это особенно характерно для видов упражнений, граничащих с искусством (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). 2. Как классифицируются физические упражнения по их анатомическому признаку? По анатомическому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.). 3. Как классифицируются физические упражнения по признаку физиологических зон мощности? По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Для упражнений с нагрузкой максимальной мощности характерна мышечная работа такой интенсивности, которую человек может выполнять не более 20 с. Упражнения с нагрузкой субмаксимальной мощности могут продолжаться от 20 с до 5 мин. Упражнения с большой мощностью можно выполнять в пределах от 5 до 30 мин. К упражнениям умерен ной интенсивности относятся такие, которые могут продолжаться свыше 30 мин.
Вопрос 4. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники)? Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. Например, при передвижении на' лыжах по пересеченной местности равнинные участки преодолеваются попеременным двухшажным ходом, пологие спуски (движение под уклон) — одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые склоны (подъемы на лыжах в гору) — способами «лесенка» и «елочка». Из данного примера видно, что техника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности, что приводит к наиболее целесообразному и эффективному прохождению лыжной дистанции. В любом физическом упражнении (двигательном действии) выделяют основу, ведущее (главное) звено и детали техники. Основа техники — это состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из четырех элементов: разбег — отталкивание — полет (преодоление планки)-приземление. Ведущее (главное) звено техники — это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно. Детали техники — это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом воемя, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым (А.П. Матвеев, 1998). В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники физических упражнений: 1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); 2) разница между реальным результатом и возможным; 3) параметры эталонной техники, когда сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники.
Вопрос 5. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека. Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Физическое благополучие — это когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом. Духовное (душевное или психическое) благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упаднического настроения, вызывающего отрицательные эмоции и даже депрессию. Социальное благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи. Доказано, что здоровье человека только на 8—10 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18—22 % — от генетических факторов, на 17—20 % — от состояния окружающей среды и на 49-53 % — от условий и образа жизни людей. Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается фагоцитарная (защитная) функция крови. Американский врач-кардиолог Вильгельм Рааб исследовал состояние сердца у физически активных (спортсмены, солдаты, рабочие на фермах) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17—35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому что он вершит большие дела, а бездельника, так как при этом не затрачивает больших мышечных усилий. Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает в аорту 50— 70 мл крови, в минуту при 70—80 сокращениях 3,5—5 л. Систематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90—110 мл в покое, а при очень больших физических нагрузках до 150 и даже до 200 мл. Частота сердечных сокращений при этом увеличивается до 200 уд./мин и более, минутный объем кровотока (т.е. количество крови, выбрасываемое сердцем в минуту) соответственно до 25 л, а иногда и 40 л! На увеличение минутного объема кровотока оказывает влияние активное сокращение мышц при физической работе и сжатие в них вен (механизм мышечного насоса), что ведет к увеличению оттока венозной крови из мышц ног и усиленному притоку крови к правому желудочку сердца. Усиление кровотока у спортсменов происходит главным образом благодаря увеличению ударного объема крови (количество крови, выбрасываемое сердцем в аорту за одно сокращение), в то время как у нетренированных — преимущественно за счет учащения сердцебиения. Из этого следует, что сердечная мышца нетренированных людей работает менее экономно, скорее устает, быстрее изнашивается. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встречаются гораздо чаще у тех, кто не занимается физической культурой. Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека на 20 % выше, чем у тренированного В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72-84 уд./мин, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна брадикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицированных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36— 38 уд./мин. Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается. При легкой нагрузке сердце нетренированного человека увеличивает количество сокращений, а сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее. При большой физической нагрузке возрастает объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1—1,5 л, достигая в целом 5—6 л. Пополнение поступает из кровяных «депо» — своеобразных резервных емкостей, находящихся главным образом в печени, селезенке и легких. Соответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец — эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород. Итак, объем циркулирующей крови способен возрастать благодаря работе сердца-насоса и транспортных артерий с 3—5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток крови обеспечивает кислородом и энергией возросшие потребности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсивность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз! В организме человека почти 160 миллиардов капилляров, длина их примерно 100 000 км. Когда мышца находится в состоянии покоя, то работает лишь 10 % капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждается в большем количестве питательных веществ, поступающих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты распада, так как во сколько раз увеличивается приток артериальной крови, во столько возрастает отток венозной. В процессе физической тренировки кровеносные сосуды становятся более эластичными, артериальное давление держится в пределах нормы. Нередко у пожилых людей, систематически занимающихся физкультурой, кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодым. Приведенные цифры свидетельствуют о больших анатомических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематической тренировке. При систематических занятиях физическими упражнениями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, увеличивается жизненная емкость легких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. Эта величина, определяемая с помощью спирометра, характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см3, у женщин — 2000-2500 см3, у мужчин и женщин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000 и 3500-4500 см3.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |