Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы знаний по теории и методике физической культуры 3 страница




При развитии максимальной силы мышц применяют изометрические напряжения в 80—90 % от максимума про­должительностью 4-6 с и 100 % продолжительностью 1-2 с. Обычно в тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5— 6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин. После выполнения изометрических упражнений необхо­димо выполнить упражнения на расслабление.

5. Упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег про­тив ветра и т.д.).

6. Упражнения с использованием сопротивления упру­гих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

7. Упражнения с противодействием партнера.

По степени избирательности воздействия на мышеч­ные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/з мышц двигательного аппарата), региональные (с пре­имущественным воздействием примерно на 2/з мышечных групп) и тотальные или общего воздействия (с одновре­менным или последовательным активным функциониро­ванием всей скелетной мускулатуры).

Частота занятий силового направления должна быть не более трех раз в неделю.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Сколько насчитывается мышц у человека?

У человека насчитывается более 600 различных мышц. Они со­ставляют у мужчин 35—40 % всего тела (у спортсменов— 50 % и бо­лее), у женщин несколько меньше (28—32 %).

3. Каким образом можно изменять величину нагрузку при занятиях силовыми упражнениями?

Величину нагрузки изменяют в основном за счет количества повторений упражнения, увеличения или уменьшения отягощений на мышцы, темпа выполнения упражнения.

4. Перечислите виды спорта, требующие преимуществен­ного проявления силы.

Тяжелая атлетика, борьба, гребля академическая, гребля на бай­дарках и каноэ, легкоатлетические метания (ядро, диск, копье, мо­лот).

5. В каких видах спорта важна прежде всего абсолютная сила?

Тяжелая атлетика, борьба, легкоатлетические метания, гиревой спорт, силовая акробатика.

6. В каких видах спорта существенное значение имеет отно­сительная сила?

Спортивная гимнастика, акробатика.

 

Вопрос 11. Расскажите о физическом качестве «быстрота» и с помощью каких упражнений ее можно развивать.

Под быстротой понимают свойства человека, обеспечи­вающие ему возможность совершать движения (двигатель­ные действия) за минимально короткое время. Быстрота проявляется в скорости двигательной реакции (например реакция на команду «Марш!» в беге на 30 м с низкого стар­та) и скорости перемещения тела или его звеньев в прост­ранстве (например бег на дистанции 30, 60 м).

Существует два вида двигательной реакции: простая и сложная.

Простая двигательная реакция представляет собой ответ заранее известным движением на заранее известный сиг­нал (зрительный, слуховой, тактильный), например старт в беге на выстрел или команду. Для воспитания простой двигательной реакции необходимо заставить мышцы как можно быстрее начать движение после сигнала.

Сложная двигательная реакция делится на два вида:

— реакция на движущийся объект (например на полет мяча);

— реакция с выбором, связанная с необходимостью вы­бора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сме­ной ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.).

Развитие быстроты — это процесс повышения макси­мально возможной скорости сокращения мышц.

Наиболее благоприятным периодом для развития быст­роты как у мальчиков, так и у девочек является возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация ре­зультатов в показателях быстроты простой реакции и мак­симальной частоты движений.

Быстрота по сравнению с другими физическими качест­вами является самым трудно тренируемым качеством чело­века.

Для развития быстроты применяются упражнения, вы­полняемые с предельной либо близкой к предельной скоро­стью (т.е. специальные скоростные упражнения), а именно:

1. Упражнения, направленно воздействующие: а) на бы­строту двигательной реакции (например, старт в беге на ко­роткие дистанции из различных исходных положений по внезапно возникающему звуковому сигналу, изменение движения или остановка по сигналу); б) на скорость выпол­нения отдельных движений (например, заключительное движение рукой в метании малого мяча); в) на улучшение частоты движений (например бег под горку); г) на улучше­ние стартовой скорости (например бег на 10—15 м, старто­вые рывки во время медленного бега); д) на скоростную вы­носливость (например бег на 120—150 м).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воз­действия (например, спортивные и подвижные игры, эста­феты).

3. Скоростно-силовые упражнения, т.е. упражнения вы­полняемые в высоком темпе с небольшим отягощением (на­пример, движения руками с гантелями, как во время бега).

При выполнении скоростных упражнений необходимо соблюдение следующих правил: во-первых, по продолжи­тельности они должны быть кратковременными (опти­мальная продолжительность выполнения упражнения 8— 10 с, допустимая не более 20-22 с); во-вторых, скорость не должна превышать предельную; в третьих, интервалы отдыха между повторениями упражнения должны быть полными, т.е. такой продолжительности, чтобы занимаю­щийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие виды спорта требуют преимущественного прояв­ления быстроты?

Бег на короткие дистанции (например 30, 60, 100, 200 м), эста­фетный бег 4(100 м, бег с барьерами на дистанции 100 м (женщины) и 110 м (мужчины), спортивные игры (баскетбол, гандбол, мини-фут­бол, футбол, хоккей), плавание 50 м вольным стилем и др.

2. Учащийся 11 класса пробежал 100 м за 14 с. Какова его максимальная скорость бега?

Максимальную скорость бега можно определить по формуле:

 

Вопрос 12. Расскажите о физическом качестве «гибкость» и с помощью каких упражнений ее можно развивать.

Под гибкостью понимают анатомо-морфологические свойства двигательного аппарата человека, позволяющие ему совершать движения с большой амплитудой.

Гибкость определяют следующие факторы:

1. Анатомическое строение и форма суставов и сочленя­ющихся поверхностей. Более глубокая суставная впадина ограничивает размах подвижности в данном сочленении. В связи с этим гибкость в значительной мере зависит от врожденных, наследственных особенностей, имеющих большие индивидуальные различия.

2. Эластичность мышечно-связочного аппарата, окру­жающего суставы. Эластичные свойства в определенной степени зависят от общего состояния центральной нерв­ной системы.* В частности, эмоциональность повышает эластичность, депрессия и пассивность, наоборот, снижа­ют эластичность связок и мышц. Аналогичным образом на мышечно-связочный аппарат действует температура. Ох­лажденные связки и мышцы теряют эластичность. Поэто­му, заниматься упражнениями на гибкость можно только предварительно хорошо размявшись, и разогревшись.

3. Силовая способность мышечной системы, в частнос­ти, сила мышц, производящих движение (синергисты), и степень расслабленности мышц-антагонистов. Излиш­нее напряжение мышц-антагонистов ограничивает размах движения. Поэтому совершенствование межмышечной координации в процессе занятий будет способствовать уве­личению гибкости.

В целом же значительная мышечная масса ограничива­ет проявление высокой гибкости. Отсюда занятия силовы­ми упражнениями целесообразно сочетать с выполнением упражнений на гибкость. В выигрыше при этом оказыва­ются оба физических качества: мышцы не закрепощаются, гибкость не уменьшается.

4. Возраст и пол человека. Естественным путем гиб­кость увеличивается в среднем до 10—12 лет, затем стабили­зируется и с 25—30 лет начинает постепенно снижаться. С 60-летнего возраста происходит ее заметное снижение. Оптимальным возрастом совершенствования гибкости яв­ляется период с 8 до 14 лет. С помощью систематических занятий ее можно увеличить на 30—40 %.

У женщин гибкость больше, чем у мужчин, примерно на 20-30 %.

5. Суточная периодика. Утром после сна гибкость ми­нимальна, днем она увеличивается и к вечеру вследствие общего утомления — снижается. Однако это не оказывает серьезного влияния на время занятий упражнениями в рас­тягивании. Их можно включать не только в основные днев­ные или вечерние занятия, но и в утреннюю гимнастику.

По признаку режима работы мышц различают динами­ческую и статическую гибкость. Динамическая гибкость проявляется в упражнениях динамического характера типа сгибаний-разгибаний.

Статическая гибкость имеет место в статических упраж­нениях (позах). Например, удержание ноги в положении «ласточки» или фиксация шпагата в гимнастике.

По признаку преимущественного проявления движу­щих сил выделяют активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость проявляется за счет собственных мы­шечных усилий человека (наклон вперед, назад, мах ногой и др.)

Пассивная гибкость реализуется в результате взаимодей­ствия мышечных усилий и внешних сил. Например, парт­нер помогает своему товарищу отвести руки до упора назад. Поэтому пассивная гибкость всегда больше активной. Раз­ница в этих формах гибкости является потенциальным резервом для развития активной гибкости. В результате прироста активной гибкости существующая разница уменьшается.

Основным средством развития гибкости являются уп­ражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растяги­вание. В практике широкое применение нашли три группы таких упражнений:

— динамические упражнения без отягощения (напри­мер, наклон туловища вперед, маховые движения ногой);

— динамические упражнения с отягощениями (например наклон вперед с удержанием штанги на плечах);

— статические упражнения.

Упражнения с отягощениями позволяют выполнять движения с большей амплитудой, по сравнению с упраж­нениями без отягощения.

Статические упражнения также могут выполняться без отягощений и с отягощениями. Например, стоя на левой, поднять правую ногу вверх и зафиксировать в крайнем по­ложении. Это будет упражнение без отягощения. Зафиксированный «сед в шпагате» — это упражнение с отягощени­ем, так как отягощением здесь будет вес собственного тела.

В основе методики развития гибкости лежит много­кратное систематическое повторение разнообразных уп­ражнений на растягивание.

Критерием достаточности повторений в занятии явля­ется появление очень легкой боли в тех мышцах и связках, которые подвергаются растягиванию.

Приступать к упражнениям на гибкость можно только после хорошего предварительного разогревания тела, до­стигаемого выполнением общеразвивающих упражнений (разминка).

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендую! выполнять в такой последовательности: вначале упражне­ния для суставов верхних конечностей, затем — для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха и после занятия выполняют упражнения на расслабление.

Повторения растягивающих упражнений целесообраз­но проводить сериями, с небольшими интервалами отдыха.

Амплитуда должна постепенно возрастать и в рамках одной серии, и во всех последующих.

Если на следующий день после занятия на гибкость по­явились болевые ощущения, то это признак слишком боль­шой нагрузки. Возобновить занятия можно после исчезно­вения мышечных болей.

Для развития гибкости лучшие результаты достигаются при ежедневных занятиях. Трехразовые занятия позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в сус­тавах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите виды спорта, требующие преимуществен­ного проявления гибкости?

Спортивная гимнастика, акробатика, художественная гимнасти­ка, синхронное плавание, фигурное катание на коньках и др.

2. Что такое «стретчинг»?

Термин «стретчинг» происходит от английского слова 5(ге1сп1пд — натянуть, растягивать. Это система статических упражнений, разви­вающих гибкость и способствующих эластичности мышц. В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающий­ся принимает определенную позу и удерживает ее в течение 15-30 с и более, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

 

Вопрос 13. Расскажите о физическом качестве «выносливость» и с помощью каких упражнений ее можно развивать.

Выносливость — это способность противостоять физи­ческому утомлению в процессе мышечной деятельности, например длительно бежать без снижения скорости бега.

Мерилом выносливости является время, в течение ко­торого осуществляется мышечная деятельность определен­ного характера и интенсивности.

Выносливость в значительной мере определяет здоро­вье человека, его общую физическую работоспособность.

Развитие выносливости — это процесс повышения уров­ня работоспособности мышц, т.е. возможности максималь­но длительно напрягаться в статическом и сокращаться в динамическом режимах работы.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблю­дается с 14 до 20 лет.

Средствами развития выносливости являются упражне­ния, вызывающие максимальную производительность сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для развития выносливости применяйся самые раз­нообразные физические упражнения, которые можно вы­полнять относительно продолжительное время, например бег в равномерном темпе в течение 15—20 мин, бег по пе­ресеченной местности (кросс), передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и иг­ровые упражнения и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите виды спорта, требующие преимуществен­ного проявления выносливости?

Спортивная ходьба (5, 10, 20, 50 км), бег на средние (800 и 1500 м) и длинные (3000, 5000, 10000 м) дистанции, марафонский бег (42 км 195 м), плавание (400, 800 и 1500 м вольным стилем) лыжные гонки, конькобежный спорт и др.

 

Вопрос 14. Что понимается под тестированием физической подготовленности и с помощью каких тестов можно определить развитие силы, быстроты и выносливости?

Тест — это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В фи­зическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (двигательные задания), с помо­щью которых оценивают развитие физических качеств человека.

Тестирование — это процесс непосредственного выпол­нения тестов.

Полученное в ходе измерений числовое значение (на­пример выраженное в секундах, сантиметрах, метрах) яв­ляется результатом тестирования (теста).

Например, прыжок в длину с места — это тест; процеду­ра проведения прыжков в длину и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат теста.

Сроки тестирования согласуются со школьной про­граммой по физической культуре, которая предусматрива­ет обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно прово­дить во вторую-третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдет в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года.

На основе результатов тестирования можно:

— сравнивать физическую подготовку отдельных уча­щихся;

I — проводить спортивный отбор для занятий тем или 'иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

— осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов;

— выявлять преимущества и недостатки применяемых средств (физических упражнений), методов обучения и форм организации занятий.

В табл. 2 приведены тесты, с помощью которых можно 'определить развитие силы, быстроты и выносливости.

При проведении тестирования необходимо соблюдать ^следующие требования:

1) тест (контрольное упражнение) должен соответство­вать анатомо-физиологическим, половым, возрастным и функциональным возможностям занимающихся;

2) необходимо использовать простые по биомеханичес­кой структуре (координационной сложности) тесты;

3) перед выполнением тестов у занимающихся должна создаваться хорошая мотивационная установка (т.е. уста­новка на достижение максимального результата);

4) выполнение тестов надо проводить, когда организм не утомлен;

5) для комплексной оценки физической подготовлен­ности занимающихся необходимо проводить несколько тестов различной направленности (например, на силу быс­троту, выносливость и т.д.);

 

Таблица 2

Тесты, с помощью которых можно определить развитие физических качеств занимающихся

Физические качества Тесты
Сила Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжи­мания), подтягивание на гимнастической пере­кладине, подъем переворотом на высокой пере­кладине, лазание по канату с помощью одних рук (ноги опущены), жим штанги лежа (на ска­мейке), приседание со штангой на плечах и др.
Быстрота Бег на 20 и 30 м с хода, бег на 30, 50, 60, 100 м (на скорость преодоления дистанции) с низ­кого и высокого старта, теппинг-тест (опреде­ление максимальной частоты движении кисти руки) и др.
Выносливость Бег на 600, 800, 1000 м (дети 7-10 лет), 2000 и (11-14 лет), 3000 м (15-18 лет), легкоатлетиче­ский кросс на 2 км (девушки) и 3 км (юноши), бег на лыжах на 3 км, 12-минутный беговой тест Купера, 6-минутный бег, удержание в висе на согнутых руках (силовая выносливость) и др.

6) тестирование необходимо проводить, соблюдая стан­дартность условий: температура воздуха, одинаковая (стан­дартная) разминка, исходные положения звеньев тела, по­рядок и методика измерений результатов, количество по­пыток и т.д.

 

Вопрос 15. Что понимается под двигательным опытом человека, его значение для освоения новых двигательных действий.

Под двигательным опытом понимают объем освоенных человеком двигательных действий и способов их ис­пользования. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двига­тельный опыт. Например, мастера спорта по гимнастике значительно точнее воспринимают характеристики движе­ний, чем гимнасты III разряда. Мастера спорта даже в не­тренированном состоянии точнее оценивают длительность и амплитуду движений, чем спортсмены III разряда, нахо­дящиеся в состоянии спортивной формы. Футболисты-разрядники имеют более развитое периферическое зрение, чем представители других видов спорта.

Двигательный опыт способствует более правильному выполнению различных физических упражнений, эконо­мичности движений и действий. Так, например, штангист никогда не станет «тянуть» вес путем разгибания спины, что часто наблюдается в быту, так как при этом создается колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски. Пра­вильный подъем веса всегда начинается с активного разги­бания ног путем напряжения крупной передней группы мышц бедра.

Другой пример. При прохождении лыжной дистанции дети младшего школьного возраста в основном используют попеременный двухшажный ход, в то время как старше­классники, обладая большим двигательным опытом, при­меняют различные способы передвижения с учетом релье­фа местности.

Большое значение играет двигательный опыт при освоении новых двигательных действий. Чем разнооб­разнее и богаче двигательный опыт, тем легче и быстрее осваиваются новые движения и действия. Так например, учащийся, владеющий техникой переката на спине в группировке, быстрее освоит кувырок вперед и кувырок назад.

В процессе обучения важно не только освоить двига­тельное действие, но и научиться его использовать раз­ными способами, в различных условиях, при решении раз­нообразных двигательных задач. Например ведение бас­кетбольного мяча правой и левой рукой, отталкивание в прыжках в длину с разбега правой и левой ногой, метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель пра­вой и левой рукой, бег по часовой и против часовой стрел­ки и т.д.

 

Вопрос 16. Расскажите об основных правилах самостоятельного освоения двигательных действий («от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному»).

Двигательное действие — это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с определенной целью. Самостоятельное правильное и быстрое освоение новых двигательных действий строится на основе следующих ме­тодических правил, известных из общей педагогики: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному».

Правило «от простого к сложному». Осваивать новые двигательные действия во многих случаях легче поэлемент­но (от частей к целому) или в порядке перехода от струк­турно менее сложных к более сложным. Например, сразу правильно освоить прыжок через гимнастического козла очень трудно. Поэтому сначала учатся правильно запрыгивать на гимнастический мостик и отталкиваться от него; затем запрыгивать на гимнастического козла и спрыгивать с него и лишь после этого обучаются прыжку в полной ко­ординации (в полном исполнении).

Понятия «простое» и «сложное» относительны и опре­деляются:

1) двигательным опытом ученика (то, что уже освоено, становится простым);

2) разработанностью методики обучения (например, хорошая система подводящих упражнений упрощает осво­ение двигательного действия).

Правило «от известного к неизвестному». Новые двига­тельные действия могут формироваться только при нали­чии достаточных ощущений, представлений, знаний, на­копленных прошлым опытом. Если впервые осваиваемое двигательное действие имеет элементы структурного сход­ства с ранее освоенным, то обучение протекает быстрее. Например, лазание по канату в два приема осваивается очень быстро, если учащийся владеет способом в три при­ема. Другой пример. При освоении бросков мяча в баскет­боле сначала занимающиеся учатся бросать мяч в кольцо определенным способом и с определенного расстояния, стоя на месте. Потом учатся выполнять этот бросок в прыж­ке, после ведения мяча, с разного расстояния. Затем только его применяют непосредственно во время игры, когда усло­вия постоянно изменяются и вместе с ними изменяются возможности точно осуществить бросок мяча в кольцо.

Правило «от освоенного к неосвоенному». Новое двига­тельное действие лучше изучать, если оно основывается на ранее хорошо освоенных движениях. Например, обучаться поворотам в движении сразу на гимнастическом бревне сложно и опасно. Поэтому сначала их разучивают на полу, затем выполняют на гимнастической скамейке, далее на низком гимнастическом бревне и лишь после этого перехо­дят на стандартное высокое гимнастическое бревно. Дру­гой пример. Если обучению метанию гранаты будет пред­шествовать освоение техники метания малого мяча, то процесс формирования первого двигательного действия (метание гранаты) значительно облегчится.

Физиологическое обоснование этому правилу находят в учении известного советского физиолога И.П. Павлова (1849-1936 гг.) об условных рефлексах, объясняя формиро­вание новых двигательных действий (умении и навыков) включением в них ранее сформированных двигательных стереотипов.

В целостном процессе обучения двигательным действи­ям все методические правила оказываются взаимосвязан­ными: выполнение (или невыполнение) одного правила может содействовать (или тормозить) выполнению другого.

 

Вопрос 17. Основные формы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки), что в них общего и чем они различаются?

Основными способами передвижения человека являют­ся ходьба, бег и прыжки.

Ходьба — это способ передвижения, в котором сохраня­ется постоянная опора о землю одной или двумя ногами.

В среднем человек ежедневно делает 1900 шагов. В среднем за всю свою жизнь человек проходит 150 ООО км, т.е. 3,5 ра­за обходит вокруг земного шара, ежегодно — 2 ООО км, а ежедневно — 5—6 км.

В зависимости от скорости различают следующие раз­новидности обычной ходьбы:

— очень медленная, от 60 до 70 шагов в 1 мин (от 2,5 до 3 км/ч);

— медленная, от 70 до 90 шагов в I мин (3—4 км/ч);

— средняя, от 90 до 120 шагов в 1 мин (4—5,6 км/ч);

— быстрая, от 120 до 140 шагов в 1 мин (от 5,6 до 6,4 км/ч);

— очень быстрая, свыше 140 шагов в 1 мин (свыше 6,4 км/ч).

С увеличением скорости ходьбы увеличивается длина и частота шагов, а время двухопорного периода уменьшается.

Кроме обычной ходьбы существует и спортивная ходь­ба. Для спортивной ходьбы характерны:

1) высокая скорость передвижения — 15 км/ч и более;

2) высокая частота движений (темп) — до 210 шагов в 1 мин;

3) длина шага 110—120 см (при обычной ходьбе 60-80 см);

4) выпрямленная опорная нога в момент вертикали;

5) активные движения согнутых рук в направлении впе­ред-назад.

При спортивной ходьбе вовлекается в работу около 56 % мышц одновременно.

Бег — это способ ускоренного передвижения, в кото­ром чередуются одноопорные и полетные фазы, т.е. опора одной ногой о землю чередуется с фазой полета (с безо­порной фазой).

Максимальная скорость бега может достигать 41 км/ч (у сильнейших бегунов мира на короткие дистанции).

Прыжки — это способ преодоления расстояния и пре­пятствий (вертикальных и горизонтальных) с помощью ак­центированной фазы полета1

В физической культуре и спорте прыжки — самостоя­тельное упражнение (например прыжки в длину или в вы­соту с разбега, прыжки с шестом, акробатические и гимна­стические прыжки, прыжки на лыжах с трамплина, прыж­ки в воду и др.) или элемент в упражнениях по какому-ли­бо виду спорта (например в фигурном катании на коньках).

В ходьбе и беге происходит постоянное повторение дви­жений (цикличность), а в прыжках нет.

Цикл ходьбы состоит из периода одиночной опоры, когда с поверхностью соприкасается только одна нога, и периода двойной опоры, когда вынесенная вперед нога уже касается опоры, а находящаяся сзади другая нога еще не отделилась от опоры.

Цикл бега состоит их двух периодов: одиночной опоры (когда с поверхностью соприкасается только одна нога) и полета (когда одна и другая нога не соприкасаются с опорой).

При ходьбе стопа в течение 0,6 с находится в контакте с опорой, а при беге со скоростью 12 км/ч всего 0,25 с.

Основное отличие ходьбы от бега и прыжков заключается в том, что в беге и прыжках есть фаза полета, а в ходьбе нет.

Между ходьбой, бегом и прыжками общее то, что их вы­полняют при вертикальном положении тела и при обяза­тельном отталкивании ногами от опоры. Скорость пере­движения и в ходьбе, и в беге прямо пропорциональна дли­не и частоте шагов.

 

Вопрос 18. Роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Зрение — восприятие организмом объектов внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучае­мого объектами света.

В физической культуре и спорте зрение помогает ори­ентироваться при выполнении физических упражнений, устранять допущенные ошибки при выполнении двига­тельных действий.

Бинокулярное или стереоскопическое зрение — это виде­ние двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространст­ве. Бинокулярное зрение позволяет оценивать в каждый момент взаимное перемещение объектов наблюдения, тра­екторию движения и представлять путь продолжения дви­жения.

Эта сложнейшая функция органа зрения помогает фут­болисту определить по полету мяча место в пространстве, куда нужно поместить ногу для остановки мяча или удара его с лета. Хоккеист ставит клюшку в точке, находящейся на траектории быстролетящей шайбы, и с точностью отра­жает шайбу. Нужно иметь в виду, что оценка траектории полета и ответные действия спортсмена осуществляются в доли секунды. Реакция игрока на пас, выбор вратарем правильной точки в воротах для принятия мяча или шайбы во многом зависит от остроты (качества) бинокулярного зрения спортсмена.

Слух — восприятие звуковых колебаний органами слу­ха. Благодаря органам слуха учащиеся на уроках физичес­кой культуры слышат команды, распоряжения и указания учителя, а спортсмены — замечания и методические указа­ния тренера, а также замечания судей.

При занятиях физической культурой и спортом важная роль принадлежит зрительному и слуховому анализаторам.

Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и ана­лиз величины, формы и цвета предметов, их взаимное рас­положение и расстояние между ними. Например, спортс­мен, выполняя те или иные технические приемы (напри­мер передачу мяча в волейболе, футболе, баскетболе и т.п.), регулирует свои движения и мышечные усилия с помощью Глазомера, оценивая расстояние до игрока, которому будет передан мяч, скорость его передвижения.

Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений, формирует слуховые ощущения. Например, в физической культуре и спорте для овладения ритмом движений, своевременностью приложения мы­шечных усилий применяют звуковые сигналы. Они помо­гают занимающемуся ориентироваться в пространстве, способствуют более правильному выполнению упражне­ния, помогают оценить собственные действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.