КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы знаний по теории и методике физической культуры 4 страница
Понижение слуха у занимающихся физической культурой и спортом, сопровождающееся нарушением слуховой ориентации, ведет к тому, что их реакция на звуковой сигнал запаздывает, это может явиться причиной травмы. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями совершенствуются функции и согласованность взаимодействия зрительного и слухового анализаторов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Сколько процентов информации, получаемой в речевой и зрительной форме, запоминает человек? Человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме, и 25 % — в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. 2. Какие средства зрительной и звуковой наглядности применяется на уроках физической культуры? Средства зрительной наглядности — демонстрация учителем физической культуры движений и действий (в целом и по частям), ориентиры (линии, флажки, метки, горизонтальные, вертикальные движущиеся мишени, ограничители движений по направлению и др.), учебно-наглядные пособия (плакаты, рисунки), учебные видеофильмы и др. Они содействуют, главным образом, уточнению пространственных (положение тела и его частей, направление, амплитуда, траектория) и пространственно-временных (скорость и ускорение) характеристик движений. Средства звуковой наглядности: хлопки руками, словесный сигнал, музыкальный такт и др. Звуковая наглядность имеет преимущественное значение в уточнении временных (длительность движений и темп) и ритмовых характеристик двигательных действий, существенно дополнят зрительную наглядность.
Вопрос 19. Для чего проводятся физкультурные минутки и физкультурные паузы и какие упражнения в них включаются? Физкультурные минутки и физкультурные паузы — это кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые в режиме дня преимущественно в качестве активного отдыха для поддержания работоспособности человека. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, активизация двигательных функций при однообразных статических положениях тела, предупреждение нарушения осанки. На общеобразовательных уроках в школе и при выполнении домашних заданий у учащихся проявляется три вида утомления: утомление зрения (наступает в основном в начале учебного дня); утомление мышц кисти при письме (нарастает к середине учебного дня); общее утомление мышц при длительной статической «сидячей» работе» (проявляется преимущественно в конце учебного дня). Физкультурные минутки проводятся на общеобразовательных уроках (особенно в начальных классах) при появлении первых признаков утомления (нарушение внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет учитель, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3—5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседания и приседания с различными движениями рук), повторяемых по 4—6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1—2 мин. Упражнения активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме. В старших классах проводятся физкультурные паузы: (например во время занятий в учебно-производственных мастерских). Комплексы состоят из 5—7 физических упражнений и проводятся в течение 3—5 мин. Физкультурные минутки и физкультурные паузы проводятся и во время выполнения домашних заданий, после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40—45 мин работы со школьниками среднего и старшего возраста.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие органы и группы мышц испытывают значительную нагрузку у учащихся во время школьных уроков? Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении; мышцы кисти работающей руки.
Вопрос 20. Что понимается под «правильной осанкой», с помощью каких упражнений осуществляют ее формирование и профилактику нарушения? Осанка — это привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе, беге. Формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет). Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз). Для неправильной осанки характерны следующие признаки: выдвинутая за продольную ось тела голова (опущенная или запрокинутая голова); сведенные вперед, напряженно поднятые плечи или асимметричное положение плеч; выпяченный живот, излишне увеличенный поясничный изгиб, отставленный назад таз; круглая спина и запавшая грудная клетка. Правильная осанка во многом определяет здоровье человека. Она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем, является одной из форм проявления нормального физического состояния и развития человека. Нарушение осанки — это незначительные отклонения в положении позвоночника. При нарушении осанки мышечный аппарат начинает неправильно функционировать, дети школьного возраста плохо переносят физические нагрузки, быстро устают и могут жаловаться на боли в спине. Неправильная осанка способствует раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы. неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Для профилактики и исправления нарушений осанки используется целый комплекс физических упражнений для мышц туловища (спины, брюшного пресса), верхних и нижних конечностей, с предметами (гимнастическая палка, мяч, обруч), висы на гимнастической стенке, упражнения лежа на наклонной плоскости и стоя на четвереньках, а также подвижные игры с мячом, ходьба на лыжах. Первым упражнением в занятиях с детьми всегда должно быть упражнение на ощущение правильной осанки. Оно дает возможность принять позу, соответствующую правильной осанке, и запомнить ее. В качестве примера приведем несколько таких упражнений. 1. Встать спиной к стене так, чтобы ее касались затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10—30 с. 2. Стоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать. 3. Стоя у стены в положении правильной осанки, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены. Формированию осанки хорошо помогают упражнения с удержанием груза на голове (весом 150-200 г). Груз (например книгу) кладут на голову (ближе ко лбу), что позволяет контролировать положение тела, так как при малейшем отклонении от правильного положения груз падает. Вот несколько упражнений. 1. В положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол и т.д. 2. Удерживая груз на голове, медленно присесть и встать. 3. Стоя на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону, назад. 4. Стоя на одной ноге, другую согнуть и подтянуть к животу. 5. Повороты кругом сначала медленно, а затем быстро. Исправление дефектов осанки возможно только с помощью специальной (корригирующей) гимнастики. При сутулой осанке необходимо выполнять упражнения, способствующие увеличению подвижности верхней части позвоночника, акцентируя внимание на его выпрямлении, укреплении мышц плечевого пояса, развитии их статической силы. При лордотической (прогнутой) осанке рекомендуются наклоны вперед и сгибание тела в тазобедренных суставах для укрепления мышц брюшного пресса, упражнения на растягивание мышц задней поверхности туловища (последние способствуют уменьшению поясничного изгиба позвоночника). При нарушениях осанки и сколиозе с целью разгрузки позвоночника, тренировки мышц спины и живота рекомендуется плавать в течение 30-45 мин 3-4 раза в неделю. Лучше всего плавать на спине, выполняя гребки двумя руками одновременно, или брасом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое «статическая сила»? Статическая сила — это сила, проявляемая в условиях, когда длина мышцы при ее напряжении остается постоянной, а тело человека не изменяет своего положения в пространстве. 2. Что такое сколиоз? Сколиоз — это боковое искривление позвоночника.
Вопрос 21. Что понимается под общей физической подготовленностью и как она влияет на успешность в трудовой деятельности? Под общей физической подготовленностью понимается состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. Высокий уровень общей работоспособности, базирующийся на крепком здоровье и нормальном (соответствующем естественным закономерностям) физическом развитии человека, является одним из решающих условий высокой продуктивности труда (умственного и физического). У человека, имеющего хорошую физическую подготовленность, хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена, более устойчивы и менее подвержены утомлению такие психические процессы как внимание, память, мышление. Хорошее развитие физических качеств необходимо во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Разносторонний двигательный опыт способствует быстрому и качественному освоению различных трудовых навыков, освоению смежных профессий, повышению эффективности труда и двигательной культуры. Общая физическая подготовленность оказывает благотворное влияние на интенсивность и производительность труда. Это связано с тем, что у занимающихся физической культурой уровень функциональных возможностей, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Кроме того, они обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичных рабочих движений и действий. Современная технизация труда не снимает, а в определенном аспекте усугубляет необходимость физической подготовки к трудовой деятельности. Чем дальше развивается научно-техническая мысль, тем больше человека окружает искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают особое внимание на ряд явлений, отрицательно сказывающихся не только на здоровье человека, но и на его профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменений условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний. Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Поэтому для достижения высокопроизводительного труда в избранной профессии необходима хорошая общефизическая подготовленность специалиста (работника).
Вопрос 22. Расскажите о самостоятельных занятиях по общей физической подготовке, какие используются упражнения, как они распределяются во время занятий. Под самостоятельностью понимают осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. На занятиях физической культурой она проявляется в самостоятельной постановке задач, самостоятельном выборе средств и методов их решения, самостоятельном контроле за ходом их решения, самостоятельной организации мест занятий и подготовке соответствующего инвентаря и оборудования. Общая физическая подготовка — это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека. Самостоятельные занятия по общей физической подготовке направлены на улучшение физического развития, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей, основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена. В процессе самостоятельных занятий общей физической подготовкой увеличиваются объем легочной ткани, сократительные свойства дыхательных мышц, дыхательный объем, повышается жизненная емкость легких, увеличиваются сеть капиллярных сосудов и объем сердца, утолщается сердечная мышца, повышаются ее сократительные свойства и минутный объем крови, увеличивается количество энергоисточников в мышцах (клеток митохондрий), а также мощность и энергоемкость мышц, повышается способность совершать работу при относительно недостаточном поступлении кислорода к работающим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работы. Основным содержанием самостоятельных занятий по общей физической подготовке является выполнение физических упражнений с направленностью на комплексное развитие физических качеств, а также на повышение возможностей дыхательной системы и системы кровообращения, улучшение обменных процессов. Для развития силы используют упражнения: 1) с отягощением весом собственного тела, например подтягивание в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, прыжки; 2) с дополнительными отягощениями (штанга, гири, гантели и др.) на развитие различных мышечных групп, например приседания, выпады, наклоны, повороты с удержанием штанги на плечах. Для развития быстроты применяют упражнения, выполняемые с максимально возможной скоростью, например бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м), эстафетный бег, передача и ловля баскетбольного мяча в быстром темпе (на месте и в движении), подвижные игры типа «День и ночь», «Вороны и воробьи» и др. Для развития выносливости применяют упражнения, выполняемые с небольшой скоростью, но относительно длительное время, например бег в равномерном темпе на 2—3 км и более, бег по пересеченной местности (кросс) в течение 25—30 мин, передвижение на лыжах 3—5 км, плавание на 200-300 м. Для развития гибкости используют упражнения, требующие растягивания мышц и связок, различных движений в суставах, например маховые движения прямыми ногами, пружинистые наклоны вперед с касанием ладонями пола, выкруты гимнастической палки, мост из положения лежа на спине и др. Для развития ловкости применяют физические упражнения, требующие точного воспроизведения движений по пространственным, временным и динамическим характеристикам (например метание мяча в цель или на заданное расстояние), а также перестроения движений в зависимости от внешних условий (например действия игрока во время подвижной и спортивной игры). Структура самостоятельных занятий по общей физической подготовке состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Содержание подготовительной и заключительной частей зависит преимущественно от основной части занятия. В подготовительной части занятия выполняется разминка, основная задача которой проработать (разогреть) все мышечные группы и системы организма и вывести их на более высокий уровень функционирования. В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные мышечные группы и постепенным нарастанием нагрузки: медленный бег, упражнения для рук и плеч, затем для ног и туловища, прыжки. Завершается разминка упражнениями на «расслабление» и дыхательными упражнениями. В основной части занятия используются упражнения на развитие физических качеств. Эти упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала на развитие быстроты и гибкости, затем силы и в конце выносливости. Частота сердечных сокращений в основной части занятия может достигать 150—170 уд./мин. В заключительной части занятия выполняются упражнения на снижение функциональной активности организма и приведение его в нормальное после рабочее состояние. Для этого используются дыхательные упражнения, медленный бег и ходьба в чередовании с дыхательными упражнениями.
Вопрос 23. Правила подготовки мест занятий по физической культуре, выбора спортивной одежды и обуви. Исходя из гигиенических требований и требований по обеспечению безопасности и удобства выполнения физических упражнений, необходимо соблюдать следующие основные правила подготовки мест занятий по физической культуре: 1) специальные физкультурно-спортивные помещения (спортивные и тренажерные залы, легкоатлетические и футбольные манежи и др.) должны быть чистыми и хорошо проветренными; 2) температура в физкультурно-спортивных помещениях должна соответствовать гигиеническим требованиям, т.е. составлять +14—+18°С; 3) используемый инвентарь и оборудование следует располагать на площадке (в зале) таким образом, чтобы расстояние между спортивными снарядами позволяло занимающимся свободно выполнять на них физические упражнения, не мешая друг другу; 4) места занятия должны быть равномерно освещены, источник света (например, солнце) не должен ослеплять занимающихся во время выполнения упражнений; 5) при организации самостоятельных занятий на необорудованных местах (в естественных условиях) необходимо тщательно проверить, нет ли канав, ям, выступов и посторонних предметов (камней, битого стекла, жестяных банок, щепок, веток от деревьев, и т.п.), которые могут стать причинами травм, и подготовить это место соответствующим образом или выбрать новое; 6) перед занятиями по прыжкам в длину и тройному прыжку с разбега необходимо предварительно перекопать (взрыхлить) песок в прыжковых ямах и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут послужить причиной травмы (камней, битого стекла, обрезков металла); 7) гимнастические снаряды должны быть хорошо укреплены и проверены перед занятием; во время занятий на гимнастических снарядах надо постелить возле них гимнастические маты (особенно в местах соскоков и возможных падений), причем уложить их с плотной стыковкой, без щелей между ними; 8) при выборе трассы для занятий лыжной подготовкой необходимо предусмотреть, чтобы она проходила в защищенном от ветра месте (особенно на спуске), не пересекала замерзшие водоемы, густые заросли кустарника, шоссейные и грунтовые дороги. Ширина трассы должна быть не менее 3 м, а при поворотах и спусках — не менее 5 м. При выборе спортивной одежды для занятий физическими упражнениями руководствуются следующими правилами. Спортивную одежду подбирают в зависимости от места занятий (на воздухе или в помещении). Одежда должна быть легкой и удобной, соответствовать росту занимающегося, не сковывать движения. Кроме того, она должна регулировать теплообмен, сохраняя тело сухим и не давая ему перегреваться. На занятиях в помещении или на воздухе в хорошую теплую погоду спортивная одежда может состоять из майки и трусов, хлопчатобумажного или легкого шерстяного костюма. Для занятий на воздухе зимой надо подбирать одежду с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. При этом нательное белье должно быть из ткани, которая хорошо поглощает пот с поверхности тела. Для занятий лыжной подготовкой необходимы лыжный комбинезон или трикотажный костюм, теплое нижнее белье, лыжная шапочка, варежки, теплые шерстяные носки. В настоящее время в физической культуре и спорте применяется термобелье (трусы, майка или рубашка с длинными рукавами, носки), изготовленное из специальных тканей, которое позволяет заниматься физическими упражнениями в любую погоду: от летней жары и до —15 °С и ниже. Благодаря особому плетению и материалу ткань как бы приспосабливается к температуре среды и интенсивности потоотделения, активно выводит влагу с поверхности тела при аэробных нагрузках. В холодную погоду такое белье задерживает тепло и удаляет влагу, предохраняет от переохлаждения, в жаркую выводит избыточное тепло, влагу, предохраняет от перегрева. Кроме того, оно не вызывает аллергии и препятствует появлению неприятного запаха, так как обрабатывается антибактериальным составом. Спортивную обувь для занятий физическими упражнениями необходимо выбирать следующим образом. Обувь должна хорошо облегать ногу, плотно на ней удерживаться (но не пережимать, не затруднять кровообращение). Подошва обуви не должна скользить по поверхности спортивной площадки. Лучшей обувью для большинства видов спорта считается кожаная. Обувь должна соответствовать не только погодным условиям, но и особенностям содержания занятий. Например, занятия по гимнастике лучше проводить в гимнастических тапочках, а занятия по спортивным играм, оздоровительным бегом — в специальных кроссовках. Спортивная обувь должна быть удобной, легкой, прочной (износоустойчивой), эластичной, обеспечивать сцепление с землей и хорошо вентилируемой. В настоящее время появилось множество кроссовок из синтетических материалов, которые плохо пропускают воздух, ноги в них буквально «варятся» через 15-20 мин интенсивных занятий, а это вызывает нарушение терморегуляции (перегревание стопы) и кровообращения в ногах. Основа безопасности при активных занятиях физическими упражнениями — система амортизации в кроссовках в виде воздушных камер. Камеры располагаются в разных частях обуви, и при нажатии в них нагнетается воздух, который снижает силовые нагрузки и предохраняет связки и мышцы от травм. Для занятий физическими упражнениями в условиях слякоти и снега применяются теплые и непромокаемые кроссовки, например зимние кроссовки-бутсы с двойной подошвой (снаружи — рельефная подметка для устойчивости, внутри — из гибкой резины), верхом из водоотталкивающего материала (кожи) и утеплителем. Зимние кроссовки-бутсы способны выдерживать мороз до —32 °С. Для занятий зимними видами спорта обувь должна защищать ногу от переохлаждения. Поэтому подбирают ее на размер больше с тем расчетом, чтобы на обычные носки можно было надеть еще и шерстяные. Несоблюдение правил выбора и подготовки мест занятий, правил подбора спортивной обуви очень часто приводит к травмам во время занятий физическими упражнениями
Вопрос 24. Расскажите о гигиенических требованиях к одежде, обуви и спортивному инвентарю для самостоятельных занятий физическими упражнениями (по выбору: по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике). Подбор одежды и обуви при занятиях физическими упражнениями отражается на работоспособности занимающихся. Поэтому они должны соответствовать определенным гигиеническим требованиям. Гигиенические требования к одежде таковы. Одежда должна быть чистой, легкой и достаточно свободной, не затруднять движений, дыхания, кровообращения, предохранять от травм. Основное требование к ткани для спортивной одежды: теплопроводность, воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность поглощать водяные пары). Такими свойствами в наибольшей степени обладают хлопчатобумажные и шерстные ткани. Необходимо, чтобы спортивная одежда соответствовала климатическим условиям. В холодное время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое — не препятствовать теплоотдаче. Гигиенические требования к обуви состоят в следующем. Обувь должна быть удобной, легкой, прочной и эластичной, хорошо вентилируемой, а также обладать достаточными тепло- и водозащитными свойствами (например обувь для занятий лыжной подготовкой). Обувь не должна стеснять стопу, затруднять кровообращение, приводить к потертостям и образованию мозолей. Лучшим материалом для спортивной обуви является натуральная кожа, которая обладает мягкостью, хорошей гигроскопичностью и способностью сохранять форму и размеры после увлажнения и последующего высушивания. Резиновая обувь менее гигиенична, так как непроницаема для воздуха, ноги в ней потеют. Спортивную одежду и обувь необходимо регулярно, значительно чаще, чем повседневную, стирать и чистить. Надевать их следует только для занятий физическими упражнениями и участия в соревнованиях. Недопустимо спортивную одежду и обувь использовать в качестве повседневной. Загрязненная одежда способствует возникновению кожных заболеваний, а при наличии источника инфекции служит причиной ее распространения. Гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию заключаются в следующем. Спортивное оборудование, снаряды и инвентарь должны быть в исправном состоянии. На них не должно быть повреждений, трещин, изломов, зазубрин, неровностей и других дефектов, которые могут привести к травмам. Размер спортивных снарядов и инвентаря (гантели, набивные мячи, скакалки, лыжи, лыжные палки и др.), а также их вес должны соответствовать росту, возрасту, полу, индивидуальным возможностям занимающихся.
Вопрос 25. Расскажите, какую первую помощь необходимо оказывать при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями. При занятиях физической культурой случаются различные виды травм. Поэтому важно уметь оказывать первую (доврачебную) помощь. «Травма» — слово греческое и переводится как «рана, повреждение». По статистическим данным из числа занимающихся физической культурой и спортом около 4,7 % получают травмы. Среди травм опорно-двигательного аппарата чаще всего встречаются ушибы. Ушибы представляют собой механическое повреждение мягких тканей, сопровождающееся разрывом мелких кровеносных сосудов. Особенно страдают мягкие ткани, прикасающиеся к подлежащей кости. В основном они возникают в результате падений, ударов о спортивные снаряды. Характерными признаками являются боль, увеличивающая при движении, припухлость, изменение цвета кожи в результате кровоизлияния (кожа синеет), нарушение функции в области суставов и конечностей. При оказании первой помощи необходимо: 1. Обеспечить полный покой ушибленному органу, например, поврежденную руку следует подвесить на косынке. 2. При наличии на месте ушиба ссадин смазать их йодом или раствором бриллиантовой зелени. 3. На место ушиба приложить холод (полотенце, смоченное в холодной воде и слегка отжатое, кусочки льда, помещенные в целлофановый пакет и т.п.) или опрыскать место повреждений струей хлорэтила. Холод вызывает сужение сосудов. Перед тем как открыть ампулу с хлорэтилом, кожу ушибленного места надо смазать вазелином (во избежание обморожения). Затем следует отпилить верх ампулы и тонкой струей, держа ампулу на расстоянии 30-40 см от поверхности кожи, опрыскивать место повреждения до тех пор, пока кожа не побелеет (в течение 1—2 мин). 4. Наложить давящую повязку. 5. При наличии гематомы (подкожного кровоизлияния) на вторые-третьи сутки к месту ушиба прикладывают тепло (например, грелку с горячей водой) или согревающие мази. Кровотечение — истечение крови из кровеносных сосудов из-за нарушения их целости. Различают капиллярное, венозное, артериальное и внутреннее кровотечение (см. табл. 3). Наиболее сильное кровотечение наблюдается при повреждениях артерий (артериальное кровотечение). При потере более литра крови создается угроза для жизни человека. При оказании первой помощи при наружных кровотечениях возможна только временная остановка кровотечения на период, необходимый для доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Остановить кровотечение можно различными способами: 1) приподнять поврежденную часть тела по отношению к туловищу;
Таблица 3 Виды кровотечений и их особенности
2) наложить давящую повязку на кровоточащий сосуд в месте повреждения: 3) прижать пальцем повреждённую артерию к подлежащей кости;
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |