КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические подходы к образованию
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование - процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. А значит, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные и прогрессообразующие функции. Среди них обычно выделяют следующие: 1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. 2. Образование - это воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культуро-сообразного устройства. 3. Образование - это процесс социализации человека и преемственности поколений. 4. Образование - это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. 5. Образование - это функция развития региональных систем и национальных традиций. 6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. 7. Образование выступает в качестве реализатора и ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
1. Системно-прогностический и социально-экологический подходы к образованию. При этом образование рассматривается как целостная система, являющаяся динамической частью общества, отражающая происходящие в нем перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями. 2. Личностно-деятельностный подход к образованию. Этот подход предполагает равноправные, портнерские отношения участников образовательного процесса. Преподаватель и обучающийся (студент, слушатель) выступают как субъекты деятельности в едином целостном учебно-воспитательном процессе. Важным условием при этом выступают гуманистические установки педагога по отношению к обучающимся, в том числе доверительное, диалогическое общение со студентами и слушателями, уважительное отношение к их жизненному и профессиональному опыту, накопленному иногда в течение нескольких десятков лет, их мировоззренческим установкам. А значит, совместное продвижение к новому знанию и уровню профессиональной компетентности. 3. Регионализация образования. Регионализация предполагает учет специфики региона, где проходит обучение и для которого осуществляется подготовка специалистов. Региональная составляющая включена в новые государственные образовательные стандарты, под нее выделяется существенная доля времени в учебных планах и программах. Это позволяет учитывать социально-экономические, демографические, культурные особенности конкретного региона, находить оптимальное сочетание между базовым, региональным и вузовским компонентами образования. 4. Саморазвитие системы образования. Этот подход предусматривает способность образовательной системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательного процесса, способность к самоуправлению и непрерывному самообновлению. При этом саморазвитие образовательной системы невозможно за счет усовершенствования отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, открытия новых образовательных учреждений, смены их названий и т. п. Самообновлению системы будет способствовать создание творческой атмосферы в педагогических коллективах, заинтересованное участие профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской деятельности, инновационных процессах, педагогическое сотрудничество и сотворчество с обучающимися, создание свободных образовательных зон, возрождение и обновление воспитательной работы в вузах. 5. Парадигмальный подход к образованию. Образовательная парадигма как совокупность теоретических и методологических предпосылок для решения научно-педагогических проблем, базируется на определенных ценностях. В соответствии с этими ценностями педагогический процесс может быть направлен на интересы государства, общества или личности (личностно-ориентированное обучение); взаимоотношения между субъектами обучения могут быть авторитарными или демократичными, гуманистическими; содержание образовательного процесса может быть знаниевым или развивающим, формирующим творческую личность и т. д.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |