КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОбучениЕ
Обучение - двусторонний целенаправленный процесс, в котором активно участвует педагог и обучаемый, дает возможность формировать и совершенствовать компетентность определенного содержания. Слово «метод» (от греч. Methodos – исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Можно сказать, что в самом общем значении метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. 1. Традиционная классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия рассматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения: · практический (опыты, упражнения); · наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся); · словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут); · работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование); · видеометод (просмотр, обучение, контроль). 2. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). Критерий – последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам: · приобретение знаний; · формирование умений и навыков; · применение знаний; · формирование творческой деятельности; · закрепление и контроль знаний, умений, навыков. 3. Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): · поисковые; · объяснительно-иллюстративные; · репродуктивные; · проблемного изложения; · эвристические (частно-поисковые); · исследовательские. Кроме того выделяют инновационные методы: · игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.); · методы тренинга; · методы программированного обучения; · методы компьютеризированного обучения; · методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне); · ситуационный метод; · методы обучающего контроля и др. 4. Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического познания. Методы подразделяются по основным этапам постижения истины:"живое созерцание", абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов: · организации наблюдения, накопления эмпирического материала; · обобщающей теоретической обработки фактических данных; · практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности. 5. Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы подразделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Для познания реальной действительности необходимо понятийное и образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группы: · научного познания реальной действительности; · освоения искусства; · практического применения знаний. Для достижения успеха в обучении и воспитании профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать специфику преподаваемых дисциплин и применять соответствующие методы. Широкое распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским, в которой выделены три большие группы методов: · методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; · методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; · методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Первая группа включает следующие методы: · перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); · словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); · наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); · практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); · логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); · гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); · самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.). Ко второй группе методов стимулирования и мотивации учения относятся: · методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); · методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.). К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельностью.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |