Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВоспитаниЕ




ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ

(на примере освоения движениям)

Каждое совершаемое или осваиваемое действие имеет несколько характеристик:

· форма – образ действия в сознании человека: материальная, внешнеречевая и внутреннеречевая;

· обобщенность – степень осознания основополагающего принципа действия, его универсального механизма, способность модифицировать действие для применения;

· развернутость – степень осознавания отдельных компонентов и операций действия;

· усвоенность – степень владения действием, способность к его выполнению в разных условиях.

 

Таблица 7

Особенности характеристик действия

Название х-ки обобщенность развернутость усвоенность
этап
Начальное обучение большая малая малая
Углубленное обучение малая большая средняя
Совершенствование средняя малая большая

 

В целом, последовательность обучения в большинстве случаев включает в себя несколько этапов, которые представлены в таблице 8.

Таблица 8

Этапы формирования двигательного действия

 

Название этапа Методы
  Ознакомление с общей структурой и алгоритмом движения демонстрация, объяснение
  Изучение отдельных элементов движения разделение движения на отдельные элементы и освоение их
  Целостное выполнение под внешним контролем целостное выполнение в медленном темпе под внешние команды
  Целостное выполнение под внутренним контролем самостоятельное выполнение
  Объединение логического и перцептивного представлений в идеомоторный образ многократное повторение в вариативных условиях

 

Воспитание - совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач. В ней можно выделить модель, алгоритм и технологию, которые детерминированы закономерностями и принципами воспитания.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественной жизни и труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей, субъектов деятельности и индивидуальностей. Характер взаимосвязей и воспитательные функции каждого субъекта регулируются действующим законодательством, педагогическими принципами и направлены на обеспечение успешности труда.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам. Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной стороны, воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемого, а с другой - воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.

Главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Принципы воспитания - это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для руководителя как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

Содержание воспитания детерминируют такие принципы: конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность воспитания; соответствие содержания характеру решаемых задач и потребностям людей; гармоничность содержательных составляющих воспитания - государственного, патриотического, профессионального, нравственного, правового, физического, экологического, эстетического воспитания; взаимодействия и взаимоотношений в коллективе и др.

Организация воспитания осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов: воспитание в процессе труда и повседневной жизни; воспитание в коллективе и через коллектив; субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений, реализуемых на правовой основе; опора на положительное в личности и коллективе; полнота охвата воспитанием всех субъектов труда и сфер их функционирования; активность, системность и конкретность воспитательных мер; сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; оптимизация воспитательного процесса и др.

С точки зрения содержания воспитание классифицируется по различным основаниям. Обобщенно оно включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. В зависимости от того или иного аспекта выделяют гражданское, идейное, политическое, патриотическое, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, экономическое, профессиональное воспитание и т. п. По институциональному признаку выделяют школьное, внешкольное, семейное, воспитание по месту жительства и др. По принципам и стилю взаимоотношений выделяют авторитарное и демократическое воспитание. Рассмотрим некоторые из них.

Патриотическое воспитание направлено на распространение среди персонала конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовности к его защите. Оно предполагает непримиримость к проявлениям национализма, шовинизма, сепаратизма, национального эгоизма.

Профессиональное воспитание призвано формировать систему качеств, необходимых работнику для выполнения задач, связанных со своим основным предназначением. Главным объектом здесь выступает профессиональная компетентность персонала. Его показателями являются знания, умения, навыки, психологические особенности, профессиональные позиции и акмеологические инварианты.

Правовое воспитание призвано обеспечить формирование правового сознания и культуры труда и повседневной жизни в соответствии с требованиями законов, принятых принципов и норм. Оно связано с формированием уважения к Конституции, законам и правопорядку.

Нравственное воспитание направлено на утверждение в сознании персонала социально-ценностных приоритетов, приобщение к богатствам современной культуры, формирование целостного мировоззрения. Оно базируется на общечеловеческих и национальных нравственных ценностях, формирует сознание гражданского долга, привычку соблюдать нормы морали и в быту, человеческого отношения с товарищами, бережного отношения к материальным ценностям.

Эстетическое воспитание призвано развивать здоровые эстетические вкусы, представления о добре и зле, красивом и безобразном, осознание прекрасного; ощущение безвкусного, вульгарного и т. д., понимание красоты труда, культуры поведения.

Экологическое воспитание направлено на осознание природной феноменальности человека, который в полной мере несет ответственность за жизнь и условия обитания на Земле. Оно развивает активное и бережное отношение персонала к окружающей среде, природе, среде обитания.

Физическое развитие преследует цель формирования физической культуры, укрепления здоровья, развития необходимых физических качеств, здорового образа жизни.

Средой, которая изначально и приоритетно востребовала интеграцию всех перечисленных направлений воспитания, является семья. Семейное воспитание аккумулирует отношения родителей и детей, доводит "до логического завершения" все жизнедеятельностные аспекты развития человека.

Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Это прежде всего своеобразно организованная деятельность; каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих в этом процессе субъектов; оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств; методы воспитания выполняют вполне определенные функции; любой из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Средства воспитания - это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой - совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются руководителем в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т. д.).

Приемы воспитания - это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера.

Выделяют такие группы методов воспитания:

традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий) - моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких);

тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) - социально-психологические тренинги, деловые игры, и др.;

рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.