КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Силовой фитнес
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают максимальную, скоростную силу и силовую выносливость. Под максимальной силой понимаются наивысшие возможности, которые человек способен проявлять при максимальном произвольном мышечном сокращении. Скоростная сила – это способность человека к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время. Под силовой выносливостью понимается способность длительное время поддерживать силовые показатели. Можно говорить о выносливости относительно максимальной силы, а также о выносливости при проявлении силы в анаэробном и аэробном энергообеспечении. Основные задачи, решаемые в процессе силовой тренировки в фитнесе, – воздействие на опорно-двигательный аппарат, особенно на позвоночник, периферическую, центральную нервную систему и психику в целом. Стройная фигура у девушек, атлетический тип телосложения у юношей делают их не только привлекательными внешне, но и более жизнестойкими. По данным американских невропатологов и психиатров, нервные срывы, депрессии, неспособность адаптироваться к высокому ритму жизни в современных условиях встречаются у людей со слабо развитой мускулатурой почти в 5 раз чаще, чем у хорошо физически развитых. Важно помнить, что тренированные сильные мышцы защищают нас от случайных травм при занятиях спортом и в быту. Об использовании силовых тренировок при работе с детьми и подростками нет единого мнения специалистов. Ряд исследователей считают, что силовые упражнения повышают травматизм, могут задерживать рост костей. Другие ученые считают, что под наблюдением опытных преподавателей вполне возможно применять силовые упражнения и что они не влияют отрицательно на развитие мышц и костей. Физиологическое обоснование методов развития силовых способностей Мышца состоит из мышечных волокон, соединительных, нервных и сосудистых элементов, которые обеспечивают ее главную функцию – сокращение. Они выполняют также рецепторную, обменную и терморегулирующую функции. Сократительной частью мышечного волокна являются длинные мышечные нити – миофибриллы, которые имеют поперечную очерченность. Последняя образована чередованием темных А-дисков и светлых 1-дисков. Через середину I-дисков проходит Z-линия. Две соседние Z-линии ограничивают саркометр, структурно-функциональную единицу. В составе А-диска есть более светлый участок (Н-зона), а в центре этот диск пересекает темная полоса – М-линия. Темный диск образован толстыми нитями белка миозина, а светлый 1-диск – тонкими нитями белка актина. Механизм сокращения состоит в перемещении (перетягивании) тонкий нитей вдоль толстых к центру саркометра за счет поперечных актиномиозиновых мостиков. Единственным источником энергии для мышечного сокращения служит аденозинтрифосфат (АТФ). Без участия АТФ поперечные мостики лишены энергии и атиновые миофиламенты не скользят вдоль миозиновых, т.е. сокращение не происходит. При расщеплении АТФ, происходящем при участии миозин-АТФ-азы, образуется аденозиндифосфат (АДФ), отщепляется фосфатная группа и выделяется около 10 ккал свободной энергии. Для того чтобы мышечные клетки (волокна) могли поддерживать сколько-нибудь длительное сокращение, необходимо постоянное восстановление АТФ с такой же скоростью, с какой он расщепляется. Энергия для восстановления АТФ образуется за счет питательных веществ — углеводов, жиров, белков. Ресинтез АТФ в мышце может происходить двумя основными путями — анаэробным (без участия кислорода) и аэробным (с участием кислорода). Для образования и использования АТФ в качестве непосредственного источника энергии в сокращающейся мышце могут действовать три химические (энергетические) системы: фосфагенная или АТФ-креатинфосфатная система; лактацидная или гликолитическая; кислородная или окислительная. Степень участия трех систем в энергообеспечении зависит от силы и продолжительности мышечных сокращений, т.е. от мощности и длительности работы, а также от условий работы мышц, особенно от уровня их обеспечения кислородом. Первые две системы работают по анаэробному пути, третья – по аэробному. В связи с морфофункциональными свойствами самих мышц различают медленные и быстрые мышечные волокна. Медленные лучше приспособлены к обеспечению относительно небольших по силе и длительности сокращений, и характерны для продолжительной работы на выносливость, а быстрые – к обеспечению быстрых и кратковременных сокращений. Медленные и быстрые мышечные волокна различаются между собой по преимущественному способу энерго продукции: медленные используют главным образом аэробный окислительный путь ресинтеза АТФ, быстрые – анаэробный. При нагрузке низкой интенсивности в работу вовлекаются преимущественно медленные волокна, по мере возрастания – быстрые. При этом снижается утилизация свободных жирных кислот, происходящая с участием аэробных механизмов, и возрастает утилизация углеводов, которые могут метаболизироваться путем анаэробного гликолиза. Скелетная мускулатура состоит из 50% медленных и 50% быстрых волокон. Однако их соотношение колеблется и генетически детерминировано. Мышечные волокна также подразделяют на фазовые, отвечающие за быструю и мощную работу, и тонические, работающие на удержание позы (Bienfait, 1997). Например, бицепс, выполняющий сгибание и супинацию предплечья, является фазовой мышцей. Локтевая мышца, проходящая через локоть, также помогает сгибанию локтя, но основная ее функция – тоническая: при положении расслабленной руки внизу локоть остается слегка согнутым. Сокращение скелетных мышц возникает как ответ на нервные импульсы, идущие от специальных клеток – мотонейронов. Непосредственное управление скелетными мышцами, за исключением мышц лица, выполняется мотонейронами спинного мозга, среди которых различают крупные клетки – альфа-мотонейроны и мелкие – гамма-мотонейроны. От альфа-мотонейронов отходят толстые быстропроводящие волокна; импульсы от них ведут к сокращению скелетных мышечных волокон. Тонкие волокна гамма-мотонейронов не вызывают сокращения мышц. Они направляются к проприорецепторам — мышечным веретенам и информируют мозг о выполнении движений. Существуют также промежуточные нейроны, которые координируют деятельность мотонейронов в спинном мозге. Связь мотонейрона с мышцами осуществляется через аксоны. Мотонейрон, его аксон и мышечные волокна, иннервируемые этим аксоном, составляют вместе двигательную единицу (ДЕ). Способность человека дифференцировать интенсивность мышечного сокращения путем включения минимально необходимого количества двигательных единиц является одной из важнейших реакций адаптации мышц и в значительной мере обусловлено эффективностью внутримышечной координации. Другим направлением адаптации мышц является улучшение межмышечной координации, связанное с совершенствованием деятельности мышц-агонистов: • мышц-синергистов, способствующих выполнению движения; • мышц-антагонистов, препятствующих выполнению движения. Рациональная координация работы этих групп мышц не только обеспечивает высокую силу и скорость сокращения, но и обусловливает экономичность работы, так как устраняется излишняя напряженность мышц-антагонистов. Высший контроль тонической и сократительной активности мышц осуществляет кора больших полушарий. С ее участием происходит выбор наиболее целесообразных для данного момента позы и структуры произвольных движений. Управление работой мышц на уровне центральной нервной системы происходит от двигательного центра головного мозга к спинному мозгу и через периферический нерв – к мышцам, например сгибателям предплечья. На уровне спинного мозга происходит сложная координация деятельности множества скелетных мышц: • вовлечение в синхронную активность мышц-синергистов; • одновременное реципрокное торможение мышц-антагонистов; • регуляция напряжения мышц; • организация перекрестных и шаговых движений и др. Методы силовой тренировки Для увеличения силы отдельных мышц или группы мышц необходимо производить усилия, превышающие привычный уровень. Эта концепция базируется на принципе сверхнагрузки, что достигается за счет применения упражнений с прогрессивно увеличивающимся сопротивлением. Например, когда человек легко справляется с упражнением на развитие силы, следует увеличить силу сопротивления (тяжесть нагрузки) для достижения последующего прироста силы. Действие этого принципа осуществляется за счет трех параметров: • нагрузки – общего веса поднимаемого отягощения в килограммах; • количества повторений упражнения без перерывов на отдых; • количества серий повторений одного и того же упражнения. Силовая тренировка базируется на особенностях различных режимов работы мышц, среди которых можно выделить следующие: • динамический концентрический (преодолевающий); • динамический эксцентрический (уступающий); • изометрический (статический); • метод визуализации в силовой тренировке. Основой изометрического, или статического, метода является напряжение мышц без изменения их длины при неподвижном положении сустава. Этот метод был очень популярен в 50–60-х гг. прошлого века. В настоящее время он используется в оздоровительной тренировке редко. Выяснилось, что длительное использование изометрических нагрузок приводит к значительному разрастанию внутримышечной соединительной ткани, что увеличивает прочность (жесткость) мышц, но снижает их эластичность. Так как движение конечности отсутствует, прирост силы осуществляется только при определенном угле ее сгибания, при котором выполняется упражнение и величина прироста силы оказывается неодинаковой во всем диапазоне движения. Статическое напряжение при тренировке с использованием отягощений большого веса вызывает значительное повышение артериального давления, что, естественно, может быть опасно в системе оздоровительных занятий. Среди преимуществ данного метода нужно отметить возможность интенсивного локального воздействия на отдельные мышечные группы. Динамический концентрический, или преодолевающий, метод основан на выполнении двигательных действий с акцентом на преодолевающий характер работы мышц, т.е. с одновременным напряжением и сокращением мышц. При выполнении упражнений с традиционными отягощениями, которые широко применяются в занятиях аэробикой, а именно со штангой, гантелями, различного веса манжетами, сопротивление является постоянным на протяжении всего движения. В то же время силовые возможности человека в различных фазах движения изменяются в связи с изменением величин рычагов приложения силы. За счет рационального подбора упражнений, изменения скорости выполнения упражнений, количества повторений, величины отягощения можно создать хороший силовой фундамент, эффективно развивать силовую выносливость. Динамический эксцентрический, или уступающий, метод используется в основном в спорте высших достижений. Выполнение упражнений в данном режиме связано с высокой нагрузкой на суставы и связки и опасностью травматизма, поэтому он практически не применяется в чистом виде в оздоровительной тренировке. При тренировке с большими отягощениями и небольшим количеством повторений упражнений в одном подходе в выполнении движений участвуют главным образом быстрые мышечные волокна, и энергия производится анаэробным путем. В оздоровительной тренировке используется также динамический концентрический метод с изометрическим компонентом. Такой смешанный тип работы мышц часто называют статодинамическим: например, поднимание и поддержание груза (это может быть и вес собственного тела) по широкой амплитуде с остановками {метод промежуточных напряжении). Он часто применяется для тонизации мышц спины, брюшного пресса в аэробике. Следует отметить, что упражнения с отягощением, составляющим 20–30% от максимальной силы, не способствуют развитию этого качества. Критический порог напряжения, обеспечивающий повышение максимальной силы для нетренированных, лежит в пределах 50–70% от максимальных возможностей для соответствующего упражнения. Метод визуализации в силовой тренировке. В процессе силовой тренировки большое значение придается осознанию выполняемого движения, визуализации. Например, при отсутствии у вас такого оборудования, как бодибары, вы можете использовать обычную гимнастическую палку, которая позволит улучшить осанку, подвижность суставов, позвоночника, а имитация движений по указанию преподавателя: «Представьте, что вы работаете со штангой!» – прекрасный способ научиться управлять своим телом, визуализировать тот или иной образ, концентрироваться на своих мышцах и произвольно управлять ими. В оздоровительной аэробике наиболее приемлемым является динамический концентрический метод (аэробно-силовой вариант). Дифференцируя систему оздоровительной силовой тренировки, можно выделить несколько ступеней: • первая – базовая обще оздоровительная ступень; • вторая – тренировка с ориентацией на силовую выносливость; • третья – силовая тренировка, способствующая увеличению абсолютной силы мышц (собственно-силовые качества). Дальнейший путь ведет на вершину пирамиды – к спорту высших достижений, бодибилдингу, тренингу со спортивной ориентацией, например спортивной аэробике. Мышечная тренировка и техника движений Эффективность упражнений силовой подготовки во многом зависит от правильной техники выполнения движений. Рассмотрим это на примере укрепления мышц живота, развитие которых имеют большое значение в физиологии и анатомии движения. Когда человек просыпается и поднимается с постели, эти мышцы начинают работать первыми. Они помогают сохранять вертикальное положение туловища, соблюдая правильную осанку, и держат грудную клетку в таком положении, которое обеспечивает правильное дыхание. Большая нагрузка на мышцы живота ложится и при занятиях различными видами спорта и оздоровительной физкультурой. Технически правильное выполнение упражнений для их развития требует соблюдения следующих правил: 1. Необходимо соблюдать правильное исходное положение: наиболее рациональным и.п. является положение лежа на спине, колени согнуты, стопы на полу, руки согнуты в стороны, кисти за головой, одна кисть лежит на другой. 2. Поясница должна быть прижата к полу, живот втянут, голова не наклоняется вперед. 3. При подъеме туловища делается выдох, в и.п. – вдох. Если правильная техника нарушается, то выполнение упражнений плохо влияет на здоровье. Так, подъем спины на угол выше 40° может привести к болям в пояснице и даже к травмам. При подъеме выше 40° мышцы живота перестают работать, в то же время создается слишком большая нагрузка на межпозвоночные диски в зоне поясницы. Позвонки давят на одну сторону межпозвоночного диска, напряжение распределяется неравномерно, что может в конечном счете привести к грыжам в поясничной части позвоночника. Надавливание руками на затылок и наклон головы вперед приводят к перенапряжению мышц шеи, что также нежелательно. Поэтому столь важны знания динамической анатомии для тренеров по аэробике. Осложнения при занятиях силовой тренировкой В процессе силовой тренировки мы часто сталкиваемся с проблемой мышечных болей, которые могут появиться через несколько часов, вызывая дискомфорт и чувство страха, особенно у начинающих. Причиной является передозировка на занятиях. В этом случае следует выполнить упражнения на растягивание тех групп мышц, в которых возникли болевые ощущения, посетить сауну, сделать массаж, и через 3–5 дней можно продолжить занятия. При возникновении болей в суставах, особенно в области позвоночника, следует обязательно обратиться к врачу для выяснения причин. Без разрешения врача приступать к дальнейшим занятиям не следует. Особенности силовой тренировки с детьми и подростками Силовая тренировка с детьми 6–11 лет носит легкий игровой характер. В программу занятий аэробикой включаются самые простые упражнения для различных частей тела с отягощением лишь собственным весом. Специалистами разработаны легкие тренажеры для детей, которые не усложняют выполнение движений, а носят игровой характер. Однако они применяются лишь в фитнес-клубах премиум-класса и пока недоступны для общеобразовательных школ. Лишь после 12—13 лет, учитывая уровень биологической зрелости ребенка, можно применять силовые нагрузки общеоздоровительного характера. Для повышения нагрузки при выполнении упражнений на силу, оказания помощи учащимся и повышения эмоциональности занятий возможно применять некоторые упражнения кондиционной гимнастики в парах и лишь при работе с детьми старше 14 лет приступить к собственно силовым тренировкам. Однако не рекомендуется резко поднимать тяжести и выполнять упражнения, при которых позвоночник работает на сжатие и кручение. Подростки в возрасте от 16 лет могут постепенно и осторожно вводить эти упражнения в свои тренировочные программы. Опасными для детей моложе 16 лет считаются приседания со штангой на плечах, жимы ногами и становая тяга. Следует применять упражнения, где нагрузкой является их собственный вес: отжимания от пола и на брусьях, подтягивания и др. Эти упражнения великолепно развивают верхнюю половину тела. О единичных упражнениях с использованием максимального веса не может быть и речи, так же как о форсированных и негативных повторениях и тому подобных приемах. При проведении силовой тренировки следует обязательно учитывать биологический возраст ребенка. Методы тренинга для взрослых могут нанести ему непоправимый вред. Для обеспечения безопасности и предотвращения злоупотреблений подростки должны тренироваться под наблюдением инструктора, который должен регулярно проверять, насколько подходит им их тренировочная программа. Не следует поддаваться соблазну и брать на вооружение неразумные, опасные программы. Мы специально уделяем внимание этому вопросу, поскольку среди культуристов, жалующихся на медленный рост мышц, немало подростков. Они могут совершить серьезные ошибки, решив, что все их неудачи связаны только с погрешностями методики. В действительности же все дело в возрасте. Сегодня популярны сплиты, включающие 4–5 тренировок в неделю. Однако применять их могут лишь профессиональные атлеты, сознательно ограничивающие побочные нервные перегрузки. Подросткам же достаточно заниматься 2–3 раза в неделю, чтобы достичь заметного мышечного роста. Для них рекомендуются следующие типы занятий: 1) групповые (под музыку или без музыки, серийно-поточным методом): • только на силу; • комплексные: 2) классическая аэробика + сила; · степ + сила; · хип-хоп + сила и т.п.; 2)круговые тренировки;
3) индивидуальные занятия.
Учитывая специфику работы в школе, рекомендуется чаще проводить групповые занятия. Силовые уроки могут быть направлены на все группы мышц или только на мышцы брюшного пресса и ног. Нагрузка достигается за счет увеличения количества повторений, амплитуды движения, применения отягощений, амортизаторов. Силовые уроки с использованием отягощений При выполнении упражнений рекомендуется применять определенный двигательный ритм. Разберем это на примере такого движения, как сгибание – разгибание рук вперед: • сгибание на 4 счета, разгибание на 2 счета; • сгибание на 3 счета, разгибание на 1 счет; • сгибание на 2 счета, разгибание на 2 счета; • сгибание на 2 счета, разгибание на 1 счет. Оно может выполняться в отдельных случаях слитно или же с обозначенной паузой на каждый счет сгибания. Удержание позы в положении максимального напряжения мышц производится на 8-й или 4-й счет в зависимости от целей тренировки, контингента и возраста занимающихся, уровня их физической подготовленности. Возможно выполнение пружинистых движений по малой амплитуде под разным углом сгибания руки (статодинамический режим тренировки). По аналогичной схеме выполняются и другие типы движений: отведение – приведение руки, ноги и т.д. Дизайн силового урока
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |