Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологиче­ские особенно­сти старения




Особенности методики проведения занятий с пожилыми людьми

Возраст человека определяется тремя парамет­рами:

- паспортным возрастом, характеризуемым сроками фактически прожитой жизни, от момента рождения до какого-либо дня;

- биологическим возрастом, который отли­чается от паспортного и определяется биологи­ческим состоянием, уровнем здоровья, физиче­скими кондициями, внешним видом индивида и т.д.;

- социальным возрастом, который является наиболее сложной категорией и связан с ощуще­нием себя в постоянно изменяющихся обществен­ных ситуациях, социально молодым является тот, кто живо реагирует на процессы, происходящие в обществе, и постоянно стремится к самоутвержде­нию и созданию социальных ценностей.

Поэтому проблема сохранения своего соци­ального статуса в старшем возрасте появляется у людей, которые на протяжении всей своей жизни имели ту или иную категорию ценностей (духов­ных, интеллектуальных, материальных), опреде­лявших их образ жизни и ту систему ценностных ориентации, которую они пытаются сохранить до­статочно длительное время.

Для того чтобы правильно разобраться и оце­нить состояние человека старшего возраста, необ­ходимо проанализировать особенности его биоло­гического и психического развития.

Старение - это длительный биологический процесс снижения функциональных возможно­стей организма. Старость -это одна из стадий онтогенеза.

С возрастом замедляются приспособительные возможности функциональных систем организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности что приводит к возникновению ряда заболеваний причинами которых являются наследственные факторы, гиподинамия, адиномия, социально-бы­товые условия, травмы, вредные привычки и др.

Изменения в состоянии нервной системы свя­заны с изменением баланса процессов возбужде­ния и торможения, силой их протекания, затруд­нением образования новых двигательных стерео­типов, уменьшением вариативности двигательных навыков.

С возрастом ослабевает сократительная функ­ция миокарда, снижается эластичность кровенос­ных сосудов, утолщается их оболочка, уменьшает­ся просвет, следовательно, ухудшается снабжение кровью сердца и других органов и систем, появля­ются признаки возрастной гипертонии. В связи с этим противопоказаны чрезмерные физические нагрузки, резкое охлаждение, сильное эмоцио­нальное возбуждение. Восстановительные процес­сы после физической нагрузки протекают значи­тельно медленнее. Частота сердечных сокращений в покое снижается до 50-55 ударов в минуту. Пока­затели артериального давления в норме в 50-60 лет равны - 140/90, в 60-70 лет - 150/90 мм рт.ст.

В старшем возрасте ухудшается эластичность легочной ткани, ослабевают дыхательные мышцы, снижается подвижность грудной клетки, умень­шается легочная вентиляция.

Что касается опорно-двигательного аппарата, то можно говорить о снижении эластичность свя­зок, сужении суставных полостей. Появления различных образований вокруг суставов, разрыхления костной ткани, деформации позвоночного столба (кифосколиозы).

Обменные процессы в организме с возрастом протекают менее интенсивно, замедляется проте­кание окислительных реакций, ухудшается пище­варение, что объясняется ослаблением перисталь­тики желудочно-кишечного тракта, возникают проблемы с "лишним весом", изменяется теплорегуляция организма, увеличивается продолжитель­ность процессов восстановления.

Что касается физических и двигательных кон­диций лиц старшего возраста, то отмечается сни­жение общей работоспособности, быстроты и точности двигательных действий, отмечается дискоординация движений, снижение амплитуды дви­жений, вызванное изменениями, происходящими в суставах. Двигательные навыки формируются достаточно медленно.

Каким образом человек может противостоять процессам увядания? Значение использования средств физической культуры и спорта, оздорови­тельных сил природы в укреплении здоровья, под­держании работоспособности известно и доказано давно. Необходимо лишь выбрать адекватный для человека режим двигательной активности.

При составлении индивидуальных программ оздоровительной тренировки для поддержания творческого и физического долголетия следует придерживаться следующих социокультурных и психолого-педагогических условий:

- подбор упражнений и режимы их выполне­ния должны обеспечить замедление процессов возрастной инволюции, сохранять здоровье и фи­зические кондиции;

- подбор упражнений и техника их выполне­ния должны удовлетворять разнообразию жизнен­ных ситуаций и потребностей людей старшего по­коления с учетом направленности использования средств физической культуры;

- специальные двигательные режимы и уча­стие в них людей пожилого возраста должны со­провождаться формированием образованности в сфере физической культуры, повышением соци­альной компетентности, развитием творчества и самоорганизацией деятельности, способствующей развитию взаимопонимания и контактов между людьми;

- специальные двигательные режимы во всех без исключения случаях должны удовлетворять нравственно-этическим и эмоциональным по­требностям пожилого человека, а оценка их эффе­ктивности должна носить личностно-ориентированный гуманистический характер;

- занятия по индивидуальным оздоровитель­ным программам должны сопровождаться само­познанием своих психических, нейродинамических, энергетических и двигательных способно­стей и усвоения их значимости для адаптации к процессам социальной, профессиональной дея­тельности и среды окружения.

Для людей старшего поколения достаточно привлекательными являются оздоровительные за­нятия силовой направленности, так как именно они создают предпосылки к появлению уверенно­сти в своих действиях, определяют повышенный интерес к процессу самих занятий, способствуют достаточно быстрому наращиванию и восстанов­лению мышечной массы.

Остановимся на некоторых методических приемах развития силовых способностей у людей старшего поколения. Известно, что силовые уп­ражнения с большими отягощениями использу­ются чрезвычайно редко, особенно для людей старшего поколения, не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Упражне­ния с большими отягощениями способствуют за­держке дыхания, вызывают эффект натуживания, приводящий к гипоксическому состоянию, что противопоказано для людей имеющих некоторые отклонения в состоянии здоровья. Наиболее при­емлемым для них является многократное повторе­ние упражнений с малыми и средними весами. Эти упражнения стимулируют обмен веществ в организме, а при условии правильного питания происходит быстрое наращивание мышечной мас­сы. Преимущества силовых упражнений связаны с избирательностью их воздействия на различные мышечные группы: ног, рук, спины или живота.

При использовании силовых упражнений с малыми и средними отягощениями необходимо соблюдать следующие правила:

1. Силовые упражнения начинать выполнять после разминки, постепенно увеличивая вес отя­гощения или силу сопротивления.

2. Рекомендуется проводить тренировку 2-3 раза в неделю, специальные силовые упражнения должны составлять около 20-25% от времени од­ного занятия.

3. В одно занятие выполняется несколько се­рий упражнений до утомления, отдых пропорцио­нален удвоенному периоду мышечной работы.

Для развития и тренировки силовых способ­ностей используются различного рода отягоще­ния, в качестве которых могут использоваться как вес собственного тела, так и различные тренаже­ры. Для индивидуальных и групповых занятий це­лесообразно использовать амортизаторы различ­ной жесткости, мягкие гантели и специальные мя­чи. Разнообразие используемого оборудования позволит разнообразить занятия и повысить инте­рес к ним.

Практика показывает, что силовые упражне­ния, основанные на быстром чередовании мы­шечных напряжений с расслаблением, сопровож­даются эмоциональным возбуждением, активиза­цией внешнего дыхания, системы кровообраще­ния, что собственно и оказывает оздоровительный эффект и формирует способность людей приспо­сабливаться к быстро изменяющейся жизненной ситуации.

Немаловажное значение в оздоровительной тренировке для лип старшего возраста имеют уп­ражнения, направленные на поддержание функции равновесия, координации движений, гибкости.

Особую привлекательность представляют за­нятия в водной среде (бассейне). В уроки включа­ются элементы аква-аэробики, различных способов плавания, релаксационные упражнения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.