Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление плана работы




Содержание и способы оформления теоретической главы.

Апробация результатов исследования

 

Этот пункт введения содержит информацию о том, на базе какого детского дошкольного учреждения (центра развития ребёнка, изостудии), какого города, округа, департамента и пр. осуществлялась экспериментальная работа.

Если студент принимал участие в работе научных конференции, выступал с докладами на пленарных заседаниях или на заседаниях секции кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, то в пункте об апробации результатов исследования этот момент обязательно отражается. Указывается название, дата и место проведения конференции.

Например:

Промежуточные результаты обсуждались:

- На практических занятиях, консультациях для воспитателей в Центре Развития Ребенка - детском саду №1515 г. Москвы

- На студенческой научно-практической конференции факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, на секции «Изобразительное искусство с методикой преподавания» кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста 21 апреля 2005 года.

 

 


 

 

 

Первый раздел (первая глава) любой квалификационной работы (курсовой, специальной выпускной, дипломной), как правило, посвящается теоретическому анализу научных источников и литературы с целью определения основных направлений научно-исследовательской работы учёных в рамках выбранной проблемы.

Студенту, чтобы отчётливо представить основные направления своего собственного научного поиска, конкретизировать тему исследования, необходимо проделать значительную работу по анализу научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта, современного состояния разработанности проблемы и др.

Исследования, связанные с изучением изобразительного творчества, имеют свою специфику и особенности, поскольку для полноценного раскрытия сформулированной темы и проблемы исследования важно не просто рассмотреть различные виды детской изобразительной деятельности. Важно изучить эстетические, искусствоведческие основы того вида искусства, к которому относится выбранный вид детского творчества.

Опыт руководства курсовыми и выпускными работами показывает, что это вызывает большие затруднения у студентов. Отсутствие умения искать, систематизировать и анализировать научные источники и литературу, приводит к нарушению логики изложения материалов исследования, отсутствию смыслового единства, многочисленным повторам. Нередким бывает и поверхностное изложение. Как избежать этих проблем?

Рассмотрим основные особенности и этапы работы по оформлению теоретического материала.

Чтобы знать с чего начать работу над курсовой или дипломом, студентам стоит сначала осознать тему, то есть понять, чем же, собственно она заинтересовала и увлекла. Это осмысление поможет сформулировать положения об актуальности исследования, а также продумать последовательность работы.

Первым этапом подготовки к оформлению квалификационной работы будет составление примерного плана работы (как теоретической части исследования, так и практической). Опираясь на название темы, активно используя слова из её формулировки, необходимо составить несколько пунктов (тезисов) содержания работы, отражающих научные интересы и предпочтения самого студента.

Совместно с научным руководителем на основе такого примерного плана разрабатывается план - опорная схема, составные части которой должны логично и последовательно перечислять основные направления исследования

Итак, рассмотрим процесс составления плана дипломной работы на конкретном примере.

Для работ по дисциплине «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» может быть выбрана такая тема: «Использование произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях аппликацией с детьми 4-5 лет» (возрастная группа может быть любой).

При указанной формулировке темы ее план может выглядеть следующим образом:

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей использования произведений декоративно-прикладного искусства в аппликационной деятельности детей дошкольного возраста.

1.1 Особенности декоративно-прикладного искусства.

1.2 Значение аппликации в развитии детей среднего дошкольного возраста

1.3 Психологические основы восприятия произведений искусства детьми 5-го года жизни

1.4 Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей использования произведений декоративно-прикладного искусства в аппликациях детей 4-5 лет.

2.1. Анализ состояния проблемы в практике работы дошкольного учреждения (констатирующий этап)

2.2. Методы и приёмы использования произведений декоративно-прикладного искусства в аппликациях детей 4-5 лет

2.3 Педагогические рекомендации по организации аппликационной деятельности детей среднего дошкольного возраста с использованием произведений декоративно-прикладного искусства

Выводы

Список литературы

Приложение

 

Предполагается, что каждый из пунктов этого плана раскроет одну из граней изучаемой проблемы, а все в комплексе – представят целостное исследование. Но даже при таком составлении плана можно упустить в содержании отдельных пунктов некоторые важные или основополагающие моменты. Поэтому студентам настоятельно рекомендуем в рабочем порядке (то есть для себя) ещё больше «раскрыть» каждый из пунктов, сформулировать рабочий план или план развернутого содержания.

«Развернутый план формально выражает развитие логики мысли»[18]. Главное, что должны знать студенты при составлении плана, – это то, что логика изложения материала всегда должна идти в направлении от общего к частному.

Развернутый план реализуется в разбивке текста сначала на крупные блоки: введение, глава 1, глава 2, заключение (выводы), список литературы, приложение. Основные разделы плана (главы 1 и 2, несущие наибольшую смысловую нагрузку) могут делиться на более мелкие пункты, а они, в свою очередь, на еще более мелкие подпункты.

Продолжим конкретизировать приведённый ранее план и «развернём» для примера пункты теоретической главы:

1.1 Особенности декоративно-прикладного искусства.

· Понятие декоративно-прикладного искусства.

· Особенности и средства выразительности декоративно-прикладного искусства;

· Характерные виды и произведения декоративно-прикладного искусства (чаще всего используемые в работе с детьми).

· Обоснование значения декоративно-прикладного искусства в развитии детей.

1.2 Значение аппликации в развитии детей среднего дошкольного возраста …

· Особенности аппликации как вида декоративно-прикладного искусства (ДПИ): средства выразительности аппликаций, материалы, техники.

· Особенности и значение сенсорного развития ребенка на занятиях аппликацией.

· Задачи обучения детей аппликации на основе программных документов.

· Обзор исследований, статей в журналах, где раскрываются особенности использования ДПИ в работе с дошкольниками.

1.3 Психологические основы восприятия произведений искусства детьми 5-го года жизни

· Особенности детского восприятия;

· Значение рассматривания предметов и объектов искусства для развития восприятия и представлений дошкольников.

1.4. Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях.

· Обзор и анализ исследований педагогов по теме аппликация, даже если они не про ДПИ

· Обзор и анализ исследований педагогов по изобразительной деятельности, если они связаны с использованием ДПИ на занятиях

· Анализ нескольких программ воспитания и обучения (комплексных и специальных).

Такой подробный развернутый план иногда называют «план-гармонь», поскольку его можно «свернуть» или «развернуть» (как меха гармошки) и «сыграть» по нему, как по нотам, мелодию, обозначенную в формулировке темы.[19]

Итак, при составлении плана необходимо помнить следующее:

1) Приступая к составлению плана работы над курсовой или дипломной необходимо основываться на названии темы;

2) В названиях глав и параграфов следует использовать слова (фразы) из формулировки темы;

3) В изложении материала следует придерживаться принципа «от общего к частному»;

4) В рабочем плане как можно более подробно «раскрыть» каждый из пунктов;

5) Помнить, что все составные части плана исследования должны быть логически взаимосвязаны, объединены ведущей идеей, темой исследования.

Полагаем, что придерживаясь данных рекомендаций, студенты самостоятельно смогут справиться с такой непростой задачей, как составление плана работы.

 

Создав качественный план своей работы, студент сможет решить по сути две задачи. Во-первых, хорошо представит последовательность работы над курсовой или дипломом. А, во-вторых, на основе плана составит полноценное оглавление (Приложение _).

Оглавление должно быть в любой работе. Обычно оглавление представлено в виде плана свернутого (сжатого) содержания, такого, как рассматриваемый выше план – опорная схема (стр.24-25). Однако студентам стоит обратить внимание на формулировки каждого из пунктов оглавления. Они не должны в точности повторять название квалификационной работы. Это очень распространённая ошибка в оформлении.

«Оглавление выполняет функцию указателя глав, разделов, параграфов работы. Логичным является расположение оглавления в начале курсовой или выпускной работы. Это связано с тем, что на оглавление, прежде всего, возлагается информационная нагрузка. То есть читатель, открыв работу, сразу сможет увидеть основные элементы и содержание квалификационной работы и место (страницы), на которых тот или иной, интересующий его материал, размещён»[20].

 

При составлении оглавления важно запомнить следующее:

 

1) Оно должно напоминать план - опорную схему, то есть не быть излишне развёрнутым;

2) Ни одно из названий глав или пунктов не должны полностью совпадать с названием всей курсовой или выпускной работы;

3) В оглавлении обязательно указываются страницы каждого пункта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.