КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составление плана работы
Содержание и способы оформления теоретической главы. Апробация результатов исследования
Этот пункт введения содержит информацию о том, на базе какого детского дошкольного учреждения (центра развития ребёнка, изостудии), какого города, округа, департамента и пр. осуществлялась экспериментальная работа. Если студент принимал участие в работе научных конференции, выступал с докладами на пленарных заседаниях или на заседаниях секции кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, то в пункте об апробации результатов исследования этот момент обязательно отражается. Указывается название, дата и место проведения конференции. Например: Промежуточные результаты обсуждались: - На практических занятиях, консультациях для воспитателей в Центре Развития Ребенка - детском саду №1515 г. Москвы - На студенческой научно-практической конференции факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, на секции «Изобразительное искусство с методикой преподавания» кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста 21 апреля 2005 года.
Первый раздел (первая глава) любой квалификационной работы (курсовой, специальной выпускной, дипломной), как правило, посвящается теоретическому анализу научных источников и литературы с целью определения основных направлений научно-исследовательской работы учёных в рамках выбранной проблемы. Студенту, чтобы отчётливо представить основные направления своего собственного научного поиска, конкретизировать тему исследования, необходимо проделать значительную работу по анализу научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта, современного состояния разработанности проблемы и др. Исследования, связанные с изучением изобразительного творчества, имеют свою специфику и особенности, поскольку для полноценного раскрытия сформулированной темы и проблемы исследования важно не просто рассмотреть различные виды детской изобразительной деятельности. Важно изучить эстетические, искусствоведческие основы того вида искусства, к которому относится выбранный вид детского творчества. Опыт руководства курсовыми и выпускными работами показывает, что это вызывает большие затруднения у студентов. Отсутствие умения искать, систематизировать и анализировать научные источники и литературу, приводит к нарушению логики изложения материалов исследования, отсутствию смыслового единства, многочисленным повторам. Нередким бывает и поверхностное изложение. Как избежать этих проблем? Рассмотрим основные особенности и этапы работы по оформлению теоретического материала. Чтобы знать с чего начать работу над курсовой или дипломом, студентам стоит сначала осознать тему, то есть понять, чем же, собственно она заинтересовала и увлекла. Это осмысление поможет сформулировать положения об актуальности исследования, а также продумать последовательность работы. Первым этапом подготовки к оформлению квалификационной работы будет составление примерного плана работы (как теоретической части исследования, так и практической). Опираясь на название темы, активно используя слова из её формулировки, необходимо составить несколько пунктов (тезисов) содержания работы, отражающих научные интересы и предпочтения самого студента. Совместно с научным руководителем на основе такого примерного плана разрабатывается план - опорная схема, составные части которой должны логично и последовательно перечислять основные направления исследования Итак, рассмотрим процесс составления плана дипломной работы на конкретном примере. Для работ по дисциплине «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» может быть выбрана такая тема: «Использование произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях аппликацией с детьми 4-5 лет» (возрастная группа может быть любой). При указанной формулировке темы ее план может выглядеть следующим образом: Введение Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей использования произведений декоративно-прикладного искусства в аппликационной деятельности детей дошкольного возраста. 1.1 Особенности декоративно-прикладного искусства. 1.2 Значение аппликации в развитии детей среднего дошкольного возраста 1.3 Психологические основы восприятия произведений искусства детьми 5-го года жизни 1.4 Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей использования произведений декоративно-прикладного искусства в аппликациях детей 4-5 лет. 2.1. Анализ состояния проблемы в практике работы дошкольного учреждения (констатирующий этап) 2.2. Методы и приёмы использования произведений декоративно-прикладного искусства в аппликациях детей 4-5 лет 2.3 Педагогические рекомендации по организации аппликационной деятельности детей среднего дошкольного возраста с использованием произведений декоративно-прикладного искусства Выводы Список литературы Приложение
Предполагается, что каждый из пунктов этого плана раскроет одну из граней изучаемой проблемы, а все в комплексе – представят целостное исследование. Но даже при таком составлении плана можно упустить в содержании отдельных пунктов некоторые важные или основополагающие моменты. Поэтому студентам настоятельно рекомендуем в рабочем порядке (то есть для себя) ещё больше «раскрыть» каждый из пунктов, сформулировать рабочий план или план развернутого содержания. «Развернутый план формально выражает развитие логики мысли»[18]. Главное, что должны знать студенты при составлении плана, – это то, что логика изложения материала всегда должна идти в направлении от общего к частному. Развернутый план реализуется в разбивке текста сначала на крупные блоки: введение, глава 1, глава 2, заключение (выводы), список литературы, приложение. Основные разделы плана (главы 1 и 2, несущие наибольшую смысловую нагрузку) могут делиться на более мелкие пункты, а они, в свою очередь, на еще более мелкие подпункты. Продолжим конкретизировать приведённый ранее план и «развернём» для примера пункты теоретической главы: 1.1 Особенности декоративно-прикладного искусства. · Понятие декоративно-прикладного искусства. · Особенности и средства выразительности декоративно-прикладного искусства; · Характерные виды и произведения декоративно-прикладного искусства (чаще всего используемые в работе с детьми). · Обоснование значения декоративно-прикладного искусства в развитии детей. 1.2 Значение аппликации в развитии детей среднего дошкольного возраста … · Особенности аппликации как вида декоративно-прикладного искусства (ДПИ): средства выразительности аппликаций, материалы, техники. · Особенности и значение сенсорного развития ребенка на занятиях аппликацией. · Задачи обучения детей аппликации на основе программных документов. · Обзор исследований, статей в журналах, где раскрываются особенности использования ДПИ в работе с дошкольниками. 1.3 Психологические основы восприятия произведений искусства детьми 5-го года жизни · Особенности детского восприятия; · Значение рассматривания предметов и объектов искусства для развития восприятия и представлений дошкольников. 1.4. Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях. · Обзор и анализ исследований педагогов по теме аппликация, даже если они не про ДПИ · Обзор и анализ исследований педагогов по изобразительной деятельности, если они связаны с использованием ДПИ на занятиях · Анализ нескольких программ воспитания и обучения (комплексных и специальных). Такой подробный развернутый план иногда называют «план-гармонь», поскольку его можно «свернуть» или «развернуть» (как меха гармошки) и «сыграть» по нему, как по нотам, мелодию, обозначенную в формулировке темы.[19] Итак, при составлении плана необходимо помнить следующее: 1) Приступая к составлению плана работы над курсовой или дипломной необходимо основываться на названии темы; 2) В названиях глав и параграфов следует использовать слова (фразы) из формулировки темы; 3) В изложении материала следует придерживаться принципа «от общего к частному»; 4) В рабочем плане как можно более подробно «раскрыть» каждый из пунктов; 5) Помнить, что все составные части плана исследования должны быть логически взаимосвязаны, объединены ведущей идеей, темой исследования. Полагаем, что придерживаясь данных рекомендаций, студенты самостоятельно смогут справиться с такой непростой задачей, как составление плана работы.
Создав качественный план своей работы, студент сможет решить по сути две задачи. Во-первых, хорошо представит последовательность работы над курсовой или дипломом. А, во-вторых, на основе плана составит полноценное оглавление (Приложение _). Оглавление должно быть в любой работе. Обычно оглавление представлено в виде плана свернутого (сжатого) содержания, такого, как рассматриваемый выше план – опорная схема (стр.24-25). Однако студентам стоит обратить внимание на формулировки каждого из пунктов оглавления. Они не должны в точности повторять название квалификационной работы. Это очень распространённая ошибка в оформлении. «Оглавление выполняет функцию указателя глав, разделов, параграфов работы. Логичным является расположение оглавления в начале курсовой или выпускной работы. Это связано с тем, что на оглавление, прежде всего, возлагается информационная нагрузка. То есть читатель, открыв работу, сразу сможет увидеть основные элементы и содержание квалификационной работы и место (страницы), на которых тот или иной, интересующий его материал, размещён»[20].
При составлении оглавления важно запомнить следующее:
1) Оно должно напоминать план - опорную схему, то есть не быть излишне развёрнутым; 2) Ни одно из названий глав или пунктов не должны полностью совпадать с названием всей курсовой или выпускной работы; 3) В оглавлении обязательно указываются страницы каждого пункта.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |