КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема исследования
Определение проблемы исследования – это «констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, обусловленная открытием новых фактов, появлением таких новых запросов практики, которые требуют выхода за пределы имеющихся теоретических и методических разработок»[3]. Это сложный педагогический вопрос, требующий научного обоснования и решения. Поскольку в данном пособии рассматриваются вопросы подготовки исследований, связанных с изучением детского изобразительного творчества, соответственно формулировки методологических компонентов имеют свою специфику и особенности. Как правило, специальные выпускные и выпускные квалификационные работы по дисциплине: «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» носят прикладной характер. Поэтому одним из основных вопросов, требующим разрешения, является определение педагогических условий, способствующих наиболее эффективному протеканию различных процессов (обучения, развития, формирования и др.) в различных видах детской художественно-творческой деятельности. Примеры: o Проблема исследования – каковы педагогические условия формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе развития детского изобразительного творчества. o Проблема исследования – каковы педагогические условия, способствующие формированию стилизованных образов растений в рисунках детей 6 – 7 лет. o Проблема исследования: каковы педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста лепке животных. o Проблема исследования - каковы педагогические условия необходимые для развития творчества у детей 5-6 лет в процессе конструирования из различных материалов.
Проблема должна найти отражение в теме исследования. Формулировка темы, выдвижение проблемы и обоснование актуальности исследования позволят студенту ответить на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Цель исследования. Одной из основных характеристик научно исследовательской деятельности является цель исследования. Цель исследования – это «методологическая характеристика исследования; представление о результате. Ставя перед собой цель, исследователь представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат»[4]. Одной из наиболее частых ошибок, которые допускают студенты при определении цели своего исследования, является неконкретная и неточная формулировка. Размышления студентов о том, что педагог, занимающийся с детьми различными видами изобразительной деятельности, безусловно, стремится к достижению главной цели – развитию творчества, приводят к тому, что именно эту формулировку они берут за основу и фиксируют как цель собственной работы. Например, «цель исследования – развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки животных». Но эта формулировка слишком неконкретна для отдельно взятого дипломного исследования. Правильнее будет сформулировать более узкую, точную цель, чтобы в процессе экспериментальной работы была возможность достичь качественных результатов. Цель исследований, направленных на изучение детского изобразительного творчества, может быть такой: определение (выявление, разработка) педагогических условий, которые стимулируют развитие (формирование) знаний, умений, навыков, способностей у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности; разработка нового содержания, форм и методов обучения. Формулировка цели исследования может звучать и так: изучение особенностей методики обучения (либо: формирования, ознакомления, развития)…, а дальше практически полностью воспроизводится тема исследования. Примеры: o Цель: выявление педагогических условий способствующих формированию выразительных образов животных в лепке детей 5 – 7 лет (тема: «Формирование выразительного образа животных посредством лепки в старшем дошкольном возрасте»). o Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих эффективному формированию художественно-творческой активности дошкольников на основе изучения народных промыслов Вятского края (тема: «Формирование художественно-творческой активности дошкольников на основе изучения народных промыслов Вятского края»). o Цель исследования состоит в изучении особенностей методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией (тема: «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией»). В тех случаях, когда речь и в проблеме и в цели исследования идёт о выявлении (определении, поиске) педагогических условий, возможен и очень краткий вариант записи формулировки цели исследования: «Решение данной проблемы являетсяцелью исследования». Например: o Проблема исследования: каковы педагогические условия обучения детей 5-6 лет рисованию растений с натуры. 1 вариант записи формулировки цели исследования может быть таким: Выявление педагогических условий, способствующих обучению детей 5-6 лет рисованию растений с натуры. 2 вариант записи, более короткий: Решение данной проблемы является целью исследования. В некоторых, действительно актуальных в настоящее время темах исследования по развитию художественного творчества у детей дошкольного возраста, формулировка цели исследования может быть связана с выявленным противоречием. И тогда формулируется так: «решение указанного противоречия является целью исследования».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |