Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с научными источниками и литературой




 

Ещё один вопрос, безусловно волнующий каждого студента, приступающего к написанию квалификационной работы – какую литературу следует посмотреть, прочитать, изучить? Этот вопрос студенты считают самым, пожалуй, сложным и важным. Действительно, нельзя недооценивать тот богатый опыт, который уже сложился в теории и практике. продолжить…

Однако выбор источников – это только вершина айсберга. 2/3 трудностей в работе с литературой скрыты от первого и, зачастую, поверхностного взгляда студентов.

Одна из таких проблем – где взять необходимую литературу? Поиск источников, безусловно, начинается в библиотеках. Причёмжелательно руководствоваться принципом «от близкого к далёкому». То есть начинать лучше с библиотечного фонда факультета, а затем, при необходимости, посетить и другие библиотеки (Приложение _).

Как правило, ещё на этапе выбора и обсуждения с научным руководителем темы будущей работы, студенту предлагается базовый список научных источников. Это, так сказать, отправная точка. Причём, студенту совершенно не обязательно отыскивать абсолютно все перечисленные в этом списке книги. И ещё более неправильно просить библиотекаря выдать «всё из этого списка». Необходимо сразу поинтересоваться у преподавателя о наиболее важных, ключевых исследованиях и начать своё ознакомление с проблемой именно с них.

Дальше у студентов должны начаться самостоятельные поиски литературы. Как это делается? Во всех найденных источниках обязательно нужно обращать внимание на библиографии (списки литературы), расположенные, как правило, в конце книги. Названия и выходные данные книг, подходящих по теме исследования или просто заинтересовавших, необходимо записывать. У каждого студента-исследователя обычно формируется своя форма ведения записей (от компьютеров до (к большому сожалению) различных клочков бумаги). Но, на наш взгляд, наиболее удобными для работы с литературными источниками будут блокнот или, так называемая, «цитатная» тетрадь. Именно в ней, в одном месте, будет накапливаться вся приобретаемая информация (о названиях и выходных данных книг; об авторах, их исследованиях и методиках; высказывания учёных и цитаты с указанием страниц; определения, понятия и многое другое).

На основе базового списка «для целенаправленного поиска необходимой литературы используются каталоги библиотек»[21]. Библиотечные каталоги – это своеобразные путеводители по фондам библиотеки. В настоящее время во многих библиотеках имеются три вида каталогов. Два из них традиционны и распространены повсеместно – это систематический и алфавитный каталоги (довольно большие шкафчики с выдвигающимися ящиками, обычно расположены в читальных залах). Третий вид, пока ещё созданный не везде, – это электронный каталог.

o Алфавитный каталог является основой справочного аппарата библиотеки, так как он отражает весь её фонд. Этот каталог организован по алфавитному принципу. Карточки с основным и добавочным (на фамилии соавторов, редакторов, составителей) описанием книг расставляются строго в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий произведений. Этим каталогом удобно пользоваться, если у студента уже есть базовый список источников.

o В систематическом каталоге литература расположена по наукам или областям знания. С помощью систематического каталога можно подобрать книги по какой-либо теме (проблеме), не зная авторов. Карточки в пределах каждого раздела располагаются по алфавиту фамилий авторов или заглавий произведений.

o Электронный каталог (ЭК) библиотеки формируется на весь книжный фонд и одновременно включает в себя библиографическую информацию о книгах, сборниках, брошюрах, электронных изданиях, имеющихся в библиотеке. Электронный каталог от традиционного карточного отличается только формой и принципом работы. Поиск осуществляется по любому признаку – по автору, по заглавию, по предметной рубрике, по году издания, по ключевым словам и др.

 

Систему каталогов дополняют различные картотеки, тематические указатели (например, авторефератов, кандидатских и докторских диссертаций).

Умение пользоваться справочно-библиографическим аппаратом (каталогами, картотеками) библиотеки значительно облегчает поиск необходимой информации.

Что нужно сделать, чтобы найти в библиотеке необходимый материал?

1) Начинать поиск с наиболее важных, ключевых исследований по проблеме квалификационной работы;

2) Если в библиотеке есть электронный каталог, имеет смысл именно с него начать поиск или отбор источников, поскольку поиск будет ускорен;

3) Если известен автор (например, из базового списка), следует обратиться к алфавитному каталогу. Его материалы помогут установить есть ли определенная книга, а также узнать, какие ещё труды этого автора имеются в фондах библиотеки;

4) Чтобы расширить свои представления о степени изученности проблемы и дополнить базовый список литературы, стоит обратиться к систематическому каталогу, просматривая именно те разделы, которые наиболее близки по смыслу к теме квалификационной работы;

5) Выбрав необходимый источник, нужно обязательно выписать фамилию автора, название, место издания, издательство, год издания, а также шифр, помещенный обычно в левом верхнем углу карточки; и уже с этими сведениями обращаться к библиотекарю;

6) Обратить внимание на пометки (обычно в правом нижнем углу), указывающие на количество экземпляров книги и в каком отделе они находятся (абонемент, читальные залы).

 

Кроме библиотек, поиск необходимой литературы может быть осуществлён в методических кабинетах дошкольных учреждений. К их фондам студенты так или иначе обращаются в процессе педагогической практики. Готовясь к повседневным занятиям и открытым просмотрам, студенты могут обратиться за помощью не только к руководителю практики, но и к методисту (старшему воспитателю) ДОУ, к документации и методической литературе методического кабинета. Это ещё одна хорошая возможность найти источники по теме квалификационной работы.

Новые издания, ещё не поступившие в библиотеки, можно найти в продаже. Однако, прежде чем покупать книгу (журнал, брошюру), стоит полистать её, бегло просмотреть текст, постараться определить его важность и необходимость для написания работы. Дело в том, что в последнее время в продаже появилось очень много литературы, которая ориентирована скорее на родителей, чем на педагогов. С одной стороны, такие материалы могут быть полезны своими интересными идеями, тематикой занятий. С другой стороны, во многих из них нет методики, а предлагается лишь алгоритм (последовательность) выполнения отдельного изображения в рисовании, поделки в лепке, конструировании или аппликации. Для написания курсовой или выпускной работы, конечно, более ценными являются методические разработки. Однако право выбора литературы таким способом остаётся у студента.

 

Самой сложной проблемой, с которой сталкиваются студенты, является теоретический анализ научной литературы. И если на вопросы «какую литературу искать?» и «где?», ответы находятся довольно быстро, то вопрос «как проводить анализ текстов?» вызывает наибольшие затруднения.

 

Содержание параграфов теоретической главы

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ... (ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ).

 

1.1. В этом пункте дается теоретическое обоснование с эстетических (искусствоведческих, философских) позиций, с точки зрения того вида искусства, к которому относится выбранный вид детской изобразительной деятельности. Если тема выпускной работы по детской лепке, то рассматриваются особенности искусства скульптуры. Если тема исследования касается аппликации, то следует рассмотреть особенности декоративно-прикладного искусства. Изучая конструктивную деятельность детей дошкольного возраста – определяются основные понятия искусства дизайн (или архитектуры, в зависимости от материала, из которого дети конструируют). В темах о рисовании необходимо коснуться характерных особенностей живописи (если рисование красками) или графики. Изучая философскую, эстетическую литературу, исследования искусствоведов, материалы из справочных изданий (серия “Эстетика”), словарей и т.д. необходимо обратить внимание как на общие вопросы, касающиеся особенностей процесса творчества, так и на специальные – раскрывающие характерные средства выразительности выбранного вида искусства.

В выводах к этому параграфу важно провести параллели с детским творчеством, высказать предположения о доступности дошкольникам выбранной возрастной группы средств выразительности рассматриваемого вида искусства.

1.2. Анализ изучаемого вопроса в исследованиях психологов

В этом пункте теоретической главы затрагиваются вопросы творчества и обучения детей дошкольного возраста. Соответственно, в качестве материалов для изучения выбираются труды психологов, особенно тех, кто специально занимался изучением изобразительной деятельности дошкольников (Венгер Л.А., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Игнатьев Е.И., Киреенко В.И., Котляр В.Ф., Кузин В.С., Лабунская Г. В., Мелик-Пашаев А.А., Мухина В.С., Поддъяков Н.Н., Пономарев Я.A., Теплов Б.М. и др.). В качестве дополнительного материала и освещения более современных подходов психологов к различным проблемам детского творчества можно ознакомиться со статьями журнала «Вопросы психологии».

Помимо анализа статей и монографий, студент должен отчетливо представлять, какая именно проблема ставится в его выпускной работе. Это необходимо, чтобы определить ключевые психологические понятия, требующие подробного освещения в тексте параграфа. Например, в исследованиях, касающихся проблем ознакомления дошкольников с произведениями искусства, следует изучить психологические особенности развития детского восприятия, образной памяти и мышления. В выпускных работах на темы обучения детей разным видам изобразительной деятельности, стоит более внимательно рассмотреть психологические аспекты процессов развития сенсорной чувствительности (сенсорных эталонов), ощущений, восприятия, образных представлений и пространственного мышления, а также воображения, способностей и т.п.

В выводах к этому параграфу следует кратко сформулировать значение выбранного вида изобразительной деятельности для формирования различных психических процессов (перечислить важные для исследования) у детей дошкольного возраста.

 

1.3. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе.

 

В этом пункте даётся обзор исследований педагогов (Ветлугина Н.А., Казакова Р.Г., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и многие др.), материалов журналов “Дошкольное воспитание”, «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Обруч», «Детский сад от А до Я» и др. (за последние 3 – 5 лет). Изучая статьи и исследования, важно помнить формулировку темы своей выпускной работы, чтобы из всех источников выбрать материалы, в основном касающиеся выбранного вида изобразительной деятельности. Особенно важно обращать внимание на предлагаемые авторами педагогические условия для развития изобразительной деятельности дошкольников, способствующие обучению, формированию, развитию у дошкольников определённых навыков и умений; фиксировать наиболее интересные содержание, методы и приёмы обучения.

В обзоре статей журнала «Дошкольное воспитание» и др. можно рассмотреть все материалы, которые касаются ИЗО-деятельности вообще и проблемы исследования в частности. Необходимо проанализировать как теоретические положения, так и рекомендации практиков. Большее внимание следует уделять статьям, наиболее близким по цели, содержанию к теме исследования.

В выводах к этому параграфу надо отметить те интересные педагогические условия, методы и приёмы, которые необходимы для дальнейшего исследования на выбранную тему, раскрытые авторами статей.

В конце I-ой главы нужно сделать Общий вывод. В нём должно содержаться обобщение выводов ко всем параграфам этой главы. Кроме того, нужно сделать плавный переход ко II части исследования, т.е. связать теоретические положения I-ой главы и основные направления предстоящего эксперимента.

 

Например:

«На основе анализа педагогического исследования можно сделать вывод о том, что при соответствующем педагогическом руководстве ребенку старшего дошкольного возраста доступно рисование с натуры. Большую роль в обучении детей играет использование на занятиях произведений искусства, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, предоставление дошкольникам различных изобразительных материалов, чтение художественной литературы, а также соблюдение важного педагогического условия – индивидуального подхода в процессе обучения детей рисованию растений мира природы. Это обусловлено тем, что комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.

Таким образом, мы можем сказать, что поставленный в данном исследовании вопрос является актуальным. Проблема обучения детей рисованию с натуры в педагогической, психологической, эстетической литературе частично раскрыта, поэтому необходимо экспериментальное изучение процесса обучения детей 5 – 6 лет рисованию растений с натуры».

(из дипломной работы Добржанской Н.А.)

Например:

Таким образом, мы подтвердили наше предположение о доступности детям старшего дошкольного возраста эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства. Дошкольники лучше замечают особенности построения узора, красоту цветосочетаний на различных предметах. У них развивается чувство цвета, формы, композиции, постепенно воспитывается художественный вкус.

Также анализ педагогической литературы показал, что в исследованиях многих педагогов, в основном, говорится о необходимости воспитания эстетического отношения к природе, труду, деятельности. К сожалению, о воспитании эстетического отношения к народному декоративно­ прикладному искусству и, в частности, к Жостовскому промыслу, говорится мало. И это лишний раз подчеркивает значимость, актуальность и важность выбранной нами темы.

В подведении итогов теоретической части работы, можно сделать вывод, что проблема стилизации образов растений в декоративном творчестве детей 6-7 лет по мотивам Жостовской росписи недостаточно изучена. И в экспериментальной части работы поставлена цель – изучить эту проблему.

(из дипломной работы Старцевой Т.И.)

 


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ…

 

2.1. Изучение проблемы … (по формулировке темы) в практике дошкольного учреждения (образования).

Анализ проблемы в практике работы дошкольного учреждения.

Тео­ре­ти­че­ский ана­лиз пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ской ли­те­ра­ту­ры по­ка­зал, что су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во взгля­дов на про­бле­му фор­ми­ро­ва­ния вы­ра­зи­тель­но­го об­раза в …., на пе­да­го­ги­че­ские ус­ло­вия, спо­соб­ст­вую­щие это­му про­цес­су. Но вы­ра­зи­тель­ность об­раза в … не рас­смат­ри­ва­лась иссле­до­ва­те­ля­ми ….., вслед­ст­вие че­го на­ми бы­ло пред­при­ня­то экс­пе­ри­мен­таль­ное изу­че­ние обо­зна­чен­ной про­бле­мы.

Ис­сле­до­ва­ние вклю­ча­ло кон­ста­ти­рую­щий, фор­ми­рую­щий, кон­троль­ный экс­пе­ри­мент.

Далее в Вашем тексте пойдет подробное описание только констатирующего этапа эксперимента

.

Констатирующий этап эксперимента.

Его цель должна быть сформулирована очень конкретно. Как правило, цель К.э. - выявление исходного уровня развития каких либо способностей, умений, навыков, а также это может быть уровень сформированности эмоций, чувств, восприятия, памяти, воображения, творчества, знаний, оценки и т.д.

 

Констатирующий этап эксперимента.

· цель, задачи

· описание, методика

· иллюстрация результатов

· распределение детей экспериментальной (контрольной) группы по уровням (на основе уже названных критериев)

· небольшой итог К.э.

 

Наиболее адекватно провести констатирующее исследование поможет работа, проведенная по двум направлениям. Методы могут быть самыми разными, к примеру:

 

с детьми со взрослыми
· беседы · рассматривание иллюстративного или фотоматериалов · рассказы детей · рисование по Вашему заданию · анкетирование · опросы · беседы с воспитателями, методистами, родителями · наблюдение на занятиях  

 

Сначала проводится описание и детальный анализ результатов анкетирования/бесед/наблюдений педагогического процесса, то есть деятельности педагогов (1). Дается качественный и количественный анализ (в % соотношении)

 

Затем также анализируются результаты опросов или анкетирования родителей (2). И только потом идет описание диагностической работы с дошкольниками (3).

 

Например: Ме­то­ди­ка про­ве­де­ния кон­ста­ти­рую­ще­го эта­па со­стоя­ла в сле­дую­щем. С це­лью вы­яв­ле­ния пред­став­ле­ний пе­да­го­гов о про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния вы­ра­зи­тель­ных об­ра­зов; по­ка­за­те­лях эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти об­ра­зов в ри­сун­ках де­тей; о дос­туп­но­сти «эмо­цио­наль­ных эта­ло­нов» де­тям 5-7 лет и ме­то­ди­ке оз­на­ком­ле­ния с ни­ми; о пе­да­го­ги­че­ских ус­ло­ви­ях, спо­соб­ст­вую­щих раз­ви­тию эс­те­ти­че­ских эмо­ций у де­тей, а так­же о спо­со­бах фор­ми­ро­ва­ния эмо­цио­наль­но-вы­ра­зи­тель­но­го об­раза в ри­сун­ках стар­ших до­шко­ль­ни­ков про­ве­де­но ан­ке­ти­ро­ва­ние вос­пи­та­те­лей и пре­по­да­ва­те­лей изо­сту­дий (При­ло­же­ние 1).

(1) Ан­кетировани е про­во­дило­сь в до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях г. Мо­ск­вы №№ 845, 1170, 1233, 1374, 1750), и №8 г. Мы­ти­щи Мо­с­ков­ской об­лас­ти. Получено и про­ана­ли­зи­ро­ва­но бо­лее 250 ан­кет.

Ана­лиз ан­кет по­ка­зал, что боль­шин­ст­во вос­пи­та­те­лей….

В ре­зуль­та­те анализа ан­кет ус­та­нов­ле­но …

Вос­пи­та­те­ли вы­ра­зи­ли раз­ные мне­ния от­но­си­тель­но це­ле­со­об­раз­но­сти…

Кро­ме то­го, нас ин­те­ре­со­ва­ло, как вос­пи­та­те­ли от­но­сят­ся к…

Ан­ке­ти­ро­ва­ние позволило установить, что…

Все это да­ет ос­но­ва­ние по­ла­гать, что вос­пи­та­те­ли име­ют не­пол­ные пред­став­ле­ния о

Та­ким об­ра­зом, под­твер­ди­лось на­ше пред­по­ло­же­ние о не­об­хо­ди­мо­сти раз­ра­бот­ки со­дер­жа­ния и ме­то­ди­ки…

С це­лью вы­яв­ле­ния оп­ти­маль­ных ус­ло­вий для….бы­ло про­ве­де­но на­блю­де­ние бо­лее … за­ня­тий в груп­пах и в изо­сту­ди­ях. Ана­лиз по­ка­зал, что вос­пи­та­те­ли про­яв­ля­ют ин­фор­ми­ро­ван­ность о …., но не­до­оцен­ивают…..

В про­цес­се на­блю­де­ний мы вы­яви­ли не­ко­то­рые пе­да­го­ги­че­ские ус­ло­вия, сти­му­ли­рую­щие, на наш взгляд, твор­че­ские про­яв­ле­ния, ини­циа­ти­ву и са­мо­стоя­тель­ность до­шко­ль­ни­ков. В частности, наиболее эф­фек­тив­ны­ми, с точ­ки зре­ния фор­ми­ро­ва­ния… оказались сле­дую­щие:......

Та­ким об­ра­зом, ана­лиз пе­да­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти вос­пи­та­те­лей по­ка­зал ….

 

(2) Для вы­яв­ле­ния уров­ня за­ин­те­ре­со­ван­но­сти ро­ди­те­лей в … про­ве­де­но ан­ке­ти­ро­ва­ние бо­лее … ро­ди­те­лей. Анализ анкет показал, что ро­ди­те­ли ….

Кро­ме то­го, из от­ве­тов ро­ди­те­лей вы­яв­ле­но, что ….

На ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных дан­ных, был сде­ла­н вы­вод о не­дос­та­точ­ной ком­пе­тент­но­сти ро­ди­те­лей в об­лас­ти ….

 

(3) Затем анализируется весь комплекс работы, проведенной с дошкольниками.

Кон­ста­ти­рую­щая ра­бо­та с до­шко­ль­ни­ка­ми со­стоя­ла из ме­то­дик,….

Чтобы выявить начальный уровень… знаний, умений, навыков у дошкольников нужно провести констатирующее занятие, в ходе которого экспериментатор осуществляет

- визуальные наблюдения

- протоколирование (фиксация эмоциональных реакций, высказываний, комментариев к рисункам; действий детей)

Далее, с учетом полученной информации, необходимо проанализировать полученные рисунки. Анализ осуществляется по выдвинутым критериям. Если рисунок отвечает (соответствует) всем показателям, то его автора Вы относите к высокому уровню развития (на данный момент времени). Если же в работе есть пропуски и какой-либо критерий выпадают, то этого ребенка Вы относите к среднему уровню. И, соответственно, если в рисунке отсутствуют все критерии, этот ребенок будет на низком уровне.

 

Методы обучения изобразительной деятельности предполагают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение изобразительных знаний, умений, навыков, развитие способностей и детского изобразительного творчества.

Приемы – отдельные детали, части методов.

 

 

Пример:

Для анализа детских работ н а­ми был раз­ра­бо­тан ком­плекс кри­те­ри­ев в … деятельности.... де­тей стар­ше­го до­шко­ль­но­го воз­рас­та:

o

o

Оцен­ка ка­ж­до­го кри­те­рия осу­ще­ст­в­ля­лась по 3-х (5-ти) балль­ной шка­ле: 1 бал­лом оце­ни­ва­лись ми­ни­маль­ные; 2 бал­ла­ми – дос­та­точ­ные; 3 бал­ла­ми – хо­ро­шие зна­ния, уме­ния и на­вы­ки, про­яв­лен­ные деть­ми. Сум­мы бал­лов, на­бран­ные деть­ми экс­пе­ри­мен­таль­ной и кон­троль­ной групп, по­зво­ли­ли оп­ре­де­лить 3 уров­ня сфор­ми­ро­ван­но­сти ….. в ри­сун­ках де­тей стар­ше­го до­шко­ль­но­го воз­рас­та: низкий, сред­ний, вы­со­кий.

Низкий уро­вень (1 –.. бал­лов) –

Сред­ний уро­вень (.. –.. бал­лов) –

Вы­со­кий уро­вень (.. –.. бал­лов) –

 

Примечание:

Критерии:

а) могут быть выдвинуты как предполагаемые (в гипотезе) и их нужно выявить опытным путем.

б) это могут быть показатели или критерии оценки развития изобразительных умений и навыков детей (на какой-либо определенный момент времени), т.е., например, дети владеют техникой рисования, рисуют штрихом, по мокрому, смешанной техникой акварели и восковых мелков и пр.

в) Эти критерии можно "подобрать" из первоисточников, опираясь на другие исследования, эта подборка должна соответствовать Вашему исследованию. Именно по этим критериям Вы определяете уровень развития…, сформированности… и т.д. (Чаще пункты б) и в) объединены)

 

 

В чем они проявляются?

 

Чаще всего критерии определяются и выявляются опытным путем после первого проведенного (констатирующего) занятия. Рассматривая и анализируя полученные работы, вы интуитивно выберете:

1. Самые хорошие.

2. Средние

3. Совсем неудачные

Дальше подключите все свои знания и сами себе объясните, ПОЧЕМУ вы посчитали ту или иную работу хорошей ( естественно, относительно вашей темы диплома, а не вообще!)? Что в ней есть такого примечательного, интересного, оригинального, что она (работа) заслужила вашего внимания? Что есть в хорошей и чего недостает работе среднего качества? Таким образом, у вас определятся около 5-8 признаков. Добавьте сюда свои наблюдения за поведением детей в процессе вашего объяснения, в процессе деятельности, в конце занятия, во время эстетической оценки работ. Это добавит ещё 2-3 показателя.

Все это (свои мысли относительно детских работ) желательно выписывать на отдельный листочек. Всё это и будет являться критериями оценки детских работ/ критериями выразительности (в черновом варианте).

К ним можно, конечно, добавить желаемые пункты (это уже лучше подсмотреть в источниках).

Критерии определяются исследователем 1 раз (их можно дополнить, уточнить)

 

Уровни определяются по уже выдвинутым (найденным, выявленным) критериям. Уровни могут называться:

- высокий - одаренный

- средний - способный

- низкий - нормативный

 

Критерии определяются исследователем 1 раз (их можно дополнить, уточнить), а уровни развития… (способностей…) сформированности… (умений…) у детей Вы выявляете дважды: первый раз в констатирующем эксперименте, а второй раз - в итоговом для сравнения. В идеале должны быть расхождения, т.е. динамика развития способностей у детей экспериментальной группы.

 

Примечание:

Проводя первое занятие, являющееся констатирующим, Вы даете задание детям общего плана ("нарисуй… самое хорошее", "веселое и грустное", "…своих любимых сказочных героев", "любой узор", "любые цветы и растения" и т.п.). То есть очень общую тему, близкую по смыслу с вашим исследованием. НЕ ОБУЧАТЬ на этом занятии.

Чтобы Ваше исследование было интереснее, полнее, достовернее, Вы должны провести сравнительный анализ. Для этого на констатирующем и итоговом этапе эксперимента Вы тестируете детей в двух группах: экспериментальной (той, где Вы проводите свое исследование) и контрольной (там, где Вы занятия не проводите). Анализ детских рисунков, протоколов занятий этих двух групп после К.э. покажет Вам уровень развития детей на данный момент. После итогового этапа эксперимента в этих же группах Вы сможете сравнить результаты и наглядно проследить динамику развития детей в Вашей группе по сравнению с группой контрольной.

 

 

После получения данных всего констатирующего этапа эксперимента, Вы должны сделать вывод. Он же и будет являться выводом пункта 2.1.

 

2.2. Педагогические условия … (далее формулировка Вашей темы)

 

Формирующий этап эксперимента.

o цель, задачи

o состоял из … серий (циклов, блоков)

o описание по сериям:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.