Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор темы курсовой работы




Мария Алексеевна Чернякова

Иван Александрович Савельев

Ирина Александровна Кувшинова

Елена Борисовна Плотникова

 

Курсовая работа: учебно-методическое пособие по подготовке и выполнению курсовой работы студентами специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» очной и заочной формы обучения

 

 

План ун-та 2009 г.

 

Издается в авторской редакции

 

Регистрационный № 0250 от 27.07.2006г. Подписано в печать.09.2009 г.

Формат 60×84 1/16. Бумага тип. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л..

Уч.-изд. л.. Тираж 1000 экз. Заказ. Цена свободная.

 

Издательство Магнитогорского государственного университета

455038, Магнитогорск, пр. Ленина, 114

Типография МаГУ

В курсовых работах темы формулируются конкретно, так как они призваны раскрыть определенные аспекты исследуемой проблемы.

Темы курсовых работ могут быть узкими и широкими. Узкая тема нацелена на глубокое исследование конкретной научной проблемы, широкая – на исследование ряда смежных проблем.

Тематика курсовых работ формируется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов к содержанию учебных дисциплин и утверждается на выпускающей кафедре высшего учебного за­ведения.

Студенту предоставляется право самостоятельно или с помощью научного руководителя выбрать тему курсовой работы, ориентируясь на перечень тем, предложенный и утвержденный на кафедре. Также студент может предложить свою тематику с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы студент должен учитывать свои научные интересы и практические возможности использования информации об интересующей его функциональной сфере сервиса и туризма, а также исходить из своего уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения.

Следует помнить, что основным критерием выбора темы курсовой работы является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения теории и чтения периодических изданий. Только в этом случае можно считать, что выполнение курсовой работы сыграет исключительную роль в формировании у студента профессиональной направленности, культуры работы с книгой и исследовательских умений.

При выборе темы должен учитывать возможность последующего более глубокого исследования проблемы – написание дипломной работы.

Закрепление темы курсовой работы за студентом и срок ее защиты фиксируются в ведомости и утверждается на заседании кафедры. Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя. Тема одного автора не должна повторять тему другого автора.


2.2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА
ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Разработка темы курсовой работы начинается с ее планирования. Правильно составленный рабочий план позволяет студенту рационально и продуктивно организовать работу. В плане приводятся конкретные этапы написания курсовой работы, сроки реализации в соответствии с учебным планом факультета (табл. 1):

Таблица 1

Рабочий план написания курсовой работы

 

№ п/п Наименование этапа Сроки выполнения для студентов очного отделения
1. Выбор темы курсовой работы, согласование ее с научным руководителем   Сентябрь
2. Отбор необходимой литературы, изучение, систематизация и анализ материалов по теме курсовой работы   Сентябрь-октябрь
3. Составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем   Октябрь
4. Написание введения, формулирование основных теоретических положений, изложение первой главы курсовой работы и предоставление написанного руководителю   Ноябрь-декабрь
5. Исправление ошибок по проверенному материалу, подготовка и изложение практической части курсовой работы (второй главы), предоставление на проверку   Январь-февраль
6. Корректировка второй главы, написание выводов по главам и заключения   Февраль-март
7. Оформление курсовой работы и приложений, представление курсовой работы на отзыв научному руководителю   Март
8. Получение допуска к защите и защита курсовой работы (при наличии замечаний работа возвращается на доработку)   Апрель
  Защита курсовой работы По учебному плану факультета

 

Для студентов отделения заочного обучения сроки выполнения курсовой работы определяются индивидуальным планом.

2.3. ПОДБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Данный этап является наиболее ответственным в процессе написания курсовой работы. Сложность, культуро- и трудоемкость этого этапа состоит в соблюдении дисциплины выполнения поставленных задач; в том, что необходимо проработать библиографические каталоги, ознакомиться с большим количеством литературы, эмпирическими данными, различными подходами и мнениями авторов, разнообразием путей и методов решения проблемы.

Сбор материала по теме исследования начинается с анализа литературы (нормативной, научной, практической, учебной, периодической, первоисточников). Изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы курсовой работы. Студенту на основе анализа литературных источников необходимо ясно представлять себе все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д.

Краткое описание степени разработанности темы в современной научной литературе начинается уже с введения, где помещается обоснование актуальности темы и проблемы исследования.

Особую направленность эта работа приобретает после установления конкретных задач исследования. Так, например, рассмотрение ключевого понятия необходимо начинать с описания всех его значений по разным словарям с тем, чтобы выявить наиболее общие признаки этого понятия и опреде­литься, на какое определение можно опираться в данном ис­следовании, то есть какое определение наиболее соответствует позиции, подходу автора исследования.

Процесс изучения литературы требует внимательного и обстоятельного ее изучения, осмысления, обязательного конспектирования. Работы, не требующие детального изучения, просматривают («беглое чтение»). Весьма полезным является также и прием неполного, или «выборочного» чтения различных разделов книги. Распространенным является прием «сплошного» чтения. Каждый из приемов чтения имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо овладеть всеми приемами, умело сочетая их в процессе работы. В тех случаях, когда высказывания автора могут быть использованы студентом для раскрытия содержания исследуемой темы, делаются необходимые выписки со ссылками на источник. Запись может иметь форму как конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, цитат (табл. 2). Это в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации. Если используется форма цитирования, то дословная запись берется в кавычки и указывается страница цитируемого источника. При свободном изложении также следует периодически указывать страницы конспектируемой книги или статьи с тем, чтобы в случае необходимости можно было быстро обратиться к первоисточнику.

Таблица 2.

Примерная схема работы с литературными источниками

 

Название источника, выходные данные Номера страниц Основные тезисы, цитаты, проблемы Комментарий
         

 

Для облегчения работы над текстом необходимо правильно оформлять сквозные ссылки, в соответствии с требованиями ГОСТа 7.05-2008. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» (см. параграф 2.6.4.).

Большую помощь в поиске информации при подготовке курсовой работы может оказать Интернет. Приведем здесь лишь несколько адресов:

1) http://www.informika.ru

2) http://www.rsl.ru

По первому адресу можно найти информацию о вузах России, проводимых на их базе научных конференциях, выставках, просмотреть книги в электронной библиотеке учебников и учебно-методических пособий. По второму можно попасть в Российскую государственную библиотеку, ее базу данных, поработать с электронными ресурсами, а также получить информацию в виртуальной справочной службе.

Информацию о других адресах рекомендуем отыскать в библиотеке своего вуза.

В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбираются наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты, которые систематизируются по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система теоретических сведений по существу исследуемого вопроса – аналитический обзор. Обзор, как правило, включает в себя три параграфа, посвященных основным вопросам темы и резюме по ним. Этот труд и представляет из себя фактически первую главу курсовой работы. Результаты аналитического обзора, составляющие основное содержание первой главы, завершаются 2-3 выводами (по одному на каждый из параграфов) и служащими теоретической основой для написания второй главы.

Излагая материал исследования, необходимо связывать абзацы между собой. Этого можно достичь, если в каждом предыдущем абзаце упоминать то, что будет разворачиваться в следующем.

В изложении текста исследования (и особенно первого параграфа) должно быть ясно видно, где излагается собственная позиция исследователя, а где - позиции других авторов (исследователей). Это можно показать, используя определенные речевые обороты.

Для указания на то, что это мнение (позиция) автора данного исследования, можно пользоваться оборотами типа:

- «с нашей точки зрения»;

- «по нашему мнению»;

- «на наш взгляд»;

- «как нам представляется (думается)»;

- «согласно подходам, представленным в нашем иссле­довании»;

- «согласно позиции, (концепции) нашего исследования»;

- «в соответствии с нашими предположениями»;

- «мы считаем (полагаем, предполагаем), что...»;

- «на основании вышеизложенного (сделанного анали­за, результатов опытно-экспериментальной (или эксперимен­тальной) работы) можно сделать вывод о том, что...»;

- «представленный анализ позволяет нам (дает основа­ние, дает возможность) сделать вывод (заключить, утверждать, говорить, настаивать)»;

- «из этого можно сделать вывод...»;

- «все сказанное позволяет сделать вывод...»;

- «на основании изложенного можно сделать умозак­лючение...»;

- «исходя из этого, мы можем высказать несколько суж­дений...» и пр. т. п.

Для указания на то, что это мнение (позиция) других ав­торов других исследований можно пользоваться цитированием, различными речевыми оборотами, придаточными предложениями.

1) Цитирование в форме прямой речи. Приведем пример. По данному вопросу целесообразно привес­ти мнение такого-то: «Далее излагаются слова указанного ав­тора в точном соответствии с текстом оригинала» и в квадратных скобках делается ссылка на первоисточник, то есть указывается порядковый но­мер данного первоисточника в списке использованной и цити­рованной в данном исследовании литературы, и номер страницы (или страниц), на которой (или на которых) расположена данная цитата. Например, [13, с. 22]. При этом точка в конце цитаты ставится после (!!!) скобок, а после кавычек, заключающих цитату, точка не ста­вится (!!!).

2) Речевымиоборотами типа: «согласно позиции (точке зрения, мнения, утвержде­ния, суждения, умозаключения) такого-то или таких-то авторов», «как считает (думает, говорит, утверждает, заключает, пола­гает, размышляет, предполагает и т.д.) такой-то или такие-то авторы», «по мнению (утверждению, суждению, умозаключе­нию) такого-то или таких-то авторов», «согласно положениям, изложенным в работе/работах, исследовании/исследованиях такого-то или таких-то авторов» и т. д.

3) Придаточными предложениями: «Рас­суждая о том-то, такой-то говорит (утверждает, делает вывод, заключает, полагает), что...».

В табл. 3 приведены речевые клише, которые можно использовать в курсовой работе при анализе литературных источников.


Таблица 3.

Речевые клише

 

Речевая функция Лексические средства
Причина и следствие, условие и следствие   (и) поэтому, потому, так как, поскольку, отсюда следует, откуда следует, вследствие, в результате, в силу этого, в виду этого, в зависимости от, в связи с этим, согласно этому, в таком случае, в этом случае, в этих условиях, в таких условиях, (а) если (же)..., то..., что свидетельствует, что указывает, что говорит, что соответствует, что дает возможность, что позволяет, что способствует, что имеет значение и т.д.
Временная соотнесенность и порядок изложения сначала, прежде всего, в первую очередь, первым шагом, последующим шагом, предшествующим шагом, одновременно, в то же время, здесь же, наряду с этим, предварительно, ранее, выше, еще раз, вновь, снова, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, впоследствии, во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д., в настоящее время, до настоящего времени, в последние годы, за последние годы
Ссылка на авторские высказывания (суждения) и выражение своего к ним отношения Анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, из­лагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объ­ясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему (во­прос), поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, по­нимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясня­ет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, со­мневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указыва­ет, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует

 

Важно проде­монстрировать достаточно глубокое знание име­ющихся источников, способность к критической и объективной оценке сделанного вашими предшественниками в освоении этой темы (подробнее о логике изложения материалов во введении см. в главе 2.5. параграф 2.5.1.).

 

 

2.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ
КОМПОНЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Теоретическая часть курсовой работы определяется методологическими компонентами исследования: объектом, предметом, целью, задачами, гипотезой, методами исследования, а при необходимости и базой опытно-экспериментальной работы. Рассмотрим их более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.