КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор темы курсовой работы
Мария Алексеевна Чернякова Иван Александрович Савельев Ирина Александровна Кувшинова Елена Борисовна Плотникова
Курсовая работа: учебно-методическое пособие по подготовке и выполнению курсовой работы студентами специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» очной и заочной формы обучения
План ун-та 2009 г.
Издается в авторской редакции
Регистрационный № 0250 от 27.07.2006г. Подписано в печать.09.2009 г. Формат 60×84 1/16. Бумага тип. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л.. Уч.-изд. л.. Тираж 1000 экз. Заказ. Цена свободная.
Издательство Магнитогорского государственного университета 455038, Магнитогорск, пр. Ленина, 114 Типография МаГУ В курсовых работах темы формулируются конкретно, так как они призваны раскрыть определенные аспекты исследуемой проблемы. Темы курсовых работ могут быть узкими и широкими. Узкая тема нацелена на глубокое исследование конкретной научной проблемы, широкая – на исследование ряда смежных проблем. Тематика курсовых работ формируется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов к содержанию учебных дисциплин и утверждается на выпускающей кафедре высшего учебного заведения. Студенту предоставляется право самостоятельно или с помощью научного руководителя выбрать тему курсовой работы, ориентируясь на перечень тем, предложенный и утвержденный на кафедре. Также студент может предложить свою тематику с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы студент должен учитывать свои научные интересы и практические возможности использования информации об интересующей его функциональной сфере сервиса и туризма, а также исходить из своего уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Следует помнить, что основным критерием выбора темы курсовой работы является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения теории и чтения периодических изданий. Только в этом случае можно считать, что выполнение курсовой работы сыграет исключительную роль в формировании у студента профессиональной направленности, культуры работы с книгой и исследовательских умений. При выборе темы должен учитывать возможность последующего более глубокого исследования проблемы – написание дипломной работы. Закрепление темы курсовой работы за студентом и срок ее защиты фиксируются в ведомости и утверждается на заседании кафедры. Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя. Тема одного автора не должна повторять тему другого автора. 2.2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА
Разработка темы курсовой работы начинается с ее планирования. Правильно составленный рабочий план позволяет студенту рационально и продуктивно организовать работу. В плане приводятся конкретные этапы написания курсовой работы, сроки реализации в соответствии с учебным планом факультета (табл. 1): Таблица 1 Рабочий план написания курсовой работы
Для студентов отделения заочного обучения сроки выполнения курсовой работы определяются индивидуальным планом. 2.3. ПОДБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Данный этап является наиболее ответственным в процессе написания курсовой работы. Сложность, культуро- и трудоемкость этого этапа состоит в соблюдении дисциплины выполнения поставленных задач; в том, что необходимо проработать библиографические каталоги, ознакомиться с большим количеством литературы, эмпирическими данными, различными подходами и мнениями авторов, разнообразием путей и методов решения проблемы. Сбор материала по теме исследования начинается с анализа литературы (нормативной, научной, практической, учебной, периодической, первоисточников). Изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы курсовой работы. Студенту на основе анализа литературных источников необходимо ясно представлять себе все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д. Краткое описание степени разработанности темы в современной научной литературе начинается уже с введения, где помещается обоснование актуальности темы и проблемы исследования. Особую направленность эта работа приобретает после установления конкретных задач исследования. Так, например, рассмотрение ключевого понятия необходимо начинать с описания всех его значений по разным словарям с тем, чтобы выявить наиболее общие признаки этого понятия и определиться, на какое определение можно опираться в данном исследовании, то есть какое определение наиболее соответствует позиции, подходу автора исследования. Процесс изучения литературы требует внимательного и обстоятельного ее изучения, осмысления, обязательного конспектирования. Работы, не требующие детального изучения, просматривают («беглое чтение»). Весьма полезным является также и прием неполного, или «выборочного» чтения различных разделов книги. Распространенным является прием «сплошного» чтения. Каждый из приемов чтения имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо овладеть всеми приемами, умело сочетая их в процессе работы. В тех случаях, когда высказывания автора могут быть использованы студентом для раскрытия содержания исследуемой темы, делаются необходимые выписки со ссылками на источник. Запись может иметь форму как конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, цитат (табл. 2). Это в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации. Если используется форма цитирования, то дословная запись берется в кавычки и указывается страница цитируемого источника. При свободном изложении также следует периодически указывать страницы конспектируемой книги или статьи с тем, чтобы в случае необходимости можно было быстро обратиться к первоисточнику. Таблица 2. Примерная схема работы с литературными источниками
Для облегчения работы над текстом необходимо правильно оформлять сквозные ссылки, в соответствии с требованиями ГОСТа 7.05-2008. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» (см. параграф 2.6.4.). Большую помощь в поиске информации при подготовке курсовой работы может оказать Интернет. Приведем здесь лишь несколько адресов: 1) http://www.informika.ru 2) http://www.rsl.ru По первому адресу можно найти информацию о вузах России, проводимых на их базе научных конференциях, выставках, просмотреть книги в электронной библиотеке учебников и учебно-методических пособий. По второму можно попасть в Российскую государственную библиотеку, ее базу данных, поработать с электронными ресурсами, а также получить информацию в виртуальной справочной службе. Информацию о других адресах рекомендуем отыскать в библиотеке своего вуза. В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбираются наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты, которые систематизируются по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система теоретических сведений по существу исследуемого вопроса – аналитический обзор. Обзор, как правило, включает в себя три параграфа, посвященных основным вопросам темы и резюме по ним. Этот труд и представляет из себя фактически первую главу курсовой работы. Результаты аналитического обзора, составляющие основное содержание первой главы, завершаются 2-3 выводами (по одному на каждый из параграфов) и служащими теоретической основой для написания второй главы. Излагая материал исследования, необходимо связывать абзацы между собой. Этого можно достичь, если в каждом предыдущем абзаце упоминать то, что будет разворачиваться в следующем. В изложении текста исследования (и особенно первого параграфа) должно быть ясно видно, где излагается собственная позиция исследователя, а где - позиции других авторов (исследователей). Это можно показать, используя определенные речевые обороты. Для указания на то, что это мнение (позиция) автора данного исследования, можно пользоваться оборотами типа: - «с нашей точки зрения»; - «по нашему мнению»; - «на наш взгляд»; - «как нам представляется (думается)»; - «согласно подходам, представленным в нашем исследовании»; - «согласно позиции, (концепции) нашего исследования»; - «в соответствии с нашими предположениями»; - «мы считаем (полагаем, предполагаем), что...»; - «на основании вышеизложенного (сделанного анализа, результатов опытно-экспериментальной (или экспериментальной) работы) можно сделать вывод о том, что...»; - «представленный анализ позволяет нам (дает основание, дает возможность) сделать вывод (заключить, утверждать, говорить, настаивать)»; - «из этого можно сделать вывод...»; - «все сказанное позволяет сделать вывод...»; - «на основании изложенного можно сделать умозаключение...»; - «исходя из этого, мы можем высказать несколько суждений...» и пр. т. п. Для указания на то, что это мнение (позиция) других авторов других исследований можно пользоваться цитированием, различными речевыми оборотами, придаточными предложениями. 1) Цитирование в форме прямой речи. Приведем пример. По данному вопросу целесообразно привести мнение такого-то: «Далее излагаются слова указанного автора в точном соответствии с текстом оригинала» и в квадратных скобках делается ссылка на первоисточник, то есть указывается порядковый номер данного первоисточника в списке использованной и цитированной в данном исследовании литературы, и номер страницы (или страниц), на которой (или на которых) расположена данная цитата. Например, [13, с. 22]. При этом точка в конце цитаты ставится после (!!!) скобок, а после кавычек, заключающих цитату, точка не ставится (!!!). 2) Речевымиоборотами типа: «согласно позиции (точке зрения, мнения, утверждения, суждения, умозаключения) такого-то или таких-то авторов», «как считает (думает, говорит, утверждает, заключает, полагает, размышляет, предполагает и т.д.) такой-то или такие-то авторы», «по мнению (утверждению, суждению, умозаключению) такого-то или таких-то авторов», «согласно положениям, изложенным в работе/работах, исследовании/исследованиях такого-то или таких-то авторов» и т. д. 3) Придаточными предложениями: «Рассуждая о том-то, такой-то говорит (утверждает, делает вывод, заключает, полагает), что...». В табл. 3 приведены речевые клише, которые можно использовать в курсовой работе при анализе литературных источников. Таблица 3. Речевые клише
Важно продемонстрировать достаточно глубокое знание имеющихся источников, способность к критической и объективной оценке сделанного вашими предшественниками в освоении этой темы (подробнее о логике изложения материалов во введении см. в главе 2.5. параграф 2.5.1.).
2.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ
Теоретическая часть курсовой работы определяется методологическими компонентами исследования: объектом, предметом, целью, задачами, гипотезой, методами исследования, а при необходимости и базой опытно-экспериментальной работы. Рассмотрим их более подробно.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |