КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самовоспитание, самопознание как условия совершенствования профессионализма учителя
Системе педагогической подготовки Пути овладения педагогической профессией
Формы и методы организации учебного процесса в вузе и овладения педагогической профессией: лекционные и практические занятия, научно-исследовательские работы, психолого-педагогический практикум, психолого-педагогическая практика, выездной семинар, научно-практические конференции, дифференцированное и индивидуализированное обучение, мультимедиа технологии, дистанционное обучение с использованием компьютеров в учебном процессе и другие. Маршрут следования к педагогической профессии: профессиональное педагогическое учебное заведение (колледж, институт или университет), обучение согласно Стандарта высшего профессионального образования по выбранной специальности, выпускные государственные экзамены и выпускная квалификационная работа, постоянное самообразование. Разнообразие педагогических профессий: · учитель общеобразовательной школы, · воспитатель, · педагог-психолог, · логопед, · учитель-предметник, · учитель младших классов, · классный воспитатель, · социальный педагог, · педагог дополнительного образования и другие.
Профессиональная подготовка по выбранной специальности осуществляется в системе высшего профессионального образования.
Глава 4. Самовоспитание и самообразование в
Основные понятия: личностно значимые профессиональные качества, квалификационная характеристика специалиста,саморазвитие, самовоспитание, самопознание, самоконтроль, самоактивизация,
Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования: работая для будущего, учитель должен быть образцом «лучшего человека» для своих учеников. О способности «творить себя» как аспекте педагогической деятельности говорят многие классики. Учитель «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным образованием и воспитанием» (Дистервег, немецкий педагог). Вечная актуальность этих требований к учителю характеризуется переосмыслением модели образования – его целей, содержания, способов организации. Смена систем ценностей и идей предполагает сложный процесс преодоления многих стереотипов педагогического мышления, а поэтому преодоление стереотипов – процесс сложный и противоречивый, так как связан с изменением ценностей, убеждений, идеалов людей. Современное педагогическое образование востребует личность будущего учителя как субъекта общения, познания, деятельности, что повышает и роль студента в освоении педагогической профессии. Самовоспитание педагога – сознательная и целенаправленная деятельность по совершенствованию своей личности как профессиональной. Необходимость самовоспитания и самообразования диктуется следующими условиями: · взаимосвязью между развивающимся обществом и формирующейся личностью; · быстротечностью социального прогресса; · ответственностью каждой отдельной личности за свое будущее; · развитием общественных отношений; · возможностью достижения личного счастья. В процессе самовоспитания интегрируются: · личностная позиция будущего педагога (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности); · значимые для профессии личностные качества, · профессиональная компетентность; · саморазвитие творческой деятельности, направленной на развитие «само»; · самопознание – процесс самоанализа, самонаблюдения, самооценки; · самоуправление как самопроектирование, самоорганизация, саморегуляция; · самореализация; · самосовершенствование. В организации самовоспитания и самообразования можно выделить следующие основные компоненты: · самопознание личности (направленность, отдельные нравственные, волевые, эмоциональные процессы и особенности познавательной деятельности, характера, темперамента); · составление программы (плана) работы над собой (развитие интеллекта, воли, корректировка характера, укрепление здоровья); · организация системы самосовершенствования по определенным направлениям (способы работы над собой: самоубеждение, самовнушение, самоуправление) и организация деятельности для развития воли, умений, навыков, привычек; · организация самоконтроля (самоотчет, самооценка, самоанализ).
Самовоспитание восходит к процессу саморазвития, к деятельности, направленной на повышение эффективности процессов «само»: самопознания, самоуправления, самореализации, самосовершенствования. Саморазвитие предполагает, что изменения в личностной сфере происходят под целенаправленным воздействием личности самой на себя: изменения происходят не только в мотивах, но и в эмоциональной сфере. При этом главным механизмом является разрешение противоречий, решение личностных творческих задач. Процесс саморазвития включает ряд блоков: самопознание (самоанализ, самонаблюдение, самооценка) и самовоспитание (самопроектирвание, самоорганизация, саморегуляция, самоуправление).
Рассмотрим процесс самопознания с позиций теории «Я-концепции» Роберта Бернса. «Я-концепция» - это динамичная система представлений человека о самом себе, совокупность установок «на себя» (когнитивных, эмоционально-оценочных и поведенческих). · Когнитивная составляющая Я-концепции (образ Я) включает представления человека о самом себе, которые могут быть обоснованными, истинными или необоснованными, ложными. Личность их констатирует, описывая себя как индивидуальность. · Оценочная составляющая связана с самооценкой приписываемого себе качества. Источником самооценки служит социокультурное окружение, задающее определенные нормы, стандарты. · Поведенческая составляющая включает конкретные действия, которые могут быть вызваны образом и самооценкой. Они могут противоречить убеждениям, или могут быть с ними согласованы. Я-концепция выполняет следующие функции: · Способствует достижению внутренней согласованности личности; · Определяет интерпретацию опыта; · Является источником ожиданий; · Создает у человека ощущение своей постоянной определенности.
Различают позитивную и негативную Я-концепцию.
Негативная Я-концепция складывается у учителя с пониженной самооценкой. Это отражается на их стиле деятельности: · они отрицательно реагируют на нелюбимых учеников; · стимулируют учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи; · строят учебный процесс на основе конкурентной борьбы; · изначально предполагают нечестное поведение учеников на экзамене; · устанавливают жесткую дисциплину; · увеличивают степень наказания учащихся. Позитивную Я-концепцию имеют учителя: · с высокой самооценкой, · способные справляться с различными жизненными и профессиональными трудностями, преодолевать их, не теряя присутствия духа, · воспринимающие себя счастливыми, · чувствующие свою нужность в глазах окружающих; · проявляющие гибкость, понимание чувств других, эмоциональную уравновешенность, жизнерадостность, установку на положительное. Высокая самооценка становится позитивной, если подтверждается реальными достижениями в общении с учащимися.
Сравним действия учителей с позитивной и негативной «Я-концепцией».
Процесс самовоспитания можно рассматривать с трех позиций: цель- средства-результат. При постановке цели самовоспитания важно определить истинную важность для себя, соотнести себя реального с желаемым результатом. Главное – не «что», а «зачем» (совет В.Леви). Отвечая на данный вопрос можно выстроить дерево целей, чтобы прояснить смыслы действий и поступков. Постановка целей – это процесс самопрограммирования, самопроектирования. Важно, чтобы эти цели возвышали человека, одухотворяли его. Духовность делает учителя нужным другим. Способы самоуправления могут быть насильственными и ненасильственными. Насильственные способы самоуправления соответствуют формуле: если не будет желательного поведения, то будет неприятное переживание. Это способ запретов, который гасит плохие привычки, но не стимулирует появление нужных, хороших. Способ ненасильственного самоуправления описывается формулой: я могу делать это, потому что оно доставляет мне удовольствие, приносит радость. Здесь преобладает положительное подкрепление желаемых поступков, поведения. Этот способ – путь к нравственности, суть которого не в том, чтобы не делать зла, а в том, чтобы творить добро. (Л.Н.Толстой)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |