Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовоспитание, самопознание как условия совершенствования профессионализма учителя




Системе педагогической подготовки

Пути овладения педагогической профессией

 

Формы и методы организации учебного процесса в вузе и овладения педагогической профессией: лекционные и практические занятия, научно-исследовательские работы, психолого-педагогический практикум, психолого-педагогическая практика, выездной семинар, научно-практические конференции, дифференцированное и индивидуализированное обучение, мультимедиа технологии, дистанционное обучение с использованием компьютеров в учебном процессе и другие.

Маршрут следования к педагогической профессии: профессиональное педагогическое учебное заведение (колледж, институт или университет), обучение согласно Стандарта высшего профессионального образования по выбранной специальности, выпускные государственные экзамены и выпускная квалификационная работа, постоянное самообразование.

Разнообразие педагогических профессий:

· учитель общеобразовательной школы,

· воспитатель,

· педагог-психолог,

· логопед,

· учитель-предметник,

· учитель младших классов,

· классный воспитатель,

· социальный педагог,

· педагог дополнительного образования и другие.

 

Профессиональная подготовка по выбранной специальности осуществляется в системе высшего профессионального образования.

 

 

Глава 4. Самовоспитание и самообразование в

 

Основные понятия: личностно значимые профессиональные качества, квалификационная характеристика специалиста,саморазвитие, самовоспитание, самопознание, самоконтроль, самоактивизация,

 

 

Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования: работая для будущего, учитель должен быть образцом «лучшего человека» для своих учеников. О способности «творить себя» как аспекте педагогической деятельности говорят многие классики. Учитель «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным образованием и воспитанием» (Дистервег, немецкий педагог). Вечная актуальность этих требований к учителю характеризуется переосмыслением модели образования – его целей, содержания, способов организации. Смена систем ценностей и идей предполагает сложный процесс преодоления многих стереотипов педагогического мышления, а поэтому преодоление стереотипов – процесс сложный и противоречивый, так как связан с изменением ценностей, убеждений, идеалов людей.

Современное педагогическое образование востребует личность будущего учителя как субъекта общения, познания, деятельности, что повышает и роль студента в освоении педагогической профессии.

Самовоспитание педагога – сознательная и целенаправленная деятельность по совершенствованию своей личности как профессиональной.

Необходимость самовоспитания и самообразования диктуется следующими условиями:

· взаимосвязью между развивающимся обществом и формирующейся личностью;

· быстротечностью социального прогресса;

· ответственностью каждой отдельной личности за свое будущее;

· развитием общественных отношений;

· возможностью достижения личного счастья.

В процессе самовоспитания интегрируются:

· личностная позиция будущего педагога (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности);

· значимые для профессии личностные качества,

· профессиональная компетентность;

· саморазвитие творческой деятельности, направленной на развитие «само»;

· самопознание – процесс самоанализа, самонаблюдения, самооценки;

· самоуправление как самопроектирование, самоорганизация, саморегуляция;

· самореализация;

· самосовершенствование.

В организации самовоспитания и самообразования можно выделить следующие основные компоненты:

· самопознание личности (направленность, отдельные нравственные, волевые, эмоциональные процессы и особенности познавательной деятельности, характера, темперамента);

· составление программы (плана) работы над собой (развитие интеллекта, воли, корректировка характера, укрепление здоровья);

· организация системы самосовершенствования по определенным направлениям (способы работы над собой: самоубеждение, самовнушение, самоуправление) и организация деятельности для развития воли, умений, навыков, привычек;

· организация самоконтроля (самоотчет, самооценка, самоанализ).

 

Самовоспитание восходит к процессу саморазвития, к деятельности, направленной на повышение эффективности процессов «само»: самопознания, самоуправления, самореализации, самосовершенствования.

Саморазвитие предполагает, что изменения в личностной сфере происходят под целенаправленным воздействием личности самой на себя: изменения происходят не только в мотивах, но и в эмоциональной сфере. При этом главным механизмом является разрешение противоречий, решение личностных творческих задач. Процесс саморазвития включает ряд блоков: самопознание (самоанализ, самонаблюдение, самооценка) и самовоспитание (самопроектирвание, самоорганизация, саморегуляция, самоуправление).

 

Рассмотрим процесс самопознания с позиций теории «Я-концепции» Роберта Бернса.

«Я-концепция» - это динамичная система представлений человека о самом себе, совокупность установок «на себя» (когнитивных, эмоционально-оценочных и поведенческих).

· Когнитивная составляющая Я-концепции (образ Я) включает представления человека о самом себе, которые могут быть обоснованными, истинными или необоснованными, ложными. Личность их констатирует, описывая себя как индивидуальность.

· Оценочная составляющая связана с самооценкой приписываемого себе качества. Источником самооценки служит социокультурное окружение, задающее определенные нормы, стандарты.

· Поведенческая составляющая включает конкретные действия, которые могут быть вызваны образом и самооценкой. Они могут противоречить убеждениям, или могут быть с ними согласованы.

Я-концепция выполняет следующие функции:

· Способствует достижению внутренней согласованности личности;

· Определяет интерпретацию опыта;

· Является источником ожиданий;

· Создает у человека ощущение своей постоянной определенности.

 

Различают позитивную и негативную Я-концепцию.

 

Негативная Я-концепция складывается у учителя с пониженной самооценкой. Это отражается на их стиле деятельности:

· они отрицательно реагируют на нелюбимых учеников;

· стимулируют учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи;

· строят учебный процесс на основе конкурентной борьбы;

· изначально предполагают нечестное поведение учеников на экзамене;

· устанавливают жесткую дисциплину;

· увеличивают степень наказания учащихся.

Позитивную Я-концепцию имеют учителя:

· с высокой самооценкой,

· способные справляться с различными жизненными и профессиональными трудностями, преодолевать их, не теряя присутствия духа,

· воспринимающие себя счастливыми,

· чувствующие свою нужность в глазах окружающих;

· проявляющие гибкость, понимание чувств других, эмоциональную уравновешенность, жизнерадостность, установку на положительное.

Высокая самооценка становится позитивной, если подтверждается реальными достижениями в общении с учащимися.

 

Сравним действия учителей с позитивной и негативной «Я-концепцией».

 

 

Позитивная Я-концепция Негативная Я-концепция
Учитель: · чаще представляет возможность говорить ученикам на уроке; · меньше времени тратит на вспомогательные действия (раздачу тетрадей, сбор контрольных и др.); · склонен к творчеству; · способствует развитию стиля творческого учения, самостоятельности Учитель: · говорит больше сам на уроке; · склонен к бюрократическим приемам в работе; · руководствуется шаблонами; · склонен к формальному мышлению; · ограничивает диспуты, дискуссии

 

Процесс самовоспитания можно рассматривать с трех позиций: цель- средства-результат.

При постановке цели самовоспитания важно определить истинную важность для себя, соотнести себя реального с желаемым результатом. Главное – не «что», а «зачем» (совет В.Леви). Отвечая на данный вопрос можно выстроить дерево целей, чтобы прояснить смыслы действий и поступков.

Постановка целей – это процесс самопрограммирования, самопроектирования. Важно, чтобы эти цели возвышали человека, одухотворяли его. Духовность делает учителя нужным другим.

Способы самоуправления могут быть насильственными и ненасильственными.

Насильственные способы самоуправления соответствуют формуле: если не будет желательного поведения, то будет неприятное переживание. Это способ запретов, который гасит плохие привычки, но не стимулирует появление нужных, хороших.

Способ ненасильственного самоуправления описывается формулой: я могу делать это, потому что оно доставляет мне удовольствие, приносит радость. Здесь преобладает положительное подкрепление желаемых поступков, поведения. Этот способ – путь к нравственности, суть которого не в том, чтобы не делать зла, а в том, чтобы творить добро. (Л.Н.Толстой)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.