Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер




Деятельности и культура педагога

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к этой проблеме руководителей.

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятие самообразованием.

10. Интерес к работе.

11. Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.

После обработки данные микроисследования заносятся в итоговую таблицу «Обучение, развитие и саморазвитие учителя».

Профессиональная деятельность учителя

Способность учителя к саморазвитию Ф. И. 0. учителей Стимулирующие факторы Препятствующие факторы Система мер
1. Активное саморазвитие                
2.Несложившееся саморазвитие                
3.Остановившееся саморазвитие                

 

В результате обработки анкет выявляются три категории учителей, фамилии заносятся в таблицу в соответствии со степенью готовности учителей к саморазвитию. Препятствующие и стимулирующие факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу.

 

Глава 5. Гуманистическая природа педагогической

Основные понятия: гуманизм, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиограмма, педагогическая культура

В различных педагогических концепциях профессиональная роль учителя трактуется по-разному.

Представители гуманистического направления - Сократ, Каменский, Руссо, Песталоцци, Толстой, Ушинский, Шацкий, Роджерс, Штайнер, Сухомлинский, рассматривают учителя, как посредника ребенка, который признается ими как уважаемый партнер.

Ученик, полагая, что вызывает у учителя доверие, надеется на:

· любовь учителя,

· защищенность,

· верит в его терпение,

· оптимизм, юмор и доброту

Ведущая роль в этом диалоге принадлежит учителю.

Нормативно- функциональная педагогика концентрируется на личности учителя и на его различных функциях:

- обучение (передача социального опыта),

- воспитание (руководство и помощь в развитии Л ученика и в его самоопределении),

- оценивание (объективность в оценке),

- обучение,

- консультирование (помощь учащимся, родителям),

- введение новшеств и критическое отношение к новому.

Социально-психологическое направление в педагогике рассматривает педагога преимущественно в роли помощника, консультанта.

Предметом педагогической профессии является - другой человек.

Педагогическая профессия выделяется по образу мыслей ее представителей, повышенного чувства долга и ответственности, содержанием деятельности.

Содержание деятельности педагога составляют взаимоотношения с другими людьми с целью лучшего понимания и удовлетворения конкретных запросов человека.

Особенность педагогической профессии в том, что она носит двойственный характер подготовки:

1). человедческий- взаимоотношения с другими людьми;

2). специальный- специальные знания, умения и навыки об учащихся; умение управлять процессом развития.

Своеобразие- профессии педагога в том, что: он должен любить детей, любить свое дело и уметь общаться.

Гуманистический характер педагогической деятельности диктует ряд требований к личности и профессиональному поведению педагога

Это: профессиональная пригодность и профессиональная готовность (подготовленность).

1. Профессиональная пригодность – это совокупность психических, психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.

Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, а формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Ее возникновение, упрочение происходит под воздействием:

- системы материальной и моральной симуляции,

- удовлетворения от деятельности,

- осознания общественной значимости ее результатов.

2. Профессиональная готовность - включает определенный уровень ценностных ориентации, уровень понимания и уровень умений и навыков. Компоненты профессиональной готовности:

2.1. психическая составляющая,

2.2. психофизиологическая,

2.3. физическая готовность

2.4. научно- теоретическая,

2.5. практическая

Идеализированное представление о личности и ее профессиональной деятельности определены в профессиограмме, которая включает совокупность:

- личностных качеств;

- педагогических;

- и специальных знаний и умений, необходимых учителю.

Выделим из них ряд социально и профессионально обусловленных

качеств:

а) высокая гражданская ответственность, социальная активность,

б) любовь к детям,

в) подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать с другими людьми,

г) высокий профессионализм, инновационный стиль научно- пед. мышления,

д) потребность в постоянном самообразовании,

е) физическое и психическое здоровье, профессиональная потребность.

Если суммировать все требования к личности учителя, то: это

- высокая культура и нравственность,

- подвижничество,

- полная самоотдача,

- благородство,

- острое чувство нового,

- умение предвидеть будущее,

- максимальная реализация индивидуального таланта,

- общность идей учителя и учеников,

- творческое отношение к делу,

- высокий профессиональный уровень, стремление к пополнению знаний,

- принципиальность и требовательность,

- товарищество и отзывчивость,

- эрудиция и социальная ответственность.

Все основные стороны личности взаимодействуют друг с другом, но главное остается за: направленностью личности; мотивами поведения; деятельностью человека.

 

Позиция педагога определяется его отношением к миру и обусловлена: требованиями, ожиданиями, возможностями личности; ее личностными качествами (влечения, переживаниями, мотивами и целями педагогической деятельности, ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами).

Под стилем педагогической деятельности понимают неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, характеризующих в совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога.

Исследователями выявлены разные стили поведения:

1) Эмоционально - импровизированный стиль - характеризуется четким планированием, но не всегда обеспечивает прочности знаний, умений, навыков. Самооценка учителя завышена.

2) Эмоционально - методический стиль- ориентация учителя на процесс и результаты, адекватно планирует учебный материал, следит за уровнем сильных и слабых учащихся. Адекватная самооценка.

3) Рассуждающе- методический стиль- четкое планирование, внимание к процессу и результатам, но проявляет меньше изобретательности, нет высокого темпа в работе. Обеспечивает хорошие знания, но не стимулирует активность. Самооценка учителя занижена.

В педагогической же литературе описывается чаще три стиля:

- Авторитарный, демократический, либеральный.

1. Авторитарный стиль- "Делай как я!" Учитель полагается только на приказы, не доверяет ученику. Активизация построена на угрозах, наказаний. Учащиеся изолированы от учителя скрытны и двойственны.

2. Демократический стиль- основан, на учете индивидуальных особенностях учащихся, на опыте активности, потребностях. Нет мелочной опеки принцип: "Давай сделаем вместе!". Требования аргументированы и доведены до каждого, нет нарушений дисциплины, мотивация, творчество учащихся.

3. Либеральный стиль- характеризуется пассивностью. Минимальным вниманием учителя на учебный педагогический процесс. Все функции исполняются формально. Практически отсутствуют педагогическое руководство.

Следует отметить, что если у учащихся слабая дисциплина и уровень сознательности, то уместен авторитарный стиль, а не демократический. Иначе учащиеся воспринимают отсутствие его мелочной опеки - как отсутствие контроля вообще.

В педагогике выделяется 3 вида направленности личности педагога:

1) Социально- нравственная направленность- выражается системой ценностных ориентации; ориентацией на личность ребенка, его развитие, общение, воспитание гражданской активности.

2) Профессионально- ___ педагогическая ___ направленность- это педагогическое призвание, интерес к профессии, эмоциональное удовлетворение деятельностью, педагогическая зоркость, наблюдательность, воображение, справедливость, работоспособность, самоотверженность.

3) Профессиональный долг- трудовые функции как цель, взаимоотношения с учащимися и родителями, коллегами, познавательная направленность "подвергает" все сомнению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.