КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер
Деятельности и культура педагога СТИМУЛИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ 1. Школьная методическая работа. 2. Обучение на курсах. 3. Пример и влияние коллег. 4. Пример и влияние руководителей. 5. Организация труда в школе. 6. Внимание к этой проблеме руководителей. 7. Доверие. 8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования. 9. Занятие самообразованием. 10. Интерес к работе. 11. Возрастающая ответственность. 12. Возможность получения признания в коллективе. После обработки данные микроисследования заносятся в итоговую таблицу «Обучение, развитие и саморазвитие учителя». Профессиональная деятельность учителя
В результате обработки анкет выявляются три категории учителей, фамилии заносятся в таблицу в соответствии со степенью готовности учителей к саморазвитию. Препятствующие и стимулирующие факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу.
Глава 5. Гуманистическая природа педагогической Основные понятия: гуманизм, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиограмма, педагогическая культура В различных педагогических концепциях профессиональная роль учителя трактуется по-разному. Представители гуманистического направления - Сократ, Каменский, Руссо, Песталоцци, Толстой, Ушинский, Шацкий, Роджерс, Штайнер, Сухомлинский, рассматривают учителя, как посредника ребенка, который признается ими как уважаемый партнер. Ученик, полагая, что вызывает у учителя доверие, надеется на: · любовь учителя, · защищенность, · верит в его терпение, · оптимизм, юмор и доброту Ведущая роль в этом диалоге принадлежит учителю. Нормативно- функциональная педагогика концентрируется на личности учителя и на его различных функциях: - обучение (передача социального опыта), - воспитание (руководство и помощь в развитии Л ученика и в его самоопределении), - оценивание (объективность в оценке), - обучение, - консультирование (помощь учащимся, родителям), - введение новшеств и критическое отношение к новому. Социально-психологическое направление в педагогике рассматривает педагога преимущественно в роли помощника, консультанта. Предметом педагогической профессии является - другой человек. Педагогическая профессия выделяется по образу мыслей ее представителей, повышенного чувства долга и ответственности, содержанием деятельности. Содержание деятельности педагога составляют взаимоотношения с другими людьми с целью лучшего понимания и удовлетворения конкретных запросов человека. Особенность педагогической профессии в том, что она носит двойственный характер подготовки: 1). человедческий- взаимоотношения с другими людьми; 2). специальный- специальные знания, умения и навыки об учащихся; умение управлять процессом развития. Своеобразие- профессии педагога в том, что: он должен любить детей, любить свое дело и уметь общаться. Гуманистический характер педагогической деятельности диктует ряд требований к личности и профессиональному поведению педагога Это: профессиональная пригодность и профессиональная готовность (подготовленность). 1. Профессиональная пригодность – это совокупность психических, психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, а формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Ее возникновение, упрочение происходит под воздействием: - системы материальной и моральной симуляции, - удовлетворения от деятельности, - осознания общественной значимости ее результатов. 2. Профессиональная готовность - включает определенный уровень ценностных ориентации, уровень понимания и уровень умений и навыков. Компоненты профессиональной готовности: 2.1. психическая составляющая, 2.2. психофизиологическая, 2.3. физическая готовность 2.4. научно- теоретическая, 2.5. практическая Идеализированное представление о личности и ее профессиональной деятельности определены в профессиограмме, которая включает совокупность: - личностных качеств; - педагогических; - и специальных знаний и умений, необходимых учителю. Выделим из них ряд социально и профессионально обусловленных качеств: а) высокая гражданская ответственность, социальная активность, б) любовь к детям, в) подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать с другими людьми, г) высокий профессионализм, инновационный стиль научно- пед. мышления, д) потребность в постоянном самообразовании, е) физическое и психическое здоровье, профессиональная потребность. Если суммировать все требования к личности учителя, то: это - высокая культура и нравственность, - подвижничество, - полная самоотдача, - благородство, - острое чувство нового, - умение предвидеть будущее, - максимальная реализация индивидуального таланта, - общность идей учителя и учеников, - творческое отношение к делу, - высокий профессиональный уровень, стремление к пополнению знаний, - принципиальность и требовательность, - товарищество и отзывчивость, - эрудиция и социальная ответственность. Все основные стороны личности взаимодействуют друг с другом, но главное остается за: направленностью личности; мотивами поведения; деятельностью человека.
Позиция педагога определяется его отношением к миру и обусловлена: требованиями, ожиданиями, возможностями личности; ее личностными качествами (влечения, переживаниями, мотивами и целями педагогической деятельности, ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами). Под стилем педагогической деятельности понимают неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, характеризующих в совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога. Исследователями выявлены разные стили поведения: 1) Эмоционально - импровизированный стиль - характеризуется четким планированием, но не всегда обеспечивает прочности знаний, умений, навыков. Самооценка учителя завышена. 2) Эмоционально - методический стиль- ориентация учителя на процесс и результаты, адекватно планирует учебный материал, следит за уровнем сильных и слабых учащихся. Адекватная самооценка. 3) Рассуждающе- методический стиль- четкое планирование, внимание к процессу и результатам, но проявляет меньше изобретательности, нет высокого темпа в работе. Обеспечивает хорошие знания, но не стимулирует активность. Самооценка учителя занижена. В педагогической же литературе описывается чаще три стиля: - Авторитарный, демократический, либеральный. 1. Авторитарный стиль- "Делай как я!" Учитель полагается только на приказы, не доверяет ученику. Активизация построена на угрозах, наказаний. Учащиеся изолированы от учителя скрытны и двойственны. 2. Демократический стиль- основан, на учете индивидуальных особенностях учащихся, на опыте активности, потребностях. Нет мелочной опеки принцип: "Давай сделаем вместе!". Требования аргументированы и доведены до каждого, нет нарушений дисциплины, мотивация, творчество учащихся. 3. Либеральный стиль- характеризуется пассивностью. Минимальным вниманием учителя на учебный педагогический процесс. Все функции исполняются формально. Практически отсутствуют педагогическое руководство. Следует отметить, что если у учащихся слабая дисциплина и уровень сознательности, то уместен авторитарный стиль, а не демократический. Иначе учащиеся воспринимают отсутствие его мелочной опеки - как отсутствие контроля вообще. В педагогике выделяется 3 вида направленности личности педагога: 1) Социально- нравственная направленность- выражается системой ценностных ориентации; ориентацией на личность ребенка, его развитие, общение, воспитание гражданской активности. 2) Профессионально- ___ педагогическая ___ направленность- это педагогическое призвание, интерес к профессии, эмоциональное удовлетворение деятельностью, педагогическая зоркость, наблюдательность, воображение, справедливость, работоспособность, самоотверженность. 3) Профессиональный долг- трудовые функции как цель, взаимоотношения с учащимися и родителями, коллегами, познавательная направленность "подвергает" все сомнению.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |