Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-технократическая парадигма




Мировая педагогическая культура Парадигмы педагогического мышления

 

Анализируя различные педагогические системы с позиций культурологического подхода, мы обнаруживаем их взаимосвязь, преемственность и приходим к выводу о правомерности употребления термина мировая педагогическая культура для обозначения исторического процесса в такой важной сфере человеческой жизнедеятельности, как воспитание, образование.

Исследователи выделяют в этом процессе три педагогические цивилизации:

1. Цивилизация в первобытном обществе (допедагогическая, или естественно-педагогическая) Этой системе присуща «встроенность» воспитания в повседневную жизнь Человек тогда умел видеть мир, слышать его, ощущать.

2. Цивилизация от возникновения классового общества до сегодняшнего дня. Произошло полное замещение естественных каналов получения информации цивилизованными Разъяв мир на части, человек не знает, как сложить эти кусочки в целостное восприятие мира

3. Новая третья форма педагогической цивилизации, пере ход к которой происходит в настоящее время Характерна работа с качеством человека Проблема здесь видится в том, что современное содержание образования не помогает решать жизненные проблемы человека.

Субъективная педагогическая культура отдельного педагога может включать элементы всех трех педагогических цивилизаций Они сосуществуют в едином пространстве так же, как и элементы трех различных парадигм педагогического мышления.

Парадигма — (от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Три парадигмы — три педагогических измерения, в которых может находиться современный педагог.

Центральная ценность научно технократической парадигмы — знание, но не человек Ее сущность наиболее полно может быть выражена лозунгом «Знание — сила» (Фр. Бекон). Героями выступают оценки да — нет; больше — меньше; подходит — не подходит.. Зрительным образом такой меры можно назвать прокрустово ложе

В педагогической практике можно проиллюстрировать приверженность этой парадигме примером с вопросом психолога, выявляющего функциональную готовность ребенка к началу обучения: «Как называется маленькая лошадь? Пони? Жеребенок? Лошадка?» Все правильно, но «подходит» — жеребенок. В этой парадигме учитель как бы утверждает Бог знает на «5», я — на «4», ты — на «3».

При проверке знаний учащихся учителю интересно увидеть пробелы в знаниях: хорошему — чтобы восполнить, плохому — уличить.

Работа в этой парадигме обеспечивает нередко хорошую подготовку: на ней построены алгоритмизация, программированное обучение, ланкастерская система обучения. Но никого не интересует та нравственная цена, которую приходится платить за достижение результата ребенку, родителям, учителю




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.