Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические методы управления. По мере обострения экологических проблем даже в странах с развитой рыночной экономикой постепенно стали создавать административные системы управления




 

По мере обострения экологических проблем даже в странах с развитой рыночной экономикой постепенно стали создавать административные системы управления, основанные на законодательном ограничении вредных воздействий на окружающую природную среду и государственном контроле и использовании разного рода санкций к нарушителям природоохранного законодательства. Вот почему эколого–экономические отношения, наряду с чисто рыночными, сегодня имеют и значительную долю государственного административного регулирования, опирающегося, в том числе и на экономические рычаги (штрафы, административные платежи).

Среди экономических рычагов и регуляторов природоохранной деятельности основное место занимает плата за загрязнение окружающей среды. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также за размещение отходов на территории РФ.

Эта плата возмещает затраты на:

•компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

•стимулирование снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;

•утилизацию отходов;

•проектирование и строительство природоохранных объектов.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [1] и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [43] соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят организации (индивидуальные предприниматели), деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду. Таким образом, порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 632 (кроме п. 2 указанного постановления Правительства РФ и п. 9 Порядка, признанных недействующими решением Верховного суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 г.).

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344, которое вступило в силу с 21 июня 2003 г. [44]. Перечни и размеры указанных нормативов платы и коэффициентов являются исчерпывающими.

Расчет платежей производится организациями (индивидуальными предпринимателями) и согласовывается территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 344 [44]. Платежи рассчитываются исходя из объемов загрязнения, указанных в выданных Федеральной службой организациям (индивидуальным предпринимателям) разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду направляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, определенном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В 2003 г. это соотношение составило 19 и 81 % соответственно.

Природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых засчитываются в счет платежей, подлежащих направлению в бюджеты субъектов Российской Федерации, определены в Инструктивно–методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды России 26 января 1993 г. и зарегистрированных Минюстом России 24 марта 2003 г. за № 190 [45], которые до дополнительных указаний применяются в части, не противоречащей вышеуказанным постановлениям Правительства Российской Федерации и бюджетному законодательству.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [44]. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению № 2 и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно–оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия приведены в таблице 7.

Из–за отсутствия действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов нормативы платы за размещение отходов устанавливаются с учетом объемов их размещения в пределах установленных лимитов.

 

 

Таблица 7 - Нормативы платы за размещение отходов производства и
потребления, руб.

  Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Единица измерения Нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов*
  Отходы I класса опасности тонна 1739,2
  (чрезвычайно опасные)    
  Отходы II класса опасности тонна 745,4
  (высокоопасные)    
  Отходы III класса опасности тонна  
  (умеренно опасные)    
  Отходы IV класса опасности тонна 248,4
  (малоопасные)    
  Отходы V класса опасности (практически неопасные):    
  добывающей промышленности тонна 0,4
  перерабатывающей промышленности куб.метр  
Примечание: * Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием: · коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия; · коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение отчетного периода либо 1 года с момента образования отходов.  

Данная система платежей по мере перехода к рыночной экономике и создания необходимой правовой базы для ее применения будет совершенствоваться [46].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.