Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы методического обеспечения занятия. Смысловой модуль 3. Закономерности наследственности и изменчивости




Смысловой модуль 3. Закономерности наследственности и изменчивости

Методическое указание № 11

Модуль1. Биологические особенности жизнедеятельности человека.

Организменный уровень организации жизни. Основы генетики человека.

ТЕМА: Особенности генетики человека. Проявления основных закономерностей наследования на примере менделирующих признаков человека (моно-, ди- и полигибридне скрещивание)

 

1. Актуальность темы: Генетика человека сформировалась в 50-х годах ХХ столетия, как слияние трех отраслей: цитогенетика, формальная (Менделя) и молекулярная. Человек стал главным объектом общегенетических исследований. Как современная медицинская практика опирается на знание в отрасли анатомии и физиологии человека, так в будущем генетическая медицина нуждается в детальном понимании биологии геному человека. Врачи должны владеть подробными знаниями о строении и функциях генов.

2. Цель занятия:

Общая цель: выучить основные генетические понятия, принцип гибридологичного метода, выяснить основные закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридному скрещивании, рассмотреть менделирующие признаки человека. Выяснить значение понятий: экспрессивность, пенетрантность гена, их использования в медицине.

Конкретные цели:

1. Знать основные этапы развития генетики и антропогенетики

2. Усвоить строение, свойства и функции генов

3. Определять состав геному человека

4. Научиться решать задачи на закономерности наследования, установленные

Г.Менделем.

 

3.1. Материалы контроля для подготовительного этапа занятия.

3.1.1. Теоретические вопросы:

1. Что такое генотип, фенотип, геномом, ген, кариотип?

2. Что такое гибридологичний метод?

3. Что такое статистический характер расщепления и как он оказывается?

4. Каким образом можно вывести “чистую” линию гороха?

5. Какие гипотезы Г. Менделя изучает современная наука?

6. Каким образом определяется доминантность признака?

7. Как определять неизвестный генотип?

8. В чем суть независимого наследования признаков?

9. В чем заключаются причины отклонений от ожидаемого расщепления?

10. Приведите примеры рецессивных и доминантных признаков у человека.

I1. Распространяются ли законы Г. Менделя на наследственность человека?

12. Назовите некоторые менделюючи признаки человека.

 

3.1.2. Тесты:

1. Фенотипом называют совокупность:

A) генов организма

B) наследственных факторов

C) внешних признаков организма

D) всех признаков и свойств организму*

E) генов в одной гамете

 

2. Что такое анализирующее скрещивание?

A) неродственное

B) родственное;

C) скрещивание с рецессивной гомозиготой для определения генотипа;

D) скрещивание двух доминантной гомозиготы;

E) скрещивание двух гетерозигот.

3. Какая формула используется для определения количества типов гамет у гетерозиготного организма?

A) 2+1

B) 3+1

C) 3n

D) 2n*

E) 2n + n

 

 

3.2. Ориентировочная основа действия (Инструкция для самостоятельной подготовки).

Содержание и последовательность учебных действий Указания к учебным действиям
  Основные этапы развития генетики Определите предмет, задачи и методы генетики. Рассмотрите этапы развития генетики: - основные заканомерности наследования, установленные Менделем; - структурирование по объектам генетики; - выяснение природы генетического материала.
  Антропогенетика. Особенности человека как объекта генетических исследований. Специфика и трудности: 1. Большая гетерогенность генофонда. 2. Невозможность проведения экспериментальных скрещиваний. 3. Продолжительность репродуктивного периода. 4. Малочисленность потомков. 5. Сложный кариотип и большое количество групп сцепления.
  Ген и его свойства. Усвойте основные понятия: ген, аллельные и неаллельные гены, доминантные и рецессивные гены, генотип, фенотип, геном, генофонд, кариотип, гомо- та гетерозиготность, альтернативные признаки, моно и полигибридное скрещивание. Укажите свойства гена: дискретность, специфичность, дозированность, множественный аллелизм, плейотропное действие.
  Геном человека. Понятие про геномику та протеомику. Дайте характеристику геному человека (составляет 3,2 млрд. пар оснований, около 50% разных последовательностей, которые повторяются, в другой половине – 1,1% составляют екзони, 24% інтрони, а 75% - межгенная ДНК.
  Основные закономерности наследования, установленные Менделем. Сформулируйте и дайте цитологическое объяснение основным закономерностям наследования, устанвленных Менделем при моногибридном и дигибридном скрещиваниях. Раскройте суть анализирующего скрещивания и его значения для анализа генотипов. Закрипить полученные знания путем решения задач под руководством преподавателя.
  Менделирующие признаки человека. Приведите примеры менделирующих признаков человека и отметьте условия их наследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.