КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терминологический аппарат. Формула эпического стиля– устойчивый стилистический прием, повторяющийся с вариациями в героическом эпосе
ФОРМУЛА ЭПИЧЕСКОГО СТИЛЯ – устойчивый стилистический прием, повторяющийся с вариациями в героическом эпосе. САГА (от древнеисландского segga – сказать, рассказать) – прозаическое, т.е. рассказанное повествование. В форме саг сложился эпос Исландии. Сага повествует о прошлом. Она предельно объективна и прозаична, ее стилизация минимальна, а повествование отличается сжатостью и реалистичностью. СКЕЛА – ирландское название отдельного произведения архаического эпоса, подчеркивающее его жанровое своеобразие, сравнительно с исландской сагой. ЭТИОЛОГИЯ – объяснение причины, ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ – мифы, объясняющие причину того или иного явления, а ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ – его происхождение. ТОПОНИМИЧЕСКИЕ МИФЫ – мифы, объясняющие происхождение названия того или иного места. КОРОЛЬ – ГЕРОЙ – центральная оппозиция в героическом и, отчасти, в архаическом эпосах, связанная с распределением активности между королем (в архаическом эпосе племенным вождем) и героем и особенностями тех взаимоотношений, которые складываются между ними. БОГ – ДЕМИУРГ – творец мира, отделяющий хаос от космоса или преобразующий хаос в космос. ТОТЕМИЧЕСКИЙ ПЕРВОПРЕДОК – родоначальник племени, освоивший для него определенную «свою» территорию в определенных границах. Наделяется чертами человека и животного, реже растения, которое покровительствует племени. КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ – мифологический персонаж, обучающий людей земледелию, ремеслам и искусствам. ВЕРХНИЙ, НИЖНИЙ и СРЕДНИЙ МИРЫ – вертикальная организация пространства. Верхний мир принадлежит богам, средний населен людьми, нижний – предками и хтоническими чудовищами. Как правило, находит внешнее пространственное выражение в образе мирового древа. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА – деление пространства в архаических моделях мира на священные центры и прфанную периферию; центр мира священен, населен богами и людьми, его окраины, особенно север, принадлежат демонам, силам, враждебным человеку. В кельтском эпосе ледяным демонам – фоморам. САКРАЛЬНЫЙ –священный. ПРОФАННЫЙ – мирской, светский, не посвященный в некие тайны. В период Раннего Средневековья профаном назывался монах, не владеющий грамотой. ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение какого-либо явления, в истории литературы, например, генезис жанра романа, восходящий к античности и Зрелому Средневековью. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1. Саги: «Плавание Брана, сына Фебала», «Изгнание сыновей Уснеха», фрагменты из саги «Угон быка из Куалънге». УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Бондаренко Г.В. Мифология пространства средневековой Ирландии. – М., 2003. 2. Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом народе. – М., 2003. 3. Кендрик Т.Д. Друиды. – СПб., 2007. 4. Кельтская мифология. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003. 7. Мифология Британских островов. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003. Дополнительная: 1. Гюйонварх К.-Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб.-М., 2001. 2. Леру Ф. Друиды. СПб., 2001. 3. Лики Ирландии. Книга сказаний.- М.- СПб., 2001. Источники: 1. Бахтин М.М. Лекции по истории зарубежной литературы. Античность. Средние века. – Саранск, 1999. 2. Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе. – Л., 1980. 3. Предания и мифы средневековой Ирландии. – М., 1991. 4. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. – Л., 1967. 5. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. – Л., 1984. 6. Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ 1. Охарактеризуйте два этапа, которые западноевропейский эпос проходит в своем развитии. Ответ представьте в виде таблице. 2. Составьте характеристику общих типологических признаков архаических эпосов Раннего Средневековья. 3. Укажите, в чем состоит художественное своеобразие кельтского эпоса. 4. Проанализируйте, какова роль женщины в кельтском эпосе и в чем состоят причины такого значения женских образов. ИННОВАЦИОННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Составьте комментарий к отрывку из песни легендарного древнеирландского поэта Амергина по следующей схеме: 1. Амергин как историческая и легендарная личность. Укажите, какой была роль поэта в архаическом мире кельтов. 2. Охарактеризуйте ту историческую ситуацию, из-за которой стало возможным сочинение песни. 3. Составьте комментарий к выделенным образам и понятиям. Эрин я кличу зычно зычное море тучно тучны па взгорье травы травы в дубравах сочны сочна в озерах влага влагой богат источник источник племен единый
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |