Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КОНСПЕКТ. 1. Проторенессанс в Англии




ПЛАН

1. Проторенессанс в Англии. Его особенности.

2. Значение творчества Дж. Чосера.

Биография Шекспира и «шекспировский» вопрос.

2. Оптимистический период творчества Шекспира.

А) жанровое своеобразие исторических хроник;

Б) книга сонетов Шекспира как единое целое;

В) конфликт трагедии «Ромео и Джульетта».

3. Трагический период творчества Шекспира.

А) категория времени в трагедиях Шекспира;

Б) концепция человека в соотношении духовного и социального начал;

В) особенности образов злодеев (Яго, Макбета, Гонерильи, Клавдия).

4. Романтический период творчества Шекспира.

5. Особенности типа художественного сознания Шекспира.

 

1. В Англии Проторенессанс также носилпролонгированный характер. «Предпосылки прогрессивного переворота в области общественной и культурной жизни появились в Англии рано, на исходе XIY в., но реализовались они медленно,» - указывает Р. Самарин[86]. Во многом медленное течение предренссансных процессов объясняется сложной внутри- и внешнеполитической ситуацией: Столетней войной (1337-1453), крестьянскими восстаниями, сильным экономическим расслоением общества. Значительную роль в развитии английского Проторенессанса сыграли философские концепции ученых-богословов, а также университетская наука. Уильям Оккам (1300-1350), сторонник номинализма, развивал общий для предгуманизма постулат о достоверности умозаключений, добытых опытным путем. Хотя Оккам был изгнан с острова, его идеи нашли поддержку и в Англии и на континенте. Оккам утверждал, что единственная реальность, существующая вне ума – это индивидуумы, поэтому познание мира надо начинать с познания индивидов.

В 1497 голландский ученый, богослов и христианский гуманист Эразм Роттердамский посещает Англию и приходит в восторг от оскофордских ученых, описывая свою беседу с Колетом, Эразм восклицает, что ему кажется, будто он говорит с самим Платоном. «Названные Эразмом лица были первыми представителями английского гуманизма. Деятельность их приходится на последние годы XV и начало XVI в. Три старших представителя этой группы - Линэкр, Гросин и Колет - все прошли школу гуманизма в Италии. Вопросы борьбы с церковью и религией играли в английском гуманизме большую роль только на первом этапе Возрождения в Англии, который совпадал с периодом реформации. Это - период деятельности оксфордских гуманистов и Томаса Мора (конец XY - первая треть XYI в.), когда гуманистическая литература носила в Англии преимущественно теоретический характер,» - обобщает А.А. Аникст[87].

Однако, уже в литературе XIY в. обнаруживаются предренессансные тенденции. Яркие индивиудальности действуют в «Кентерберийских рассказах» (1387) Дж. Чосера (1340-1400): опираясь на сюжетную схему «Декамерона» Боккаччо, Чосер идет дальше и индивидуализирует историю, рассказанную тем или иным паломником; только батская ткачиха могла поведать о том, «что женщина всему предпочитает», основываясь на собственном жизненном опыте, а рыцарь старинный сюжет о рыцарских подвигах. «Кентерберийские рассказы» называют энциклопедией английской жизни XIY века, в которой куртуазный рыцарь показан как фигура анахроническая, в то время как продавец индульгенций обрисован сатирически, начиная с портрета, а деталь, ставящая под сомнение набожность абатиссы – ее брошка с надписью: «Любовь побеждает все», - выступает и сатирически разоблачительной, с одной стороны, и отвечающей гуманистической концепции реабилитации человеческого естества и отказа от аскетизма, с другой. Значение Чосера в становлении английского гуманизма неоспоримо, как указывал А.К. Дживелегов: «Чосер раскрыл перед английской литературой все пути для расцвета и приобщил ее к широкому движению мировой литературы. Но он не только создавал ценности чисто литературные. Он прокладывал рубежи в области культуры. Он дал своему народу литературный язык, и, черпая в народных представлениях о жизненной правде необходимый материал, выковывал из него, с помощью древних и итальянцев, формулу гуманизма. Вот почему, так велико его влияние на дальнейших этапах английской литературы.»[88] «Кентерберийские рассказы» закончены не были: мы видим 29 паломников и можем прочитать 20 законченных историй и 4 незавершенных. Книга Чосера создавалась на рубеже XIY-XY веков и носит характер переходный от средневековья к Возрождению. Начало английского гуманизма А.А. Аникст связывает с деятельностью ученых Оскофорда и позже Кембриджа и относит к началу XYI века. Иную точку зрения высказывают Н.В. Михальская и Г.В. Аникин: «В Англии Возрождение наступило в XYII в., позже, чем в Италии, Франции, Испании, но развивалось оно более интенсивно, опираясь при этом на идеи европейских гуманистов».[89] Хотя за этим утверждением следует существенное уточнение, связанное с характеристикой эпохи рубежа XY-XYI вв.: «На рубеже XY-XYI вв. королевская власть в Англии сломила мощь феодального дворянства. В царствование Тюдоров - Генриха YII и Генриха YIII - происходит усиление абсолютизма. Осуществленная Генрихом VIII реформация устранила зависимость от папского Рима, уничтожила монастыри. Во главе новой англиканской церкви стал сам король. Уильямом Тиндалом на английский язык была переведена Библия. Результатом реформации явилось ослабление власти церковников и усиление гуманистических идеалов светской ренессансной культуры.»[90] В качестве наиболее яркого представителя Раннего английского Возрождения исследователи называют Томаса Мора (1478-1535), а выражением гуманистических идей раннего английского Ренессанса «Утопию» (1516). Таким образом, начало Возрождения в Англии приходится на первую треть XYI в., а Высокое Возрождение приходится на начало XVII в., и находит выражение в творчестве У. Шекспира.

2. «Шекспировский» вопрос - вопрос о том, Шекспиру ли принадлежат знаменитые сонеты, комедии и трагедии. Возможно, актер лондонского театра «Глобус» был всего лишь подставным лицом, маской, за которой скрывался гений, истинный создатель шекспировских шедевров. А может быть, за маской Шекспира скрывался коллектив авторов, один из них писал комедии, другой - трагедии, третий - сонеты и романтические пьесы-сказки? Кто прятался за маской Шекспира: королева Елизавета I, ученый и философ Ф. Бэкон, драматург Б.Джонсон, образованный аристократ граф Рэтленд, кто-то, чье имя история не сохранила? Почему в авторстве Шекспира возникли сомнения? Не сохранились рукописи шекспировских произведений, нет документальных сведений о времени с 1585 по 1592 (между стрестфордским и лондонским периодами), Шекспир не получил достаточно глубокого образования (окончил грамматическую школу, в которой, по собственному признанию, немного выучился латыни и еще меньше греческому) чтобы создать поражающие эрудицией в древней и новой истории и литературе пьесы, Шекспир оставил завещание, в котором ни одним словом не упомянул о своих произведениях, внезапный отъезд из Лондона в зените славы и богатства, безграмотность детей… Это далеко не все аргументы против авторства Шекспира. Наиболее убедительную антишекспировскую версию, опираясь на документы, факты и художественные произведения начала ХYII века, выстраивает И. Гилилов в монографии «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса» (М, 2000). Что можно возразить? Шекспир был актером, и это актерство пронизывало все сферы его жизни, Шекспир намеренно мифологизировал свою биографию, как и многие ренессансные писатели (Боккаччо сочинил миф о любви к принцессе, Рабле, якобы, заканчивал свой век, попивая винцо из собственного виноградника и поучая молодежь, уже некоторые современники, тот же Боккаччо, в частности, усомнились в действительности существования Лауры – великой любви Петрарки). Глобализация сцены и актерства свойственна театру Шекспира: Ричард III вдруг проговаривается, что он - актер, играющий множество ролей, Гамлет, встречая Горацио, восклицает: «Я очень рад вас видеть. - Горацио? Или я сам не я», Яго признается: «Нет, милый мой, не то я, чем кажусь», а Полоний выражает опасение: «Боюсь увериться, что я дурак», а старый Герцог говорит Жаку Меланхолику о том, что на мировом театре есть много пьес, грустнее той, что играют сегодня он сам и его окружение. Актерство пронизывает все пьесы Шекспира, возможно, и в жизни Шекспир играл роли то бюргера, то поэта. Но кто же тогда: поэт или бюргер, был истинным «я» Шекспира? И зачем нужно было запутывать потомков? Пока на эти вопросы нет окончательных и исчерпывающих ответов.

3. Сомнения в авторстве Шекспира вызывает и отсутствие того, что в науке о литературе носит название эволюции писателя: внезапно, казалось бы, оптимистический период творчества сменяется мрачным, трагическим. Хотя на самом деле произведения переходного характера найти можно. Герои исторических хроник Шекспира - феодалы-оппозиционеры, сопротивляясь централизованной власти, осознают, что тем самым пытаются остановить историю, т.е. собственную обреченность на поражение. Время как всеобщий универсальный закон действует уже в исторических хрониках, что во многом приближает их к трагедиям. Но все же определяющим в отношении жанровой принадлежности пьесы выступает характер конфликта, а конфликт трагедии знаменует кризис и распад времен, столкновение двух типов нравственности: исторически преходящего и нового, только формирующегося, поэтому в трагическом столкновении обе стороны до известной степени правы, а герой, опережающий эпоху, обречен на поражение и гибель. Этими качествами наделена хроника «Юлий Цезарь», а вот конфликт трагедии «Ромео и Джульетта» еще не выражает трагического мироощущения, поэтому и с точки зрения жанровой принадлежности пьесу можно определить как драму, жанр занимающий промежуточное положение между трагедией и комедией.

4. Конфликты трагедий Шекспира отражают исторически неизбежную смену одной эпохи другой. Ситуация, в которой разворачивается действие трагедии «Король Лир» (1605), определена так: «Любовь охладела, дружба разрушается, братства распадаются, в городах волнения, в селах распад, во дворцах заговоры, и связи лопаются между сыном и отцом». Однако конфликт трагедии шире и глубже, чем просто столкновение двух поколений. Масштаб происходящего глобален, история - это не просто далекое прошлое, напоминающее современность; история – процесс неизбежной смены одного другим, причем, на смену не обязательно приходит лучшее. Герои шекспировских трагедий стремятся прикрепить себя к определенному времени. Но объективный ход истории неумолим. Время, таким образом, течет не вне героев, оно воплощается в них. Кент, выступающий в защиту Лира и старого времени, уходит со сцены очень символично: он не казнен и не кончает самоубийством, он умирает сам, уходя вслед за Лиром со словами: «Меня король зовет». Новое время принадлежит злодеям: победу одерживают предатели: Эдмунд и Гонерилья, а не Лир и Корделия. Сами условия исторической современности провоцируют Макбета, способствуют пробуждению его честолюбия, его злодейского духа. Ведьмы, предсказывающие судьбу, играют, по определению Гегеля, функциональную роль, они выражают собственные сокровенные желания героя, воля к действию которого как бы материализуется после этого предсказания. Сомнения Макбета продиктованы не нравственными соображениями, а практически-деловыми, герой вопрошает: «А вдруг нам не удастся?» Эволюция характера героя, победа честолюбия над нравственным общечеловеческим законом отражают объективное движение общественного сознания в условиях переходного периода от Средневековья к Новому времени. Индивидуальность обрела свободу от догм и предрассудков, но не только от них, свобода могла распространиться и на отказ от действия общечеловеческих и вечных нравственных законов и ценностей. Свобода личности оборачивалась ее нравственным перерождением, вела к нравственной вседозволенности. В этом и заключался трагический потенциал наступившей эпохи предпринимательства.

5. Шекспир не оставил поэтического завещания как документа, но так можно расценивать драму «Буря» (1611). Мудрец Просперо с иронией относится к идеалу наивного потребительского коммунизма правителя-гуманиста Гонзало, который основан на возврате к естественному состоянию, к примитивной жизни на лоне природы; когда-то так пытались жить герои комедии «Как вам это понравится», удалившиеся в лес в надежде не иметь иных врагов, кроме зимней стужи. Но враг человека находится не вне его, он заключен в самом человеке. Поэтому среди героев драмы есть и злодей Калибан, которого мудрец Просперо и не тщится перевоспитать. Просперо собирает книги, и с ними связана его надежда на будущее нравственное возрождение человечества: философские доктрины и социальные эксперименты не смогут сделать того, что в состоянии совершить книги, мудрость и искусство, хотя и произойдет это далеко не сразу.

6. Основное свойство мировоззрения и творчества Шекспира - масштабность. Его творчество охватило всю вселенную: человека в его прошлом, настоящем и будущем, современность с ее противоречивыми тенденциями развития и ее преломлением в характере человека Шекспир никогда не выступает как моралист. В поведении его героев множество оттенков Человек в театре Шекспира самоценен, он подчинен не произволу автора, а всеобщему закону времени. Время у Шекспира - универсальный закон. Оно служит ответом на социальные и исторические вопросы. В этом находят выражение принципы историзма, причем не буквалистски научного, а художественного, и объективности, как важнейшие сущностные критерии реализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.