Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательных прав и права на участие




в референдуме граждан Российской Федерации

Дела о защите избирательных прав граждан являются одной из категорий дел, вытекающих из публичных правоотношений. К ним относятся рассматриваемые судами общей юрисдикции дела по заявлениям о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; об оспаривании нормативных правовых актов, принятых представительными (законодательными) органами государственной власти, избирательными комиссиями и иными субъектами публичной власти по вопросам избирательного права. Такие заявления рассматриваются по правилам подраздела 3 раздела 2 ГПК РФ с участием прокурора. Для осуществления правильной защиты избирательных прав в суде прокурорам следует хорошо знать положения избирательного законодательства[29].

Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации имеют особое значение, поскольку затрагивают конституционные политические права граждан. В осуществлении защиты таких прав в гражданском судопроизводстве прокурору как особому представителю государства, призванному стоять на страже законности, отводится немаловажная роль.

На активизацию деятельности прокурора по защите избирательных прав направлено указание Генерального прокурора РФ от 28.09.2007 № 153/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также указание Генерального прокурора РФ от 16.01.2008 № 4/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации». В указаниях обращается внимание на необходимость прокуроров в случае выявления нарушений избирательных прав граждан решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, должностного лица обращаться в суды с соответствующими заявлениями; обеспечение участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел о защите избирательных прав граждан; своевременного направления представлений в кассационном и надзорном порядке в случае вынесения незаконных и необоснованных судебных постановлений.

Полномочия прокурора по защите избирательных прав в гражданском судопроизводстве определены ст. 45, 259 ГПК РФ. Согласно данным правовым нормам участие прокурора в гражданском процессе по делам о защите избирательных прав осуществляется в двух формах: обращение в суд с заявлением или вступление в процесс для дачи заключения по делу.

Прокурору также предоставлено право на подачу кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если прокурор участвовал в рассмотрении указанных дел, а также право на подачу представлений о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда (ст. 336, ч. 3 ст. 376, ст. 394 ГПК РФ).

Обращение прокурора с заявлением – одна из форм его участия в рассмотрении дел анализируемой категории. Задача прокурора при подаче заявления в общем виде может быть сформулирована как своевременное и эффективное принятие мер к устранению в судебном порядке нарушений закона.

Прокурорам следует учитывать, что в ГПК РФ установлены определенные ограничения его права на обращение в суд. Так, при подаче заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов право на обращение в суд имеют лишь избирательная комиссия, осуществившая регистрацию, кандидат, зарегистрированный по этому же округу, избирательные объединения и блоки, списки которых зарегистрированы по этому же избирательному округу, что вытекает из положений ч. 1 ст. 260 ГПК РФ. Из анализа указанной статьи следует, что прокурору не предоставлено право на обращение в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты. Не наделен прокурор правом подавать в суд заявление об отмене регистрации кандидата и Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[30] (далее – ФЗ «Об основных гарантиях…»), согласно п. 5 ст. 76 которого регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, а также кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

С заявлениями по другим вопросам избирательной кампании вправе обращаться все лица, указанные в п. 1 ст. 259 ГПК РФ, – это избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор.

Поводом для подачи заявления прокурором могут служить обращения граждан, публикации в средствах массовой информации, результаты общенадзорных проверок и др.

Решение прокурора о необходимости обращения в суд с заявлением должно основываться на достаточной информации об обстоятельствах нарушения избирательных прав. Для этого, как правило, следует установить: в чем конкретно выразились нарушения избирательных прав; какие правовые нормы нарушены данным деянием; установить нарушителя прав и круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле; определить основание и предмет заявляемых требований; собрать доказательства, которые помогут прокурору обосновать свои требования, заявлять ходатайства, активно участвовать в исследовании материалов дела и т.д.

Обращению прокурора в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации должно предшествовать изучение норм избирательного законодательства, прокурорской и судебной практики по применению соответствующих норм, юридической литературы по заданной тематике.

Заявление прокурора в суд должно соответствовать требованиям ст. 131, 132 ГПК РФ. В противном случае такое заявление может быть оставлено судом без движения. В случае выполнения указаний судьи в установленный срок заявление прокурора считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается со всеми приложенными к нему документами (ч. 1, 2 ст. 136 ГПК РФ).

При подаче заявления в суд прокурорам следует учитывать положения ст. 134 и 135 ГПК РФ, определяющие основания к возвращению и отказу в принятии искового заявления. В отличие от возвращения судом искового заявления отказ в его принятии препятствует повторному обращению в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Для осуществления эффективной защиты избирательных прав граждан в судах общей юрисдикции прокурором следует знать определенные процессуальные особенности, касающиеся правил о подсудности избирательных споров, составе суда и сроках обращения в суд, сроках разрешения дела судом, распределении обязанностей по доказыванию, особенностях кассационного и надзорного обжалования вынесенных решений.

В силу ст. 26 ГПК РФ к подсудностисудов субъектов Федерации относятся дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Решения и бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оспариваются в Верховном Суде РФ. Действия (бездействие) и решения других избирательных комиссий, органов и должностных лиц публичной власти могут быть оспорены в районных судах.

Дела о расформировании избирательной комиссии рассматриваются в соответствующем суде (ст. 31, п. 2 ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях…»).

По общему правилу избирательные споры рассматриваются судьей единолично. Однако дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей, что предусмотрено п. 3 ст. 260 ГПК РФ.

Специфично по данной категории делраспределение бремени доказывания, что вытекает из публичности избирательных споров и обусловлено юридическими и социальными последствиями принятия решения. Обязанность доказать законность оспариваемых действий и актов (в том числе нормативных) возлагается на должностное лицо (орган), их осуществившее. Суд не связан доводами заявителя и основаниями требований и может истребовать доказательства по своей инициативе.

Особое внимание прокурорам следует обратить на сроки обращения в суд и сроки разрешения дела судом. Актуальность законодательного регулирования вопросов о сроках связана с четко определенной этапностью избирательной кампании, вовлечением в нее значительного числа заинтересованных лиц (избирателей), возможностью блокирования проведения отдельных избирательных действий или всей избирательной кампании.

Статьей 260 ГПК РФ установлены следующие сроки обращения в судпо делам данной категории:

общий срок – три месяца со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении закона или прав заявителя;

специальные сроки:

а) десять дней со дня принятия решения соответствующей комиссией – для подачи заявления об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, регистрации кандидата (списка кандидатов); срок является пресекательным, т.е. не подлежит восстановлению, что установлено п. 2 ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях…»;

б) не позднее чем за восемь дней до дня голосования может быть подано в суд заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов); срок также является пресекательным;

в) один год – для подачи заявления, касающегося нарушений избирательных прав или права на участие в референдуме, имевших место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума.

Прокурорам следует иметь в виду, что указанные в приведенной статье ГПК РФ сроки являются пресекательными, а значит, не могут быть восстановлены судом, в связи с чем принятие заявления к рассмотрению по истечении этих сроков лишено смысла.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу № 76-Г03-1 по заявлению Четина А.И., Чугаева И.А., Батуева И.С. об отмене решения комиссии референдума о регистрации инициативной группы по проведению референдума указала следующее: вывод суда о том, что установленный ч. 2 п. 1 ст. 260 ГПК РФ 10-дневный срок на обращение в суд с заявлением для обжалования решения комиссии референдума, касающегося регистрации инициативной группы по проведению референдума, восстановлению не подлежит, т.е. является пресекательным, соответствует закону. Однако у суда не было оснований для рассмотрения заявления Батуева И.С. и Чугаева И.А. по существу, а имелись основания для прекращения производства по делу на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ.

Установление в пункте 2 статьи 78 ФЗ «Об основных гарантиях…» нормы о том, что 10-дневный срок на обжалование решения комиссии референдума, касающегося регистрации инициативной группы по проведению референдума, восстановлению не подлежит, исключает вынесение решения в случае пропуска этого срока, а следовательно, и рассмотрение дела.

Ссылка суда в подтверждение своего вывода на п. 4 ст. 198 ГПК РФ, согласно которому в случае отказа в удовлетворении заявления в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данного обстоятельства, не свидетельствует о необходимости принятия решения по данному делу.

По смыслу указанного пункта он применяется лишь в тех случаях, когда сроки обращения в суд подлежат восстановлению.

Сроки рассмотрения дела судом установлены абз. 5 п. 1 и п. 2 ст. 260 ГПК РФ. Все эти сроки являются пресекательными и восстановлению не подлежат.

Рассмотрение дел по заявлениям о защите избирательных прав граждан происходит с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 2601 ГПК РФ).

Прокурору как лицу, участвующему в деле, предоставлено право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; приносить на судебные постановления кассационные и надзорные представления и использовать другие процессуальные права, предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве (ст. 35 ГПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ и п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, подавший заявление, освобождается от уплаты судебных расходов. Он не может заключить мировое соглашение и к нему не может быть предъявлен встречный иск. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

С учетом скоротечности избирательной кампании и сокращенных сроков разрешения избирательных споров законодатель установил сокращенный срок обжалования решения суда, вынесенного в ходе избирательной компании: кассационное представление прокурора может быть подано в течение пяти дней со дня принятия решения судом. При этом, если по данному делу установлены пресекательные сроки рассмотрения, дело должно быть направлено в кассационную инстанцию с таким расчетом, чтобы кассационное рассмотрение состоялось до дня выборов.

Исследуя вопрос, связанный с такой формой участия прокурора в рассмотрении дела о защите избирательных прав граждан, как вступление прокурора в процесс для дачи заключения, отметим следующее.

По смыслу ч. 3 ст. 45 и ст. 259 ГПК РФ прокурор в целях осуществления возложенных на него полномочий вступает в процесс и дает заключение о законности и обоснованности заявленных требований о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Вступлению прокурора в процесс по делам данной категории, так же как и при подготовке заявления, всегда должна предшествовать обстоятельная работа. В частности, прокурор обязан проверить, все ли заинтересованные лица привлечены к участию в деле, извещены ли они надлежащим образом, имеются ли в материалах дела все необходимые материалы.

На всех стадиях судебного разбирательства прокурору следует активно участвовать в исследовании представленных суду письменных, вещественных и иных доказательств – это в дальнейшем поможет сформировать позицию прокурора по делу, дать основанное на законе заключение.

В ходе судебного разбирательства прокурору следует высказывать свое мотивированное мнение по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам. Прокурор вправе заявлять ходатайства о представлении дополнительных доказательств; привлечении к участию в деле новых лиц; допросе дополнительных свидетелей; задать вопросы участвующим в деле лицам.

Заключение прокурора по делам о защите избирательных правдолжно быть мотивированным, основанным на нормах материального и процессуального права; в нем должны быть сформулированы выводы, к которым пришел прокурор в результате тщательного анализа всех обстоятельств дела в их совокупности, всестороннего, полного и объективного исследования представленных суду доказательств, а также мнение прокурора о том, как надлежит разрешить заявление, удовлетворить его или отказать в удовлетворении и по каким основаниям. Такое заключение должно быть по возможности кратким, понятным всем присутствующим в судебном заседании, формулировка позиции прокурора должна быть четкой.

Прокурору, участвующему в рассмотрении дел о защите избирательных прав, следует знать складывающуюся по данному вопросу судебную практику. Проведенный нами анализ практики рассмотрения судами общей юрисдикции дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации позволяет обратить внимание прокуроров на следующие моменты.

1. Дела о назначении и отмене назначения выборов. Прокурорам необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях…» в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Пунктом 7 названной статьи предусмотрено, что «при назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть»[31].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.