Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочный материал. Урок – основная форма учебного процесса




Урок – основная форма учебного процесса. Говоря об уроке, имеют в виду логически законченный, ограниченный определенными рамками отрезок времени учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные моменты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.

1. Основные методические требования к уроку математики

1) целенаправленность;

2) рациональное построение и дифференциация содержания урока;

3) более полное использование гуманитарного потенциала математического образования;

4) обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение развивающее личность;

5) организация продуктивной учебной деятельности учащихся на уроке с учетом их интересов, наклонностей и потребности;

6) мотивация учения и формирование у учащихся умений учиться математике;

7) сотрудничество учителя и учащихся не только при проведении, но и при разработке урока.

Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса можно положить в основу классификации уроков. Например, по основной дидактической цели урока можно разъединить на: а) урок ознакомления с новым материалом; б) урок закрепления изученного; в) урок проверки и коррекции знаний и умений. Возможен (и довольно часто применяется) так называемый комбинированный урок. Обычно в рамках этого урока осуществляется ознакомление и закрепление нового материала.

2. Основные типы уроков

Структура урока различных типов определяется основной дидактической целью.

Урок изучения нового материала. Основная дидактическая цель: введение понятий или установления свойств изучаемых объектов (признаков, отношений), или построения правил (алгоритмов) и др.

Этапы урока:

1) сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

2) подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

3) ознакомление с новым материалом;

4) первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

5) постановка задания на дом;

6) подведение итогов урока.

Урок закрепления знаний. Основная дидактическая цель: формирование определенных умений.

Этапы урока:

1) проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

2) сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

3) воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

4) перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

5) подведение итогов урока;

6) постановка домашнего задания.

Урок проверки и коррекции знаний и умений. Основная дидактическая цель: выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Этапы урока:

1) ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;

2) проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

3) проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

4) проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

5) проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;

6) подведение итогов урока.

Комбинированный урок. Характерной особенностью такого урока является постановка и достижение нескольких дидактических целей. Традиционной является следующая структура урока:

1) ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

2) проверка домашнего задания;

3) проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

4) изложение нового материала;

5) первичное закрепление изученного;

6) подведение итогов урока;

7) постановка домашнего задания.

План урока состоит из следующих основных компонентов урока:

1. Тип урока.

2. Тема.

3. Цели.

4. Оборудование.

5. Структура урока.

Приведем один из возможных вариантов плана урока математики в VI классе по изучению правил умножения положительных и отрицательных чисел с использованием учебника Н.Я. Виленкина и др.

2.1. П л а н у р о к а и з у ч е н и я н о в о г о м а т е р и а л а

Тема: «Умножение положительных и отрицательных чисел».

Цели: формирование знаний о правилах умножения положительных и отрицательных чисел и умений применять их в простейших случаях; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование: модель термометра, плакат с изображением рисунка 89 из учебника, таблицы для устного счета.

Структура урока:

I. Постановка цели урока (2 мин).

II. Подготовка к изучению нового материала повторением, а также проверкой умений находить модуль данного числа и отыскивать числа с одинаковыми и разными знаками из предлагаемого набора (фронтальный опрос; 3 мин).

III. Ознакомление с новым материалом (25 мин):

а) решение задачи № 1104 и аналогичной ей на изменение температуры (опросить Иванова, Петрову, Калинову, Нечаева);

б) анализ полученных результатов, выявление закономерностей и формулировка правил умножения двух чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел (с подключением к ответам остальных учащихся класса);

в) самостоятельное ознакомление учащихся с содержанием п. 35 учебника, выделение сведений, о которых не говорилось учителем, ответы на вопросы учащихся;

г) обобщение правил умножения двух положительных и двух отрицательных чисел.

IV. Первичное осмысление и заучивание рассмотренных правил через их применение в простейших случаях и решение № 1102, 1103, 1105, 1106 (опросить Васильеву, Михайлова, Степанова, Ильину; 10 мин).

V. Постановка домашнего задания: изучить п. 35 учебника, выучить наизусть правила умножения чисел с одинаковыми и разными знаками, решить
№ 1127, 1130 (2 мин).

VI. Подведение итогов урока проверкой знания и понимания формулировок правил умножения чисел с одинаковыми и разными знаками и оценкой ответов учащихся (фронтальный опрос: 3 мин).

VII. Резерв: № 1120, 1122 и 1126.

План, дополненный описанием хода урока, называют конспектом урока.

Конспект урока модель урока. Он предполагает описание деятельности учителя и ожидаемой деятельности учащихся с возможными вариантами. Конспект урока может быть оформлен в трех формах его описания: произвольной; с выделением деятельности учителя и учащихся; с выделением системы вопросов и ответов на них, раскрывающих содержание урока. Для нас наибольший интерес представляет вторая форма. Приведем пример оформления конспекта урока алгебры в VII классе по применению различных способов разложения многочлена на множители с использованием учебника Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина и др.

 

 

2.2. К о н с п е к т у р о к а з а к р е п л е н и я и з у ч е н н о г о

Тема: Применение нескольких способов разложения многочлена на множители.

Цели: сформировать умения разлагать многочлен на множители вынесением общего множителя за скобки, группировкой и применением формул сокращенного умножения;

развивать навыки самоконтроля;

воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при разложении многочленов на множители.

Оборудование: кодоскоп, таблицы с формулами сокращенного умножения, раздаточный материал.

Структура урока:

I. Сообщение темы и цели практикума (2 мин.).

II. Проверка домашнего задания (3 мин.).

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (5 мин.).

IV. Инструктирование по выполнению заданий практикума (3 мин.).

V. Выполнение заданий в группах (25 мин.).

VI. Проверка и обсуждение полученных результатов (5 мин.).

VII. Постановка домашнего задания (2 мин.).

VIII. Резервные задания.

Таблица 8

Ход урока

Основное содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Сообщение темы и цели практикума
  После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводится заключительный урок по разложению многочлена на множители несколькими способами. Ставится задача: научиться разлагать многочлен на множители вынесением общего множителя за скобки, группировкой и применением формул сокращенного умножения.     Записывают тему урока.
II. Проверка домашнего задания
Кодопозитив с образцами решений № 396 (2, 3) и № 397 (2, 3) из домашнего задания.     Кодопозитив с проверкой конечного результата № 396 (3): Включает кодоскоп, проверяет, как выполнено учащимися домашнее задание. Наблюдает за работой учащихся, дает пояснение, выясняет, как проконтролировать, например, правильность предложенного решения задания № 396 (3), к которому нет ответа в учебнике. Сменяет кодопозитив, отвечает на вопросы учащихся, подводит итоги выполнения домашнего задания, выключает кодоскоп. Сверяют свои решения с образцами, вносят дополнения и исправления. Обращаются за необходимыми пояснениями к учителю, находят способ проверки полученного ими результата в № 396 (3) обратным действием – умножением многочленов. Оформляют проверку решения № 396 (3).
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
  Предлагает Никифорову составить пример на разложение многочлена на множители вынесением общего множителя за скобки. Вызывает Кузьмину для составления и решения примера на разложение многочлена с применением какой-нибудь формулы сокращенного умножения. Для составления и решения примера на разложение многочлена на множители способом группировки вызывает Столбову. Возвращаясь к решению примера № 396 (3), выясняет вместе с учащимися, какие способы применялись в этом случае для разложения многочлена на множители. Никифоров составляет пример, решает его у доски, остальные записывают вместе с ним в тетрадях: Кузьмина составляет пример, решает, остальные контролируют ее ответ и записывают: Столбова и остальные учащиеся записывают: Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
IV. Инструктирование по выполнению заданий практикума
Таблица с инструкцией. При разложении многочлена на множители полезно соблюдать следующий порядок: 1) вынести общий множитель за скобки (если он есть); 2) попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения; 3) попытаться применить способ группировки (если предыдущие способы не привели к цели); 4) проверить полученный результат умножением множителей (многочленов). Кодопозитив.     x3 3 x + 2 = x3 4 x + x + + 2 = x (x2 - 4) + (x + 2) = = x (x + 2)(x – 2) + (x + 2) = = (x + 2)(x (x – 2) + 1) = = (x + 2)(x2 – 2 x + 1) = = (x + 2)(x – 1)2 Проверка: (x + 2)(x – 1)2 = = (x + 2)(x2 – 2 x + 1) = = x3 – 2 x2 + x + 2 x2 – 4 x + + 2 = x3 – 3 x + 2 Напоминает, как пользоваться инструкцией на примере разложения на множители многочлена x3 3 x + 2. Отмечает, что попытки реализовать первые два этапа не приводят к успеху. На третьем этапе надо проявить терпение и настойчивость, чтобы отыскать подходящую группировку.     Включает кодоскоп и поясняет специфику реализации третьего и четвертого этапов.   Отмечает, что теперь сами учащиеся должны проявить подобные умения при выполнении заданий практикума. Передает задания каждой группе из 4-5 человек и двойные листы с копиркой для оформления решений каждым учеником. Выключает кодоскоп.   Читают инструкцию, отвечают на вопросы учителя.     Слушают разъяснения учителя, разбираются в предложенном решении.     Готовятся к выполнению практической работы.
V. Выполнение заданий в группах  
Раздаточный материал с заданиями для групп. Содержание одного из вариантов задания: 1. Разложить на множители: а) 5 – 5 а2; б) 3 m2 + 6 m + 3; в) 4 y2 – (y – c) 2; г) x3 – x2y – xy2 + y3. 2. Вычислить: Управляет самостоятельной работой учащихся. Выполняют задания с использованием таблиц с инструкцией и с формулами сокращенного умножения.
VI. Проверка и обсуждение полученных результатов
Кодопозитив с ответами к заданиям. Ответы к рассмотренному варианту задания: 1. а) 5(1 + a)(1 – a); б) 3(m + 1)2; в) (3 yc)(y + c); г) (x + y)(x – y)2. 2. . Собирает копии решений и готовит учащихся к проверке выполненной работы. Включает кодоскоп и напоминает, что отметка за работу равна числу верно выполненных заданий. Проверяет работы с помощью консультантов из каждой группы и с учетом самооценок подводит итоги работы. Выключает кодоскоп и собирает раздаточный материал. Копии решений сдают учителю.   Осуществляют самопроверку и самооценку выполнения заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.
VII. Постановка домашнего задания
§ 19-23, № 399, 410, 412 Дает пояснения по домашнему заданию. Сообщает, что следующий урок будет уроком обзорного повторения по теме: «Разложение многочленов на множители» и подготовки к контрольной работе. Записывают домашнее задание.
VIII. Резервные задания
№ 398, 400, 405, 416, 417 Использует для реализации дифференцированного подхода к обучению.  

 

Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе

Цель занятия: студент




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.