КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочный материал. Урок – основная форма учебного процесса
Урок – основная форма учебного процесса. Говоря об уроке, имеют в виду логически законченный, ограниченный определенными рамками отрезок времени учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные моменты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. 1. Основные методические требования к уроку математики 1) целенаправленность; 2) рациональное построение и дифференциация содержания урока; 3) более полное использование гуманитарного потенциала математического образования; 4) обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение развивающее личность; 5) организация продуктивной учебной деятельности учащихся на уроке с учетом их интересов, наклонностей и потребности; 6) мотивация учения и формирование у учащихся умений учиться математике; 7) сотрудничество учителя и учащихся не только при проведении, но и при разработке урока. Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса можно положить в основу классификации уроков. Например, по основной дидактической цели урока можно разъединить на: а) урок ознакомления с новым материалом; б) урок закрепления изученного; в) урок проверки и коррекции знаний и умений. Возможен (и довольно часто применяется) так называемый комбинированный урок. Обычно в рамках этого урока осуществляется ознакомление и закрепление нового материала. 2. Основные типы уроков Структура урока различных типов определяется основной дидактической целью. Урок изучения нового материала. Основная дидактическая цель: введение понятий или установления свойств изучаемых объектов (признаков, отношений), или построения правил (алгоритмов) и др. Этапы урока: 1) сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 2) подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 3) ознакомление с новым материалом; 4) первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; 5) постановка задания на дом; 6) подведение итогов урока. Урок закрепления знаний. Основная дидактическая цель: формирование определенных умений. Этапы урока: 1) проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала; 2) сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; 3) воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; 4) перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; 5) подведение итогов урока; 6) постановка домашнего задания. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Основная дидактическая цель: выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. Этапы урока: 1) ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; 2) проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; 3) проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; 4) проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; 5) проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; 6) подведение итогов урока. Комбинированный урок. Характерной особенностью такого урока является постановка и достижение нескольких дидактических целей. Традиционной является следующая структура урока: 1) ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; 2) проверка домашнего задания; 3) проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; 4) изложение нового материала; 5) первичное закрепление изученного; 6) подведение итогов урока; 7) постановка домашнего задания. План урока состоит из следующих основных компонентов урока: 1. Тип урока. 2. Тема. 3. Цели. 4. Оборудование. 5. Структура урока. Приведем один из возможных вариантов плана урока математики в VI классе по изучению правил умножения положительных и отрицательных чисел с использованием учебника Н.Я. Виленкина и др. 2.1. П л а н у р о к а и з у ч е н и я н о в о г о м а т е р и а л а Тема: «Умножение положительных и отрицательных чисел». Цели: формирование знаний о правилах умножения положительных и отрицательных чисел и умений применять их в простейших случаях; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; воспитание ответственного отношения к учебному труду. Оборудование: модель термометра, плакат с изображением рисунка 89 из учебника, таблицы для устного счета. Структура урока: I. Постановка цели урока (2 мин). II. Подготовка к изучению нового материала повторением, а также проверкой умений находить модуль данного числа и отыскивать числа с одинаковыми и разными знаками из предлагаемого набора (фронтальный опрос; 3 мин). III. Ознакомление с новым материалом (25 мин): а) решение задачи № 1104 и аналогичной ей на изменение температуры (опросить Иванова, Петрову, Калинову, Нечаева); б) анализ полученных результатов, выявление закономерностей и формулировка правил умножения двух чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел (с подключением к ответам остальных учащихся класса); в) самостоятельное ознакомление учащихся с содержанием п. 35 учебника, выделение сведений, о которых не говорилось учителем, ответы на вопросы учащихся; г) обобщение правил умножения двух положительных и двух отрицательных чисел. IV. Первичное осмысление и заучивание рассмотренных правил через их применение в простейших случаях и решение № 1102, 1103, 1105, 1106 (опросить Васильеву, Михайлова, Степанова, Ильину; 10 мин). V. Постановка домашнего задания: изучить п. 35 учебника, выучить наизусть правила умножения чисел с одинаковыми и разными знаками, решить VI. Подведение итогов урока проверкой знания и понимания формулировок правил умножения чисел с одинаковыми и разными знаками и оценкой ответов учащихся (фронтальный опрос: 3 мин). VII. Резерв: № 1120, 1122 и 1126. План, дополненный описанием хода урока, называют конспектом урока. Конспект урока – модель урока. Он предполагает описание деятельности учителя и ожидаемой деятельности учащихся с возможными вариантами. Конспект урока может быть оформлен в трех формах его описания: произвольной; с выделением деятельности учителя и учащихся; с выделением системы вопросов и ответов на них, раскрывающих содержание урока. Для нас наибольший интерес представляет вторая форма. Приведем пример оформления конспекта урока алгебры в VII классе по применению различных способов разложения многочлена на множители с использованием учебника Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина и др.
2.2. К о н с п е к т у р о к а з а к р е п л е н и я и з у ч е н н о г о Тема: Применение нескольких способов разложения многочлена на множители. Цели: сформировать умения разлагать многочлен на множители вынесением общего множителя за скобки, группировкой и применением формул сокращенного умножения; развивать навыки самоконтроля; воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при разложении многочленов на множители. Оборудование: кодоскоп, таблицы с формулами сокращенного умножения, раздаточный материал. Структура урока: I. Сообщение темы и цели практикума (2 мин.). II. Проверка домашнего задания (3 мин.). III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (5 мин.). IV. Инструктирование по выполнению заданий практикума (3 мин.). V. Выполнение заданий в группах (25 мин.). VI. Проверка и обсуждение полученных результатов (5 мин.). VII. Постановка домашнего задания (2 мин.). VIII. Резервные задания. Таблица 8 Ход урока
Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе Цель занятия: студент
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |