КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к методическому построению учебника
1) От методического построения учебников во многом зависит сознательность, глубина и прочность усвоения знаний, выработка у учащихся умений, навыков, формирование интереса к предмету. Методическое построение учебников тем лучше, чем последовательнее оно активизирует познавательную деятельность учащихся. В связи с этим большое значение приобретает логическая структура изложения материала. 2) Общее требование к изложению материала состоит в том, чтобы оно в единстве решало следующие задачи: было в меру доказательным, обеспечивало активность мышления учащихся и возможное на данной стадии обучения развитие их познавательных способностей. Желательно широкое применение проблемного подхода к изложению. 3) Научные понятия излагаются индуктивным путем. При этом важно соблюсти основное требование: понятие должно вводиться и раскрываться на достаточном фактическом материале, знакомом учащимся из практической жизни. 4) Принципы доказательности и логической стройности изложения приобретают особое значение при рассмотрении научных теорий. Теории должны быть изложены, опираясь на небольшое, но достаточное для доказательства число фактов. Основные положения теории должны быть разъяснены, четко сформулированы и где нужно иллюстрированы достаточным числом примеров. В изложение отдельных наиболее важных теорий следует включать исторические справки. Изложение теорий должно находить, возможно, более широкое применение при рассмотрении последующего материала. 5) С целью развития самостоятельности учащихся в приобретении знаний отдельные параграфы следует излагать с расчетом на изучение (в классе или дома) без предварительного объяснения учителем (это могут быть сведения описательного характера, обобщение пройденного, выяснение свойств или простейших закономерностей и т.п.). 6) В целях обеспечения более активного, глубокого и прочного усвоения учащимися знаний, излагаемых в учебнике, текст и иллюстрации должны сопровождаться вопросами и заданиями. Вопросы и задания должны быть разнообразными по характеру и содержанию, требовать выполнения самых различных действий и мыслительных операций. Одни вопросы могут требовать от учащихся только воспроизведения каких-либо фактов, другие – более сложных мыслительных действий: объяснения явления, сравнения, доказательства, обобщения, оценки и т.д. Большое значение имеют вопросы для повторения в новых связях старого материала. Например, задания на группировку явлений по данному признаку, на подведение частного под общее и т.п. В учебники должно быть включено достаточное число упражнений на применение знаний, на наблюдение изучаемых объектов, выведение новых свойств и др. 7) В учебниках должны даваться указания к различным практическим работам. Составляться они должны с расчетом формирования самостоятельности учащихся, сложность заданий должна возрастать от класса к классу, а степень детализации инструкции снижаться. Там, где возможно, лабораторно-практические работы следует ставить в исследовательском плане. 8) Иллюстративный материал должен способствовать прочности усвоения материала, служить наглядной опорой мышления, значение его тем больше, чем меньше возраст учащихся и слабее развита способность отвлеченно мыслить. Иллюстрации в учебнике должны быть методически целенаправленны по графическому и художественному оформлению. Важное в изображении объектов следует выделять цветной краской. Следует использовать также диаграммы, графики, таблицы, карты. Подпись к рисунку должна не только называть изображаемое, но и кратко объяснять его и таким образом руководить учеником при рассмотрении рисунка. Важные выводы, формулы, подлежащие запоминанию, следует выделять шрифтом. 9). Учебники для старших классов должны быть снабжены предметными указателями, справочными таблицами и ориентировать учащихся на пользование ими. Структура учебника математики для средней школы строится на основе определенных логических принципов, учитывает возрастные особенности учащихся, определенный для данного возраста уровень строгости изложения, поставленные цели обучения и т. д. Например, содержание школьного учебника математики для младших классов, как правило, опирается на ближайшее окружение учащихся, знакомое им из собственного опыта. Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию. 3.2. Анализ учебной литературы и, в первую очередь, учебников является одним из видов методической деятельности учителя (табл. 3). Существует около 300 методов и приемов анализов учебников. Содержание всех изданных «Дидактических материалов» соответствует программам, учебникам и учебным пособиям по математике. Структура учебных пособий «Дидактические материалы» примерно одинакова. Каждое из них начинается с предисловия, в котором указано назначение предлагаемых работ и даны краткие указания к их использованию. «Дидактические материалы» – пособия для учителей, а не предписание к неуклонному решению всех помещенных в них задач. Учитель сам, используя тексты самостоятельных и контрольных работ, либо их часть, либо отдельные задачи и упражнения, определяет содержание самостоятельной работы учащихся на уроке. Таблица 3 Анализ школьного учебника математики
Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ от работы с другими учебниками. Основной учебник учитель рекомендует учащимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них учитель может почерпнуть материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания. В силу своего назначения в системе средств обучения учебник является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. Своим содержанием и методическим аппаратом он оказывает решающее влияние на мышление учащихся, на развитие памяти, интереса, на формирование умения самостоятельно работать с учебником. Тема 2. Планирование работы учителя математики Цель занятия: студент
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |