Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I уровень




Примеры выполнения общих заданий

Задание 1

Логико-математический анализ темы

«Декартовы координаты и векторы в пространстве»

(по учебнику «Геометрия 10–11», авт. Погорелов А.В., 2006 г.).

Основные понятия:

– координатные осиОх, Оу, Оz; начало координат – точка О;

– координатные плоскост и – хОу, хОz, уОz;

– координаты точки – числа, равные по абсолютной величине длине отрезка от точки до соответствующей координатной плоскости, обозначение А (х, у, z);

– вектор – направленный отрезок;

– абсолютная величина вектора – длина отрезка;

– направление вектора; одинаково направленные векторы, противоположно направленные;

– равные векторы – одинаково направлены и равны по абсолютной величине, или имеют равные координаты;

– сумма векторов;

– произведение векторы на число;

– скалярное произведение векторов.

Способы определения вводимых понятий явные, с указанием характеристического свойства и конструктивные, используется аналогия.

Например, определение равных векторов:

Термин – равные векторы.

Род – векторы.

Видовые отличия: 1) векторы одинаково направлены; и 2) абсолютные величины (длины) векторов равны,

Все свойства соединены союзом «и», определение конъюнктивное.

Основные предложения темы:

– формулы расстояния между точками в пространстве:

А1 1, у1, z1), А2 2, у2, z2), А1 А2 2 = (х2 – х1)2 + 1 – у2)2 + (z1 – z2)2 ;

– формулы координат середины отрезка:

точки А1 1, у1, z1), А2 2, у2, z2), отрезок А1А2, С (х, у, z) – середина отрезка;

– уравнение фигуры в пространстве; уравнение плоскости.

– свойства действий над векторами;

– формула нахождения косинуса угла между векторами.

II уровень. Виды теорем – теоремы – формулы; методы доказательства – используется прямое доказательство, алгебраический метод (тождественных преобразований), используются дополнительные построения. Ранее изученный материал представлен в табл. 4. (блок А).

III уровень. Результаты логико-математического анализа темы представлены в табл.12.

Таблица 12

Логико-математический анализ темы

«Декартовы координаты в пространстве»

А Ранее изученный материал, необходимый для изучения темы В Теоретический материал темы С Применение изученного материала
- система координат на плоскости; - формулы расстояний между точками, координат середины отрезка; - уравнение фигуры; уравнение прямой; - метод координат на плоскости. - векторы на плоскости; - векторная алгебра; - векторный метод на плоскости. - понятие угла между прямыми и плоскостями, векторами.   Уравнение плоскости, сферы Уравнение фигуры Координаты середины отрезка Формула расстояния между точками Координаты точки Система координат Декартовы координаты в пространстве Метод координат Векторы в пространстве Действия над векторами в координатах Векторный метод       - решение задач в курсе геометрии, алгебры и начал анализа; - применение в курсе физики; - при изучении темы «Тела вращения»; - при изучении темы «Многогранники».

Основные идеи и методы изучения: дедуктивное изучение темы, метод аналогии.

Например, теорема о том, что скалярное произведение двух векторов в пространстве равно произведению их абсолютных величин на косинус угла между ними, доказывается, как и на плоскости с помощью векторных преобразований (аналогично).

Задание 2

Основные типы математических задач в теме «Объемы многогранников»

I уровень

– задачи на вычисление объемов многогранников;

– задачи на вычисление элементов многогранников, по его объему;

– задачи на вычисление объемов подобных тел;

– комбинированные задачи (на построение многогранника и вычисление его объема);

– текстовые задачи на вычисление объемов и других размеров (длин) многогранника.

Примеры задач по теме для общеобразовательных классов

1. Основание наклонного параллелепипеда – квадрат, сторона которого 1 м. Одно из боковых ребер равно 2 м и образует с каждой из прилежащих сторон основания угол 60 градусов. Найдите объем параллелепипеда.

2. В правильной треугольной пирамиде боковое ребро 4 см, а сторона основания 6 см. Найдите объем пирамиды [20].

3. Сечение железнодорожной насыпи имеет вид трапеции с нижним основанием 14 м, верхним 8 м и высотой 3,2 м. Найдите сколько кубических метров земли приходится на 1 км насыпи.

4. Через середину высоты пирамиду проведена плоскость, параллельная основанию. В каком отношении она делит объем пирамиды?

Частный прием решения задачи на вычисление объема пирамиды (задача 3):

1) изучите содержание задачи: какая пирамида дана, какие элементы пирамиды известны. Сделайте чертеж по условию задачи, обозначьте пирамиду и ее высоту. Запишите, что дано и что надо найти;

2) запишите формулу для нахождения объема пирамиды в общем виде, а затем эту формулу с использованием введенных обозначений для данной пирамиды;

3) найдите площадь основания пирамиды, используя данные;

4) найдите высоту пирамиды, используя прямоугольный треугольник;

5) вычислите объем пирамиды;

6) запишите ответ.

II уровень

Примеры задач по теме для гуманитарных классов

1. Выпуклый многогранник имеет своими гранями только четырехугольники. Сколько он имеет вершин и граней, если: а) Р = 12; б) Р = 15. Изобразить эти многогранники.

2. Постройте кабинетную проекцию данной вам правильной четырехугольной призмы. Соедините точку пересечения диагоналей верхнего основания с вершинами нижнего основания. У вас получится правильная четырехугольная пирамида, вписанная в правильную четырехугольную призму. Сравните их объемы. Вычислите угол наклона ребра пирамиды к плоскости основания, произведя минимум измерений. Выразите линейные элементы пирамиды через линейные размеры призмы. Найдите объемы пирамиды и призмы.

3. Выполните чертеж развертки поверхности правильной треугольной (четырехугольной, шестиугольной) призмы. Вычислите объем призмы, произведя необходимые измерения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.