КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II уровень. Тема: Применение производной в физике и технике (10 класс, 2 часа)
Практическая работа Тема: Применение производной в физике и технике (10 класс, 2 часа) Цели урока: 1. Определить физический смысл производной, рассмотреть использование механического истолкования производной при решении задач, связанных с ним, расширить знания учащихся и ввести понятия производной второго порядка, используя ее физический смысл. 2. Развивать логическое мышление при установлении связи физических величин с понятием производной, развивать монологическую речь в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий, развивать навыки самостоятельной работы. 3. Воспитывать интерес к изучаемому материалу. Оборудование: таблицы по определению производной, раскладные карточки по правилам дифференцирования, перфокарты, карточки для осуществления обратной связи. К данному уроку учащиеся готовят ответы на вопросы, используя предложенную литературу: 1. О происхождении терминов «производная» и «предел» и их обозначения. 2. Физический смысл производной. 3. Применение производной в физике. 4. Применение производной в технике. Кроме того, они должны подобрать задачи, в которых выясняется физический смысл производной. Девиз урока: «Добывай знания сам!» Ход урока Учитель: Изучение материала по теме урока имеет принципиально важное значение, так как здесь показывается приложение производной к решению различных физических задач, т. е. возможности применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении процессов и явлений реального мира. Дифференциальные исчисления связаны с понятием производной. Вопрос: Что называется производной? Сообщение учащегося: 1) о происхождении терминов и обозначений производной и предела; 2) из истории дифференциального исчисления. Учитель: Часто можно слышать, что математики и физики – это лирики. Софья Ковалевская говорила: «Математик должен быть поэтом в душе». Приведу слова из учительского фольклора (с использованием таблицы «Алгоритм нахождения производной»). В данной функции от х, нареченной игреком Вы фиксируете х, отмечая индексом Придаете вы ему тотчас приращение Тем у функции самой вызвав изменение Приращений тех теперь взявши отношение Пробуждаете к нулю dх стремление Предел такого отношения вычисляется Он производною в науке называется у| = Одно из применений производной основывается на её геометрическом смысле. Вопрос: В чем суть геометрического смысла производной? Проблемная задача: Две материальные точки движутся прямолинейно по законам: S1 (t) = 2.5 t2 – 6 t+1; S2 (t) = 0.5 t2 + 2 t – 3; В какой момент времени скорости их равны, т. е. V1 (t0) = V2 (t0), t0 =? Учитель: Рассмотрим физический смысл производной. Учащиеся, которые готовили этот вопрос, будут «защищать диссертацию». (Остальные дите делают записи в тетрадях и уточняют непонятные моменты). Сообщение учащегося: о применении производной в физике и технике. Класс решает предложенную проблемную задачу. Закрепление и проверка уровня усвоения Вопросы: В чем заключается физический смысл первой производной? В чем заключается физический смысл второй производной? Учащимся предлагается заполнить таблицу: Таблица 26
Задача 1. Точка движется прямолинейно по закону S(t) = 2 t3 – 3 t. Вычислите скорость движения точки: а) в момент времени t; б) в момент t0 = 2с. Задача 2. Найдите скорость и ускорение для точки, движущейся по закону S(t) = t3 + 2 t + 3: а) в момент времени t; б) в момент t0 = 3 с. Самостоятельная работа Учащиеся выполняют задания устно и на вопрос учителя поднимают карточку с правильным ответом. Вариант № 1. 1. В чем сущность физического смысла у /? А) Скорость Б) Ускорение В) Угловой коэффициент Г) Время 2. Точка движется по закону S(t) =2 t3 +3t. Чему равна скорость в момент t0 = 1 с? А) 15 Б) 12 В) 9 Г) 3 3. Зависимость пути S от времени движения выражается формулой S = . Чему равно ускорение? А) Б) 2gt В) gt Г) g 4. Точка движется прямолинейно по закону S(t) = t3/3 – 2 t2+3 t+1. В какие моменты времени её скорость будет равна нулю? А) 1 и 3 Б) 1 и 4 В) 2 Г) 2 и 0 5. Скорость тела, движущегося прямолинейно, определяется по формуле V(t) = 5 t3 + t2. Чему равно ускорение тела в момент времени t0 = 1с? А) 17 Б) 32 В) 30 Г) 16. Ответы, которые должны показать ребята:
Итог урока. При подведении итогов урока учитель еще раз подчеркивает суть геометрического и физического смысла первой и второй производной, связь математики и физики. Задание 12 Обобщение и систематизация темы «Объемы и площади многогранников и тел вращения» (фрагмент урока, 11 класс)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |