свойственный человеку способ отношения к обьективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей
высшая форма (или уровень) психического отражения
высшая форма и способ познания человеком окружающего мира и самого себя
процесс усвоения и активного воспроизведения человеком знаний, опыта, системы реальных связей между явлениями действительности
Вопрос № 2. Основными свойствами сознания человека являются…
предметность
способность к рефлексии и внутренний диалогизм
постоянство
социальный характер
Вопрос № 3. Согласно теории психоанализа, часть психического аппарата, взаимодействующая с реальностью и обеспечивающая здоровье и безопасность личности, представляет собой…
бессознательное
сознание
поведение
супер-эго
Вопрос № 4. «Продуктами» функционирования самосознания человека являются…
цели деятельности
план действий
самооценка
образ «Я»
Вопрос № 5. Сознательно воспринять предмет – это значит...
«создать» образ предмета, не используя в восприятии мышления, память, речь
просчитать возможные последствия взаимодействия с этим предметом
воспринять предмет под углом зрения потребностей
отнести воспринятых предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове
Вопрос № 6. К основным формам проявления бессознательного, по З.Фрейду, относятся…
интегральные продукты деятельности
неосознаваемые установки
сновидения
невропатические синдромы
Вопрос № 7. Типы сознания в современной психологии определяют как…
осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени
бессознательное состояние
осознание символических репрезентаций окружающего
простое осознание внешних раздражителей
осознание собственного сознания
Вопрос № 8. В структуру сознания входит (входят)…
социализация
речь
аффективно-смысловые образования
адаптация
Вопрос № 9. Понятие бессознательного раскрывают следующие определения:
высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку
психическое содержание, не присутствующее в сознании, но оказывающее на него большое влияние
все то, что не становится предметом особых действий по осознанию
форма отражения объективной действительности в психике человека
совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта
Вопрос № 10. Основные классы проявлений бессознательного:
непрерывно меняющиеся чувственные и умственные образы
неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается
осознание символических репрезентаций окружающего
ГЛОССАРИЙ:
Бессознательное
– совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. В отличие от сознания, в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов Выделяют 4 класса проявлений бессознательного: 1) надсознательные явления; 2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим; неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания; 4) проявления субсенсорного восприятия – формы \ непосредственного психического отражения действительности, обусловливенной такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета. Выделяют следующие классы проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы – истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы – действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности; 3) восприятие подпороговое – в силу большого объема информации не осознаваемое. Основные формы бессознательного, по Фрейду – сновидения, невротические симптомы (например, навязчивые действия) и ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки и т.д.
Надсознательное
(сверхсознание)
– не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач; механизм творческой интуиции.
Предсознание
– (по Фрейду) пограничная область между сознанием и бессознательным; то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время не осознано
Самосознание
– осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как субъекта деятельности. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции.
Свойства сознания
1) активность – проявляется в дифференциации отражаемых предметов по степени значимости, в зависимости от потребностей носителя сознания;
2) интенциональность (предметность) – направленность в какой-либо предмет, объект или образ
3) способность к рефлексии, т.е. самонаблюдению, и внутренний даилогизм;
4) мотивационно-ценностный характер;
5) социальный характер – опосредствованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами (словами, символами);
6) разные уровни ясности.
Сознание
– высшая форма (или уровень) психического отражения, присущий только человеку; непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире; Свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
Типы сознания (по Э. Тульвингу): 1) простое осознание внешних раздражителей; 2) осознание символических репрезентаций окружающего; 3) осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени. Сознание неразрывно связано с речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание формируется посредством речи и развивается в труде.
Структура личности по З. Фрейду
– в психоаналитической теории выделяют три компонента личности:
«Оно» (Id) (бессознательное) – локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности – т.н. «принцип удовольствия»
«Я» (Ego) (сознание) – модификация части «Оно» целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Деятельность «Я» сознательна и определяется «принципом реальности»
Сверх-Я (Super-Ego) (сверхсознательное) – система моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям «Я» субъекта.
Я-концепция
– относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция— целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе; включает следующие компоненты: 1) когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); 2) эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; 3) оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление