Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 28. Сознание человека




ДЕ № 6. Введение в общую психологию

 

Вопрос № 1. Сознаниеэто...

 

  1. свойственный человеку способ отношения к обьективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей
  2. высшая форма (или уровень) психического отражения
  3. высшая форма и способ познания человеком окружающего мира и самого себя
  4. процесс усвоения и активного воспроизведения человеком знаний, опыта, системы реальных связей между явлениями действительности

 

Вопрос № 2. Основными свойствами сознания человека являются…

 

  1. предметность
  2. способность к рефлексии и внутренний диалогизм
  3. постоянство
  4. социальный характер

 

Вопрос № 3. Согласно теории психоанализа, часть психического аппарата, взаимодействующая с реальностью и обеспечивающая здоровье и безопасность личности, представляет собой…

 

  1. бессознательное
  2. сознание
  3. поведение
  4. супер-эго

 

Вопрос № 4. «Продуктами» функционирования самосознания человека являются…

 

  1. цели деятельности
  2. план действий
  3. самооценка
  4. образ «Я»

 

Вопрос № 5. Сознательно воспринять предмет – это значит...

 

  1. «создать» образ предмета, не используя в восприятии мышления, память, речь
  2. просчитать возможные последствия взаимодействия с этим предметом
  3. воспринять предмет под углом зрения потребностей
  4. отнести воспринятых предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове

 

Вопрос № 6. К основным формам проявления бессознательного, по З.Фрейду, относятся…

  1. интегральные продукты деятельности
  2. неосознаваемые установки
  3. сновидения
  4. невропатические синдромы

 

Вопрос № 7. Типы сознания в современной психологии определяют как…

  1. осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени
  2. бессознательное состояние
  3. осознание символических репрезентаций окружающего
  4. простое осознание внешних раздражителей
  5. осознание собственного сознания

 

Вопрос № 8. В структуру сознания входит (входят)…

 

  1. социализация
  2. речь
  3. аффективно-смысловые образования
  4. адаптация

 

Вопрос № 9. Понятие бессознательного раскрывают следующие определения:

  1. высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку
  2. психическое содержание, не присутствующее в сознании, но оказывающее на него большое влияние
  3. все то, что не становится предметом особых действий по осознанию
  4. форма отражения объективной действительности в психике человека
  5. совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта

 

Вопрос № 10. Основные классы проявлений бессознательного:

 

  1. непрерывно меняющиеся чувственные и умственные образы
  2. неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
  3. поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
  4. подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается
  5. осознание символических репрезентаций окружающего

 

ГЛОССАРИЙ:

 

Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. В отличие от сознания, в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов Выделяют 4 класса проявлений бессознательного: 1) надсознательные явления; 2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим; неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания; 4) проявления субсенсорного восприятия – формы \ непосредственного психического отражения действительности, обусловливенной такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета. Выделяют следующие классы проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы – истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы – действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности; 3) восприятие подпороговое – в силу большого объема информации не осознаваемое. Основные формы бессознательного, по Фрейду – сновидения, невротические симптомы (например, навязчивые действия) и ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки и т.д.
Надсознательное (сверхсознание) – не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач; механизм творческой интуиции.
Предсознание – (по Фрейду) пограничная область между сознанием и бессознательным; то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время не осознано
Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как субъекта деятельности. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции.
Свойства сознания 1) активность – проявляется в дифференциации отражаемых предметов по степени значимости, в зависимости от потребностей носителя сознания; 2) интенциональность (предметность) – направленность в какой-либо предмет, объект или образ 3) способность к рефлексии, т.е. самонаблюдению, и внутренний даилогизм; 4) мотивационно-ценностный характер; 5) социальный характер – опосредствованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами (словами, символами); 6) разные уровни ясности.
Сознание – высшая форма (или уровень) психического отражения, присущий только человеку; непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире; Свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Типы сознания (по Э. Тульвингу): 1) простое осознание внешних раздражителей; 2) осознание символических репрезентаций окружающего; 3) осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени. Сознание неразрывно связано с речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание формируется посредством речи и развивается в труде.
Структура личности по З. Фрейду – в психоаналитической теории выделяют три компонента личности: «Оно» (Id) (бессознательное) – локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности – т.н. «принцип удовольствия» «Я» (Ego) (сознание) – модификация части «Оно» целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Деятельность «Я» сознательна и определяется «принципом реальности» Сверх-Я (Super-Ego) (сверхсознательное) – система моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям «Я» субъекта.
Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция— целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе; включает следующие компоненты: 1) когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); 2) эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; 3) оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.