Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 31. Память и представление




ДЕ № 7. Познавательные процессы

 

Вопрос № 1. Установите соответствие между познавательным процессом и его характеристикой:

 

обобщенное и опосредованное отражение существенных связей и отношений действительности 1. восприятие
закрепление, сохранение и воспроизведение опыта 2. воображение
построение новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта 3. мышление
формирование образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств 4. память

 

Вопрос № 2. Вид памяти, характеризуемый способностью сохранять актуальную информацию до момента необходимости, называется__________ памятью

  1. эйдетической
  2. зрительной
  3. оперативной
  4. кратковременной

 

Вопрос № 3. К функциям представления НЕ относится:

 

  1. коммуникативная
  2. регулирующая
  3. настроечная
  4. сигнальная

 

Вопрос № 4. Памятью называется психический процесс, который заключается в…

 

  1. механизме фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом
  2. удержании прошлого опыта, чего уже нет в настоящем
  3. способе существовании психики во времени
  4. обобщенном отражении предметов и явлений действительности

 

Вопрос № 5. В кратковременной памяти одновременно находится в среднем…

 

  1. 9 элементов
  2. 11 элементов
  3. 5 элементов
  4. 7 элементов

 

Вопрос № 6. Вид памяти с длительностью хранения информации не более 30 секунд называют...

 

  1. долговременной
  2. кратковременной
  3. оперативной
  4. сенсорной

 

Вопрос № 7. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены…

 

  1. Дж. Уотсоном
  2. Г. Эббингаузом
  3. У. Найссером
  4. Б.Ф. Зейгарник

 

Вопрос № 8. Тип зрительной памяти, долго сохраняющий яркий образ со всеми деталями увиденного – это ______ память

  1. наглядно-образная
  2. словесно-логическая
  3. эйдетическая
  4. эмоциональная

 

Вопрос № 9. Основанием разделения представлений на зрительные, слуховые, органические является…

  1. участие воли
  2. ведущий анализатор
  3. обобщенность

 

Вопрос № 10. Отражение предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта – это…

  1. ощущение
  2. воображение
  3. мышление
  4. представление

 

 

ГЛОССАРИЙ:

 

Виды представления по анализатору – выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, органические, осязательные, двигательные, пространственные.
Виды представления по степени волевых усилий – выделяют: непроизвольные (возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека) и произвольные (возникающие в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели).
Виды представления по степени обобщенности – выделяют: единичные (представления, основанные на наблюдении одного предмета) и общие (обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов).
Долговременная память   – вид памяти, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения информации, закодированной по смыслу, что приводит к установлению ассоциативных связей между элементами.
Закономерности запоминания – выявлены в резульатте исследований Г. Эббингауза: 1.Самое заурядное событие может оставить глубокий след в нашей памяти и человек может помнить его всю свою жизнь. 2.И наоборот, яркое, громкое происшествие, может легко стереться из памяти, и мы забудем его через некоторое время. 3.Обратив единожды внимательный взгляд на некое событие, можно зафиксировать его для дальнейшего воспроизведения впоследствии. 4.Запомнив какую-либо цепочку или ряд событий, мы увереннее всего воспроизведем начало и конец. 5.Ассоциации играют важную роль для запоминания и воспроизведения впечатлений от некоего события. 6.Запоминание материала будет более эффективным, если повторять материал не целиком за один раз, а частями в течение периода. 7.Интерес человека к какому-либо событию или явлению, является своеобразным ускорителем для извлечения воспоминаний. 8.Все события и происшествия, запомнившиеся нам, вступают в ассоциативную связь между собой; и др.
Иконическая память – разновидность сенсорной памяти, сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на ​очень короткое время.
Кратковременная память – вид памяти со временем хранения информации до 30 с., которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, так как объем кратковременной памяти ограничен и по сути равен объему внимания (7 + 2 объекта.) Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения.
Логическая память – память, построенная на выделении и запоминании ​логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми ​элементами. См. также «Механическая память».
Лурия, Александр Романович (1902-1977) – советский психолог, основоположник нейропсихологии, автор книги «Маленькая книжка о большой памяти», где описывает свои эксперименты с мнемонистом Шерешевским, обладателем уникальной памяти.
Механическая память – направленная на запоминание не ​связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом ​отношении элементов. См. также «Логическая память».
Мнемический – относящийся к запоминанию (греч. mnemonikon – искусство запоминания)
Мнемотехника (или мнемоника) – система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (например, запоминание последовательности цветов радуги по первым буквам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
Непроизвольная память – характеризуется отсутствием установки на запоминание и использование информации. При непроизвольном запоминании мнемическая цель стоит в отношении чего-то другого, тем не менее что-то запоминается.
Оперативная память – вид памяти, характеризующийся хранение информации в течение срока, необходимого для решения определенной задачи, по завершении которой информация исчезает.
Память – психический процесс, обеспечивающий существование психики во времени путем сохранения, удержания и использования информации. Включает в себя следующие механизмы: запоминание (регистрация информации), хранение (удержание информации), воспроизведение (использование), узнавание и забывание (утрата либо невозможность воспроизведения имеющейся информации). По времени сохранения материала выделяют: сенсорную, кратковременную, промежуточную, оперативную, долговременную память.  
Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Выделяют 1) представления памяти (репродуктивные) и 2) представления воображения (продуктивные).
Произвольная память – характеризуется наличием установки на запоминание и использование информации, сознательное стремление запомнить.
Промежуточная память – вид памяти, промежуточная инстанция между ​кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация ​сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память (что как правило, происходит во сне).
Реминисценция – эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удалось воспроизвести.
Свойства представления – 1) наглядность, 2) фрагментарность, 3) неустойчивость, непостоянство 4) обобщенность.
Сенсорная память – вид памяти с сохранением информации не более 2 с., отображающая физические характеристики стимулов. Характеризуется точностью вопринятой информации, и невозможностью оперировать ею.
Функции представления – 1) сигнальная: отражение в каждом конкретно случае не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением; 2) регулирующая: отбор нужной информации о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности; 3) настроечная: ориентация деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.
Эббингауз, Герман – (1850-1909) – немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии, автор классических исследований работы памяти. Исходным материалом этих исследований послужили бессмысленные слоги, не вызывающие смысловых ассоциаций. В результате были выявлены закономерности запоминания.
Эйдетическая память – вид зрительной памяти человека, связанный со способностью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.
Эффект Зейгарник – мнемический эффект (открыт советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник), состоящий в зависимости эффективности запоминания материала от степени завершенности задачи, требующей данного материала: человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным.
Эхоическая память – разновидность сенсорной памяти, сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время. В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.