Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки и виды субъектов медицинского права




МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА

 

 

Понятие субъектов медицинского права может быть обосновано теорией права, которая исходит из того, что субъектами права являются физические лица, организации, органы, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Общепризнано, что круг и виды субъектов права непосредственно зависят от сферы общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию, а поэтому, в зависимости от того, какие общественные отношения регулируют нормы права, решается вопрос, кто является субъектом права 1.

Исходя из этого, субъект ами медицинского права являются участники медицинских правоотношений (физические лица и организации), поведение которых регулируется нормами медицинского права, являющиеся носителями субъективных прав и обязанностей.

Все субъекты медицинского права могут быть разделены на три группы:

1) организации и граждане-предприниматели, непосредственно осуществляющие деятельность по оказанию медицинских услуг, производству и торговле товарами (лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения), выполнению работ (переработка донорской крови, ее компонентов), имеющих медицинский характер и др.;

2) организации, осуществляющие функции управления в сфере здравоохранения;

3) физические лица, как пациенты или потребители услуг, товаров и работ медицинского назначения.

Первой и второй группе субъектов медицинского права характерны определенные признаки, которые обозначены в теории права, а именно: наличие организационно-правовой формы; имущественная обособленность; легитимность существования в качестве субъекта медицинского права; наличие прав и обязанностей; самостоятельная имущественная ответственность.

Вместе с тем, для субъектов медицинского права второй группы характерны особенности относительно вышеуказанных признаков. Определенность организационно-правовой формы состоит в том, что субъект медицинского права имеет собственную правовую форму, внутреннюю структуру, органы управления, которые могут быть определены в законодательстве, уставе, учредительном договоре или положении, организованный коллектив работников. Особенность данного признака относительно организаций и граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, касается такого элемента, как трудовой коллектив работников, поскольку в действующем законодательстве закреплены квалификационные требования к таким работникам. Так, согласно ст. 74 Основ законодательства Украины о здравоохранениимедицинскую и фармацевтическую деятельность могут осуществлять лица, имеющие специальное образование и отвечающие единым квалификационным требованиям. Кроме того, согласно ст. 16 вышеуказанного нормативно-правового акта независимо от юридического статуса учреждения здравоохранения, руководство им может осуществлять только лицо, отвечающее установленным государством единым квалификационным требованиям. Специальные квалификационные требования к составу трудового коллектива, а также к гражданам-предпринимателям установлены в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства здравоохранения Украины от 12 января 2001 г.2 в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по переработке донорской крови и ее компонентов, изготовлению из них препаратов, хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства здравоохранения Украины от 16 февраля 2001 г.3 и др.

Имущественная обособленность первой и второй группы субъектов медицинского права предполагает наличие у него имущества, необходимого для осуществления деятельности и достижения определенных результатов. Правовые формы такого обособления могут быть разными (право собственности, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право оперативного использования), поскольку зависят от организационно-правовой формы деятельности, видов деятельности, наличия либо отсутствия статуса юридического лица.

Особенностью имущественной обособленности организаций и граждан-предпринимателей, непосредственно осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, является то, что помимо требования иметь обособленное имущество, в законодательстве определено, какое именно имущество должно быть обособлено, в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Так, например, для осуществления определенных видов медицинской практики необходимо иметь помещения, отвечающие установленным санитарным нормам и правилам, оборудование, оснащение и приборы в соответствии с Табелем оснащения изделиями медицинского назначения лечебных и диагностических кабинетов амбулаторно-поликлинических заведений, стационарных отделений больниц, который утверждается Министерством здравоохранения Украины.

Следовательно, субъекты медицинского права, непосредственно осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, должны обладать специальным имуществом, требования к которому определены в законодательстве.

Следующим признаком первой и второй группы субъектов медицинской права является легитимность существования в качестве такого субъекта. Особенности данного признака относительно организаций и граждан-предпринимателей, непосредственно осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения здоровья, проявляется в том, что их легитимация состоит из нескольких этапов: первый этап – государственная регистрация субъектов; второй этап – лицензирование соответствующих видов деятельности, в частности, медицинской практики, производства и торговли лекарственными средствами, переработки донорской крови и ее компонентов и др.; третий этап – государственная аккредитация учреждений здравоохранения. Следовательно, легитимация субъектов медицинского права является сложной, поскольку рассматриваемым субъектам для осуществления своей деятельности недостаточно пройти только государственную регистрацию, а необходимо также получить соответствующую лицензию. В отдельных случаях их существование как субъектов медицинского права зависит от прохождения такой процедуры, как государственная аккредитация учреждений здравоохрарения.

Наличие прав и обязанностей у субъекта медицинского права необходимо для выполнения стоящих перед ним задач, реализации возложенных функций и достижения поставленных целей. Совокупность необходимых для всего этого прав и обязанностей раскрывается в юридической литературе через понятие«компетенция»,то естьсовокупность имеющихся у субъекта прав и обязанностей, постоянно закрепленных за ним законом. Субъективные права и обязанности, приобретаемые субъектом в правоотношениях, поскольку они принадлежат ему на основании закона, относятся к категории «вторичных» и выходящих за рамки компетенции 4.

Самостоятельная имущественная ответственность субъектов медицинского права означает, что они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им имуществом, если иное не предусмотрено законодательством.

Субъекты медицинского права классифицируют по содержанию деятельности или функциям субъекта, которые он выполняет в сфере здравоохранения. Учитывая особенности выполняемых функций субъектами медицинского права, выделяют следующие виды таких субъектов:

1) учреждения здравоохранения и структурные подразделения;

2) граждане-предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию медицинских услуг, производству и торговле товарами и выполнению работ, имеющих медицинский характер;

3) органы управления в сфере здравоохранения;

4) физические лица, которым предоставляется медицинская помощь, или которые являются непосредственными потребителями медицинских услуг, товаров и работ медицинского характера.

Учреждения здравоохранения занимают ведущее место среди субъектов медицинского права. Согласно ст. 3 Основ учреждения здравоохранения - это предприятия, учреждения и организации, задачей которых является обеспечение разнообразных потребностей населения в области здравоохранения путем предоставления медико-санитарной помощи, включая широкий спектр профилактических и лечебных мероприятий или услуг медицинского характера, а также выполнение иных функций на основе профессиональной деятельности медицинских работников.

К учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие учреждения здравоохранения. Учреждения здравоохранения создаются предприятиями, учреждениями и организациями с разными формами собственности, а также частными лицами.

Согласно Перечню учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Украины от 22 июня 1995 г.:

1).к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения относятся

- больницы (республиканские, областные, центральные городские, городские, районные, участковые и другие специализированные);

- территориальные медицинские объединения;

- медицинские центры;

- госпитали;

- медико-санитарная часть;

- центры по профилактике и борьбе из СПИДом;

- диспансеры;

- амбулаторно-поликлинические учреждения;

- учреждения переливания крови и др.;

2).к санитарно-профилактическим учреждениям здравоохранения относятся:

- санитарно-эпидемиологические учреждения;

- учреждения санитарного образования;

3) к санаторно-курортным учреждениям

- грязелечебницы;

- курортные поликлиники;

- санатории;

- санатории-профилактории;

- специализированные санатории;

- детские оздоровительные центры;

4) к аптечным учреждениям здравоохранения относятся:

- аптечные базы (склады);

- аптеки и др. 5

Переход Украины к рыночной экономике не мог не отразиться на правовом положении учреждений здравоохранения, так как после начала экономических реформ гражданам была предоставлена возможность получать медицинские и иные услуги в учреждениях здравоохранения различных форм собственности. В связи с этим, выделяют государственные (коммунальные) и негосударственные учреждения здравоохранения.

Учреждения здравоохранения, осуществляющие деятельность с целью получения прибыли, относятся к коммерческим организациям и имеют статус субъекта хозяйствования. В действующем законодательстве отсутствуют ограничения относительно выбора организационной формы хозяйствования в сфере здравоохранения. Вместе с тем одной из наиболее распространенных таких форм в этой сфере являются хозяйственные общества, возможность создания которых предусмотрена Законом Украины «О хозяйственных обществах» 6.

Так как коммерческие учреждения здравоохранения создаются с целью получения прибыли, то для них устанавливается обязанность зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Это обуславливается тем, что другой возможности получения прибыли украинское законодательство не предусматривает. Кроме того, коммерческие учреждения здравоохранения в своей деятельности должны руководствоваться законодательством о предпринимательстве. Эти требования являются одними из основных, отличающих коммерческие учреждения здравоохранения от некоммерческих. Необходимо обратить внимание на то, что права учредителей или участников относительно имущества коммерческого учреждения здравоохранения, являющегося его собственником, опосредуются корпоративными правоотношениями, в которых они состоят с указанным учреждением. Управление коммерческими учреждениями здравоохранения осуществляется при помощи системы органов, которые формируются участниками или учредителями (как, например, в акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью), или непосредственно самими участниками (например, полное общество).

Учреждения здравоохранения, создаваемые для оказания бесплатной медицинской помощи и финансируемые из государственного или местных бюджетов без цели получения прибыли, являются некоммерческими государственными (коммунальными) учреждениями здравоохранения. Согласно ст.3 Хозяйственного кодекса Украины такие некоммерческие организации могут извлекать доходы, но в результате не основной, а второстепенной деятельности направленной на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, являющейся хозяйственным обеспечением деятельности нехозяйствующих субъектов 7. Такие доходы рассматриваются как внебюджетные источники финансирования некоммерческих учреждений здравоохранения и могут использоваться ими для выполнения основных уставных целей этих организаций.

Деятельность коммерческих и некоммерческих учреждений здравоохранения имеет определенные отличия. Во-первых, деятельность коммерческих учреждений здравоохранения направлена непосредственно на удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в платных медицинских услугах и работах по восстановлению их здоровья и профилактике заболеваний, в то время как деятельность некоммерческих (государственных и коммунальных) учреждений здравоохранения направлена на оказание гарантированной государством бесплатной медико-санитарной помощи всем нуждающимся гражданам. Во-вторых, субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию платных медицинских услуг в отличие от государственных (коммунальных) учреждений здравоохранения имеют определенные ограничения. Так, они не могут заниматься изъятием органов и тканей, забором крови и др. В-третьих, основная цель деятельности учреждений, оказывающих платные медицинские услуги, заключается в получении прибыли, в то время как деятельность государственных (коммунальных) учреждений здравоохранения относится к неприбыльной.

Следовательно, в сфере здравоохранении Украины действуют некоммерческие и коммерческие учреждения здравоохранения, деятельность которых направлена на предоставление медицинской помощи и оказание медицинских услуг, включая широкий спектр профилактических и лечебных мероприятий, обеспечение разнообразных потребностей населения в товарах и работах медицинского характера.

Субъектами медицинского права являются филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (структурные единицы), деятельность которых направлена на охрану здоровья. Право организаций на их создание является одним из важнейших прав, предоставленных законодательством Украины.

Правовой статус обособленных подразделений (структурных единиц) учреждений здравоохранения и других организаций определяется общим законодательством, в частности, Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины «О хозяйственных обществах», «О кооперации» 8 и др.

Правовое положение конкретного обособленного подразделения (структурной единицы) определяется организацией, в состав которой они входят, в таком локальном нормативном акте, как положение. Это положение составляет основу деятельности филиала, представительства, другого обособленного подразделения (структурной единицы) учреждения здравоохранения (организации), путем определения: задач, функций, полномочий, органов управления, деятельности, структуры, трудового коллектива, правового режима, имущества, порядка ликвидации и реорганизации и др.

Рассматриваемые субъекты широко используются для осуществления деятельности по предоставлению медицинских услуг коммерчискими организациями, для которых медицинская или фармацевтическая деятельность не является основной. Например, оказание медицинских услуг путем создания внутрихозяйственного подразделения, в процессе осуществления других видов деятельности, не связанных с охраной здоровья.

Обособленными подразделениями (структурными подразделениями) некоммерческих учреждений здравоохранения являются фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники, отделения, лаборатории и др. Кроме того, имеется практика создания хозрасчетных структурных подразделений для оказания платных медицинских услуг при осуществлении лечебно-профилактической деятельности государственными (коммунальными) лечебными учреждениями.

Следующим видом субъектов медицинского права являются граждане-предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию медицинских услуг, торговле лекарственными средствами и товарами медицинского назначения, без создания юридического лица. Правовое положение рассматриваемых субъектов определяется Гражданским 9 и Хозяйственным кодексами Украины.

Такое предпринимательство, как организационная форма хозяйствования в здравоохранении имеет свои особенности:

1).осуществлять деятельность в этой форме могут только граждане Украины или другого государства, имеющие соответствующую квалификацию и стаж работы, а также в качестве исключения граждане, не имеющие соответствующего образования, но получившие специальное разрешение на осуществление деятельности в сфере народной и нетрадиционной медицины;

2).специалисты, получившие медицинское образование могут быть допущены к осуществлению частного предпринимательства только в установленном законодательством Украины порядке;

3).для осуществления деятельности требуется наличие лицензии;

4).условия осуществления определенных видов деятельности в сфере охраны здоровья определяются специальным нормативным актом, в частности, Лицензионными условиями.

Частное предпринимательство в сфере здравоохранения имеет свои преимущества и недостатки (табл. 6.1.)

Таблица 6.1. Преимущества и недостатки частного предпринимательства в сфере здравоохранения

 

Преимущества Недостатки
1. Простота организации деятельности..Личная независимость предпринимателя в своих решениях от других лиц. 1. Проблема изоляции – необходимость принимать решение не только по профессиональным вопросам, но и по техническим, кадровым, рекламным, решение которых может быть непрофессионально
2. Независимость в бизнесе 2. Особенности бизнеса (частное..предпринимательство требует больших деловых навыков)
3.Профессиональная независимость 3.Особенности обслуживания больных (большая ответственность перед больными, боязнь их потерять)

 

Наиболее распространенной сферой частного предпринимательства в здравоохранении является деятельность по предоставлению медицинских услуг. Так, по данным Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в период с 1 января 2001 г. по 1 января 2003 г. в Украине было выдано частным предпринимателям 2439 лицензий на осуществление медицинской практики и только 40 лицензий – на розничную торговлю лекарственными средствами. На иные виды предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения лицензии частным предпринимателям не выдавались 10.

Одной из основных причин популярности этой организационной формы в деятельности по предоставлению медицинских услуг является простота создания – государственная регистрация как субъекта предпринимательства и получение лицензии, а также возможность осуществления деятельности без существенных капитальных вложений. При этом наиболее распространенными сферами такой деятельности являются стоматология, народная и нетрадиционная медицина, поскольку, например, для предоставления услуг в терапевтической и хирургической стоматологии, предпринимателю необходимо иметь соответствующее помещение сравнительно небольших размеров, стоматологическое кресло, необходимый инструмент и материалы 11.

Также одной из наиболее привлекательных сфер деятельности по предоставлению медицинских услуг для частного предпринимательства в Украине может быть в ближайшем будущем семейная медицина, как одно из основных направлений реформирования здравоохранения Украины.

Интересный опыт частного предпринимательства в сфере семейной медицины имеется в странах с развитым общественным здравоохранением, например, в Великобритании, Испании, Канаде, США. Также в последнее время эта форма предпринимательства в сфере семейной медицины получила свое развитие в странах СНГ, например, в России, Казахстане, а также в Украине, где, например, по решению сессии Комсомольского горсовета Полтавской области, разрешена семейная практика частным предпринимателям – на основе договора с больницей и оплатой их труда из местного бюджета 12.

Следующим видом субъектов медицинского права являются органы управления в сфере охраны здоровья, к которым согласно ст. 15 Основ относятся: Министерство здравоохранения Украины как специально уполномоченный центральный орган государственной исполнительной власти в области здравоохранения, отдел здравоохранения Совета Министров Автономной Республики Крым и местные органы государственной исполнительной власти (управления, отделы здравоохранения).

Развитие рыночных отношений в здравоохранении обусловило снижение роли и значения органов управления в этой сфере. Появление наряду с государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения негосударственных учреждений, а также легализация оказания платных медицинских услуг способствовали формированию мнения о ненужности управленческих структур в этой отрасли экономики. Вместе с тем реальные события показали ошибочность этой точки зрения и подтвердили необходимость влияния государства через свои органы управления на деятельность всех учреждений здравоохранения независимо от формы собственности. 13

Система органов управления в сфере здравоохранения представлена государственными и коммунальными органами. К государственным органам относятся Министерство здравоохранения Украины и соответствующие управления здравоохранения местных государственных администраций (далее управления здравоохранения), которые осуществляют функции управления относительно учреждений здравоохранения государственной формы собственности14 и регулируют деятельность негосударственных учреждений здравоохранения, используя при этом такие средства, как лицензирование, сертификация и стандартизация, регулирование цен и тарифов, предоставление определенных льгот и др.

К коммунальным органам управления в сфере здравоохранения относятся местные советы, осуществляющие функции управления относительно учреждений здравоохранения коммунальной формы собственности15. Вместе с тем, как свидетельствует практика, в отдельных регионах местные государственные администрации управляют деятельностью коммунальных учреждений здравоохранения. Так, в Донецкой области в соответствии с решением областного совета от 4 марта 1999 г. № 23/5-116 часть полномочий в отношении управления коммунальными лечебными учреждениями области делегирована Донецкой государственной администрации, а именно управлению здравоохранения16.

Министерство здравоохранения Украины (далее МОЗ Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Правовой статус этого органа определяется Положением о Министерстве здравоохранения Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 24 июля 2000 г. Согласно данному Положению МОЗ Украины является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, санитарного и эпидемического благополучия населения, создания, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения17.

В своей деятельности МОЗ Украины руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а также вышеуказанным Положением. В пределах своих полномочий МОЗ Украины организовывает исполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.

Следующим органом управления в сфере здравоохранения являются управления здравоохранения здоровья, правовой статус которых определяется Типовым положением об управлении здравоохранения областной, Севастопольской городской государственной администрации и Главном управлении здравоохранении Киевской городской государственной администрации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2000 г. Согласно данному положению этот орган является структурным подразделением областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации, который создается председателем соответствующей государственной администрации, подотчетен и подконтролен ему и МОЗ Украины 18.

Управление здравоохранения в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказами МОЗ Украины, распоряжениями председателя соответствующей государственной администрации, актами соответствующего органа местного самоуправления, принятыми в пределах его компетенции, а также вышеуказанным Положением.

Функции управления относительно учреждений здравоохранения коммунальной формы собственности осуществляют отделы здравоохранения местных советов (далее - отделы здравоохранения), которые могут создаваться исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городе советов в пределах утвержденных ими структуры и штатов, для осуществления полномочий в сфере здравоохранения.

Данные отделы подотчетны и подконтрольны создавшему их совету, подчинены его исполнительному комитету, сельскому, поселковому, городскому голове, председателю районного в городе совета. Положение об отделе здравоохранения утверждается соответствующим советом.

Субъектами медицинского права являются физические лица, поскольку в соответствии с законодательством Украины об охране здоровья граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства являются носителями соответствующих прав и обязанностей в области здравоохранения. Согласно Основам иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты медицинского права делятся на две группы: постоянно проживающие на территории Украины и пользующиеся теми же правами и несущие те же обязанности, что и граждане Украины; временно находящиеся на ее территории, медицинская помощь которым оказывается согласно соответствующим нормативно-правым актам и международным договорам 19-21.

К рассматриваемым субъектам, как правило, применяется такое понятие как «пациент», определение которого отсутствует в законодательстве. С точки зрения лингвистов «пациент» - это больной, лечащийся у врача 22. Однако отношения больного не ограничиваются только лечением у врача, поскольку, будучи больным, гражданин вынужден вступать в отношения с аптечными учреждениями, приобретая при этом рекомендуемые врачом лекарства, изделия медицинского назначения, применение которых необходимо для его выздоровления. Кроме того, гражданин может быть субъектом медицинского права как потребитель медицинских услуг, не имея при этом проблем со здоровьем. Например, гражданин решил пройти курс профилактических процедур с целью предупреждения болезни или в случае прохождения обязательного медицинского осмотра и т.д. Отсюда, субъекты медицинского права – физические лица могут иметь статус пациента – больного, нуждающегося в медицинской помощи (услуге) или потребителя медицинских услуг, лекарственных средств, товаров и работ медицинского назначения.

Таким образом, субъектами медицинского права являются организации, их структурные подразделения, граждане-предприниматели, которые на основе лицензии и специального имущества непосредственно осуществляют деятельность в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением, а также физические лица как пациенты и потребители медицинских услуг, лекарственных средств, товаров и работ медицинского назначения (Рис.6.1.).

 

 
 

 


Научно-исследовательские институты
Аптеки; аптечные базы (склады)
Санитарно-эпидемиологические учреждения; учреждения санитарного образования
Больницы; медицинские центры; госпитали; медицинские санчасти; поликлиники; станции переливания крови и др.
Грязелечебницы; курортные поликлиники; санатории; санатории-профилактории; детские оздоровительные центры.
Научно-медицинские
Аптечные
Санитарно-курортные
Физкультурно-оздоровительные
Санитарно-профилактические
ЛПУ

Рис.6.1. Виды субъектов медицинского права

* ЗДХ- Здравоохранение

* ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.