КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретический блок
Второе занятие. Я-концепция Вопросы для самопроверки Дискуссионные вопросы 1 Что объединяет и что отличает друг от друга понятия "человек", "личность", "индивидуальность", "индивид"? 2 По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности? 3 Идеал личности: каким он был в истории и в чем его сущность в настоящее время? БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ 1 Индивид, индивидуальность, личность. 2 Проанализируйте роль активности личности. 3 В чем проявляется индивидуальность? 4 Как протекает социализация личности? Что влияет на формирование личности? 5 К каким негативным последствиям приводят разные типы неправильного воспитания? 6 Каковы типичные поведенческие реакции в дошкольном, подростковом, юношеском возрастах? 7 Как связаны социальные роли и формирование личности? Какие виды внутриличностных конфликтов возможны?
Высшей степенью развития сознания является самосознание человека. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и определять свое место в этом мире, трансформировать внешний мир и свой собственный микромир. Самосознание позволяет человеку относиться к самому себе так или иначе, оценивать свои поступки, понимать мотивы и результаты своих действий. Самооценка и самоотношение сквозь призму "Я-концепция" личности. Я-КОНЦЕПЦИЯ – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и других свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепция родилось в 1950-е годы в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как-объект. Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный – “образ Я” (характеризует содержание представлений о себе); 2) эмоционально-ценностный, аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в системе самооценок; 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении). Я-концепция – целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты. Я-концепцию отличает сложное, уровневое строение, по-разному понимаемое разными авторами. Например, Р. Берне представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: а) реальное Я (представление о том, каким я хотел бы быть); б) зеркальное Я (представление о том, каким меня видят другие). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. В зависимости от того, на каком уровне – организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют: 1) физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) социальные идентичности: половую, возрастную, этническую, гражданскую, социально-ролевую, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности и стремлением быть в этой общности; 3) дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации (В.В. Столин). Существуют и другие варианты: 1) неосознанные, представленные только в переживании, установки по отношению к себе; 2) частные, парциальные самооценки; 3) относительно целостная Я-концепция; 4) Я-концепция как часть системы ценностных ориентаций личности (И.С. Кон) и др. Кроме того, Я-концепция описывается с точки зрения содержания и характера представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени (Я-прошлое – Я-настоящее – Я-будущее) (М. Розенберг, Е.Т. Соколова). Выделяются также динамическое Я (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), “представляемое Я”, “Я-маска”, “фантастическое Я” и т.п. Расхождение между “идеальным Я” и “реальным Я” служит важным источником развития, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции. Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения и тем самым на собственное становление. Высшей степенью развития сознания является самосознание человека. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и определять свое место в этом мире, трансформировать внешний мир и свой собственный микромир. Самосознание позволяет человеку относиться к самому себе так или иначе, оценивать свои поступки, понимать мотивы и рельтаты своих действий. Соотношение понятий Я-концепция и самосознание точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию, в отличие от самосознания, как результат, итоговый продукт процессов самосознания.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |