Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический блок. Вопросы для самопроверки




Вопросы для самопроверки

Дискуссионные вопросы

Темы рефератов

Темы докладов и сообщений

Практический блок

Семинарское занятие «Общение»

 

1 Структура и социально-психологические функции общения.

2 Коммуникативная сторона общения.

3 Общение как взаимодействие.

4 Социальная перцепция и ее механизмы.

1 Невербальные средства общения.

2 Коммуникативные барьеры общения.

3 Восприятие и познание людьми друг друга при общении.

4 Стили общения.


1 Общение: функции, средства, структура.

2 Д. Карнеги и его рекомендации по улучшению взаимодействия людей в условиях общения.

3 Деловое общение и его особенности.

4 Психология рекламы.

 

1 Почему первое впечатление о незнакомом человеке при общении с ним часто бывает обманчивым?

2 Какие стили общения вы знаете и какой стиль общения наиболее предпочтителен, на ваш взгляд?

3 Почему возникают конфликты между людьми в процессе их взаимодействия?

4 Какие типы взаимодействий вызывают конфликты, а какие, напротив, ведут к сотрудничеству? Каковы основные цели дружбы?

5 Сформулируйте основные нормы и правила дружеских отношений.

 

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ

 

1 В чем заключается сущность общения?

2 Назовите основные функции общения.

3 Каковы невербальные средства общения?

4 В чем сущность коммуникативных барьеров?

5 Назовите основные мотивы взаимодействия людей.

6 В чем сущность социальной перцепции?

7 Что такое эмпатия? В чем заключается высшая форма проявления эмпатии?

8 Как проявляется рефлексия?

9 Казуальная атрибуция как механизм объяснения поведения человека.

10 В чем сущность идентификации как психологического механизма познания другого человека?

11 Перечислите основные виды любви.

Тема 6 Межличностные отношения

Характеристика межличностных отношений. Психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные, деловые и личные (или межличностные). Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются документально. Деловые отношения связаны с учебой или трудовой деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением этой потребности.

Межличностные отношения – это объективно переживаемые взаимосвязи между людьми. Они вплетены во все элементы структуры взаимодействия и общения людей, являются, с одной стороны, эмоциональным отражением процессов этой структуры, а с другой – во многом определяют и их развитие. В структуре общения и взаимодействия людей выделяют, как правило, три компонента: поведенческий, эмоциональный и когнитивный. К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жесты, речь, локомоцию (перемещение в пространстве). Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях. Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например, ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение). Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированными с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг друга; 2) межличностной привлекательности (притяжение и симпатия); 3) взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого). Чувства как аналитическая единица определения межличностных отношений. Чувства – это относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей. В социальном плане они представляют взаимные ориентации людей. Чувства имеют вполне определённые социальные функции такие, как познавательная, мобилизационная, интегративно-защитная и предупреждающая. Социальные функции чувств определяют готовность человека к определённому способу поведения в конкретной ситуации. Познавательная функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека. Мобилизационная функция проявляется в психоматической готовности действовать определённым образом. Интегративно-защитная и предупреждающая функции обеспечивают выбор направления деятельности, ориентировку в ситуациях и отношениях. Таким образом, социальные функции чувств можно рассматривать как уникальный саморазвивающийся механизм приспособления людей друг к другу в процессе социальных отношений. Самая простая и обобщённая типология чувств выделяется по критериям положительных и отрицательных отношений и уровню осознанности. Выделяют положительные, отрицательные, амбивалентные, осознаваемые и неосознаваемые чувства. Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может быть равнодушен по отношению к другому, т.е. не испытывать никаких чувств. Переживания человека являются фактором его социальной адаптации. В психологии выделяют основные типы переживаний: гедонистическое, реалистическое, ценностное, творческое.

Механизмы межличностных отношений. Симпатия – это эмоциональная положительная установка на объект взаимодействия. Взаимная симпатия создает целостное внутригрупповое состояние удовлетворения. Притяжение, являясь одной из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Межличностное притяжение (отталкивание) и симпатию (антипатия) можно рассматривать как условие и результат совместимости (несовместимости) двух лиц в определенных условиях взаимодействия. Выделяют 4 уровня совместимости людей: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социальный. Следствием совместимости является сотрудничество и сработанность, а несовместимости – конфликтность. Сработанность – это согласованность в работе между её участниками. Согласованность здесь понимается как единомыслие, общность точек зрения и дружеские отношения. Под конфликтом обычно понимают столкновение различных (как субъективных, так и объективных) тенденций в мотивах, действиях и поведении личностей, групп и т.п. Психологическая несовместимость проявляется как неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и других вражденных и приобретенных свойствах личности. Важным проявлением межличностных отношений является эмпатия – способность к сопереживанию. Выделяют когнитивную, эмоциональную и поведенческую (действенную) формы эмпатии. Поведенческая эмпатия характерна только для близких отношений. Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.